Психологическая культура личности
Константин Романов, 2015

В учебном пособии представлены теоретические основы понимания психологической культуры: функции, структура, происхождение, виды, этнические особенности, а также методические условия формирования у школьников и студентов. Предназначено для студентов психологических специальностей, аспирантов, преподавателей психологии, школьных психологов, учителей.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Психологическая культура личности как предмет научного исследования
Из серии: Университетское психологическое образование

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психологическая культура личности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Психологическая культура личности как предмет научного исследования

1.1. Общая характеристика психологической культуры

1.2. Специфика феномена психологической культуры

1.3. Психологическая культура и личностные ресурсы

1.4. Структура психологической культуры

1.5. Развитие психологической культуры в онтогенезе

Ключевые понятия: общая культура, виды культуры, психологическая культура, личностные ресурсы, развитие психологической культуры, функции психологической культуры.

1.1

Общая характеристика психологической культуры

Новорожденный ребенок не является человеком в полном смысле этого слова. Ему только предстоит стать им. Однако «очеловечивание» младенца не обеспечивается генетическими программами. Они создают только врожденные предпосылки для становления личности и субъекта. Вторым важным условием этого является наличие социокультурной среды, которая является носителем совокупного общественного опыта: знаний об окружающем мире, способов общения с людьми, способов обращения с различными предметами (природными или искусственно созданными), социальных норм, отношений, социальных ценностей и т. д. Развитие человека как субъекта и как личности представляет собой процесс усвоения того, что зафиксировано в пределах материальной и духовной культуры и в конкретных людях, как ее носителях. Благодаря этому процессу происходит развитие психических процессов, способностей, черт характера, потребностей, мотивов, отношений, убеждений, самосознания, всевозможных знаний, умений и навыков, т. е. всего того, что делает человека человеком и обеспечивает его полноценное вхождение в систему общественных отношений как равноправного члена общества. Эти известные положения культурно-исторической теории Л. С. Выготского подтверждены многочисленными эмпирическими исследованиями и педагогической практикой.

Уровень необходимого развития перечисленных качеств и процессов определяется обществом как некая социокультурная норма, которой должен соответствовать каждый нормальный гражданин, каждый член общества. Например, современный человек должен иметь логическое мышление, определенную систему научных знаний, научных убеждений, систему житейских представлений о мире, систему практических умений и навыков обращения с бытовой техникой, способности к произвольной регуляции своего поведения, самосознание и др. В каждой социокультурной норме задан необходимый уровень овладения соответствующим социальным опытом. Поэтому, если человек в полной мере овладел той или иной социокультурной нормой, можно говорить, что он обладает высокой культурой в соответствующей сфере, например: культурой общения, нравственной культурой, политической культурой, физической культурой, бытовой культурой, информационной культурой, психологической культурой и т. д. Все вместе это называется общей культурой человека, благодаря которой он и является таковым: субъектом и личностью. Трансляция культуры от одного поколения людей к другому может происходить либо стихийно, либо целенаправленно в процессе обучения и воспитания.

Психологическая культура существует и функционирует в пространстве межличностных и внутриличностных отношений. Она определяет нормы, правила и технику этих отношений. В ней сосредоточен опыт обращения человека с человеком, в том числе и с самим собой. Он зафиксирован в людях, в способах живого общения, в текстах (художественных, научных, религиозных), в произведениях искусства (кино, театр, живопись, скульптура, музыка), в определенных традициях и обрядах. Именно эта культура делает человека человеком. Усваивая ее, он овладевает специфически человеческими способами обращения с другими людьми и с самим собой, и, тем самым, овладевает собственной психологической природой, т. е. становится субъектом своего бытия и личностью. Именно в этих качествах человек является живым носителем психологической культуры.

Психологическая культура занимает особое положение среди всех других культур. Она пронизывает их в содержательном плане, поскольку неотъемлемым элементом любой культуры является человек. Культура человекоцентрична. Она создана человеком и для человека. Например, техническая культура предписывает правила обращения человека с всевозможными техническими объектами: бытовыми приборами, автомобилем, компьютером и т. д. Но при разработке этих правил принимались во внимание функциональные характеристики и возможности не только технических объектов, но и их пользователей: особенности восприятия, внимания, мышления, эмоций, мотивов и др. Владение этими правилами позволяет максимально оптимизировать способы обращения с соответствующими техническими объектами и минимизировать всевозможные потери и негативные последствия для человека: переутомление, нежелательные психические состояния, травмы, возникновение игровой или какой-то иной зависимости и др. Высокий уровень развития у человека технической культуры предполагает адекватное отношение его к себе как к субъекту соответствующей деятельности («что я могу», «какие последствия это будет иметь для меня»). Она предписывает правила обращения человека с самим собой в условиях данной деятельности. Это и составляет компонент психологической культуры в структуре технической культуры. В той или иной форме он входит в состав любой культуры человека: информационной, бытовой, экологической, экономической, гигиенической и т. д. Высокий уровень развития психологической культуры обеспечивает более эффективное взаимодействие человека с предметной средой и со своим организмом и значительно повышает его возможности. Например, психологически грамотный пользователь компьютера умеет организовать такой режим своей работы, который исключает возникновение переутомления, игровой зависимости или каких-либо других негативных последствий. Поэтому формирование психологической культуры является очень важным элементом профессиональной подготовки любых специалистов.

Психологическая культура обеспечивает более эффективные способы обращения человека с самим собой как с субъектом, личностью и неповторимой индивидуальностью в любой сфере социального бытия. Она повышает качество человеческой жизни, оберегает от ненужных потерь, неудач, конфликтов, психологических травм и т. п., т. е. делает человека более успешным.

Однако максимально психологическая культура представлена в тех сферах социального бытия, которые предполагают взаимодействия человека с другими людьми — в общении. Она определяет правила и нормы обращения человека не только с самим собой, но и с другими людьми как с субъектами и личностями. Именно она обеспечивает существование человека как полноценного члена общества. Совместный способ бытия возможен только при условии, когда каждый член сообщества людей обладает необходимым уровнем психологической культуры. Причем здесь он предстает перед собой и другими не только как субъект какой-то деятельности, но и как личность. Психологическая культура человека является не только частью или элементом его общей культуры, но и важнейшим компонентом его личности. Она выступает как показатель личностной зрелости.

В отличие от других культур, она является не инструментальным (техническим), а глубоко личностным образованием. Правила обращения с предметом (например, с техническим объектом) выступают для человека всего лишь как некие инструменты, предназначенные для решения определенных задач, от которых он может безболезненно отказаться и заменить другими. Способы и нормы обращения человека с другими людьми и с самим собой — это не технические приспособления, а личностные образования. Они включены в структуру характера, отношений, самосознания, идеалов, ценностей, мотивов и т. п. Можно сказать, что они составляют саму плоть и кровь личности. Поэтому человек и не может с легкостью отказаться от них, что равносильно отказу от самого себя: от своих идеалов, нравственных ценностей, отношений и т. д. Например, честный человек не может обмануть, поскольку это противоречит его нравственному идеалу. Такой способ поведения является частью его личности. Он поступает так, поскольку не может иначе, пока остается таковым.

