Эпоха Средневековья породила много легенд и героев. Одним из самых знаменитых средневековых персонажей был и остается Влад III Дракула — румынский князь, который трижды занимал престол Валахии, воевал с Османской империей, противостоял натиску султана Мехмеда II. Его изображали святым. Его считали грешником. Он стал прототипом знаменитого графа Дракулы в романе Брэма Стокера. О нем снято бессчетное количество фильмов: одних только полнометражных — около 150. По сей день образ Влада III представляет загадку для исследователей. В этой книге автор приподнимает завесу мифа, окружающего человека, который гордо подписывался именем «Дракула». В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Влад III Дракула. Жизнь и эпоха настоящего графа Дракулы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2
Княжество Валахия
Эту землю издавна населяли геты, которые вынудили Дария, сына Гистаспа, позорно бежать. (…) Когда римляне завоевали страну даков, здесь возникла их колония во главе с неким Флакком, по имени которого страну назвали Флаккия. По прошествии длительного времени, как часто бывает, имя изменилось, и страну стали называть Валахией, а ее жителей валахами. Люди там говорят на романском языке, но настолько измененном, что уроженцу Италии очень трудно их понять[5]{14}.
Территория на левом берегу Дуная, на которой более пятисот лет располагалось княжество Валахия, с древних времен была перекрестком между Востоком и Западом, Европой и Азией. Этот факт помогает объяснить ее бурную историю и геополитическую реальность, которой отмечено правление Влада III Дракулы, поскольку в XV веке Дунай представлял собой границу османской экспансии в Европе.
Княжество Валахия возникло в начале XIV века на землях, граничащих с Карпатскими горами и реками Дунай, Сирет и Милков. Когда дед Влада Мирча Старый (1386–1418) завершил столетний процесс объединения мелких государственных образований в Валахию, ее территории включали Мунтению, Олтению, Добруджу, часть Южной Бессарабии, а также герцогства Амлаш и Фэгэраш в Трансильвании. От Карпатских гор в северной части страны, с перевалами, соединяющими Валахию с Трансильванией, земля постепенно спускалась в область густых лесов, которые южнее переходили в обширные равнины. Такой рельеф затруднял оборону, особенно с юга. Дунай можно было пересечь на барке или по мосту, а зимой он часто замерзал; таким образом, река не представляла собой серьезного естественного препятствия. С севера защищаться было легче, контролируя горные перевалы. Однако местность не позволяла строить крепости, которые можно было бы использовать для сохранения и усиления контроля над регионом в целом. В результате все важнейшие военные укрепления страны располагались вдоль ее границ.
Княжество Валахия, возникшее в конце XIII — начале XIV века, было первым сложившимся румынским государством, однако история народа на территориях Карпато-Дунайского региона уходит корнями в гораздо более далекие времена. В древности регион населяли геты и даки, две ветви одного и того же фракийского племени. По словам географа Страбона, геты жили в районе реки Дунай, а даки — в районе Карпат на территории современной Трансильвании{15}. Первое историческое упоминание о существовании этих народов принадлежит Геродоту, который пишет, что геты «из фракийцев наиболее мужественные и справедливые». Он также приводит два разных рассказа об их религии и поклонении богу Залмоксису{16}. Политическая формация этого народа достигла своего пика в I веке, когда на территории, примерно соответствующей территории современной Румынии, под предводительством Буребисты (70[6] — 44 гг. до н. э.) образовалось мощное Дакийское царство.
В следующем столетии оно вновь расцвело при царе Децебале (87–106 гг. н. э.). Угроза, исходящая от Дакии под предводительством Децебала, в начале своего правления отразившего нападение римлян, вызвала беспокойство у Римской империи. Во время правления императора Траяна Рим решил принять меры против северо-восточного соседа, предприняв две атаки (первую в 101–102, вторую в 105–106), которые привели к полному разрушению Дакийского царства и его преобразованию в римскую провинцию. Завоевание Дакии ознаменовало вершину римского могущества, поскольку это была последняя провинция, присоединенная к империи, и первая, от нее отделившаяся.
Римское правление в Дакии длилось 165 лет, с 106 по 271 год. За это время были построены крепости и города, а провинция колонизирована римскими ветеранами из разных частей империи, говорящими на одном языке — латыни. Фактически латынь уже оказала влияние на Дакию, поскольку контакты между гето-даками и римлянами начались за несколько столетий до завоевания. В 271 году император Аврелиан решил вывести римскую администрацию из Дакии. Решение было разумным с военной точки зрения: Рим отказался от приграничной территории, которую необходимо было обеспечивать и защищать от учащающихся атак варваров с северо-востока, и получил укрепленную линию обороны империи — Дунай.
