Как оценить результативность труда педагога, что такое качество и эффективность контроля, какова нормативно-правовая база его организации – на эти и другие вопросы вы найдете ответы в данном пособии. Оно поможет руководителю в построении контрольно-диагностической функции управления, организации внутреннего мониторинга, что будет способствовать совершенствованию качества дошкольного образования, и, следовательно, удовлетворению образовательных потребностей семьи и общества. Книга предназначена для заведующих, старших воспитателей ДОО, специалистов органов управления.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Руководство ДОО. Организация внутреннего контроля предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Педагогический мониторинг как метод контрольно-диагностической функции
Управленческую деятельность руководителя ДОО можно считать системной и результативной, если она обеспечена всесторонней информацией о состоянии в каждом подразделении, т. е. процесс управления требует постоянной обратной связи. Именно контроль в различных его формах и методах обеспечивает такую обратную связь и является важнейшим источником информации.
Из социологии и экологии в педагогическую науку пришло понятие «мониторинг». Оно не имеет однозначного толкования, а изучается и используется в рамках различных сфер научно-практической деятельности человека.
В экологии мониторинг — наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды.
В социологии мониторинг — определение небольшого числа показателей, отражающих состояние социальной сферы, сравнение повторных замеров с базовыми и нормативными показателями.
Есть медицинский мониторинг, обеспечивающий слежение за динамикой здоровья.
Психологический мониторинг устанавливает тенденции и закономерности психического развития детей разного возраста.
П.И. Третьяков рассматривает мониторинг как специфический метод исследования педагогической деятельности и определяет в качестве основной его функции контрольно-диагностическую: «…педагогический мониторинг — метод постоянного исследования, в реализации которого группой исследователей осуществляется нормативная контрольно-диагностическая деятельность на основе совершенствования ее инструментария, а также его основы — педагогической диагностики».
По мнению П.И. Третьякова, расширенное толкование понятия педагогического мониторинга включает и понятие педагогической диагностики как изучения, оценки, регулирования и коррекции процесса или явления. Поэтому и постановка задач мониторинга состоит в том, чтобы правильно оценить степень, направление и причины отклонения в работе педагогической системы.
Эти отклонения вызываются влиянием на педагогическую систему различных внешних и внутренних факторов. Поэтому нельзя согласиться с тем, что педагогический мониторинг — новая функция управления, и с тем, что каждая функция управления выступает как новая точка мониторинга.
Важно выделить основные принципы образовательного мониторинга.
1. Целенаправленность — соответствие мониторинговой деятельности общему стратегическому направлению цели.
2. Научность — построение мониторинга с опорой на новейшие достижения педагогической науки и передовой практики, современной теории управления.
3. Нормативность — опора при организации и осуществлении мониторинга на нормативные документы.
4. Целостность и непрерывность — рассматривание объектов мониторинга во взаимосвязи всех его компонентов.
5. Оптимальность — применение адекватной технологии к объектам мониторинга.
6. Эффективность и действенность — система процедур мониторингового исследования, способствующая переводу системы в новое качественное состояние.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Руководство ДОО. Организация внутреннего контроля предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других