Заметки исследований автора об объединённой сфере науки и искусства и методов для её познания: "Философия воплощения жизни человеческого духа и разума", "Нейрографика мышления и жизнь мысли", "Информатика слова", литературоведение, исследование "О чём говорит музыка и как звучат слова", исследование сохранения живого произведения театрального искусства, методика развития детей вместе с научной и художественной литературой, "Здоровая и долголетняя жизнь"
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Книга мудрости о Науке и Искусстве. Заметки исследований» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
О Философии воплощения жизни человеческого духа и разума
В заметке о жизни человеческого духа я написала о том, что необходимо развить мысль из учения К.С. Станиславского о воплощении в философию воплощения жизни человеческого духа и разума, и я эту философию продолжаю разрабатывать с научным подходом к интеграции знаний разных сфер.
Продолжать непрерывную линию жизни через воплощение человеческого духа и деятельностного разума — это и есть жизнь. И философия воплощения жизни человеческого духа устремляется объединить в себе лучшее из учений, тогда как сама идея рождена интеграцией философии Г. Гегеля и теории К.С. Станиславского.
С чего начинается эта непрерывная линия жизни и на что она похожа — ответ на это дает история и древние знания. Дао как путь — одна из первых философий пространственно-временного понимания жизни, философского и практического подхода к ее совершенствованию и направлению по данному пути-линии.
«Дао — сокровенная суть всей бесконечности (множества) вещей, и это высшая ценность для настоящего человека, и то, что растит и поддерживает»[1] — так определяется в «Дао Дэ Цзин» Лао Цзы понятие этого сложного всеобщего закона и одновременно философии мира, «начала и духовного пути».
В понимании «Дао» с учетом всех накопленных человечеством со времени написания труда Лао Цзы знаний, это сама Вселенная и путь в ней каждого, которому необходимо следовать, «могучая река», и путь этот нельзя изменить — действие всеобщих законов мира. «Дэ» образует форму, происходя из «дао», а «дао» движет всем. В понимании не только макрокосма, но и применимо к микрокосму, человеку и его жизни, это есть некий моральный закон и движение в этом мире. Но «путь, ведущий к цели, не есть извечный путь».
Взглянем более широко на понятие воплощения К.С. Станиславского в творческом процессе, спроецировав на всю жизнедеятельность. И начинаем это перенесение смыслов и интеграцию с другими учениями, для чего я буду адаптировать фразы к общему пониманию воплощения жизни духа и разума. «Делать невидимую (творческую) жизнь видимой»[2] — задача воплощения каждого момента бытия, чтобы не было упущено ни части самой жизни без ее «видимого» воплощения — это деятельность, созидание, путь к цели, реализация смысла жизни, собственного понимания назначения или объективно, как в Дао, следование жизненному пути. «Внешнее воплощение важно, потому что оно передает внутреннюю жизнь человеческого духа» — это наше проявление жизни в целом — чтобы ни одно мгновение жизни не было растрачено, и разум и дух воплощали бы себя в деятельности.
И вот ещё продолжение того общего в теории и философии — для жизни: можно провести сравнение с упоминаемыми интуицией и бессознательным, той «беспредельной областью», из которого черпаются переживания, как раз с приводимой в пример природой — миром. И если человек пытается управлять этими процессами сознанием, то сам мир делает это естественно с помощью тех всеобщих законов, которые есть во Вселенной. А вот работа над сознанием, чтобы оно корреспондировало, а лучше — устремлялось к этим природным законам, необходима — так человек приблизится к самому миру. Так что это то же учение Дао «следованию пути» — в теории К.С. Станиславского — «довести все до естественного совершенства»[3].
Вооружившись знаниями из различных сфер, человек может самосовершенствоваться, все более устремляясь к постижению законов мира и развитию собственной материи, духа и разума соразмерно с естественным и природным устройством во Вселенной. Так же, как в философии Г. Гегеля, дающей нам представление о духовном развитии, К.С. Станиславский в воспоминаниях о наставлениях своих учителей пишет о том, что это духовное, «нематериальное», нам, как и многому в природе, дано воплотить через ту материю, которой мы обладаем, развивая тело.
Это развитие тела и духа можно дополнить уроками М. Чехова, переходом духа («кто») в каждую клеточку тела[4]. Следует добавить, что эти же возможности касаются и разума. А передается все через то привычное для человека в жизни — это воплощение через движение, слово и мысли[5] — снова общее знание для разных сфер. И что во всеобщем понимании нам всем интересно в жизни и воплощении наших духа и разума — ответ тот же, как и упоминаемая в уроках атмосфера в театре, но в масштабе атмосферы мира — это сущность жизни, ее содержание, становящееся нашей атмосферой.
Данные теории — еще один метод постижения, познания всего окружающего в мире, проникновение в суть вещей, становление ими в образе для их же понимания — таков масштаб воплощения, устремления человека не просто быть частью мира, но полного духовного и интеллектуального соединения с ним на высшем уровне. Вот и фраза «атмосфера обладает свойством объединять находящиеся в ее сфере сознания»[6] — сеть умов, взаимное стремление к соединению, интеграция.
