Настоящий курс, представляет собой учебное пособие для подготовки судоводителей яхт, катеров и гидроциклов для сдачи экзамена на право управления маломерным судном в ГИМС МЧС Российской Федерации. Цель курса – помочь начинающему судоводителю получить базовые знания о судах и реках, правилах плавания на внутренних водных путях РФ, безопасности движения по воде и подготовиться к экзаменам на право самостоятельного управления судном. Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся возможностью безопасного и приятного отдыха на воде и желающих получить право самостоятельного управления речными маломерными судами. В формате pdf.a4 сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Курс подготовки судоводителей маломерных судов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ГЛАВА 1
Классификация маломерных судов
Вообще судном называется сооружение, способное перемещаться по воде, неся на себе определенные грузы и людей. Таким образом, судном будет и байдарка, и океанский лайнер. Суда, построенные для военных целей и входящие в состав военного флота, принято называть кораблями.
А что же такое «маломерное судно»?
Согласно российскому законодательству под маломерным суд ном понимается судно, длина которого не должна превышать 20 метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцати. (В других странах критерии маломерного судна могут отличаться друг от друга и от российских. В международной практике small craft — судно с «длиной корпуса» до 24 м, без ограничения по количеству людей на борту). Именно эти в соответствии с утвержденным правительством РФ положением подлежат регистрации и учету в ГИМС МЧС России, как маломерные суда.
Мы не будем углубляться в законодательные определения, а рассмотрим те маломерные суда, которые, собственно, и являются предметом нашего обучения, а именно моторную лодку, катер, водный мотоцикл гидроцикл, водный скутер, яхту и бот.
1. К моторным лодкам (мотолодкам) следует относить мало мерные суда, приводимые в движение маломощными подвесными и стационарными двигателями обычно в режиме плавания. Как правило, мотолодки имеют сравнительно плавные обводы корпуса, без плоских глиссирующих поверхностей, нормальную седловатость линии борта.
Примеры маломерных судов: 1 — моторная лодка (мотолодка); 2 — катер; 3 — гидроцикл; 4 — парусная яхта
2. К катерам (от англ. cutter) относятся построенные и эксплуатируемые маломерные суда для движения в режиме глиссирования или в переходном к нему. Для этой цели катера имеют сравнительно мощные двигатели. Длина катера от 1,5 до 40 м, ширина до 7 м, водоизмещение от нескольких десятков кг до 150 m, скорость хода от 3 до 70 узлов (5,5—130 км/ч). Катера, как правило, имеют глиссирующие плоские поверхности на днище, прямолинейную линию борта, возвышающуюся к носу, корму с транцем и наименьшим надводным бортом на нем. Катера имеют палубу в носовой части, кокпит, оборудованный съемным тентом и ветровым стеклом, а также могут иметь надстройку.
3. Мореходные моторные лодки с шлюпочными (видоизменяющимися) обводами, предназначенные для плавания на от крытых водных пространствах и в устьях больших рек длиной более 7—8 м, называют ботами или моторными ботами.
4. Боты имеют обычно надстройку и стационарный двигатель.
5. Боты, имеющие и двигатель, и парусное вооружение, называют моторно-парусными ботами.
6. Под термином яхты подразумеваются в первую очередь парусные, а также моторные, моторнопарусные суда различного водоизмещения, предназначенные для отдыха на воде, туризма и спорта. Отсюда моторная яхта, моторнопарусная, парусномоторная и просто парусная.
7. Глиссер моторное судно, имеющее реданы поперечные уступы на днище (чаще один, реже несколько). Одноместные гоночные глиссеры с подвесными моторами называются скутерами.
8. Гидроцикл бескорпусное водное транспортное средство с механической установкой.
9. Скутер (англ scooter, от scoot мчаться), одноместное спортивное гоночное судно с подвесным двигателем внутреннего сгорания. Имеет в плане форму треугольника или четырёхугольника, днище плоское с реданом, при движении скутер глиссирует. На тихой воде развивает скорость до 80 км/ч и более. По общепринятым для морских и речных судов признакам маломерные суда в основном классифицируются по достаточно большому количеству признаков: по способу передвижения, по назначению, по режиму движения, по району плавания, по об водам корпуса и его материалам, по двигателю, движителю и, наконец, по конструкции набора корпуса.
Рассмотрим их вкратце.
НАЗНАЧЕНИЕ
Одним из главных эксплуатационных признаков судов является назначение. По этим, общепринятым для морских и речных судов, признакам маломерные суда делятся на:
• прогулочные суда, предназначенные для прогулок, отдыха, занятий любительским спортом, туризмом, иных оздоровительных и культурных целей (любительская рыбалка, охота, экскурсии, водные путешествия и т.д..). Более 90% из маломерных прогулочных судов являются судами индивидуального пользования (любительскими);
• производственные (хозяйственные, коммерческие) суда, предназначенные для выполнения хозяйственных задач и функций (перевозка грузов и людей, промысел биоресурсов, водолазные работы и т.д..);
• специальные (служебные) суда, предназначенные для осуществления и выполнения специфических задач и функций в области надзора, охраны жизни людей на воде и окружающей среды, гидрографических и исследовательских работ (патрульные, спасательные, природоохранные, гидрографические, исследовательские катера и лодки и т.д.).
РЕЖИМ ДВИЖЕНИЯ
По режиму движения маломерные суда делятся на:
• суда с режимом плавания водоизмещающие, т.е. вытесняющие корпусом определенный объем воды, не зависящий от скорости;
• суда с режимом глиссирования, при движении которых на днище действует гидродинамическая подъемная сила, уменьшающая сопротивление воды;
• суда с переходным режимом с плавания на глиссирование;
• суда режимом движения на подводных крыльях и с режимом движения на воздушной подушке.