В самом общем виде психологическую культуру можно определить как систему психических процессов и свойств человека, благодаря которым осуществляется понимание себя и других людей как субъектов и личностей, эффективное воздействие на других людей и на самого себя, адекватное отношение к людям (включая и самого себя) как к личностям. Психологическая культура как системное личностное образование обеспечивает разумное и эффективное использование личностного потенциала человека для решения различных жизненных проблем, возникающих в процессе общения и предметной деятельности. Например, сталкиваясь с определенной задачей и решая ее, человек, так или иначе, обращается к самому себе: «Смогу ли я ее решить», «Располагаю ли я необходимыми для этого знаниями и практическими умениями», «Стоит ли мне вообще ее решать» и т. п. Все эти вопросы являются психологическими по содержанию. Ответы на них предполагают знание и понимание себя как субъекта и как личности. В условиях общения подобные психологические вопросы обращены не только на самого себя, но и на других людей — партнеров. Без понимания их как субъектов и как личностей нельзя определить эффективные способы общения. Следовательно, психологическая культура пронизывает все человеческое бытие. Именно этим и объясняется необходимость ее возникновения, развития и существования у человека на протяжении всей жизни. Она зарождается у ребенка уже на первом году жизни в контексте общения с матерью, а затем и другими членами семьи. Дальнейшее ее развитие стимулируется необходимостью постоянного расширения и углубления социальных контактов, как в семье, так и за ее пределами (в детском саду, в школе, во дворе, в общественных местах, в профессиональных учебных заведениях, на производстве и т. д.), а также включением его в новые виды деятельности. Психологическая культура как личностное образование имеет важное функциональное предназначение. Надо сказать, что многие авторы склонны ограничивать функциональное пространство психологической культуры и отождествлять его со спектром функций культуры общения. Мы считаем, что ее можно рассматривать как своеобразный инструмент обращения человека с другими людьми и с самим собой как с субъектами, личностями и индивидуальностями. Высокий уровень ее развития позволяет человеку:

1. Правильно ориентироваться в окружающих людях.

2. Знать и понимать самого себя, т. е. иметь адекватный образ «Я».

3. В совершенстве владеть необходимым репертуаром способов психологического воздействия и разумно пользоваться ими в условиях социальной жизни.

4. В совершенстве владеть приемами самоуправления и саморегуляции, позволяющими в максимальной степени реализовать свой личностный потенциал.

5. Правильно (на гуманистических позициях) относиться к людям и строить благоприятные отношения с ними.

6. Иметь уважительное и адекватное отношение к самому себе как к субъекту, личности и неповторимой индивидуальности.

Исходя из сказанного, можно выделить следующие функции психологической культуры человека: ориентировка в окружающих людях, психологическое воздействие на других людей, человеческое отношение к людям, понимание самого себя, саморегуляция и отношение к самому себе. Каждая из них содержит множество других, более частных функций. В отдельности все эти функции в большей или меньшей степени изучены в психологии. Причем первые три из них можно определить как межличностные. Они обеспечивают общение человека с людьми. Эти функции изучаются главным образом в рамках социальной психологии. Менее всего изученной из них оказалась функция психологического воздействия. В последние годы значительно возрос интерес к ней не только в психологии, но и в смежных областях знания (политологии, менеджменте, педагогике, риторике и др.), причем не только в теории, но и в практике. Последние три функции психологической культуры следует назвать внутриличностными, поскольку они ориентированы не на другого человека, а на самого субъекта. Эти функции обеспечивают существование человека как субъекта и личности. Они исследуются, в основном, в общей психологии в разделе «психология самосознания» именно как его структурные компоненты и функции. Эти же функции и соответствующие каждой из них психологические образования изучаются также и в генетическом плане (развитие и формирование) в возрастной и педагогической психологии.

Следует отметить, что исследуются они, главным образом, по отдельности, в большей или меньшей изолированности друг от друга. В действительности же они представляют собой разные стороны и элементы единого личностного образования — психологической культуры. Комплексный подход к их исследованию может быть весьма продуктивным. Тем более, что он хорошо вписывается в культурно-историческую теорию Л. С. Выготского. Важно подчеркнуть, что внутриличностные функции (самопознание, саморегуляция и отношение к самому себе) имеют генетическое родство с аналогичными компонентами общения (межличностным пониманием, межличностным воздействием и межличностным отношением). Ребенок открывает самого себя как человека и овладевает сложным искусством обращения с самим собой в той мере, в какой он открывает других в человеческом качестве и овладевает умением обращаться с ними как с людьми. Эту мысль хорошо отражает известное выражение К. Маркса: «Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к себе как к человеку».

Развитие психологической культуры человека происходит, в основном, стихийно. Ребенок усваивает ее на основе собственного опыта общения с людьми. Важную роль в усвоении психологической культуры играет чтение художественной литературы, просмотр фильмов и спектаклей, где ребенок или взрослый человек знакомится с психическими особенностями людей (чертами характера, поступками, душевными переживаниями и состояниями), способами поведения по отношению друг к другу, межличностными отношениями и т. п.

Среди специально организованных педагогических процедур большое значение имеют мероприятия, направленные на воспитание у ребенка культуры поведения, а также уроки литературы. В целом же школа не оказывает существенного влияния на развитие психологической культуры детей в связи с низким уровнем гуманитаризации современного среднего образования. Как это ни странно, учебные программы средней общеобразовательной школы не предусматривают такого предмета, как психология человека или психологическая культура человека. Вследствие этого у детей складывается довольно примитивное представление о человеке как о некотором анатомо-физиологическом устройстве, поведение которого и даже сознание и мышление объясняются через механизмы условных рефлексов. Названный учебный предмет необходимо изучать на протяжении всего срока обучения в школе. Естественно, что на каждой возрастной ступени он должен иметь соответствующую методическую специфику. Только при этих условиях можно обеспечить полноценное усвоение психологических знаний, формирование необходимых практических умений и навыков, развитие соответствующих психических процессов (прежде всего психологического мышления), психических свойств и отношений.

Любые акты жизнедеятельности человека прямо или косвенно опосредствованы людьми. Поэтому психологическая культура, как структурный компонент личности, представляется важнейшим инструментом эффективного взаимодействия человека с людьми, фактором приспособления, выживания, жизненного успеха и социального бытия. По прогнозам специалистов, дальнейшее развитие общества будет тесно связано с его все большей психологизацией и с проникновением психологии во все сферы общественной жизни. Одним из следствий этого будет разработка и внедрение в жизнь очень мощных психотехнологий воздействия на человека, которые могут использоваться в любых сферах жизни (в рекламе, в идеологии, в политике, в управлении, в быту, в воспитании и т. д.) и с любыми целями, в том числе и антигуманными.