Так разные сферы, философия, науки и искусство, черпают методы друг у друга, а все законы есть в самом мире, природе, Вселенной. Поэтому данная философия воплощения жизни человеческого духа и разума интегрированная.
Шагнем еще дальше — нам даны все возможности воплощения духа через материю и информатику, наш разум, который развивается и развивает это материальное, давая информационный выход духу — части этого нематериального во Вселенной — и так обретается гармония.
У Г.В.Ф. Гегегеля мы обнаруживаем понятие «anderwerden»[7] становления нечто другим — это тоже процесс воплощения. Но воплощать свой собственный дух или менять его, когда сам процесс воплощения действительно приводит к созданию совершенно другого, чем изначально — в контексте постоянных изменений в мире скорее всего устремление духа изначального к воплощению себя же нового.
Относительно совершенствования человека, обращает внимание понятие духа, «обладающего достоверностью себя самого», то есть морального духа[8], тогда как философ видит общее устремление развития через сознание, разум, дух — к абсолютному знанию. И в будущем разум все более и более с помощью технологий будет не только устремляться к этому знанию-абсолюту, но и к действительному объединению и овладению им, хотя процесс творения нового знания всегда продолжается.
И процесс воплощения духа по Г. Гегелю представляет собой «претворение разумного сознания в действительность» самим этим разумом[9]. И здесь путь и воплощение духа представляют собой устремления к достижению этой мировой всеобщности и становлению разумом всеобщим.
Обратимся к философии духа нашего соотечественника — Николая Бердяева. Это школа религиозного экзистенциализма, но рассмотрим с вами ее с точки зрения всеобщности, применив к жизни практические выводы и рекомендации философа. Н. Бердяев верно замечает, что духовная жизнь такая же реальность, действительность, называя ее «наиреальнейшей»[10]. Поэтому воплощение жизни духа имеет особое значение вместе с жизнью разума. И дух устремляется к высшему бытию. Воплощение жизни духа мыслитель видит через свободу, ее трагедию — именно дух, по мнению Николая Бердяева, способен побороть принудительные рамки действительности. И снова трактуем шире: в самом духе, в том числе, духе мира, заключена бесконечность. И как пишет Н. Бердяев — «цель жизни — в возврате к мистерии духа»[11]. И самопознание как раз необходимо для воплощения жизни духа — у Н. Бердяева — через его свободу.
2018, 2023, Ксения Мира
Литература:
[1] Лао Цзы. Дао дэ цзин. М.: ООО «Новолуние», Производственно-издательский комбинат ВИНИТИ, 1997. — 71 с. С. 56.
[2] Станиславский К.С. Актерский тренинг. Учебник актерского мастерства. Работа актера над собой. Работа над собой в творческом процессе воплощения / К.С. Саниславский. — М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Полиграфиздат; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. — 448 с. — (Золотой фонд актерского мастерства). С. 32.
[3] Станиславский К.С. Актерский тренинг. Учебник актерского мастерства. Работа актера над собой. Работа над собой в творческом процессе воплощения / К.С. Саниславский. — М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Полиграфиздат; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. — 448 с. — (Золотой фонд актерского мастерства). С. 33.
[4] Уроки Михаила Чехова в Государственном театре Литвы. 1932 год. Материалы к курсу «Мастерство актера» / Сост. А. Адомайтите, А. Гуобис. — М.: ГИТИС, 1989. — 73 с. С. 6-7.
[5] Уроки Михаила Чехова в Государственном театре Литвы. 1932 год. Материалы к курсу «Мастерство актера» / Сост. А. Адомайтите, А. Гуобис. — М.: ГИТИС, 1989. — 73 с. С. 9.
[6] Уроки Михаила Чехова в Государственном театре Литвы. 1932 год. Материалы к курсу «Мастерство актера» / Сост. А. Адомайтите, А. Гуобис. — М.: ГИТИС, 1989. — 73 с. С. 52.
[7] Гегель Г.В.Ф. Система наук. Часть первая. Феноменология духа / Перевод Г. Шпета. Издание третье. СПб.: «Наука», 2015. — 441 с.
[8] Гегель Г.В.Ф. Система наук. Часть первая. Феноменология духа / Перевод Г. Шпета. Издание третье. СПб.: «Наука», 2015. — 441 с. С. 321.
[9] Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа / Пер. с нем. Г.Г. Шпета. — 2-е изд. — М.: Академический проспект, 2014. — 494 с. — (Философские технологии. Классическая немецкая философия). С. 202.
[10] Бердяев Н. Философия свободного духа / Николай Бердяев. — М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. — 416 с. — (Философия. Психология). С. 28.
[11] Бердяев Н. Самопознание / Николай Бердяев. — М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. — 447 с., [1] с. — (Философия. Психология).С. 400.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Книга мудрости о Науке и Искусстве. Заметки исследований» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других