Сборник игр и техник для совещаний и командных сессий – настольная книга для лидеров и коучей. В ней собраны активности для разных ситуаций: генерации идей, проведения аудита, принятия решений, формирования стратегии или миссии, проектирования шагов и других.В описании к каждой игре или технике есть комментарии по необходимому реквизиту и рекомендации по адаптации к офлайну или онлайну.Книга построена по принципу конструктора: из 59 техник можно составить несколько тысяч сценариев сессий.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сборник игр и техник для совещаний и командных сессий. Книга для лидеров и коучей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Storming
Аудит
На этом этапе нужно «забурлить» команду, вытащить из нее недосказанное, накопленное, то, что висит мертвым грузом: напряжения, конфликты. Нельзя сходу сказать: «А ну вываливайте свои проблемы, только честно!». Страшно: руководитель уволит, коллега обидится. Сначала, с помощью игр из прошлого раздела, мы сонастроили команду, теперь нужно аккуратно помочь ей поднять на поверхность трудности, чтобы избавиться от этого груза, высвободить энергию и пойти дальше налегке.
В этом разделе собраны техники, которые позволят создать внутри команды честный и глубокий разговор, признать реальность (проблемы и успехи), «наконец» поговорить, разрешить конфликт. Другими словами, провести самоаудит.
Командная сессия — это именно то время и место, когда можно и нужно безопасно разговаривать.
Техники должны быть связаны с запросом команды и делаются после контрактования (постановки и согласования со всеми цели на сессию).
Рисунок
Для этой техники в офлайне понадобятся листы бумаги и цветные карандаши/фломастеры/пастель, в онлайне можно рисовать на доске MIRO или на реальном листе, а затем сфотографировать и отправить всей команде.
Эта техника помогает участникам выразить свои ощущения, коучу — понять общий эмоциональный настрой группы, а также состояние отдельных участников. Может выполняться индивидуально или в малых группах.
Коуч приглашает всех участников расположиться в пространстве на комфортном расстоянии друг от друга, раздает каждому лист бумаги и упаковку карандашей. Далее дается время на то, чтобы каждый нарисовал себя. Например, коуч предлагает нарисовать ответ на вопрос «Кто я в команде?» или «Мой типичный день в команде» и так далее. Тема для рисунка выбирается в зависимости от ситуации.
После того как время закончилось, коуч приглашает команду вернуться в круг. Каждый участник показывает свой рисунок, объясняет его, команда задает вопросы.
Можно провести эту технику другим способом. Коуч собирает рисунки так, чтобы было не понятно где чей рисунок. После вся команда возвращается в круг. Коуч берет первый рисунок, показывает команде. Далее обсуждается что нарисовано на рисунке, угадывается автор. И так повторяется по каждому рисунку.
Если вы очень ограничены во времени, тогда объедините участников в малые группы с тем же заданием. Рисунок будет коллективным, но не менее информативным.
Машина
Для этой техники в офлайне понадобятся ватманы или листы для флипчарта и цветные карандаши/фломастеры/пастель, а в онлайне — шаблон для заполнения в MIRO.
Эта техника позволяет команде увидеть свою роль в общих процессах компании, увидеть роль соседних отделов, а также роль каждого отдельно взятого члена команды. Во время выполнения техники можно продиагностировать как участники относятся к своему месту в компании и как они оценивают друг друга.
Коуч объединяет команду в малые группы и приглашает нарисовать всю их компанию как машину. В этой машине должно быть место команде, собравшейся на сессию и каждому ее члену. Какой это будет автомобиль: спорткар или внедорожник? Припаркован он или куда-то едет? Сколько в нем рулей и колес (очень часто именно это становится главным спором внутри малой группы, а потом команды: кто же руль и сколько их вообще)? Чем детальнее прорисовано — тем лучше.
После того как отведенное время вышло, коуч приглашает команду вернуться в круг, а представителя от каждой малой группы выйти и презентовать получившийся рисунок.
Далее у команды запускается бурление, все участники синхронизируются в ви́дении. Технику необходимо завершить рефлексией в кругу: кто что узнал нового? Как это новое влияет на работу? А как влияет на запрос, вокруг которого собралась командная сессия?
Метафора
Для этой техники в офлайне понадобятся ватманы или листы для флипчарта и цветные карандаши/фломастеры/пастель.
Коуч объединяет команду в малые группы, раздает реквизит и предлагает нарисовать метафору команды (стратегии, типичного дня, ситуации, цели — чего угодно, все зависит от контекста). Чем больше деталей, тем лучше. Важно, чтобы у рисунка родилось название. Часто сами собой появляются девизы, слоганы.
После того как отведенное время вышло, коуч приглашает команду вернуться в круг, а представителя от каждой малой группы выйти и презентовать получившийся рисунок.
Далее у команды запускается бурление, участники могут спорить по поводу метафор, а может быть и наоборот (и такое я наблюдала не раз) — малые группы, не сговариваясь, рисовали одно и то же.
После того как пар выпущен и бурление сходит на нет, коуч приглашает команду прийти к какой-то общей метафоре.
В моменты кризиса или при поиске новых идей, команды обращаются к своей метафоре и это позволяет пройти ситуацию наилучшим образом.
Технику необходимо завершить рефлексией в кругу: кто что вынес для себя важного? Что понял/увидел о команде? Как это новое влияет на работу? А как влияет на запрос, вокруг которого собралась командная сессия?
