Тренер – педагог и психолог

Константин Марков, 2013

Изложены педагогические и психологические аспекты деятельности тренера по волейболу, его роль и задачи в подготовке и воспитании спортсменов высокого класса. Рассмотрены теоретические основы двигательного обучения в спорте, методики технической и психологической подготовки игроков волейбольной команды, проблемы ее формирования. Предназначена для научных работников, тренеров и спортсменов всех уровней, а также аспирантов и магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 034300 «Физическая культура».

Оглавление

  • Предисловие
  • Введение
  • Глава 1. Современные представления о проблеме формирования педагогического мастерства тренера

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тренер – педагог и психолог предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Современные представления о проблеме формирования педагогического мастерства тренера

1.1. Структура и содержание деятельности тренера, критерии его педагогического мастерства

Структура и содержание деятельности

Каждый индивид в своем развитии и становлении проходит длительный путь взаимодействия с окружающей средой, именуемый социализацией [150]. Понятие социализации по объему больше любого другого, касающегося формирования человека. Оно включает в себя влияние неорганизованной и организованной социальной и природной среды, целенаправленное воспитание, образование, обучение и саморазвитие. Рассматривая три стадии социализации человека, следует отметить, что частично уже на второй ее стадии — введении в систему норм общественной морали — и в значительной степени на завершающей стадии свободного интеллектуально-нравственного развития огромное влияние на этот процесс оказывает деятельность человека. В классической триаде «деятельность — сознание — личность» [148; 150] этот компонент существенно определяет многие аспекты поведения человека, его мотивацию и систему ценностей, образ жизни. Характеристики и структура деятельности диктуют объективные требования, предъявляемые к интеллекту, психике и физическим возможностям человека, отбирают наиболее талантливых, способных к тому или иному виду занятий. Деятельность своей объективной сущностью и содержанием регламентирует функционирование двигательной, умственной, психоэмоциональной и психосоциальной сфер субъекта.

Деятельность является целенаправленным орудийным преобразованием и изменением субъектом чувственно-предметной или материально-производственной действительности. Она носит исключительно предметный характер, имеет сложное строение. В нее входят [148]:

• потребность — мотив — цель — условия;

• деятельность — действие — операция — результат.

Спортивной является деятельность, направленная на максимальное удовлетворение интереса к определенному виду спорта, потребности им заниматься, достижение высоких спортивных результатов, повышение престижа.

Для спортсмена она имеет существенные специфические особенности, значительно отличающие ее от многих других видов деятельности [156]:

• объектом сознания и практической деятельности является собственное тело спортсмена и его движения (субъект и объект — одно лицо);

• предельные физические и психические нагрузки;

• борьба за победу — единственная и необходимая цель деятельности.

Для деятельности спортивного тренера в полной мере справедливо последнее замечание и частично второе, в части психического напряжения.

В процессе спортивной деятельности участвуют несколько субъектов: спортсмен (или команда) — тренер — судья — болельщики — официальные лица. Участие каждого из них специфично и существенно различно по значимости и мотивам. Наиболее значимое звено «спортсмен — тренер», несмотря на определенные различия, имеет весьма сходные условия спортивной деятельности. Это прежде всего общность цели, достижение наивысшего спортивного результата, победа в соревнованиях. Деятельность тренера и спортсмена характеризуется [156]:

• временными ограничениями;

• сопротивлением соперника (прямым, активным или опосредованным);

• взаимодействием с партнерами;

• значительной психической и физической напряженностью.

Психологическая структура спортивной деятельности также имеет специфические особенности мотивации, психических и тренировочных процессов и соревнований [172; 210].

Спортивная деятельность тренера носит многогранный характер с большим количеством разнообразных функций, разделение которых в значительной мере условно, поскольку на практике все они образуют неделимый комплекс и реализуются в едином тренировочно-соревновательном процессе. Выделяют следующие составляющие структурные функции [50; 52–55; 87; 99; 101]: воспитательная, учебно-тренировочная, отбора и селекции, планировочная, контроля, учета и коррекции, организаторская, секундантская до, во время и после соревнований, материально-технического обеспечения, самосовершенствования, научно-исследовательская, представительская, судейская, правовая, агитационно-пропагандистская.

