Переход на веганство вызывает споры не только в общественности, но и в научных кругах и социальных институтах. Несмотря на скудность существующей информации по теме влияния веганского питания на жизнедеятельность человека, представленные научные изыскания видных мировых ученых в данной книге подтверждают не только целесообразность, но и моральную обоснованность данного выбора. Администрация сайта ЛитРес не несет ответственности за представленную информацию. Касательно рекомендаций, могут иметься медицинские противопоказания, необходима консультация специалиста.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Осознание веганства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1 глава. Выбор
Дискуссии об этике покупки и потребления продуктов животного происхождения обычно предполагают, что есть два варианта выбора: участвовать или не участвовать в таком поведении. Но смысл веганского питания лежит не в области выбора, а в изменении понимания того, что из себя представляют животные.
Человек, который становится веганом не предстает перед выбором, он попросту перешагивает в совершенно другую систему мышления, где иного образа жизни для него не существует. Такая реконфигурация сознания предполагает то, что животные человеком больше не воспринимаются как пища, одежда, средство для развлечения и прочее. Другие живые существа отличные от человека становятся для вегана субъектами с собственными ощущениями, чувствами и эмоциями. В связи с этим меняется в целом понятие о том, что из себя представляют животные, они более не рассматриваются как ресурс в связи с увеличением у человека знаний, понимания и морали. Соответственно, животные далее рассматриваются человеком как чувствующие существа и их существование перетекает из «что» в «кто».
По сути у человека есть множество вариантов выбора, но так или иначе мы ограничиваемся возможными последствиями от этого выбора. Скажем, мы не можем убивать людей, т.к. мы ограничены моральными рамками, и более того, для некоторых, эти рамки ограничены даже не моралью, а нормами общества, которые устанавливаются посредством законов: что нам разрешается делать, а что нельзя (красть, убивать и т.д.).
Но сам выбор не является сутью нашего решения, сначала мысли проходят через призму морали и установленные нормы общества, а затем по итогу мы принимаем решения. Именно здесь и появляется понятие «моральная невозможность», которую так явно демонстрируют веганы в своей жизни. Как сказал B. William, невозможность ‒ это не просто результат, а выражение моральной жизни. (Научно-исследовательская работа. B. Williams: «Moral Incapacity», 1993)
И здесь возникает вопрос, хорошо ли мы поступаем с животными или плохо, и кто установил существующие жестокие нормы поведения по отношению к ним?
Мы сами.
Съесть плоть человека — «моральная невозможность». Съесть же плоть животного — «моральная возможность» для всеядных.
Эксперты Оксфордского Центра этичного отношения к животным (Oxford Centre for Animal Ethics) полагают, что жестокое обращение с невинным животными посредством причинения вреда, боли, страданий, стрессового заключения, торговли и смерти, должно быть немыслимо. И все же, к примеру, эксперименты над животными — это всего лишь «нормализация немыслимого». Мы причиняем животным боль, несмотря на то, что человечеству известна чувствительность животных, их способность испытывать боль и удовольствие. К тому же, в отличие от наших предков, мы теперь знаем, что животные испытывают не только боль, но и шок, страх, предчувствие, беспокойство, стресс и ужас в большей или меньшей степени, чем у людей. Это заключение многих научных книг и научных работ в рецензируемых научных журналах. Эта «нормализация немыслимого» должна быть денормализована и деинституционализирована. (Научно-исследовательская работа. A. Linzey and etc.: «Normalising the unthinkable: The ethics of using animals in research», 2015)
И то, что человек относится до сих пор жестоко с животными требует сильного морального обоснования, будь то тестирование над животными, их эксплуатация ради развлечений или убийство ради еды.
Наши моральные границы напрямую зависят от наших знаний и чувствительности, лучше даже сказать, сострадания. Последнее из этого можно скорее развивать с течением времени, скажем, в одной научной работе E. Paul и J. Serpell из Кембриджского университета подтвердили, что жизнь с домашними животными, особенно в детстве, повышает нравственную заботу взрослых о других животных. (Научно-исследовательская работа. E. Paul and etc.: «Childhood pet keeping and humane attitudes in young adulthood», 1993)
Касательно знаний, здесь все достаточно плохо, т.к. общество зачастую не информировано о том, как плоть животного попадает на стол и что чувствуют животные, когда их эксплуатируют и убивают. Исследования доказывают, что средние знания об животноводческой отрасли среди потребителей в развитых странах, как правило, очень низкие. (Научно-исследовательская работа. A. Cornish and etc.: «What We Know About the Public's Level of Concern for Farm Animal Welfare in Food Production in Developed Countries», 2016)
Но даже приобретая дополнительные знания и повышая мораль, требуются дополнительные усилия, чтобы человек смог принять информацию о том, что ранее он был причастен к жестокости по отношению к животным (покупая плоть убитого животного, меховые изделия или косметику, которая тестируется на животных и т.д.). Это происходит от того, что переход на более нравственный уровень требует преодоления предыдущих менее высокий «моральных» позиций, которых можно было придерживаться более или менее открыто, и принятия возможности того, что предыдущие действия были морально проблематичными или в худшем случае, жестокими. И не каждый человек может принять такую правду, а некоторые, даже принимающие эту правду, имеют более низкий уровень чувствительности и сострадания, что позволяет им спокойно сосуществовать с такой правдой, знать о причастности к жестокости и более того, продолжать так жить и быть счастливыми. (Более подробно данный феномен рассмотрим в главе «Акразия»)
По итогу, требовать от некоторых понимания того, что они жестоки, это как требовать человека прыгнуть с высоты 100 м в воду, для некоторых — это невозможно, т.к. их уровень чувствительности и сострадания достаточно низкий. Вот почему веганство вызывает достаточно сильные дискуссии и нападки со стороны большинства на людей, выбирающих растительное питание. Расширение границ своей морали от одних требует внутренних усилий воли между конкурирующими между собой желаниями и обязательствами, а для других это к тому же может привести к возникновению чувства неудовлетворенности или неуверенности в себе. Само общество, СМИ, политика диктуют противоположное моральное наклонение в сторону жестокости, а не добра и созидания.
Вследствие чего, крайне необходимо с самого детства рассказывать детям о доброте, а не воспитывать их в соответствии с моральным навязыванием жестокости и принятием убийств животных как нечто должное.
Можно ли заявить, что наши рамки морали в обществе в целом сдвигаются в лучшую сторону? Скорее, они расширяются. В последние десятилетия обращение, например, с сельскохозяйственными животными вызывает все большую обеспокоенность в большинстве западных обществ, в результате чего во многих европейских странах национальное законодательство было немного изменено, чтобы отразить повышенную осведомленность людей о благополучии животных. Повсеместно страны отказываются от использования и эксплуатации животных в цирках. В некоторых европейских Школах внедряются вегетарианские дни. И многие другие примеры, которые можно найти в свободных источниках сети Интернет.
Тем не менее, сказать, что отказ от цирков или действующие правовые нормы являются достаточными, трудно. Это лишь небольшая часть, которая отражает ту сторону боли и огня, действующую в мире животных по вине человека.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Осознание веганства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других