Элементы такого рода воздействий и их отрицательные последствия мы чувствуем уже сегодня. В будущем же их эффективность будет неизмеримо возрастать, поскольку возможности развития и совершенствования психотехнологий воздействия просто безграничны. В условиях такого мощного психологического давления человек рискует превратиться в послушный объект всевозможных манипуляций для кого бы то ни было: отдельных лиц, чиновников, бизнесменов, политических лидеров, руководителей тоталитарных сект и преступников, партий, организаций, государства, спецслужб и т. д. Трудно себе представить психологические последствия подобного давления для личности. Противостоять этому может только человек, имеющий высокий уровень развития психологической культуры. Таким образом, развитие психологической культуры взрослых людей и особенно детей представляет собой важнейшую и актуальнейшую педагогическую и социальную задачу XXI века.

Как показывает анализ, психологическая культура — это очень многогранное и плохо изученное явление. Ее можно изучать в структурно-содержательном, функциональном, культурно-историческом, онтогенетическом, психолого-педагогическом, акмеологическом, национально-этническом и во многих других аспектах.

1.2

Специфика феномена психологической культуры

Психологическая культура как самостоятельный феномен стала предметом научного исследования сравнительно недавно. Поэтому соответствующее понятие только начинает входить в научный обиход и не имеет устойчивого содержательного наполнения. В литературе встречается более десятка родственных категорий: культура общения, коммуникативная культура, акмеологическая культура, педагогическая культура, профессиональная культура, психологическая компетентность, коммуникативная компетентность, социальный интеллект, эмоциональный интеллект и др. Подобное терминологическое многообразие в какой-то мере затрудняет профессиональное общение соответствующих специалистов и создает определенные трудности для понимания научных текстов, что, в конечном итоге, сдерживает разработку самой проблемы… Поэтому существует необходимость в некотором упорядочении понятийного аппарата.

Близким к понятию психологическая культура представляется понятия «культура общения» и «коммуникативная культура»[1] [2]. В научной литературе они используются чаще всего как синонимы, хотя в строгом смысле последнее из них является более узким. Достаточно полная интерпретация первого понятия дается в работе И. Ф. Петровой. Она выделяет в нем следующие моменты:

«а) культура общения как нормативный акт регуляции человеческих отношений, как альтернатива варварству; б) как исторический тип человеческих отношений, свойственный той или иной эпохе; в) как уровневая характеристика качества общения (высокий, средний, низкий уровни); г) как видовая характеристика структурных элементов или областей проявления общения (культура восприятия, речевых контактов и др.); д) как способ контроля и регуляции отношений»[3]. Все это входит в содержание понятия психологическая культура, однако не охватывает его полностью. Общение — это процесс, разворачивающийся в пространстве межличностных отношений. Поэтому, когда говорят о культуре общения, то имеют в виду, главным образом, психические процессы, качества, знания, практические умения и навыки, которые задействованы в нем: понимание партнера, умение подобрать разумные способы воздействия, навыки эффективного слушания и др. Психологическая культура предполагает также и систему соответствующих знаний, процессов, качеств, практических умений и навыков, необходимых для эффективного обращения субъекта с самим собой: понимание себя, владение способами саморегуляции (эмоциональной, интеллектуальной) и др. Например, уровень психологической культуры будет выше у человека, владеющего приемами и методами запоминания, чем у не владеющего ими. Поэтому термин культура общения не позволяет охватить все пространство существования и функционирования психологической культуры.

В психологической литературе встречаются также такие термины, как «педагогическая культура», «управленческая культура», «профессиональная культура». Они включают в себя некий синтез деловых, профессиональных и личностных качеств, необходимых для эффективного выполнения соответствующих профессиональных функций. Учитывая, что педагогическая и управленческая деятельность относятся к человековедческим, важное, если не доминирующее место в структуре этих качеств занимает то, что включается в содержание психологической культуры: умение понимать других людей, владение способами воздействия на других, уважительное отношение к другим и т. п. Психологическая культура необходима для эффективного выполнения и других видов профессиональной деятельности, хотя и не в том масштабе. И в этом плане соответствующие понятия очень близки. Фактически речь идет о психологической культуре специалиста, включенной в контекст соответствующих профессиональных деятельностей. Следовательно, функциональное пространство психологической культуры специалиста допустимо расширить на весь спектр профессий, хотя у работников сферы «человек-человек» она занимает доминирующее место. Можно говорить о психологической культуре социального работника, следователя, врача, продавца, политика и т. д. Каждая из профессий накладывает свой отпечаток на ее содержание и другие особенности. Например, следователь воспринимает своих «клиентов» совсем иначе, чем учитель — учеников или врач — больных. Профессиональная деятельность оказывает соответствующее влияние также и на восприятие и понимание специалистом самого себя как субъекта. В психологии в свое время был сформулирован принцип деятельностного опосредствования межличностного восприятия. Однако содержание и характер деятельности, по поводу которой разворачивается общение между людьми, влияет не только на перцептивную, но и на все другие его стороны: коммуникативную и интерактивную, т. е. на способы воздействия. Следовательно, психологическая культура специалиста всегда имеет определенную специфику, обусловленную особенностями профессиональной деятельности. Это важно учитывать в психологической подготовке специалистов.

При всей близости понятий психологическая культура и профессиональная культура специалистов сферы «человек-человек» (педагогическая, управленческая, политическая и т. д.), их не следует отождествлять. Кроме психологического содержания в профессиональную культуру включается также и некоторое предметное содержание. Сюда входит система личностных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых для субъектно-объектного взаимодействия. Например, врач должен знать анатомию, физиологию, фармакологию и т. п., а также владеть множеством практических умений и навыков обращения с организмом. Все это составляет вторую (предметную) сторону его профессиональной культуры.

С понятием «психологическая культура» пересекаются также такие понятия, как «психологическая компетентность», «компетентность в общении», «коммуникативная компетентность», «аутопсихологическая компетентность», «психологическая проницательность», «социальная компетентность», «акмеологическая культура» и др.[4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]. При всем многообразии терминов следует заметить, что в большинстве случаев авторы вкладывают в них примерно одно и то же содержание: психологические знания, умение понять другого человека, самопонимание, способность к эмпатии, идентификацию, определенные практические умения и навыки: умение слушать другого, умение выбрать правильный способ обращения, невербальная техника общения и т. п. Понятие психологическая компетентность является самым широким из них. Однако оно также имеет свои ограничения. Психологическая компетентность — это инструментальное образование. Она выступает как психологический инструмент обращения человека с людьми. Однако она не вмещает в себя духовно-нравственную сторону межличностного взаимодействия: какими мотивами и ценностями руководствуется субъект. Он может быть одинаково успешным, а значит и компетентным, при реализации как гуманных, так и антигуманных целей. Мы не можем отказать в психологической компетентности ворам, мошенникам, маньякам-садистам. Но их поступки нельзя назвать культурными. Отсутствие духовно-нравственного содержания характерно для всех перечисленных понятий.

Наиболее удачным нам представляется термин «психологическая культура» [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17].

Во-первых, он отражает содержательную сторону феномена — технологию обращения с человеком, как с душевно-духовной сущностью, субъектом, личностью и индивидуальностью. В данном случае не имеет значения, является ли в качестве такового другой человек или сам субъект.

