Становление и развитие торговли XX века в лицах (С. И. Королева, 2016)

В монографии представлены почти 50 повествований о жизни и делах высоких руководителей торговли, которые стояли у истоков организации торгового дела и влияли на его устройство. Монография предназначена для научных работников, преподавателей ВУЗов, аспирантов, студентов экономических специальностей, а также для всех лиц, интересующихся историей торговли.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Становление и развитие торговли XX века в лицах (С. И. Королева, 2016) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Организаторы формирования и развития рынка торговли в начале XX века

2.1. Реформаторы начала XX века

Лишь 100 лет, а много это или мало, можно определять по-разному.

XX век – время, в котором произошли события, коснувшиеся как самого государственного строя России, так и сфер жизнедеятельности страны: до 1917 г. – монархия, затем социализм, после 1990 г. – демократия.

Естественно, каждое изменение носило свои особенности и только ей присущие черты и соответствующие периодам коррективы в социальные отношения, экономику, промышленность, торговлю, методы и порядок ведения хозяйствования и отношения хозяйствующих субъектов и ряд других.

Однако важной оставалась роль руководителей – организаторов внедрения перемен, которые затрагивают каждого человека в огромной стране и отражаются на их повседневной жизни практически.

Каждый раз за многолетнюю историю России мы видим, что в каждом деле в России либо в больших городах как Москва происходили качественные рывки в экономике и ее отраслях (таких как торговля).

Интересен каждый период по своему, и тем более история деятельности личностей руководителей-организаторов.

Деловая жизнь в России оценивалась в это время стеснением проявления частной инициативы. Законы отставали от запросов жизни. Акционерное дело, железнодорожное строительство, земельный, городской и коммерческий кредит являлись делом бюрократии, нужды промышленности и торговли выливались в многочисленные ходатайства перед правительством и были лишены начал самодеятельности. Появились гигантские индустриальные монополии. Всячески поощряя монополистов, не желающих иметь, как признавал С. Ю. Витте, конкурентов в своей области, государство «удушило в объятиях» предпринимательские, частнокапиталистические предприятия.

Некоторые слои населения ограничивались в правах. Это заключалось в том, что при занятии предпринимательством крестьяне и мещане должны были получать вид на жительство при отлучке с постоянного места пребывания. Лицам иудейского вероисповедания и иностранцам запрещалось приобретать земли в определенных губерниях. Такое ограничение распространялось на акционерные компании с участием дискриминируемых лиц. Стеснялись акционерные компании и с другой стороны. Существовала разрешительная система учредительства ряда компаний, которые должны были утверждаться правительством. Это до крайности затягивало сроки основания компаний.

Бюрократия была склонна к рутине, затяжке, обходу трудностей, перенесению ответственности на высшие инстанции. Она боялась новых идей и новых людей. Но и в среде бюрократии благодаря либеральному преподаванию в университетах, в которых учились ее высшие представители, постоянному общению с Западом и наблюдениям, накопленным на службе в губернии, в ее составе оказывалось немало лиц, настроенных иначе, понимающих, что исторически сложившийся строй отходит в прошлое и искренне желавших его обновления на путях либеральных реформ.

В новое правительство назначались люди, пользующиеся доверием в обществе. Одним из таких был С. Ю. Витте, работающий с 1891 г. министром путей сообщения, назначенный Председателем Совета Министров царем Николаем II.

Затем, в 1906 г. Председателем Совета Министров царь Николай II назначает П. А. Столыпина.



2.2. Сергей Юльевич Витте (1849–1915)



В тяжелый для России период, когда начался экономический кризис, правительство возглавил С. Ю. Витте, экономические проекты которого часто не находили поддержку царя и его окружения.

Появление С. Ю. Витте на общественной арене создало совершенно новое экономическое положение в стране. Он обладал неиссякаемой энергией и незаурядным умом, мог браться за все, учась попутно на деле, сочетая теорию с практикой. Здравый смысл помогал ему отделять главное от второстепенного и идти к цели, которую он поставил. Реформы, проведенные С. Ю. Витте как эффективным менеджером, положительно повлияли на развитие страны.

