Название книги настраивает на поэтическую волну, где 7 разноплановых циклов сливаются в палитру оттенков жизни поэтессы, которыми написан портрет современницы с ее разнообразием настроений и эмоций. Уникальные наблюдения в поездках по 70 странам мира, и разный эмоциональный опыт дают шанс самовыражаться неожиданными образами и метафорами. Автора называют поэтессой, не видевшей своих строчек: потеря зрения после ДТП открыла главную способность — видеть сердцем и быть счастливой и благодарной.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Женский портрет в счастливой рамке» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Лариса Саевич, 2025
ISBN 978-5-0065-3382-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
Необычное название книги Ларисы Саевич «Женский портрет в счастливой рамке» помогает читателю сразу настроиться на художественно-поэтическую волну. Семь разноплановых стихотворных циклов сливаются в красочную палитру всех оттенков жизни поэтессы, которыми ей удалось написать портрет нашей современницы, обрамленный разнообразием настроений, впечатлений и эмоций.
Я поэзией дышу,
Я вдыхаю воздух строчек,
Людям кажется — пишу,
А мне просто жить нет мочи
Без стихов.
Открывая книгу стихов автора, снимаешь покров с её души и один на один остаёшься с нею, обнажённой. Если тебе удаётся заглянуть в глаза души (произведений) — её зеркало и узнать какая она, расшифровать её потаённые замыслы, ты входишь в резонанс сотворчества. Ты чувствуешь её ранимую, трепетную, пульсирующую в унисон ударам сердца, сливающуюся в гармоническом ритме не только со своим сердцем, но и с сердцем всей Вселенной.
Держусь за облака,
А жизнь плывет под нами:
Столетья — берега
С годами — островами…
Творчество — это способ проживать разные ситуации, снимать стрессы, познавать мир и себя, проникая в свои глубины и глубины мира. Творчество — это возможность открыть свою душу, выставить на обозрение, пренебрегая всеми опасениями, ринуться в бездну неизвестности и непонимания или восхищения и поощрения. И всё это представлено в произведениях Ларисы Саевич в полной мере, благодаря ее литературному дарованию и неординарному таланту.
В. Боткин в своём письме пишет: «…всякое художественное создание есть отдельный мир, входя в который мы обязуемся жить его законами, дышать его воздухом». И вот тут-то и проявляется наша практическая форма «творческого поведения» читателя.
Прежде, чем позволить читателю проникнуть в свой мир, автор уходит в «отпуск по уходу за душой»:
Вчера я написала заявленье
И ухожу с сегодняшнего дня
В бессрочный отпуск душе исцеленья…
Вы больше не удержите меня…
И только после этого она позволяет нам проникнуть в её внутренний мир, выставляя на суд нашего оценочного отношения исследователя, изучающего её произведения, своё творчество, свою душу. Это особый мир, мир, в котором всё своё: время, пространство, социальные, экономические и прочие закономерности: «Я рисую по белому белым, чистотою по чистоте…»
И, конечно же, психологический мир. Здесь не психология отдельных действующих лиц, которые создают психологическую атмосферу, разворачивая сюжет. Здесь свой понятный, выношенный, выстраданный и принятый мир, в котором свои законы и закономерности, соответствие которым тщетно искать в учебниках по психологии. Ещё Аристотель, в первом известном нам трактате, указывал на «самостоятельность» и «самозаконность» сферы поэзии. Богатая фантазия автора, огромный накопленный материал наблюдений в странствиях по более, чем семидесяти странам мира, разнообразный эмоциональный опыт дают возможность поэтессе самовыражаться в своих произведениях неординарно и самобытно. В её коллекции действительно «не счесть шедевров». Автор ими дорожит, потому что это не только поэзия, это — музыка, это — живопись, выражающие трепет каждого нерва души. В произведениях Ларисы Саевич присутствуют все переливы звуковой организации поэтической речи, благодаря которой она по-особому воспринимается и воздействует на сознание читателя. Это аллитерация, ассонанс, рифма, ритм. Поэтическая речь отличается от прозаической закономерной упорядоченностью звуковой формы и образностью смыслового наполнения. Лариса мастерски владеет всеми этими составляющими: ее поэзия изысканно расшита неожиданными образами и свежими, не сконструированными из уже придуманных ранее, метафорами. И, в то же время, стихи Саевич просты в понимании, читаются удивительно легко и приятно, несмотря на внутреннюю глубину и смысловую многослойность.
Оттенки жизни, представляемые нам автором радостные и грустные, оптимистичные и пессимистичные, согревающие надеждой и безнадёжные, вдохновенные и полные отчаяния, но каждый оттенок пережит и отражён по-своему ярко и необычно. Вот один из примеров:
Пляжный вернисаж — лучей игра,
Почерк гения в штрихах повсюду.