Во-вторых, этот термин имеет наиболее широкое содержание. Он вмещает в себя и психологические знания, и психологическое мышление, и практические умения и навыки, и смысловые образования личности, и соответствующие способности.

В-третьих, он содержит вполне определенный культурно-исторический и национально-этнический аспект. Это важно учитывать при оценке уровня развития психологической культуры конкретного человека или целого народа. Психологическая культура — это часть общечеловеческой культуры и этнической культуры любого народа. Она должна постоянно сохраняться как некоторое достояние человечества и каждого этноса, приумножаться и передаваться последующим поколениям людей.

В-четвертых, термин психологическая культура несет в себе такую характеристику, как нормативность. Предполагается, что всякий субъект должен владеть определенным, соответствующим своему времени и возрасту, уровнем психологической культуры, что рассматривается как один из показателей нормы психического развития.

В-пятых, этот термин подразумевает соотнесенность психологической культуры с духовно-нравственными ценностями общества.

Это важно учитывать при оценке людей, аттестации специалистов, разработке программ подготовки специалистов.

В-шестых, в нем заложен педагогический аспект — технология передачи и овладения психологической культурой.

Наконец, в-седьмых, данный термин хорошо работает в контексте профессиональной подготовки специалистов. Особенно предлагаемый методический подход полезен для подготовки работников сферы «человек-человек», поскольку психологическая культура занимает ведущее место в структуре их профессиональной культуры.

1.3

Психологическая культура и личностные ресурсы

В процессе реализации своих жизненных потребностей человек неизбежно сталкивается с определенными обстоятельствами и условиями, которые необходимо принимать во внимание при выборе и проектировании способов достижения поставленных целей. Важно отметить, что их содержание и характер должны соответствовать имеющимся условиям. От этого зависит эффективность и результативность процесса. Однако при постановке целей и выборе способов решения жизненных задач человек должен принимать во внимание и собственные возможности. Их можно определить как личностные ресурсы. Например, одним из таких ресурсов является мышление. В простых жизненных ситуациях можно обойтись без него. Необходимость в нем возникает в достаточно сложных ситуациях, когда для удовлетворения актуальных потребностей человеку недостаточно имеющейся у него информации о способах реализации поставленных целей, и он не может получить ее с помощью восприятия. Они называются проблемными. Чем сложнее жизненные ситуации, тем более высокие требования они предъявляют к этому ресурсу.

Все люди обладают одним и тем же репертуаром личностных ресурсов, поскольку именно они делают их (людей) людьми. Можно выделить следующие виды личностных ресурсов: мотивационные, эмоциональные, волевые, когнитивные, ресурсы личностных свойств, социально-психологические, духовно-нравственные, предметно-практические, индивидные и физиологические. Однако их соотношение у людей очень индивидуально. Рассмотрим состав личностных ресурсов более подробно.

Мотивационные ресурсы. Сюда относится система потребностей, мотивов и интересов, которые являются источником жизненной активности человека. В них сконцентрирован его энергетический потенциал, без которого невозможно достижение поставленных целей. Кроме того, они делают жизненную активность человека избирательной и придают ей направленность и смысл. Поэтому понимание особенностей и закономерностей своих мотивационных ресурсов и умение эффективно распоряжаться ими является одним из условий жизненного успеха и благополучия.

Волевые ресурсы. Необходимость в этих ресурсах возникает в ситуациях, когда человек вынужден действовать не по непосредственному желанию (как хочется), а по необходимости (как надо, как разумно и целесообразно). С помощью волевого усилия он должен компенсировать недостаточность или отсутствие имеющейся у него мотивации. Подобные жизненные ситуации являются типичными для человеческого бытия, а способность справляться с ними — важнейшим критерием личностной зрелости. Поэтому наличие волевых ресурсов и умение эффективно распоряжаться ими делает человека более успешным в жизни.

Эмоциональные ресурсы. Важнейшим элементом душевной жизни человека являются эмоциональные переживания. Они возникают в ситуациях, имеющих отношение к удовлетворению его жизненных потребностей и интересов: благоприятствующих или препятствующих этому. Такие ситуации называются значимыми. Они предъявляют человеку особые требования, которые не характерны для незначимых жизненных ситуаций. Именно эмоции вводят его в нужный режим жизни, соответствующий требованиям ситуации. В конечном итоге они изменяют функциональные возможности человека: когнитивные, психофизиологические, практические. Важно подчеркнуть, что под влиянием эмоций его функциональные возможности могут не только возрастать, но и уменьшаться. Поэтому эмоциональная жизнь человека должна быть под его контролем. Следовательно, для того, чтобы быть более успешным в жизни, он должен хорошо ориентироваться в эмоциональных ресурсах (причем не только в своих, но и в чужих) и уметь эффективно распоряжаться ими. Это является одним из элементов психологической культуры.

Когнитивные ресурсы. К этой группе относятся ресурсы ощущения и восприятия (сенсорно-перцептивные), ресурсы мышления (мыслительные), ресурсы воображения (имажитивные), ресурсы памяти (мнемические). На основе когнитивных ресурсов происходит ориентировка человека в окружающем мире (физическом и социально-психологическом) и в самом себе как индивиде, субъекте и личности. Они не взаимозаменимы. Каждый из этих ресурсов позволяет решать определенные жизненные задачи. Чем выше уровень развития когнитивных ресурсов, тем большими возможностями располагает их носитель — человек. Поэтому он должен быть заинтересован в их развитии. Вопрос в том, в какой мере он ориентируется в них, знает свои когнитивные возможности и ограничения, умеет эффективно распоряжаться ими с благими намерениями; в какой мере он ориентируется в когнитивных возможностях других людей и управлять ими. В этом и заключается сущность психологической культуры когнитивных ресурсов личности.

Ресурсы личностных свойств. В эту группу входят черты характера, способности, отношения, социальные установки и другие устойчивые личностные свойства, предопределяющие способы поведения человека в различных жизненных ситуациях, направление жизненной активности, эффективность выполняемых действий. В них аккумулирован жизненный опыт субъекта, включающий в себя не только поведение в тех или иных ситуациях, но также понимание их и отношение к ним. Поэтому столкнувшись с какой-то жизненной ситуацией, человек не изобретает схему своего поведения, а актуализирует ее, т. е. ведет себя в соответствие с имеющимся у него личностным свойством. Причем в большинстве случаев это происходит в автоматическом режиме без каких-либо сознательных усилий при минимальных энергетических затратах. Каждый человек располагает достаточно широким набором личностных свойств, обеспечивающих его необходимыми схемами поведения в основных жизненных ситуациях. Главная проблема заключается в том, что большинство людей не умеют эффективно распоряжаться ресурсами своих личностных свойств. Они не имеют необходимых психологических знаний, плохо ориентируются в достоинствах и недостатках собственного личностного потенциала и не владеют им. Скорее наоборот, нередко они сами оказываются заложниками своих личностных свойств: черт характера, отношений, социальных установок. Для них характерно также неумение ориентироваться в личностных особенностях других людей и выстраивать по отношению к ним разумные и эффективные способы поведения. Это свидетельствует о низком уровне развития у них психологической культуры. Высокий уровень ее развития позволяет человеку эффективно пользоваться ресурсами своих личностных свойств и личностных свойств других людей для решения жизненных задач без ущемления интересов других людей.