Понятие педагогического мастерства тренера многогранно. Оно должно проявляться в управлении деятельностью спортивного коллектива, организации воспитательного и учебно-тренировочного процессов и в индивидуализации воспитательных воздействий на личность спортсмена. Рассматривая особенности труда тренера с позиций системно-структурного подхода, необходимо использовать сопоставительно-сравнительный анализ деятельности тренеров разного уровня мастерства, качественный и количественный анализ, измерение сущности явлений по определенным критериям, операционный принцип измерения эффективности труда тренера, принцип моделирования структуры деятельности. Только с учетом диалектики педагогического процесса можно определить оптимальные пути решения педагогических задач, выявить ведущие аспекты деятельности тренера и критерии его мастерства [87].

Особой оценки требует психологическая структура педагогической деятельности тренера и процессы формирования его личности. Большое значение для тренера, особенно в начале его деятельности при формировании отношения к избранной специальности, имеет осознание ее социальной сущности [78; 87].

Педагогическое мастерство тренера — это комплекс умений, необходимых для продуктивного решения педагогических задач, способ действия, который опирается на совокупность знаний, навыков, задатков, способностей и сознательно реализуется тренером в педагогической ситуации. Они являются критериями развития педагогических способностей. Мастерство тренера имеет сложный характер, обусловленный необходимостью решения бесчисленного ряда логически взаимосвязанных педагогических задач. Педагогическая задача предполагает осознание тренером конечной цели своей деятельности и способов решения в процессе учебной и внеучебной деятельности соотнесенных между собой стратегических, тактических и оперативных задач. В способе решения задачи должны отражаться все компоненты деятельности тренера [87].

Соответствие структуры деятельности и личности тренера. Деятельность тренера изучается методами: компонентного анализа структуры педагогической деятельности, личности тренеров и спортсменов как субъектов этой деятельности; сравнительно-сопоставительного анализа деятельности тренеров разного уровня мастерства; структурно-функционального анализа психологической структуры педагогической деятельности как совокупности взаимосвязанных компонентов педагогических умений и навыков и структуры личности как целостного единства наиболее важных индивидуальных, личностных и субъективных свойств [Там же].

На различных уровнях мастерства тренера ведущими становятся разные компоненты структуры его деятельности. Поэтому очень важно выяснить, какие трудности испытывают тренеры на разных этапах своей работы, и наметить пути их преодоления, сравнивая деятельность начинающих и опытных тренеров. При этом необходимо определить, чем отличается логика решения задач на разных уровнях педагогического мастерства и как искать способы эффективного решения педагогических задач. Практика показывает, что эти задачи неодинаковы по своей значимости, способам и времени решения, и в каждом конкретном случае надо выявлять определяющую задачу, решение которой обеспечит достижение поставленной цели. Отыскав главное звено, основную причинную связь, тренер сможет разработать правильную стратегию и тактику воспитательного и обучающего воздействия [87; 156].

Важной составляющей работы тренера является его мастерство в формировании личности спортсмена. Мастерство тренера в данном процессе надо рассматривать как целенаправленную систему свойств личности, регуляции отношений, обусловленных основными формами жизнедеятельности спортсмена, выявления изменений в становлении его личности и определения оптимальных способов воздействия на нее [50; 77; 87; 180].

Одним из условий повышения педагогического мастерства является органическое единство теоретической, методической и практической деятельности тренера, обеспечивающее действенность системы его знаний и умений. Мастерство в воспитании и обучении спортсменов предполагает также высокую степень развития педагогических знаний, умений и навыков. Если какой-либо компонент в структуре педагогической деятельности тренера развит недостаточно, педагогические воздействия оказываются малоэффективными [87].

Отмечено, что деятельность тренера имеет многофакторный педагогический характер и осуществляется в рамках определенной педагогической системы, являющейся совокупностью структурных и функциональных компонентов, подчиненных педагогическим целям. К структурным компонентам, позволяющим анализировать педагогическую систему в статике, относятся цели педагогической системы, содержание учебной информации, средства педагогической коммуникации, деятельность спортсменов и тренера. К функциональным компонентам, обусловливающим становление, развитие, совершенствование педагогической системы, относятся гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный компоненты [87; 161; 179; 195].