Тем не менее контакты с бывшей провинцией не прекратились. Рим стремился сохранить эту территорию в качестве буфера, отделяющего империю от варваров, и римляне, поселившиеся там в период римской администрации, по большей части остались. Это смешение колонистов и коренного гето-дакийского населения заложило основу для постепенного становления румынского народа.
Религия является еще одним важным аспектом преемственности. Румыны сформировались как народ не только с общим языком, но и с общей религией. По мере распространения христианства по всему Средиземноморью в последние столетия существования Римской империи оно проникло в Дакию, где его приняло латиноязычное население. Сходство новой религии с культом Залмоксиса, господствовавшим в Дакийском царстве до римского завоевания, еще больше облегчило ее ассимиляцию в этом регионе. Как отметил известный исследователь истории религий Мирча Элиаде, культ Залмоксиса, пожалуй, лучше, чем любой другой дохристианский культ, адаптировался к христианству{17}. Это способствовало слиянию двух культур, что в конечном итоге привело к этногенезу румынского народа.
Христианство начало проникать на земли бывшей Дакии в начале IV века, о чем свидетельствует основание епархии в Томисе[7] (сегодня Констанца) на побережье Черного моря. О раннем распространении христианства в этом регионе, совпавшем с формированием румынского народа, свидетельствует и тот факт, что основная религиозная лексика румынского языка имеет латинское происхождение: церковь = biserica (лат. basilica), крест = cruce (лат. crux, — cis), священник = preot (лат. presbiterum), Бог = Dumnezeu (лат. dom(i)ne deus), Пасха = Paşti (лат. pascha, — ae), Рождество = Crăciun (лат. creatio, — oms), Библия = Biblia (лат. biblia), ангел = înger (лат. angelus){18} и т. д. Если бы христианство не укоренилось среди румын так рано, эти базовые слова, несомненно, имели бы славянское происхождение. Поскольку иерархическая структура Церкви в Валахии сложилась уже после славянского вторжения в Юго-Восточную Европу, она стала славянизированной. Церковнославянский язык стал официальным языком Церкви на румынских землях. В результате любые термины, относящиеся к церковной иерархии, не существовавшие до того времени, происходят из церковнославянского (который, в свою очередь, заимствовал многие термины из греческого), а не из латыни: митрополит = mitropolit (цсл. митрополитъ), патриарх = patriarh (цсл. патрїархъ), игумен = stareț (цсл. старецъ), монах = călugăr (цсл. калоугеръ){19} и т. д.
Свидетельства существования религиозной иерархии в Средние века на территории, которая в конечном итоге стала Валахией, предшествуют образованию княжества. В письме папы Григория IX венгерскому королю Беле IV от 1235 года упоминается псевдоепископ греческого обряда в Валахии{20}. После образования княжества около 1310 года, при правлении князя (воеводы) Басараба I (1310–1352), церковная иерархия начала развиваться дальше, играя существенную роль в средневековом государственном устройстве. Религия также играла роль в стратегии по обеспечению независимости от соседнего католического королевства Венгрия. Есть свидетельства, что Басараб даже предлагал убежище рыцарям-тамплиерам, бежавшим от преследований в Европе{21}. Кульминацией стала победа над королем из Анжуйской династии Карлом I Робертом в битве при Посаде в 1330 году. Басараб I был похоронен в построенной им церкви в Кымпулунге.
Православная церковь в Валахии была официально признана Константинопольским патриархом в 1359 году, во время правления сына и преемника Басараба I Николае Александру (1352–1364). Воевода Валахии обратился к Константинопольскому патриарху с просьбой признать Унгро-Влахийскую митрополию, поскольку, как глава православия, только он мог присвоить титул митрополита. В то же время Николае стремился укрепить связи с Византийской империей{22}, поскольку угроза существованию молодого государства, исходящая от католической Венгрии, сохранялась даже после поражения последней в битве при Посаде[8].
Резиденцией нового митрополита стала церковь Св. Николая, построенная во времена правления Николае Александру{23} в городе Куртя-де-Арджеш, тогдашней столице Валахии. Первоначально митрополит окормлял всю Валахию, но в 1370 году была основана Северинская митрополия (на территории современного города Дробета-Турну-Северин), и вероятной границей между ними стала река Олт{24}. До падения Константинополя в 1453 году митрополиты Валахии, как и митрополиты Молдавии, назначались патриархом в Константинополе, и большинство из них были греками{25}.