Проективные методики
Помимо вышеперечисленных техник, хорошо работают с командой и другие проективные методики из классической психологии. Тезисно расскажу про них, а адаптировать можно по образу и подобию трех техник выше.
Коллаж. Коуч выдает команде старые журналы, ножницы, клей, ватман или листы для флипчарта, фломастеры. Объединяет в малые группы и приглашает составить коллаж на тему сессии (совещания/стратегии/цели/типичного дня и так далее).
Рассказ. Коуч предлагает команде набор картинок (заранее подготовленных) или метафорических карт. Объединяет в малые группы и приглашает составить рассказ на тему сессии (совещания/стратегии/цели/типичного дня и так далее), основываясь на картинках.
Слова-стимулы. Коуч предлагает команде записать первые слова, пришедшие на ум после озвучивания цели встречи (зависит от контекста: коуч может зачитать стратегию, миссию, изменения, план продаж и так далее). Далее от этих слов можно отталкиваться: рисовать, создавать метафору или просто выяснить, откуда ассоциация и что с этим делать (негативная — искать вместе решения, позитивная — найти сильные стороны и дополнительные способы их применения).
Вдох-выдох
Для этой техники в офлайне понадобятся листы бумаги и маркеры одинакового цвета. Подчеркиваю — одинакового. Потому что члены команды любят поиграть в «угадай, кто написал» по почерку и цвету маркера. В онлайне понадобится шаблон для заполнения в MIRO.
Одна из моих самых любимых техник. Прекрасно работает, помогает вытащить из команды все, что наболело, тревожит, пугает. А после помогает увидеть и присвоить себе хорошее, радостное.
Коуч приглашает всех участников расположиться на удобном друг от друга расстоянии, раздает им листы бумаги и маркеры. В течение отведенного времени анонимно каждый участник пишет на листе ответы на вопросы: От чего я устал? Что мешает нашей команде?
Важно помнить: 1 лист = 1 мысль. И не использовать персональные негативные фразы а-ля «Федя глупый и не понимает задачи», коучу необходимо донести до участников обезличенную правильную формулировку: «Не все члены команды понимают задачи».
После того как время вышло, коуч собирает ответы, приглашает команду вернуться в круг, встает у фасилитационного полотна или стены и зачитывает каждый лист. Вместе с командой сортирует ответы по темам (например: решения, отношения, процессы и так далее) и клеит в соответствующий столбец. А далее следует бурное обсуждение результатов. Редкие команды не начинают штормиться в этот момент. Если все-таки шторма не произошло, коуч задает команде вопросы и просит каждого высказать: что увидел о команде? Что удивило? С чем согласен?
Такой формат анонимности позволяет проявиться тому, что страшно было бы сказать в глаза. Подходит для команд, где невысокий уровень доверия и безопасности.
После того как команда набурлилась, коуч объединяет участников в малые группы и приглашает найти сильные стороны команды, точки опоры, «суперсилу». Принцип такой же: один лист = 1 мысль.
Как только выделенное время вышло, команда возвращается в круг, коуч вывешивает ответы и снова приглашает команду к обсуждению: что увидели в ответах? Что порадовало?
Далее наступает финальный этап — рефлексия: что нам следует учесть, чтобы двигаться дальше? От чего стоит отказаться, а что следует усилить?
Можно проводить технику и немного в другом варианте: каждому участнику сразу необходимо написать то, что тревожит и то, что по его мнению, является сильной стороной команды.
Вредные советы
Для этой техники в офлайне понадобятся заготовки с надписями «наши проблемы» и «наша опора», листы бумаги и маркеры одинакового цвета. Подчеркиваю — одинакового. Потому что члены команды любят поиграть в «угадай, кто написал» по почерку и цвету маркера. А в онлайне понадобится шаблон для заполнения в MIRO.
Вариация техники «вдох-выдох», авторство принадлежит моей дорогой коллеге, прекрасному коучу Алине Анваровой.
Коуч приглашает всех участников расположиться на удобном друг от друга расстоянии, раздает листы бумаги и маркеры. Далее коуч предлагает команде представить следующую ситуацию: «Представьте, что Екатерина (имя руководителя) решила нанять нового маркетолога (продажника, айтишника — зависит от команды). По каким-то причинам, вы не можете ей в лоб сказать, что вы против. Поэтому, вы готовитесь ко встрече с новоявленным коллегой. Расскажите о своей команде, так, чтобы коллег сам не захотел у вас работать».
Далее каждому члену команды следует написать на листе продолжение фразы: «Добро пожаловать, мы так рады тебя видеть, у нас…» (ты будешь работать 24/7, никогда не узнаешь, какого размера будет премия, сколько итераций финальных правок и так далее).
Также каждому члену команды следует написать, что ни в коем случае не должен узнать новый сотрудник, иначе он захочет у вас работать (корпоративы в Турции в 5*, дружный коллектив, классный начальник и так далее). Помните важное правило: 1 лист = 1 ответ.
После того как время вышло, коуч собирает ответы, приглашает команду вернуться в круг, встает у фасилитационного полотна или стены, веселым голосом зачитывает и приклеивает каждый лист, начиная всякий раз с фразы: «Добро пожаловать, мы так рады тебя видеть, у нас..».
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сборник игр и техник для совещаний и командных сессий. Книга для лидеров и коучей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других