Структурные компоненты деятельности тренера находят свое отражение в содержании его знаний, а функциональные — в профиле его умений. При этом эффективность деятельности обусловливается степенью развития функциональных компонентов, к которым относятся [87]:

• гностический, связанный с обобщением и систематизацией научных знаний, их схематизацией и расширением, превращением в учебные, с изучением общих закономерностей деятельности педагогических систем, анализом деятельности педагогической системы и всех ее подсистем;

• проектировочный, связанный с развитием педагогических систем на основе комплексного подхода к обучению и воспитанию спортсменов, научных и методических исследований, обеспечивающих их совершенствование, развитие средств педагогической коммуникации и способов функционирования системы;

• конструктивный, связанный с созданием учебных пособий для спортсменов и тренеров, методических пособий для тренеров по анализу эффективности деятельности педагогических систем;

• организаторский, связанный с созданием общего ритма и режима деятельности, систем, органов самоуправления;

• коммуникативный, связанный с регламентацией и регулированием отношений между системой и административными органами управления, администрацией и тренером, тренерами и спортсменами, внутри этих групп.

Нарушение в любом из выделенных компонентов снижает эффективность деятельности всей педагогической системы.

Самую элементарную модель деятельности можно представить следующим образом: цель, мотивы, действия, результат [148].

Любая профессиональная деятельность предъявляет к человеку определенные требования, соответствие которым обеспечивает успех в ней. В педагогике выделяют следующие профессионально значимые особенности деятельности и требования к индивидуально-психологическим характеристикам личности [2; 12; 24; 63; 79; 87; 141]:

• структура знаний, в которой отражаются основные элементы педагогической системы, стимулы, побуждающие к деятельности, и мотивы;

• единая система и взаимосвязь сформированных на достаточно высоком уровне профессионально-педагогических умений и навыков;

• направленность — устойчивая и взаимосвязанная система целей и оценок, побуждающая человека к преодолению трудностей и овладению мастерством;

• общая одаренность, которая проявляется в:

➢ специальных педагогических способностях: специфической чувствительности к объекту и средствам педагогического взаимодействия, включая гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный компоненты;

➢ общих способностях, качествах ума, речи, воображения;

➢ других специальных способностях: спортивных, артистических, технических и др., которые входят в структуру деятельности тренера и служат педагогическому творчеству лишь при наличии педагогических способностей и направленности;

➢ чертах характера: увлеченности своим делом, требовательности, справедливости, внимательности к каждому ученику, самоконтроле и др.;

➢ некоторых свойствах темперамента, среди которых ведущее место занимает уравновешенность, эмоциональная стабильность.

В деятельности тренера можно выделить следующие уровни [87]:

• репродуктивный — тренер на примере умеет показать, как выполнять систему упражнений и комбинаций, а также пересказать то, что он знает сам;

• адаптивный — тренер умеет не только сообщить то, что знает и умеет сам, но и приспособить это к возрастным и индивидуальным особенностям спортсменов. На этом уровне тренер сознает, что спортсмены плохо усваивают тот или иной спортивный прием, но не умеет научить их, т. е. он может видеть педагогическую задачу — учить лучше, но не умеет продуктивно ее решить;

• локально-моделирующий — тренер умеет не только передавать знания и умения, приспосабливая их к особенностям спортсменов, но и конструировать и моделировать систему знаний, умений и навыков по отдельным приемам и разделам. Он учитывает возможные трудности при восприятии нового учебного материала, их причины и способы преодоления, умеет пробудить интерес и внимание к системе спортивных упражнений, их последовательности. Все это касается только отдельных разделов тренировки, а не всей программы;

• системно-моделирующий — тренер умеет моделировать систему деятельности спортсменов, формирующую у них знания, умения, навыки и поведение, необходимые как для успеха в соревновательной деятельности, так и в жизни вообще.

В основе высокого профессионального, педагогического мастерства тренера лежит рациональное сочетание на разных стадиях тренерской деятельности и в различных ситуациях всех указанных уровней с акцентом на развитие локально — и системно-моделирующих уровней [Там же].

Критерии педагогического мастерства тренера. Общими критериями педагогического мастерства тренера являются [Там же]:

• владение специальными знаниями о целях, содержании, объекте и средствах спортивной тренерской деятельности;

• владение специальными умениями в осуществлении процесса деятельности на всех его этапах: подготовительном, исполнительном, итоговом;

• специальные свойства личности и характера, позволяющие осуществлять процесс деятельности и получать искомые результаты.