Он был сторонником активного вмешательства государства В финансы, промышленность и торговлю; с 1892 по 1903 гг. был Министром финансов, а с 1903 по 1906 гг. возглавлял правительство.

С. Ю. Витте поставил перед собой задачу поднять доходы государства. Наиболее эффективным в этом он считал изменение налоговой политики. Все налоги он относил к прямым или косвенным. Более справедливыми по отношению к народу он считал прямые налоги, но на практике отдавал предпочтение регулированию косвенных налогов. Он ввел два прямых налога: квартирный и прогрессивный налог на прибыль. Он ввел новые акцизы на соль, спирт, пиво, табак, сахар, керосин, спички. С. Ю. Витте провел денежную реформу. В целях исключения обесценивания действующих кредитных билетов и серебряного рубля им было принято решение ввести в обращение золотые монеты, свободно обмениваемые на ассигнации. В результате, до начала первой мировой войны золотой рубль оставался одной из устойчивых валют мира.

С. Ю. Витте не скрывал своих симпатий к частному предпринимательству, рассматривая его как фактор оздоровления экономической жизни. Он считал, что в новые пути, открываемые для населения общим улучшением экономических условий, всегда вступают сначала лишь небольшие предприимчивые хозяйственные единицы, только люди смелого почина, только удачники и лишь впоследствии, когда эти пути становятся наезженными колеями, по ним начинают двигаться робкие, инертные народные массы, достигая улучшения своей жизненной обстановки медленным, томительным процессом освобождения от старозаветной рутины этого наследия, многих и многих веков.

Большое внимание С. Ю. Витте уделял торговле. Он считал, что через обмен устанавливается необходимая связь между производством и потреблением. Принимая во внимание, что торговой деятельности посвящается время и знание лиц, избирающих этот род занятий, то очевидно, что деятельность эта должна оплачиваться, приносить доход. Надбавка в цене, оплачивающая труд торговца, вполне оправдывается. По существу, посредничество торговца приносит несомненные выгоды и производителю, и потребителю… Дикий обмен – это необходимая стадия развития будущей культурной торговли. Все это надо учитывать, да и просто терпеть, не клеймить позором и не бить стекол, – считал он. Всякая торговля спекулятивна, – говорил Витте. Торговец покупает товар, чтобы продать его дороже, он спекулирует на повышении, принимая на себя доставку товара по известной цене, он рассчитывает купить его дешевле этой цены, т. е. спекулирует на понижение. Эта есть риск торговца.

По инициативе министра финансов С. Ю. Витте торговля крепкими спиртными напитками была сосредоточена в руках государства. С 1898 г. в России была введена винная монополия. Она распространялась только на водку, другие спиртные напитки были обложены акцизами. В 1903 г. поступления от продажи водки и акцизных сборов составляли 2/3 от всех доходов государства.

Предубеждением против иностранного участия в российской экономике были и тогда. С. Ю. Витте не уставал доказывать, что использование иностранного капитала не является распродажей национального достояния, поступлением в полуколониальную зависимость от развитых стран: «Значительная часть капитала навсегда оседает в стране в виде выплаченной зарплаты, оплаченного сырья и услуг… Ничто в мире не дается даром, и чтобы создать свою промышленность, страна должна нести известные жертвы, но эти жертвы временные и, во всяком случае, ниже тех выгод, какие достигаются широким применением народного труда и разработанного естественного богатства страны за счет иностранных капиталов».

Общее число лиц, источником дохода которых являлось крупное предпринимательство, достигало к началу 1880-х годов от 800 тыс. до 1 млн человек, а к концу XIX в. – около 1,5 млн человек. При этом самый большой оборот капиталов наблюдался в Москве, Петербурге и их пригородах. Жители этих городов составляли 4,7 % населения европейской части России, здесь располагалось 16,9 % гильдейских заведений с 56,4 % оборотных капиталов.