Социально-психологические ресурсы. Каждый человек имеет определенный круг общения. В него входят люди, с которыми он связан межличностными отношениями. Они могут быть разными по содержанию, глубине, значимости, силе, устойчивости и другим параметрам. Эти межличностные отношения и связи составляют содержание социально-психологических ресурсов. Они позволяют человеку успешно решать довольно широкий круг жизненных задач: устраиваться на хорошую работу, продвигаться по карьерной лестнице, получать качественные медицинские услуги и др. Высокий уровень развития психологической культуры предполагает знание психологии общения и межличностных отношений, умение устанавливать и поддерживать нужные отношения, хорошо ориентироваться в них и использовать для решения всевозможных жизненных задач без ущерба и ущемления интересов других людей.

Духовно-нравственные ресурсы. В их содержание входят ценности, нравственные убеждения и принципы, которыми руководствуется человек в процессе решения стоящих перед ним жизненных задач. Духовность личности определяется тем, в какой мере они соответствуют существующему в обществе духовно-нравственному идеалу. Человек идентифицирует себя с ними и поэтому вынужден подчиняться им, поскольку всякое отклонение от них равнозначно отказу от самого себя. Духовный потенциал личности определяется тем, в какой мере человек способен противостоять всевозможным искушениям, подталкивающим его к отклонению от собственных ценностей, убеждений и принципов. В этом выражается одновременно и духовная зрелость личности. Высокий уровень развития психологической культуры предполагает знание собственных духовно-нравственных ресурсов и умение эффективно распоряжаться ими, а также умение ориентироваться в духовно-нравственных ресурсах других людей и выстраивать по отношению к ним адекватную форму поведения.

Предметно-практические ресурсы. Сюда относится система имеющихся у человека практических умений и навыков, необходимых для решения предметно-практических задач: приготовление пищи, ремонт утюга, пользование компьютером, вождение автомобиля и др. Можно сказать, что это практический опыт. Они делают человека приспособленным к предметной среде и к жизни. Поэтому на протяжении жизни он постоянно расширяет их арсенал. Высокий уровень развития психологической культуры предполагает владение достаточно широким арсеналом практических умений и навыков и умение эффективно распоряжаться им для решения возникающих жизненных задач без ущемления интересов других людей. Сюда относится также знание предметно-практических ресурсов других людей и умение пользоваться ими.

Индивидные ресурсы. К этой группе относятся свойства человека как биологического индивида: нейродинамические, нейропсихологические, межполушарная асимметрия, биологический возраст, биологический пол, конституция, психомоторика, сенсорная организация, система инстинктов и безусловных рефлексов, структура органических потребностей. Они являются врожденными и не изменяются под влиянием обучения и тренировки. Эти свойства составляют биологическую основу для развития человека как субъекта и личности: потребностей, черт характера, способностей, самосознания, когнитивных процессов. Причем они могут благоприятствовать или препятствовать становлению тех или иных личностных черт. Поэтому их важно принимать во внимание при решении некоторых задач, связанных с обучением, воспитанием и самовоспитанием человека. Они важны также и для решения многих других жизненных задач При высоком уровне развития психологической культуры человек способен эффективно использовать потенциал собственных или чужих индивидных ресурсов.

Физиологические ресурсы. Речь идет о возможностях человеческого организма, т. е. о здоровье, без которого невозможно решение никаких жизненных задач. Здоровье — это не психологическое образование. Но оно является одним из инструментов личностного бытия и поэтому его следует считать личностным ресурсом. При высоком уровне развития психологической культуры человек относится к своему организму как к важному ресурсу, знает его возможности (сильные и слабые стороны), заботится о нем (тренирует, оберегает, лечит), т. е. выступает как рачительный и эффективный владелец. Также он относится к физиологическим ресурсам других, прежде всего, близких людей.

Успешность и качество жизни зависит от того, в какой мере человек способен разумно распоряжаться имеющимся у него потенциалом личностных ресурсов. Это определяется уровнем развития у него психологической культуры, что предполагает:

1. Знание потенциала своих личностных ресурсов.

2. Владение приемами управление своими личностными ресурсами.

3. Отношение к своим личностным ресурсам как к ценности.

4. Постоянное развитие и совершенствование потенциала собственных личностных ресурсов.

5. Использование своих личностных ресурсов в гуманных целях.

1.4

Структура психологической культуры

Структурно-содержательный анализ психологической культуры предполагает изучение ее строения и отношений между составляющими ее элементами. Как сложное системное образование личности она включает в себя три взаимосвязанных компонента: когнитивный (интеллектуальный) регулятивно-практический (поведенческий) и ценностно-смысловой (духовно-нравственный). У разных авторов они фигурируют под несколько разными названиями при большом содержательном и функциональном сходстве.

Когнитивный (интеллектуальный) компонент психологической культуры представляет собой систему познавательных процессов (ощущение, восприятие, мышление, воображение, память) и психологических знаний (определенную осведомленность или компетентность). На его основе осуществляется ориентировка человека в других людях, в социальных общностях и в самом себе. На протяжении жизни у каждого человека накапливается определенный опыт знания и понимания людей, складывается целая система психологических представлений, стереотипов и концепций. Именно поэтому считается, что каждый человек является практическим психологом. Однако надо всегда помнить о том, что эти представления о людях почти всегда являются не научными, а житейскими или обыденными. В большинстве случаев они приблизительны и наивны и далеки от реальности, несмотря на то, что носители этих представлений почти никогда не сомневаются в их достоверности. Например, многие мужчины считают, что красивые женщины не очень умны, лица женского пола менее способны к вождению автомобиля и др., хотя никаких научных доказательств этого не существует. Можно привести множество других далеких от истины, но довольно распространенных социальных стереотипов. Высокий уровень развития у человека когнитивного компонента психологической культуры позволяет ему быстро и правильно ориентироваться в окружающих людях и в самом себе. Он является важным показателем развития у него психологической культуры в целом.

Регулятивно-практический компонент психологической культуры представлен широким спектром практических умений и навыков, с помощью которых субъект воздействует на других людей и на самого себя. Например, просьба, приказ, ирония, моральная поддержка, похвала, порицание, выражение сочувствия и др. Их репертуар очень широк. Он измеряется тысячами. Воздействия человека на других людей и на самого себя могут быть вербальными (речевыми) и невербальными (например, выражение лица), простыми и сложными, открытыми по намерениям и замаскированными (например, психологические манипуляции), значимыми и незначимыми для адресата, положительными и отрицательными по знаку. Уровень владения ими является одним из показателей развития психологической культуры человека. Они далеко не всегда имеют внешне-практическую форму. Например, умения и навыки самовоздействия чаще всего являются не внешними, а внутренними психологическими образованиями. Традиционно они рассматриваются чаще всего как механизмы саморегуляции. Типичными примерами здесь могут служить защитные механизмы, приемы управления мотивами, механизмы эмоциональной саморегуляции. Но их генетические корни находятся в пространстве реального межличностного взаимодействия (Выготский). Ребенок не может овладеть умением управлять своими психическими функциями и поведением до тех пор, пока он не научится управлять другими людьми и подчиняться их воздействиям. Уровень владения собственными психическими функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением, вниманием, эмоциями, потребностями) также является важным показателем развития психологической культуры человека. Например, если человек способен удержаться от чрезмерной эмоциональности в условиях повышенной ответственности, опасности или риска, мы можем говорить о высоком уровне развития у него эмоциональной культуры, которая является составной частью психологической культуры.