Показателем эффективности деятельности тренера является успешное достижение цели, спортивный результат при наиболее рациональном использовании сил и средств. Спортивный результат в организации и функционировании спортивной тренировочной системы является системообразующим фактором. Для деятельности тренеров высокого уровня мастерства характерно [2; 12; 24; 63; 79; 87; 141]:

• устойчивое положительное отношение к своей деятельности, интерес к делу, определенная система в работе, знание своего вида спорта;

• ясное понимание оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, умение наметить пути их решения и видеть конечные результаты работы;

• учет особенностей возраста, пола, состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности спортсменов;

• успешное формирование у спортсменов устойчивого интереса к спорту, умение ярко и увлекательно раскрывать перспективы систематических учебно-тренировочных занятий и переносить на тренировку со спортсменами принципы технической и тактической подготовки современного спорта;

• рациональное использование времени, отведенного на выполнение задачи, четкие и уверенные действия.

Функциональными критериями мастерства являются [87]:

• владение основами конкретного вида спорта;

• владение средствами, формами и методами обучения спортсменов спортивным умениям;

• построение системы учебно-воспитательной работы со спортсменами;

• формирование системы контроля деятельности спортсменов, умение определять особенности функционального состояния их организма и в связи с этим дозировать нагрузки на тренировках и соревнованиях;

• умение выявлять особенности индивидуальной подготовки, способностей и склонностей к конкретным упражнениям, месту в команде;

• наличие высокого уровня общепедагогических умений;

• проведение систематического анализа своей деятельности и извлечение уроков из ошибок и неудач, перестройка и совершенствование деятельности.

Профессиональные функции тренера преломляются в функциональных компонентах его деятельности: проектировочном, конструктивном, организаторском, коммуникативном и гностическом [Там же].

Проектировочный и конструктивный компоненты — это способность тренера к предвидению и проектированию жизни спортивного коллектива, а также собственной деятельности и поведения; разработка конкретных оздоровительных, образовательных, воспитательных задач; проектирование качеств, которые должны быть воспитаны в юных спортсменах; установление объема и содержания видов спортивной деятельности; методическая разработка отдельных направлений деятельности детского спортивного коллектива.

Прямым проявлением конструктивной деятельности является система планирования учебно-воспитательной работы. План-программа работы тренера предусматривает единство учебно-тренировочной, воспитательной и организаторской работы; целенаправленность, систематичность и непрерывность воспитательного воздействия на все стороны жизни и деятельности спортивного коллектива и личности; самодеятельный характер деятельности спортивного коллектива. Наконец, тренер должен обеспечивать соответствие всех мероприятий уровню воспитанности спортсменов, их возрастным и психологическим особенностям [2; 12; 24; 63; 79; 87; 141].

Организаторский компонент — это способность тренера организовать деятельность спортивного коллектива, саму спортивную работу с учетом включения в нее каждого спортсмена; развивать и создавать традиции спортивного коллектива. Организаторский компонент включает много разноплановых, разнохарактерных действий: формирование организаторских умений спортсменов, обучение их способам действий, а также приемы побуждения к действиям, использование учета, контроля, системы поощрений [77; 87].

Коммуникативный компонент — это способность тренера устанавливать педагогически целесообразные отношения со спортсменами, их родителями, школой и спонсорами [87; 158].

Гностический компонент — это способность к изучению и оценке опыта руководства спортивным коллективом, применению его в практике своей работы, анализу собственного опыта, а также опыта своих коллег, постоянное самообразование. Этот компонент педагогической деятельности тренера включает изучение и анализ:

• объекта деятельности, его состояния и происходящих в нем изменений;

• условий, средств, форм и методов для осуществления деятельности, всех факторов спортивной и воспитательной работы;

• достоинств и недостатков личности самого тренера, выполнения его обязанностей, педагогических функций в целях самосовершенствования.

Ролевые позиции тренера. Любая деятельность в целом и отдельном своем действии осуществляется в соответствии с ролью человека в данной системе отношений, опосредствующих деятельность, с процедурами поведения, предписываемыми этой ролью, общественной функцией человека в данной ситуации. Специфика деятельности спортивного тренера в этом плане состоит в многоролевом его предназначении [50; 76; 77; 87; 128; 142; 152; 215; 395; 412].