Князья Валахии покровительствовали Восточной православной церкви, основывая монастыри и церкви, предоставляя им землю и освобождая от налогов, а также делая пожертвования центру православия на горе Афон. Иногда митрополит или настоятели крупных монастырей участвовали в собраниях Сфатул Домнеск (государственного совета), но в XV веке это происходило только тогда, когда рассматривались вопросы, непосредственно затрагивающие Церковь. В свою очередь Церковь служила моральной и политической опорой государства внутри страны, укрепляя авторитет князя, а также выполняя дипломатическую функцию в отношениях с остальным православным миром. Важность Церкви в средневековом обществе нельзя недооценивать. «Главной характеристикой румынской души того времени была ее религиозность, — правильно заметил румынский историк Илие Миня, — общее явление, свойственное и другим европейским народам. Цивилизация определялась Церковью: литература была, за очень немногими исключениями, религиозной; искусство также было на службе Церкви»{26}. В церквях и монастырях Валахии и Молдавии можно найти одни из прекраснейших образцов византийского искусства, наиболее известны расписные монастыри Буковины.
Феодальная экономическая система в Валахии имела неопределенное происхождение. В результате она стала источником многочисленных споров в румынской историографии. Скорее всего, она образовалась в эпоху великого переселения народов, когда захватчики навязывали свою власть коренному населению и пытались извлечь выгоду из завоеваний. Некоторые ученые, в первую очередь Петре Панайтеску, основываясь на лингвистических данных, утверждают, что славянские вторжения привели к формированию правящего класса, который постепенно стал румынизированным. Это также верно в отношении печенегов в X веке и половцев в XI и XII веках — мигрирующих народов тюркского происхождения из Центральной Азии, которые проникли в Молдавию и Валахию и поселились на плодородных сельскохозяйственных землях{27}. После захвата власти эти народы постепенно ассимилировались коренным населением, подобно тому, как это произошло с ассимиляцией булгар славянским населением в Болгарии.
Другие ученые подчеркивают местное происхождение дворянства, утверждая, что права собственности постепенно узурпировались деревенскими старейшинами, что привело к созданию наследственного класса{28}. Хотя можно предположить, что какое-то местное формирование боярского класса имело место, большинство ученых сходятся во мнении о славянском происхождении боярства, основываясь на лингвистических данных и славянской структуре феодальных институтов на румынских землях.
Необходимость организации системы обороны способствовала расширению феодализма и становлению боярства как социальной группы. Надо отметить, что этот процесс начался на равнинах, которые были более уязвимы к нападениям и имели лучший сельскохозяйственный потенциал. Лишь постепенно он распространился на другие территории. Одним из факторов, способствовавших ускорению процесса феодализации, было то, что в XIII и XIV веках{29} через румынские земли проходили оживленные торговые пути, связывающие Восток и Запад. Поскольку этими путями транспортировали ценности, следовательно, они требовали защиты, что естественным образом повлекло за собой расширение форм феодализма. Эта растущая социальная, политическая и экономическая система привела к возникновению небольших государственных образований, таких как воеводства и княжества, которые постепенно объединялись и в течение XIV века сформировали княжества Валахию и Молдавию. Однако следует помнить, что внутри каждого из этих государств существовали крупные общины свободных крестьян. Таким образом, их нельзя считать целиком феодальными, хотя именно развитие этой системы привело к их созданию. Феодальные отношения между помещиками и крестьянами на румынских землях значительно расширились лишь с распространением османского господства на румынские земли и усилением экономической эксплуатации Портой в XVI веке{30}.
Процесс консолидации мелких государственных образований усиливался также вторжением на румынские земли соседних держав и необходимостью защиты от них. Это особенно верно в отношении Венгерского королевства, которое после завоевания Трансильвании пыталось распространить свой контроль на Валахию и Молдавию, провоцируя местное население объединяться в политическом и военном отношении, чтобы противостоять расширению Magyar Királyság[9]{31}.
В результате в XIV веке мы сталкиваемся с возникновением княжеств на румынских землях, сначала в Южной Валахии, граничащей с Дунаем (ок. 1310), а позднее в Молдавии, к востоку от Карпат (1359).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Влад III Дракула. Жизнь и эпоха настоящего графа Дракулы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
8
Битва при Посаде произошла в ноябре 1330 года, когда Карл I Роберт Анжуйский, король Венгрии, повел свою армию в Валахию, чтобы подчинить новообразованное государство. Он потерпел поражение от воеводы Басараба I в горах Фэгэраш на границе между Трансильванией и Валахией. Победа закрепила независимость страны. — Прим. ред.
14
Piccolomini A. S. Cosmographia. // ред. Maria Holban. P. 469–474.
Călători străini despre țările române, vol. I. București, 1968. P. 472.
Русскоязычный перевод источника взят из Эрлихман В. В. Дракула. М.: Молодая гвардия, 2020. С. 272.
16
Strabo. The Geography of Strabo. Vol. 3. / trans. Horace Leonard Jones. Cambridge, MA, 1960. P. 215.