У мольберта: Гелиос, Сол, Ра,
Феб, ярило… — псевдонимы Чуда!
Поэзия Ларисы Саевич преимущественно солнечная и многоцветная, несмотря на то, что написана она при помощи диктофона и озвученного компьютера из-за тяжелого нарушения зрения автора. Её часто называют журналисткой и поэтессой, которая никогда не видела глазами своих строчек, ведь всерьёз писать она начала после трагического ДТП, приведшего к инвалидности. Серьезная потеря зрения открыла в ней в полной мере главную способность — ВИДЕТЬ СЕРДЦЕМ, радоваться всему, что дарит жизнь и быть счастливой и благодарной.
Непросто жить, не видя цифр и строчек,
Не зная выраженья лиц и глаз,
Но видеть можно сердцем, знаю точно,
И добротою тех, кто возле нас…
Однако, портрет современницы не был бы до конца достоверным, если бы был написан только светлыми, солнечными и яркими красками, если бы в нем не отражалась «гармония контраста» жизни любого человека. Лариса Саевич не боится добавления в «женский портрет в счастливой рамке» пронзительно страшных красок, горьких оттенков утрат и потерь.
Она не может спокойно пройти мимо «ветра равнодушия», и поэтому напоминает всем людям мира:
Пожар всем миром можно погасить
Пока он тлеет — равнодушья ветер
Способен искры разнести, спалить
Все «хаты с краю», превращая в пепел.
Поэзия Ларисы Саевич очень песенная и часто привлекает внимание музыкантов разных направлений от классики (концертная сюита Чувств листая календарь и несколько романсов) до рока («Не такие, как все», «Ночной обстрел» и др.) Поэтесса активно сотрудничает с современными композиторами не только Донбасса и Кузбасса, но и всей России. Музыкальность и разноплановость её стихов дала возможность новой жизни многим её произведениям на разных сценах, радио, телевидении и на просторах интернета. Недавними яркими примерами этого стали победа Ларисы Саевич во Всероссийском фестивале «Дары вдохновения» ВОС и присуждение песням на её стихи первой премии в декабре 2022, а также премьера нового романса «Лестницы любви» на большой сцене КСРК ВОС в Москве в феврале 2023, музыку написала московский композитор О. Валимова для творческого дуэта Заслуженного артиста России Алексея Волжанина и лауреата Международных конкурсов Ларисы Волжаниной.
Несмотря на разнообразие цветовой палитры и включения в неё темных красок потерь, поэзия Саевич преимущественно оптимистична и окрашена в яркие цвета любви и дружбы, удивительных впечатлений светлых эмоций.
Редко кто имел возможность побывать в стольких странах, которые посетила Лариса Саевич. Масса впечатлений, эмоций, красок, звуков, понятий, устоев, сливаясь воедино, отражалось в строчках стихотворений. Невозможно было оставаться равнодушной в фейерверке красот. Они переполняли душу, и душа щедро делилась своими драгоценными сокровищами с читателями. Красочно, романтично выписано слияние двух стихий, которое на острове Родос называют «ПОЦЕЛУЕМ морей». В восприятии автора Средиземное спокойное море — невеста, а штормящее Эгейское — жених и… нам представлен неожиданный образный сюжет:
Но осенью снова сплетутся объятья,
Сольются их воды в экстазе страстей…
В фате облаков, в пенном кружеве платья
Невеста спешит на венчанье морей,
А страстный жених в фиолетовом фраке
Смывает преграду волной мощных струй.
Сам Гелиос счастья желает им в браке,
Скрепляет союз двух морей — поцелуй!
Путешествовать вместе с поэтессой на страницах этой книги не только интересно и познавательно, но и очень увлекательно. Её взаимоотношения с разными городами и странами похожи на взаимоотношения людей: всегда неожиданные, не похожие друг на друга, с разными характерами и настроениями, но всегда дружелюбные и наполненные любовью и благодарностью.
И какими бы не были оттенки жизни автора они все пронизаны Любовью. Если во всём мире нет ценности высшей, чем жизнь, то такой мир не имеет шансов к существованию. Но ценность есть, и это Любовь — содержание, для которого единственной, отвечающей ему формой является Слово. Слово способно преображать мир. И, зная это, автор своё поэтическое бытие соотносит с бытием человечества, с его проблемами и достижениями, что делает её более восприимчивой к событиям, ситуациям, мыслям и чувствам. Отражая восприятие мира в своих произведениях, Лариса Саевич формирует потребность в Любви, как высшей духовной ценности человечества, поэтому любовная лирика, на мой взгляд, является художественной вершиной книги, которую вы держите в руках, и духовно-эмоциональным стержнем замечательного творческого портрета настоящей ЖЕНЩИНЫ, которому заслуженно подходит «Счастливая рамка»».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Женский портрет в счастливой рамке» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других