Тренер теоретик и практик. Структуру знаний тренера составляют: специальные знания (теория и методика спортивной тренировки и своего вида спорта), психолого-педагогические и медико-биологические (анатомия, биомеханика, физиология, гигиена, врачебный контроль и лечебная физкультура) знания. Здесь особенно важно отметить, что сами по себе знания еще не определяют педагогическую квалификацию. Тренер должен уметь пользоваться ими на практике. Качество и уровень умений во многом зависят от того, в какой мере они опираются на требования научной теории. Знание своего предмета, психологии спортсменов и, соответственно, умелое, методически точное применение их на деле характерны для тренеров высокого класса.

Тренер психолог. На этот счет известно много высказываний, уместны два из них: «Каждый педагог — психолог» (К.Д. Ушинский), «Если тренер — не педагог, он не тренер. Если тренер сам — не психолог, никакой постоянный помощник по психологии пользы ему не принесет» (А.Я. Гомельский). Тренер определяет и формирует те социально-психологические черты и особенности спортсменов, которые оптимально способствуют восприятию и усвоению спортивно-тренировочных и соревновательных задач, нравственных норм и установок. Эти черты имеют как общие, так и специфически обусловленные особенностями конкретного вида спорта проявления и определяют направленность и жизненную позицию личности, социальную сторону спортивной мотивации, черты характера, эмоциональную устойчивость, волевую сферу и социально-психологические характеристики спортивной группы [76; 77].

Тренер организатор. Организаторская деятельность тренера является реализацией на практике его планов и условием целенаправленного реального проектирования собственно педагогических и функциональных задач. Решение собственно педагогических задач ведет к изменению личности спортсмена, его спортивного мастерства. Функциональные задачи связаны с созданием инструментария педагогического воздействия, целостной системы спортивной тренировки и достижения спортивного результата. Разумный баланс педагогических и функциональных задач обеспечивает успешное решение всего комплекса сложных проблем спортивной деятельности [77; 87].

Педагогические способности тренера. В структуру педагогических способностей, необходимых тренеру для успешной, эффективной деятельности, входят следующие их виды [87; 164; 165]:

Дидактические способности позволяют [12; 87] эффективно готовить спортсменов, доступно представлять учебный материал с активным и сознательным его восприятием спортсменом и прочным усвоением навыков, обеспечить единство обучения и воспитания, постепенно усложнять учебный материал и нагрузку, проводить систематическое планирование, контроль и коррекцию учебно-тренировочного процесса.

Перцептивные способности представляют педагогическую наблюдательность, восприятие своего вида спорта, умение чувствовать состояние и отношение спортсмена и проникать в его внутренний мир, понимать его переживания, знать психические особенности спортсменов, их интересы, достоинства и недостатки.

Гностические способности определяют способность к анализу своей деятельности, спортсменов, команды, своих коллег, обстоятельств деятельности, спортивных и технических результатов, характеристик учебно-тренировочного процесса.

Коммуникативные способности — это доброжелательность, легкость вступления в контакт, отзывчивость, адекватная реакция на ситуацию, умение разрешать конфликты, управлять своим психическим состоянием, выдержанность в общении, способность выслушивать чужие мнения.

Психомоторные способности [87; 178; 233] предполагают умение демонстрировать технику движений, подбирать имитационные упражнения, учитывать индивидуальные особенности спортсменов, делать точный анализ техники спортсмена и его двигательных ошибок.

Суггестивные способности — наличие дара убеждения, умения внушать, развивать и поддерживать интерес к занятиям, повышать мотивацию, желание тренироваться, формировать уверенность в победе.

Стрессоустойчивость — это умение управлять эмоциональным состоянием и сохранять уровень умственной работоспособности при стрессе [77; 87; 210].

Авторитарные способности заключаются в умении влиять на личность и деятельность спортсмена, в наличии авторитета (формального и неформального) и предполагают высокие деловые и личные качества.

Академические способности [87] определяются: творческим подходом, поиском нового; повышением общего и специального образования; применением проблемного и программного обучения; творческой реализацией способностей спортсмена.