СПОСОБ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
Способ передвижения определяется тем, каким образом, с помощью чего судно движется. Отсюда самоходные (это суда, приводимые в движение механическими установками) и несамоходные (всевозможные буксируемые, толкаемые и стоечные суда (понтоны, дебаркадеры и т. д.).
РАЙОН ПЛАВАНИЯ
Разделение маломерных судов на классы по районам плавания связано с тем, что условия для плавания маломерного судна, особенно в дальних походах, бывают самыми различными. Маршрут может пролегать в открытом море, озере, водохранилище, вне видимости берегов и в прибрежных морских районах. Труднопроходимая для судов река с быстрым течением и малыми глубинами, по которой судно идет сегодня, завтра, сменяется широким водохранилищем, а затем шлюзованным каналом с интенсивным судоходством и т. д.
Даже в одном районе степень трудности плавания не всегда одинакова. В зависимости от гидрометеорологических и других условий характер плавания часто меняется. Например, плавание в шторм на открытых водных пространствах отличается от плавания в штиль; плавание на реке в межень отличается от плавания в половодье; плавание до и после попусков воды через плотины, ниже и выше их также различно и т. д.
Изменение условий плавания, а это обычно связано с изменениями района, где происходит движение судна, может вызвать изменение навигационных (мореходных) качеств судна, его методов эксплуатации, в том числе при выборе курса и управлении.
Сильное волнение поверхности воды может резко уменьшить динамические или статические навигационные качества у не приспособленного к плаванию в шторм судна и вызвать непредвиденное осложнение.
Суда могут подразделяться на морские, озерные, речные. У судов, выходящих в открытые водные пространства, должна быть хорошая мореходность, а у судов, плавающих на малых реках — минимальная осадка.
В соответствии с условиями плавания в различных морских и речных районах суда, техническое состояние которых контролируется ГИМС России (см. выше), в зависимости от своих конструктивных данных, их прочности, оборудования, снабжения, мореходных качеств и технического состояния разделяются на классы, не зависящие от главных линейных размерений судна.
Класс «М» суда, рассчитанные для плавания на больших глубинах, при наличии волн высотой 3 м и длиной 40 м. Условия приближенные к морским. Это суда с повышенной прочностью корпуса и хорошими навигационными качествами, т. е. с увеличенной плавучестью, остойчивостью и т. д.
Класс «о» суда, рассчитаны для плавания при наличии волн высотой до 2 м и длиной 20 м. Условия плавания — озерные.
Класс «Р» — суда, рассчитаны для плавания при волне высотой 1, 2 м и длиной 12, 5 м. Условия плавания речные.
Сами же районы плавания подразделяются на:
морские (МП) бассейны, в которых установлен морской режим плавания(судоходства);
внутренние (ВВП) бассейны, включенные в перечень судоходных внутренних водных путей;
несудоходные (ВП) внутренние водоемы, не включенные в перечень судоходных внутренних водных путей.
МАТЕРИАЛ КОРПУСА
По материалу корпуса маломерные суда делятся на деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые и т. д. Суда, корпус которых состоит из нескольких материалов, например, корпус деревянный, а набор металлический, называются композитными судами.
РОД ДВИГАТЕЛЯ
Принято следующее подразделение судов по роду двигателя: с подвесным мотором (например, мотолодка) и со стационарным двигателем (например, катер).
ТИПЫ ДВИЖИТЕЛЕЙ
Маломерные суда, как правило, в качестве движителя имеют гребной винт, но могут иметь воздушный винт, водометный движитель, газовый реактивный двигатель-движитель.
КОНСТРУКЦИЯ КОРПУСА
Что касается конструкции набора корпуса, то она бывает с поперечным набором, с продольным набором, со смешанным набором, безнаборная. К этому мы ещё вернёмся в отдельной главе.
ОБВОДЫ КОРПУСА
И, в заключение различие маломерных судов по обводам корпуса. Обводы корпуса маломерных судов могут иметь различные формы. Основные два типа обводов подводной части корпуса — это круглоскулый и остроскулый.
• Круглоскулыми называются обводы с плавным переходом днищевой ветви в бортовую (закругленная скула).
• Остроскулыми называются обводы, имеющие на шпангоутах излом в месте соединения днищевой ветви в бортовой. Скулой корпуса называется линия вдоль корпуса, соединяющая точки излома шпангоутов.
• Реданными называются остроскулые обводы с уступом (ступенькой, реданом), расположенным поперек днища; реданов может быть и больше одного.
• Безреданными называются остроскулые обводы с ровным плавным по длине днищем, не имеющим реданов.
• Плоскокилеватыми называются остроскулые обводы, у которых днищевые ветви шпангоутов (всех или за исключением одного-двух-носовых) образованы прямыми линиями.
• Изогнутокилеватыми называются остроскулые обводы, у которых днищевые ветви шпангоутов образованы плавно изогнутой S-образной линией.
• Смешанными называются обводы, при которых часть шпангоутов остроскулая, а часть круглоскулая.
Как показывает опыт, экономичность эксплуатации малого моторного судна определяется правильным выбором двигателя, мощность которого должна соответствовать обводам и размерениям корпуса и нагрузки лодки, подбором элементов гребного винта и обеспечением оптимального ходового дифферента. В случае не правильного подхода к этим вопросам иногда до 30% горючего затрачивается не на движение судна вперёд, а вхолостую на перемешивание больших масс воды за кормой.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Курс подготовки судоводителей маломерных судов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других