Ценностно-смысловой (духовно-нравственный) компонент психологической культуры можно определить как устойчивое отношение человека к другим людям и к самому себе. Оно зависит от того, какое место в системе его ценностей занимают люди: как себе подобные и равноправные личности, как инструменты (средства) решения личных или каких-то иных проблем, как культы поклонения, как благодетели, как «неверные» и т. д. Он соотносим с системой духовно-нравственных ценностей общества. Например, если в обществе пропагандируется и насаждается негативное отношение к представителям другой национальности или расы, то его члены начинают считать себя более достойными. На основе ценностно-смыслового компонента человек осуществляет самую общую смысловую оценку, как других людей, так и самого себя. Среди других структурных компонентов психологической культуры он является наиболее устойчивым и плохо поддающимся произвольной регуляции. Нельзя заставить себя кого-то (включая и себя) любить, уважать или ненавидеть. Это происходит как-то незаметно, непреднамеренно и иногда даже вопреки желаниям человека. В какой-то момент он ловит себя на мысли, что это случилось. Более того, он может даже стать заложником возникшего чувства. Генетической основой духовно-нравственного компонента психологической культуры являются эмоции как субъективные реакции человека на значимые жизненные ситуации, события или объекты.

Выделенные структурные компоненты психологической культуры человека тесно взаимосвязаны как функционально, так и генетически. Каждый из них необходим, но не достаточен для эффективного взаимодействия человека с другими людьми, равно как и для его существования как субъекта и полноценной личности. Например, если человек имеет неадекватное представление о ком-либо, то это неизбежно приводит выбору ошибочных способов общения с ним и к возникновению соответствующего отношения к нему. Аналогичная картина наблюдается и при искажении любого другого компоненте психологической культуры. Они функционируют как единая система. Это важно учитывать в практической работе с людьми, а также при целенаправленном формировании психологической культуры. Например, для того, чтобы изменить отношение человека к кому-то или к самому себе, необходимо в нужном направлении изменить способы его общения с ним и его представления о нем. Именно эти компоненты психологической культуры значительно легче поддаются управлению. Изменяясь, они влекут за собой изменение и отношения субъекта к другому человеку. В этом выражается единство и целостность всех структурных компонентов психологической культуры человека. То же самое можно сказать и о взаимосвязи структурных компонентов, которые обеспечивают внутриличностные функции психологической культуры. Так при неадекватно заниженном отношении человека к самому себе наблюдается аналогичная деформация образа себя и способов воздействия на себя. Это важно учитывать в психотерапевтической и психокоррекционной практике.

1.5

Развитие психологической культуры в онтогенезе

Исследование психологической культуры в онтогенетическом плане позволяет выявить механизмы, закономерности, стадии, условия и особенности ее развития. Сначала остановимся на самых общих моментах ее развития. Будучи частью человека как субъекта и личности, психологическая культура представляется социальной по своему происхождению и сущности. Социальная сущность человека определяется тем, что вся его жизнь от рождения и до смерти проходит среди людей. Он становится человеком (субъектом и личностью) прежде всего потому, что воспитывается в человеческом обществе и усваивает общественно выработанные способы поведения в различных жизненных ситуациях, способы обращения с предметами и людьми. Любое психическое образование человека (процесс, личностное свойство, потребность и т. д.) представляются социальными по происхождению и сущности. Как показал Л. С. Выготский, именно благодаря социальному воздействию психические функции ребенка из так называемых натуральных преобразуются в высшие. Таким же путем формируются человеческие потребности, личностные черты, сознание и самосознание. Положение об общественно-исторической сущности человека является бесспорным в современной психологии. Оно связано с именами известных отечественных психологов: Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна и др.

Психологическая культура существует в двух формах: как общественное явление и как личностный феномен. Как общественное явление она является частью культуры общества: этноса, государства или целого континента (европейского, азиатского, африканского и др.). В ней аккумулирован накопленный поколениями людей психологический опыт, без которого не могло бы существовать само общество в целом и каждый его член в отдельности. Как личностное образование психологическая культура является неотъемлемой частью личности. Важно подчеркнуть, что речь идет не о дополнительном элементе личности, который может быть или не быть у нее, а об уровне ее развития или зрелости. Именно психологическая культура очеловечивает новорожденного младенца и превращает его в полноценного субъекта и личность. В результате происходит окультуривание имеющихся у него врожденных психических функций, а также формирование новых психических функций и личностных образований.

Например, врожденная способность к запоминанию из неосознаваемого и непроизвольного процесса преобразуется в осознаваемый и произвольный процесс. Ребенок начинает выделять свою память как своеобразный личностный орган или инструмент, с помощью которого можно решать определенные жизненные задачи. Одновременно с этим он овладевает способами или приемами управления данным инструментом. В этом и заключается сущность психологическая культура памяти. Существуют разные уровни ее развития. Чем выше он, тем лучше человек знает свою память и понимает ее свойств, особенности и закономерности функционирования и тем лучше владеет приемами управления ей. При высоком уровне развития мнемической культуры человек становится эффективным владельцем своей памяти, способным максимально использовать ее возможности и заботящимся о ее постоянном совершенствовании. Высокий уровень развития мнемической культуры исключает возможность использования возможностей своей памяти для антигуманных целей. В этом заключается духовно-нравственный компонент мнемической культуры.

На данном примере мы рассмотрели сущность развития психологической культуры. Высокий уровень ее развития делает человека личностью, полноценным субъектом своего бытия, способным к эффективному использованию имеющегося у него личностного потенциала: черт характера, эмоций, интеллекта и др.

Психологическая культура развивается у ребенка по механизму усвоения или присвоения. Однако объективирована и опредмечена она не столько в объектах и предметах, сколько в людях, формах и способах общения, а также в тех отраслях, видах и жанрах науки, литературы и искусства, которые посвящены человеку. В это заключается одна из специфических особенностей психологической культуры. Предметом присвоения здесь выступает психологическая сущность человека как субъекта и личности. В ходе онтогенеза ребенок усваивает способы и формы понимания человека, обращения с человеком и отношения к человеку. Причем важно подчеркнуть, что речь идет не только о других людях, но и о самом себе, т. е. ребенок усваивает способы и формы самопознания, самовоздействия и самоотношения. И только при этих условиях ребенок становится субъектом и личностью.