Экспрессивные способности проявляются в наиболее эффективном с педагогической точки зрения выражении своих мыслей, знаний, убеждений, чувств с помощью речи, мимики и пантомимики [1; 8; 36]. Большое значение имеет культура речи, ее внутренняя сила и убежденность, хорошая дикция, эмоциональное, но четкое построение фраз, отсутствие стилистических и грамматических погрешностей, умение говорить экспромтом. Жесты и мимика оживляют речь, делают ее более образной, эмоционально насыщенной. Тренер должен разнообразить свою речь юмором, шуткой, доброжелательной иронией.

Организаторские способности тренера проявляются в организации жизни и быта спортсменов, их учебы, труда, отдыха, в деловитости при проведении всевозможных мероприятий, в установлении деловых связей и отношений внутри спортивного коллектива. Они включают способность оценивать обстановку, принимать решения и добиваться их исполнения. Организаторские способности зависят от целого комплекса личностных качеств тренера (быстроты и гибкости мышления, решительности, выдержки, настойчивости, требовательности, чувства ответственности за воспитание спортсменов и т. п.) [77; 87].

1.2. Общепедагогические и специальные принципы спортивной тренерской деятельности

Роль и функции педагогики спорта. Сложность профессиональной деятельности спортивного тренера состоит не только в многоплановости ее практической стороны, чрезвычайно широких и специфических аспектах и компонентах. Она во многом проистекает от того места, которое занимает сама деятельность в общей системе наук. Спортивная тренерская деятельность, с одной стороны, бесспорно, относится к спортивной педагогике, которая, в свою очередь, будучи одним из разделов общей педагогики, оперирует ее традиционными, классическими категориями (социализация, образование, воспитание, развитие, обучение), дидактическими принципами и методологией. Рассматривая педагогику как искусство воспитания, то есть как сугубо практическую деятельность, и как науку о воспитании, теорию, систематизирующую эту практику, можно идентифицировать общность их целей и содержания [156].

С другой стороны, спортивная тренерская деятельность — это один из подразделов науки о спорте, которая развивается как интеграционная наука среди естественных, гуманитарных и социальных групп наук, поскольку ее цель заключается в том, чтобы объединить результаты, полученные различными науками о человеке в аспекте его спортивного и игрового поведения. Наука о спорте занимается исследованием того же предмета, что и педагогика спорта — двигательной активностью, и на практике она выступает как частная, конкретная наука (физиология спорта, психология спорта, социология спорта, теория и методика вида спорта и т. п.) [156; 161; 162].

Педагогику спорта связывают с наукой о спорте такие феномены, как тело, движение, игра, достижение, соревнование, соперничество и т. п. Основные категории науки о спорте, занимая центральное место в педагогике спорта, в то же время являются неотъемлемыми, внутренне необходимыми категориями педагогики. Педагогика спорта изучает двигательную активность, руководствуясь критериями педагогики. Такое двойственное положение педагогики спорта, являющейся и частью педагогики, и отраслью науки о спорте, неизбежно приводит к тому, что она вступает в контакт с многочисленными смежными дисциплинами, сотрудничает с ними и испытывает их влияние. Эта схема отражает место педагогики спорта в системе наук [156].

Чтобы подчеркнуть примат действия в этой науке, есть все основания определить педагогику спорта как науку о действии, что непосредственно влечет за собой представление о взаимоотношении между теорией и практикой, общими теоретическими принципами и методикой их практической реализации. К спортивно-педагогической теории нередко относятся как к своего рода сборнику рецептов, которые надлежит применять на практике. Такие представления являются грубой ошибкой, поскольку спортивная педагогика, во-первых, не может предугадать все ситуации, которые возникают в реальной спортивной жизни. Во-вторых, реакции спортсменов на рецепты тренера будут индивидуальными, а следовательно, различными, такими же разными будут и сами предпочтения тренера в отношении многочисленных и разнообразных теоретических «рецептов».

Отсюда следует, что у каждого тренера — своя практика, и каждый тренер создает свою собственную программу практических действий. Практика, с которой имеет дело педагогика спорта, в каждом конкретном случае носит индивидуальный и динамичный, изменчивый характер [156].