17
Herodotus. Vol. 2. / trans. A. D. Godley. Cambridge, MA, 1966. P. 295, 297 (IV.9495).
Всестороннее описание этой религии: Treptow K. W. A Study in Geto-Dacian Religion: The Cult of Zalmoxis. // From Zalmoxis to Jan Palach. P. 5–22.
18
Eliade M. Zalmoxis, the Vanishing God: Comparative Studies in the Religions and Folklore of Dacia and Eastern Europe. / trans. Willard R. Trask. Chicago, 1972. P. 69.
На ту же тему Treptow K. W. A Study in Geto-Dacian Religion: The Cult of Zalmoxis. // From Zalmoxis to Jan Palach. P. 5–22.
19
Academia Republicii Socialiste România, Institutul de lingvistica din București, Dicționarul explicativ al limbii române DEX. București, 1975.
21
Giurescu C. C. Întemeierea mitropoliei Ungrovlahiei. P. 673–697. // Biserica ortodoxă romînă: Buletinul oficial al patriarhiei romîne, LXXVII: 7–10 (iulieoct., 1959). P. 676–677.
23
Giurescu. Întemierea mitropoliei Ungrovlahiei. P. 685.
История Румынской православной церкви в целом: Iorga N. Istoria bisericii românești, 3 vols. București, 1932.
24
Theodorescu B. and Barnea I. Cultura în cuprinsul mitropoliei Ungrovlahiei. P. 827–888. // Biserica ortodoxă romînă: Buletinul oficial al patriarhiei romîne, LXX–VII:7–10 (iulie-oct., 1959). P. 858. Хотя в начале XV века столица Валахии была перенесена в Тырговиште, резиденция митрополии осталась в Куртя-де-Арджеше. В Тырговиште она переехала только в 1517 году, после реформ, предложенных св. Нифоном князю Раду IV Великому (1495–1508). В 1668 году резиденцией патриарха Румынской православной церкви стал Бухарест. Șerbănescu N. Titulatura mitropoliților, jurisdicția, hotarele și reședințele mitropoliei Ungrovlahiei. P. 698–721. Mitropolitii Ungrovlahiei. P. 722–826. // Biserica ortodoxă romînă: Buletinul oficial al patriarhiei romîne, LXXVII:7–10 (iulie-oct., 1959). P. 716–717.
25
Șerbănescu. Titulatura mitropoliților, jurisdicția, hotarele și reședințele mitropoliei Ungrovlahiei. P. 713.
26
Idem. P. 730–740. Первым митрополитом был Иакинф де Вичина (1359–1372), грек с севера Добруджи. Его известными преемниками до правления Влада III Дракулы были: Харитон (1372–1381), грек, который был настоятелем монастыря Кутлумуш на Афоне; Амим Критопулос (1381–1402), грек, до этого служивший митрополитом Северина; Федор (1402 — до 1412), тоже грек; и Евфимий (1412–?), грек, который, вероятно, также присутствовал на Констанцском соборе (1414–1418). После Евфимия у нас нет сведений о митрополитах Валахии до середины XV века.
27
Minea I. Vlad Dracul și vremea sa, Cercetări istorice: revista de istorie românească, IV:1. Iași, 1928. P. 195.
28
Panaitescu P. P. Problema originii clasei boierești, Înterpretări românești. București, 1994. P. 50–51. Панайтеску соглашается, что половцы сыграли важную, хотя и меньшую роль, чем славяне, в формировании румынского боярского сословия. В качестве доказательства он приводит половецкое происхождение названия семейной династии Басараб, правившей Валахией в XIV и XV веках. Iorga N. Imperiul cumanilor și domnia lui Basarab I, Academia Română, [Mem.] secția istorică, seria III, tom. VIII. București, 1927–1928; Diaconu P. Les Petchenegues au Bas-Danube. București, 1970; Diaconu P. Les Coumans au Bas-Danube aux XI et XII siècles. București, 1978.
30
Превосходное исследование периода, предшествовавшего созданию румынских княжеств: Papacostea S. Românii în secolul al XIII-lea: între cruciatuI și imperiul mongol. București, 1993. См. также Papacostea S. Geneza statelor feudale românești. Cluj-Napoca, 1989.
31
Кит Хитчинс метко описывает влияние османского господства на румынские земли в XVI веке: «Происходил двойной процесс: сокращение числа мелких крестьянских владений, с одной стороны, и расширение крупных поместий — с другой. Однако следует подчеркнуть, что этот процесс начался еще до периода османского вассалитета; он просто ускорился». Hitchins K. Ottoman Domination of Moldavia and Wallachia in the sixteenth century. // Asian Studies One: A Collection of Papers on Aspects of Asian History and Civilization / ed. Balkrishna G. Gokhale. Bombay, India, 1966. P. 141.