Развитие психологической культуры является жизненно необходимым, поскольку социальное бытие человека представляет собой постоянное взаимодействие с другими людьми: членами своей семьи, друзьями, одноклассниками, коллегами по работе, должностными лицами, случайными прохожими и т. д. Оно начинается буквально с момента рождения (а возможно и на более ранней стадии — внутриутробной) и продолжается всю жизнь. По мнению В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева: «Взрослый (вообще — другой человек) для ребенка не просто одно из условий его развития наряду со многими другими (не просто персонификатор общественно выработанных способностей), а фундаментальное онтологическое основание самой возможности возникновения человеческой субъективности, основание нормального развития и полноценной человеческой жизни» [18]. Важно подчеркнуть, что общение — это не просто процесс, сопровождающий психическое развитие и социальное бытие человека. Без общения они в принципе невозможны. Последствия социальной депривации для психического развития ребенка очень обширны и невосполнимы. Столь же губительна она и для социального бытия человека. Оно просто немыслимо без таких функций общения, как обмен информацией, психологическое воздействие, межличностное познание, регуляция совместной деятельности, удовлетворение многочисленных потребностей и, прежде всего, потребности в самом общении, самореализация и др. Как это ни покажется странным и невероятным, но общение необходимо человеку даже на самой завершающей стадии социального бытия — стадии умирания. Именно внимательный и чуткий собеседник может облегчить его состояние перед лицом неотвратимой смерти.

Учитывая столь высокую значимость общения для человека, он должен быть достаточно успешным его субъектом, т. е. в совершенстве владеть им. В ином случае он просто обречен на всевозможные жизненные неудачи: в учебе, в быту, в семье, в воспитании детей, в профессиональной деятельности и др. Однако общение — это очень сложный процесс, значительно превосходящий в данном отношении предметную деятельность. Это определяется главным образом тем, что обе стороны взаимодействия представлены людьми. Каждый их них имеет дело с себе подобным существом — самостоятельным и равноправным субъектом и личностью. Такой специфический объект требует особого обращения и познания, отличного от обращения с предметом. Именно на это указывал известный философ М. М. Бахтин: «Любой объект знания (в том числе человек) может быть воспринят и познан как вещь. Но субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, познание его может быть только диалогическим» [19].

Человек отличается такими особенностями как, повышенная сложность, уникальность, противоречивость, принципиальная непознаваемость, недостаточная изученность наукой и др. В современной философии, психологии и богословии существует множество подчас взаимопротиворечивых концепций человека, ни одна из которых не претендует на абсолютную истинность. Сущность человека представляет собой не физическую, а душевно-духовную реальность, которая не обладает никакими известными физическими свойствами. Она не доступна ни для органов чувств, ни для непосредственного воздействия (физического или какого-то еще), как это возможно по отношению к предмету. Иначе говоря, прямой контакт между общающимися субъектами исключен. Он осуществляется через посредство телесных органов. Для того, чтобы содержание душевной жизни одного субъекта стало достоянием душевной жизни другого субъекта, оно должно пройти несколько преобразований. Сначала оно принимает форму доступных для органов чувств конкретных актов общения. Затем они воспринимаются другим субъектом и преобразуются в соответствующие субъективные образования: мысли, чувства, эмоциональные переживания. Однако складывающаяся у него субъективная картина душевной жизни познаваемого человека (или его личности в целом) представляет собой всего лишь ее модель, которая никогда не совпадает с оригиналом. Это в принципе невозможно. По справедливому замечанию философа И. А. Ильина, «.. индивидуальная душевная жизнь протекает у каждого из нас в своеобразной изолированности, замкнуто и недоступно для других… Никто не испытывает мои состояния… как свои собственные и непосредственно ему доступные, никто — кроме „меня самого“. Никто никого не может „впустить“ в свою душу или „вывернуть“ ее другому» [20]. Соответственно и воздействие на другого человека является не прямым — от души к душе, — а телесно опосредствованным. Причем оно проходит аналогичную последовательность преобразований: душевное образование одного субъекта (намерение, образ, состояние) → доступные для органов чувств конкретные акты общения → восприятие их другим субъектом → преобразование их в субъективную форму.

Развитие психологической культуры как целостного личностного образования изучено в науке довольно плохо. Предметом исследования чаще всего являются ее отдельные структурные компоненты и функции. Однако даже и они изучены недостаточно полно. Например, в науке нет целостной картины развития у ребенка процессов понимания других людей и умений и навыков психологического воздействия на других. В учебниках по возрастной психологии значительно больше места отводится развитию предметно ориентированной психики (предметному мышлению, предметному восприятию, предметному воображению и т. п.). Однако ребенок развивается не только как субъект предметных отношений, но и как субъект общения. А это значит, что он овладевает соответствующими психологическими средствами познания и воздействия на людей: психологическим мышлением, воображением, памятью, восприятием, практическими умениями и навыками обращения с людьми и т. п. Исследование всех этих проблем представляется очень актуальным. Еще более важное значение имеет построение целостной концепции развития психологической культуры.

Развитие психологической культуры у ребенка осуществляется стихийно. Главным источником этого процесса является опыт личного общения. Большое значение имеет также наблюдение за людьми, самонаблюдение, самоанализ, чтение художественной литературы, просмотр художественных фильмов и спектаклей. В нашем обществе не предусмотрена и не создана система целенаправленного формирования и воспитания у подрастающего поколения психологической культуры. В последние десятилетия в связи с созданием в образовательных учреждениях психологической службы отдельные элементы такой системы начинают появляться. Чаще всего это делается в форме всевозможных тренингов, ролевых игр, коррекционно-развивающих занятий и факультативных курсов. Усилия психологов направлены на формирование отдельных элементов психологической культуры, что далеко не всегда оправдано. Методологически целесообразнее работать с психологической культурой как целостным образованием.

Значительно более распространена психологическая подготовка в вузах, особенно на гуманитарных и педагогических факультетах. Основные ее недостатки выделены в работах К. М. Романова и других авторов. Мы только хотели подчеркнуть один из ее недостатков — излишне когнитивную направленность. В результате студенты просто запоминают материал по психологии, но не могут воспользоваться этими знаниями на практике. Следует также отметить, что в психологии до сих пор не разработаны четкие возрастные и профессиональные нормативы развития психологической культуры и методы ее диагностики. Эти вопросы имеют важное значение и в практической педагогике, и при подготовке специалистов для работы с людьми. С названными вопросами тесно связана проблема совершенствования методики психологической подготовки человека и определение условий достижения высшего уровня развития психологической культуры [21].

Выводы

Психологическая культура является частью общей культуры человека. В самом общем плане ее можно рассматривать как своеобразный личностный инструмент обращения человека с людьми (включая самого себя) как с субъектами, личностями и индивидуальностями. Она представляет важнейшее условие социального бытия человека как субъекта и личности.

Для реализации своих целей человек использует имеющийся у него потенциал личностных ресурсов: мотивационных, когнитивных, эмоциональных, волевых, личностных свойств, социально-психологических, духовно-нравственных, предметно-практических, индивидных и физиологических. Высокий уровень развития психологической культуры предполагает умение эффективно распоряжаться ими.