Практический потенциал педагогики спорта, та отдача, которую тренер-практик может получить от этой науки, состоит в том, что [156]:

• теория не предлагает тренеру никаких готовых рецептов, она может информировать о том, с чем он столкнется в своей деятельности, на что следует обратить внимание при построении, планировании и осуществлении своих планов. В какой степени и как будут использоваться эти сведения, целиком и полностью зависит от тренера и той ситуации, в которой он находится;

• каждый тренер имеет определенные представления о своем виде спорта и предмете педагогики спорта. Однако спортивная педагогика расширяет имеющиеся у него представления о предмете, открывает новые горизонты, позволяет увидеть более сложные, неизвестные ранее взаимосвязи явлений;

• с помощью спортивно-педагогической науки учащийся знакомится с идеями, тезисами и аргументированными теориями, к которым он должен отнестись критически, но которые помогут ему скорректировать и дополнить свои прежние представления о предмете своей деятельности. Применение теории на практике требует совершенно конкретных знаний и навыков, самостоятельно приобретаемых тренером в процессе его практической деятельности;

• теория педагогики спорта, знакомя с определенными критериями и ориентирами, может помочь критически пересмотреть ту или иную конкретную практику. В ситуациях, когда практика теряет ориентиры и заходит в тупик, она может указать новые пути в борьбе с рутиной.

Важная функция педагогики спорта, помогающая деятельности тренера, состоит в согласовании основных понятий и принципов.

С прагматической точки зрения и критерия эффективности педагогика спорта не может дать абсолютно надежной информации о том, как можно максимально быстро и успешно подготовить спортсмена к достижению рекорда. С точки зрения тренера, спортивного функционера и атлета, педагогика спорта может показаться на первый взгляд бесполезной наукой. Это впечатление подкрепляется нередко встречающимся мнением о том, что опытный тренер вполне может отказаться от советов педагогов, опирающихся на положения своей науки. Вместо этого он предпочитает полагаться на свой педагогический «здравый смысл». Поскольку многие тренеры считают себя опытными педагогами, принимать научные рекомендации им кажется совершенно лишним, равносильным признанию в собственной некомпетентности. Однако большой профессиональный спорт за последние десятилетия претерпел бурное развитие и настолько глубоко вошел в общественную жизнь, что она уже не мыслится без него. Он стал не только общественно значимым явлением, но чрезвычайно модернизировался и усложнился, действия спортсменов и тренеров в соревнованиях требуют от них предельной концентрации и реализации всех физических, интеллектуальных и психических возможностей [156].

Проблемы воспитания в спорте. Рассматривая воспитание в широком смысле этого термина, когда кроме людей воспитывают обстоятельства, дела, вещи (жизнь воспитывает), следует отметить, что воспитательная роль спортивной жизни чрезвычайно разнообразна, глубока и часто весьма привлекательна и эмоциональна. Широкое понятие воспитания не ограничивается рамками отношений между тренером и спортсменом. На развитие спортсмена влияют не только отдельные люди, но и целые системы и общественные институты, которые образует большой спорт. В рамках этой системы происходят преимущественно такие непрямые и латентные воспитательные процессы, которые протекают на уровне подсознания, без постановки четко осознанных педагогических целей и задач. Именно такой опыт, не имеющий отчетливо выраженной педагогической ориентации, может оказывать на развитие индивидуума решающее влияние [58; 77; 156; 164].

Занимаясь спортом, спортсмен понимает, что достижение рекорда благодаря затратам его физических сил представляет собой определенную ценность, заслуживающую вознаграждения, а для достижения максимальных спортивных результатов необходимо приложить самые различные усилия, связанные не только с областью чисто моторной деятельности. Вместе с тем он поймет, что рост спортивных достижений в одной конкретной области ограничивает его возможности для достижений в других сферах и, чтобы чего-то достигнуть в спорте, многим придется пожертвовать. Немало переживаний будет в связи с тем, что спортивные успехи порой зависят не только от уровня его физической подготовки, но и от разных случайностей. Ему придется учиться переносить поражения, разочарования, неудовлетворенность достигнутым [156].

Система большого спорта служит полигоном, на котором оттачиваются и совершенствуются такие качества, как приспособление к существующим обстоятельствам и солидарность, чувство локтя по отношению к товарищам. Когда спортсмен экспериментирует над самим собой и своим телом, он узнает о границах и возможностях физического потенциала, о пределах своих индивидуальных физических возможностей и способностей [156].