2.3. Петр Аркадьевич Столыпин (1862–1911)



После завершения революционных событий в России наступил период реформирования, в котором активное участие принял министр внутренних дел П. А. Столыпин (с 1906 г. – Председатель Совета Министров).

Свою бюрократическую карьеру П. А. Столыпин проделал не в центре, как большинство министров того времени, а в провинции.

В июне 1906 г. П. А. Столыпин начал проводить умеренные реформы. Указ от 9 ноября 1906 г. разрешил крестьянину выход из общины, он имел право потребовать объединения надельных участков в единый отруб (участок, выделенный крестьянину из земли общины) или выселиться на хутор (обособленная крестьянская усадьба с землей). Был создан фонд из части казенных, императорских и помещичьих земель для продажи крестьянам. Специально открытый крестьянский банк выдавал для покупки денежные ссуды.

29 мая 1911 г. был издан Закон о расширении прав землеустроительных комиссий по образованию отрубов и хуторов. Эти меры должны были разрушить крестьянскую общину и увеличить количество мелких собственников. В 1911 г. был составлен план развития на ближайшие 10 лет. Знаменитые слова П. А. Столыпина: «Дайте государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России».

Реформа преследовала и политические цели. Переселение крестьян из центральной части страны способствовало снятию остроты классового противостояния крестьян и помещиков. Выход крестьян из «общины», где царила коммунистическая идеология, снижала риск втягивания их в революцию.

Столыпинская реформа в целом носила прогрессивный характер. Окончательно похоронив пережитки феодализма, она возродила буржуазные взаимоотношения и дала толчок производительным силам в деревне. Из общины выделилось 20–35 % крестьян, хуторские хозяйства завели 10 %, выросла специализация земледелия, увеличилась площадь посевных земель, валовой сбор зерна и его экспорт.

В стремлении превратить Россию в процветающее буржуазное государство П. А. Столыпин пытался провести реформы в различных областях (законы о гражданском равноправии, неприкосновенности личности, свободе вероисповедания, о развитии местного самоуправления, о преобразовании судебной и полицейской системе, национальный и рабочий вопрос).

Почти все законопроекты П. А. Столыпина не были приняты Государственным Советом. Его инициативы не были поддержаны как царизмом, так демократическими силами. Неудача с реформированием страны предопределила революционные события 1917 г.

В перестроенной по плану П. А. Столыпина России появились бы крепкие товарные крестьянские хозяйства, и революция стала бы невозможной.

Если бы программа Столыпина была выполнена, то годы, которые он стоял у власти, можно было бы назвать второй эпохой Великой реформы. Но замысел удался лишь частично, ибо натолкнулся на сопротивление и слева, и справа.

К моменту своей трагической гибели в 1911 г. (он был убит агентом царской охранки) П. А. Столыпин уже не пользовался доверием свыше.



2.4. Министры торговли и промышленности


В. И. Тимирязев


Д. А. Философов


В. А. Степанов


В 1905 г. первым министром торговли и промышленности назначается Василий Иванович Тимирязев (1849–1919) – председатель Совета русского для внешней торговли банка. В этот период, с 1894 по 1918 гг., императором был Николай II. Внутреннее положение в стране было сложным: война с Японией, в результате которой большая Россия оказалась слабее маленькой Японии, так как великие державы дали Японии по займам столько денег, что была покрыта половина ее расходов на войну.

В стране началась революция. Наиболее острым в России был аграрный вопрос. Крестьяне, составляющие 80 % населения страны, получившие свободу, не имели земли. Министров назначал царь. Первая законодательная Дума не могла требовать отставки Правительства. Министры не отчитывались перед Думой.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Становление и развитие торговли XX века в лицах (С. И. Королева, 2016) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я