Психологическая культура человека представляет собой сложное системное образование личности, состоящее из трех взаимосвязанных структурных компонентов: когнитивного, регулятивно-практического и духовно-нравственного (ценностно-смыслового).

Психологическая культура как личностное образование не дана ребенку в готовом виде, а задана в культуре общества: в людях, в межличностных отношениях, в способах и формах общения, а так же в тех видах и жанрах литературы, науки и искусства, которые посвящены человеку. Ее развитие у ребенка осуществляется по механизму усвоения (присвоения).

В современном обществе не существует целостной и эффективной системы воспитания психологической культуры. В большинстве своем ее усвоение осуществляется стихийно. Этим объясняется низкий уровень ее развития у людей, в том числе и у специалистов сферы «человек-человек». В то же время существует объективная необходимость воспитания у людей психологической культуры.

Психологическая культура — это очень многогранное и плохо изученное социально-психологическое явление. Ее можно анализировать в структурно-содержательном, функциональном, культурно-историческом, онтогенетическом, психолого-педагогическом, акмеологическом, этно-психологическом и во многих других аспектах.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое психологическая культура?

2. Как психологическая культура соотносится с другими видами культуры?

3. Какие понятия являются родственными с понятием психологическая культура?

4. Перечислите функции психологической культуры.

5. Что такое личностные ресурсы?

6. Дайте краткую характеристику личностных ресурсов.

7. Какова структура психологической культуры?

8. Выделите основные особенности развития психологической культуры в онтогенезе.

Практические задания

1. Приведите примеры жизненных ситуаций, в которых требуется психологическая культура.

2. Опишите жизненные ситуации, в которых актуализируется каждая из функций психологической культуры.

3. Какие личностные ресурсы актуализируются в следующих жизненных ситуациях. Возможно несколько вариантов ответа.

а) сдача трудного экзамена;

б) знакомство молодого человека с девушкой;

в) вождение автомобиля;

г) решение сложных задач по математике;

д) обман человека;

е) конфликт;

ж) похвала человека;

з) подъем тяжелого предмета;

и) обращение к другу (подруге) за помощью;

к) выражение комплимента;

л) выполнение работы в состоянии сильного утомления;

м) игра в баскетбол;

н) подготовка к экзаменам;

о) сдерживание плача.

4. Приведите примеры взаимосвязи структурных компонентов психологической культуры.

5. На основе контент-анализа народных сказок выделите суждения, в которых представлены компоненты психологической культуры. Подсчитайте их количественное соотношение и сделайте выводы.

6. Проведите анализ пословиц и выделите элементы психологической культуры. Определите, что предписывает каждая пословица.

7. Приведите примеры жизненных ситуаций, стимулирующих развитие психологической культуры у ребенка.

Контрольные тесты

1. В психологической культуре сконцентрирован опыт взаимодействия человека

а) с предметами;

б) с природой;

в) с людьми;

г) с животными.

2. Определите, какое понятие является более общим

а) психологическая культура;

б) психологическая компетентность;

в) социальная перцепция.

3. Соотнесите психологическую культуру с другими видами культуры

а) элементы психологической культуры содержатся во всех видах культуры;

б) психологическая культура автономна по отношению к другим видам культуры;

в) элементы психологической культуры содержатся в некоторых видах культуры.

4. Психологическая культура актуализируется в ситуациях

а) общения с людьми;

б) выполнения предметной деятельности;

в) общения человека с самим собой;

г) все ответы правильные.

5. Психологическая культура выполняет функции

а) понимания людей;

б) понимания человеком себя;

в) управления своими эмоциями;

г) все ответы правильные.

6. Определите, какие функции психологической культуры представлены в следующих примерах

а) сдерживания своего гнева;

б) просьбы о прощении;

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Психологическая культура личности как предмет научного исследования
Из серии: Университетское психологическое образование

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психологическая культура личности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта: В 2 т. Т. 1–2. М.: ТТО «Рарогъ», 1993. 412 с.

2

Петрова И. Ф. Культура общения в педагогическом взаимодействии // Международная конференция «Психология общения-2000: проблемы и перспективы». М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. С. 228–229.

3

Петрова И. Ф. Культура общения в педагогическом взаимодействии // Международная конференция «Психология общения-2000: проблемы и перспективы». М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. С. 229.

4

Куницына В. Н. Социальная компетентность // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. А. Бодалева. 2-е изд. М.: Когито-центр, 2015. С. 102.

5

Петровская Л. А. Компетентность в общении. М.: Изд-во Моск. унта, 1989. 216 с.

6

Ромашина М. В Формирование психологической компетентности через понимание литературного героя школьниками: Автореф. дис… канд. психол. наук. Казань, 2003. 20 с.

7

Селезнева Е. В. Профессиональное общение: коммуникативная компетентность // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. А. Бодалева. 2-е изд. М.: Когито-центр, 2015. С.272.

8

Цейтина Г. П. Формирование коммуникативной компетентности как одной из составляющих педагогического общения // Международная конференция «Психология общения — 2000: проблемы и перспективы». М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. С. 327–328.

9

Щербакова Т. Н. Компетентность коммуникативная // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. А. Бодалева. 2-е изд. М.: Когито-центр, 2015. С. 125–126.

10

Щербакова Т. Н. Компетентность психологическая // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. А. Бодалева. 2-е изд. М.: Когито-центр, 2015. С. 126–127.

11

Дементьева Е. В. Формирование психологической культуры у будущих специалистов: Автореф. дис… канд. психол. наук. Казань, 2007.16 с.

12

Егорова Т. Е. Психологическая культура и проблемы ее воспитания в современном обществе / Т. Е. Егорова, Н. В. Лапчинская // Психология созидания. Ежегодник Российского Психологического общества. Т. 7. Вып. 1. Казань, 2000. С. 74–76.

13

Зорин С. С. Системный многоуровневый подход формирования психологической культуры у школьных психологов и учителей школ // Ежегодник. Материалы Учредительного съезда Российского Психологического Общества. Т. 1. М., 1995. Вып. 2. С. 186–190.

14

Колмогорова Л. С. Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пособие для шк. психологов. М.: Владос, 2002. 360 с.

15

Преподавание психологии в школе: Учебно-методическое пособие. III–XI классы / А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, И. В. Дубровина и др. Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «Модэк», 2003.624 с.

16

Романов К. М. Психологическая культура: теория, методология, закономерности формирования / К. М. Романов, О. Н. Романова. Саранск: Прогресс, 2010. 180 с.

17

Щербакова Т. Н. Культура психологическая // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. А. Бодалева. 2-е изд. М.: Когито-центр, 2015. С. 128–129.

18

Слободчиков В. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995. С. 216

19

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. С. 383

20

Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта: В 2 т. Т. 1–2. М.: ТТО «Рарогъ», 1993. с. 43

21

Романов К. М., Ж. Г. Гаранина. Практикум по общей психологии / Под ред. К. М. Романова. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «Модэк», 2002. 320 с.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я