Вы любите читать чужие дневники? А если это дневник читателя? Дневник раздумий над прочитанным, откровений и перевернутой реальности привычных произведений из школьной или институтской программы? Прочитав чужие размышления о любимой книге, ваш мир героев уже никогда не будет прежним. На этих страницах у вас есть возможность поспорить с автором или начать вести свой собственный дневник читателя.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Откровения запойного читателя» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
О чем действительно рассказывает сказка?
В сказках спрятаны многочисленные обряды: инициации мальчика в мужчину, образы превращения из девочки в девушку, и не случайно вовсе название сказки «О спящей красавице и семи богатырях».
Мир сказок сложен и многогранен. И можно долго говорить об этом. Но лучше почитать исследователей спрятанных в сказаниях образов и символов. Я расскажу о своем опыте анализа сказки братьев Гримм «Стеклянный гроб»
Наш герой, странствующий портной. Идет своей дорогой, и заблудившись в лесу, выходит к избушке. Так начинается описание инициации, превращение из юноши в мужчину.
Дремучий, таинственный лес в любо сказке олицетворяет своеобразную преграду между миром живых и миром мертвых. И именно в лесу начинаются все приключения героя. Помимо всего прочего именно в лесу герой встречается с ягой. В нашем случае это седой старик, хозяин избушки.
Выражение «Быстро сказка сказывается, да недолго дело делается» в этом жанре имеет самое прямое значение. И часто понятие времени просто опускается.
Так, рассказчик опустил сколько пришлось времени, чтобы уговорить старика дать приют страннику, сколько тот пробыл там, как долго длился его сон. Все эти действия опущены. Просыпается путник от шума битвы. Он становится свидетелем единоборства черного быка (который олицетворяет собой потусторонний мир) и оленя. Но вот бык повержен, и олень уносит нашего героя к скале.
Здесь хронология повествования несколько сбивается. Попытавшись внести немного конкретики, братья указывают, что портному потребовалось «немало времени, чтобы прийти в себя» и тут же себе противоречат: «когда он чуть отдохнул, олень, ударившись рогами в дверь, которая находилась в скале, исчезает в клубах пламени и дыма». Но оставим это на совести сказочников.
Но теперь у героя другие помощники — таинственная сила, толкающая его вперед, голос, который его ведет непосредственно к гробу. Нашему портняжке нужно только набраться мужества и следовать указаниям.
Стоит упомянуть, что братья Гримм лишили его активности: на всем протяжении сказки он выполняет указания: его уносит олень, оставляя выполнять повеления неведомого голоса, после исполняет просьбы героини. Единственный эпизод, в котором он себя проявляет в действии — это то, что ему самостоятельно удалось убедить старика впустить его в избушку.
В отличие от героя, наша героиня более чем деятельна: она сама просыпается; она велит открыть немедленно стеклянный гроб, в который заключена; назначает нашего храброго портняжку своим женихом. И только после этого мы узнаем ее историю.
Что мы видим в рассказе девушки: присутствует образ «большого дома». Героиня находится на попечении старшего брата. Насколько у них, скажем так, семейные отношения, говорят сами авторы «мы нежно любили друг друга…что решили никогда и ни с кем не вступать в брак и жить до самой смерти вместе».
Создается образ «сестрицы», которая несмотря на то, что дом всегда открыт для друзей, живет под замком. Поскольку попросившемуся к ним на ночлег незнакомцу (оказавшемуся впоследствии волшебником), необходимо проникнуть к ней в комнату с предложением руки и сердца через две крепко запертые двери. Встретив сопротивление, волшебник удаляется, угрожая наказать строптивицу.
Что же дальше? Наутро юная хозяйка дома обнаруживает отсутствие брата и незнакомца, выясняя, что они поехали на охоту, она скачет вслед за ними в лес.
Зачем? Там встречает вчерашнего незнакомца (к этому времени он уже для нее не приятный собеседник, а чудовище), ведущего на поводу оленя. Вопрос о брате встречен смехом, она в гневе стреляет, но пуля отскакивает от тела волшебника, и попадает в голову лошади всадницы. Девушка падает на землю и лишается чувств. Когда приходит в себя, она уже находиться в подземелье, в стеклянном гробу. То есть и здесь мы также наблюдаем моментальное передвижение.
У читателя возникает много зачем. Зачем закрывать девушку за несколько дверей? Как туда удается проникнуть незнакомым и незваным гостям?
Почему утром она спокойно выходит из комнаты и мчит, вооружившись, в лес? Почему, встретившись со злодеем, она вступает с ним в разговор?
Не забывайте, что мы читаем сказку.
Очень мягко описана временная смерть и внезапное воскрешение, так знакомое по другим сказкам.
Здесь нужно сказать, что временная смерть — одна из характерных и постоянных признаков обряда посвящения, которые проходили девушки прежде, чем быть выпущенными из дома. И именно этот момент, когда нужно было уйти из дома ради вступления в брак, вызывал необходимость временной смерти и внезапного воскрешения.
Очень часто в сказке гроб либо хрустальный, либо стеклянный — это характерная черта сказки, поскольку хрусталю приписывались волшебные свойства, он играл некоторую роль в обрядах посвящения.
Братья Гримм дают своим героям черты первопредков. Мы изначально ничего не знаем о родителях героя, героиня предстает перед нами сиротой.
Что именно для этой сказки характерно? О том, как она закончится, сказочники рассказывают вначале: «Пускай никто не говорит, что бедный портной, мол, не в силах достигнуть многого и добиться высоких почестей. Для этого только надо попасть на правильную колею, вот в этом — то самое главное дело, чтоб повезло человеку…» И только потом начинается само повествование.
Но что же все — таки отличает сказку литературную от народной? На мой взгляд, литературной сказке характерна некоторая статичность. Повествование проходит в строгих рамках — определенное количество героев, испытаний, помощников.
Народная волшебная сказка более подвижна, в ней допускается импровизация. Сказитель может на свое усмотрение добавлять или убирать помощников, испытания, высказывать свое мнение на происходящее.
Но одно остается неизменным — в сказке передается опыт поколений через образы и символы. И в литературной, и в народной сказке рассказывается о традициях, о взаимоотношениях мужчины и женщины, о существовании таинственного Великого. Всего того, что мы привыкли называть Жизнь.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Откровения запойного читателя» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других