Огромное воздействие оказывает спортивная среда в воспитании норм поведения и нравственных принципов, в формировании «спортсмена, ответственного за свои действия» [147; 156]. Для спортивно-педагогической практики освоения норм и правил поведения необходима конструктивная выработка тренером педагогически оправданных целей и трезвое понимание своих практических возможностей.

В более узкой интерпретации понятие воспитания рассматривается главным образом в рамках межличностных отношений между воспитателем и воспитанником. Здесь воспитывает человек, тренер — и одна из основных проблем, определяющих узкое понятие воспитания, заключается в организации взаимоотношений между двумя субъектами процесса воспитания — компетентным, знающим и менее компетентным, которому еще предстоит развиться в полноценную личность [156].

В качестве воспитателя тренер должен ориентироваться на нормы поведения и руководящие идеи, имея в виду цель педагогической деятельности в воспитании ответственного за свои действия и поступки спортсмена, обладающего неоспоримой ценностью в плане формирования и развития личности, ее самосознания, социальной роли и самооценки. Воплощение в жизнь этого положения возможно в концепции «демократичных тренировок», содержание которой противостоит автократичной методике тренировок [147; 156].

При «демократичной тренировке» спортсмену предоставляется право голоса при обсуждении различных спортивных проблем (например, при составлении плана тренировок, подготовке к соревнованиям, выработке схемы тактических действий и т. д.). Он не обязан безропотно подчиняться указаниям тренера, они должны вместе обсуждать возникающие вопросы. Тренеру следует отказаться от грубого приказного тона и диктаторских замашек. И тренер, и спортсмен в равной степени должны соблюдать правила той социальной игры, которую они ведут. Необходимо развивать в спортсмене чувство самостоятельности и ответственности за свои действия, умение ладить с коллегами, предостерегая его при этом от крайностей: как стадного приспособленчества, лицемерия и конформизма, так и чрезмерной эксцентричности и вызывающего поведения. Не поощряются как мелочная опека и придирки со стороны тренера, так и бесцеремонное отношение спортсмена к товарищам по команде [147].

Благодаря такой методике тренировок в спортивном коллективе создаются хороший нравственный климат, атмосфера доброжелательности, способствующая росту спортивных достижений и мотиваций. В процессе формирования методики демократичного тренинга тренер должен отказаться от строгого контроля над действиями спортсмена и перестать грозить ему различного рода штрафными санкциями, для чего в отношениях между тренером и спортсменами необходимо создать основу для взаимного доверия [8; 76; 77; 147; 156; 152].

Педагогическое содержание демократичного стиля тренировок состоит в том, что в условиях демократичного тренинга связанное со спортом стремление к самоутверждению и самовыражению осуществляется более глубоко и полно, ведь спортсмен, воспитываемый и обучаемый в автократичной атмосфере, перекладывает в известной степени интеллектуальную ответственность и тем самым свою свободу на плечи тренера, который все определяет и за все отвечает. Поэтому рассматриваемый в таком аспекте демократичный тренинг в широком педагогическом смысле играет более важную и плодотворную роль для формирования личности спортсмена, чем тренировка, проходящая в автократичном стиле. Однако из этого не следует делать вывод о том, будто этот стиль претендует на монопольное, исключительное положение в спорте. В реальной практической деятельности тренера, особенно в соревновательной ее части, имеющей решающее значение, в значительной степени характерно наличие смешанных стилей, когда демократичный тренинг включает и автократичные компоненты или в зависимости от ситуации демократичный стиль может смениться автократичным [147; 156].

Принципы, регламентирующие тренерскую деятельность. Многогранность спортивной деятельности тренера по волейболу делает необходимым широкое использование им в своей практической деятельности принципов и положений различных разделов спортивной педагогики, науки о спорте и отдельных ее частных специализаций (теории и методики спортивной тренировки, теории и методики избранного вида спорта, анатомии, физиологии, биохимии, биомеханики, спортивной медицины, психологии), теории управления и организации, социологии спорта [164].

Практическая проблема состоит в том, что, как только тренер вошел в спортивный зал (а до этого он еще занимался многими другими вопросами), он сразу становится для игроков команды специалистом волейбола, спортивным педагогом и психологом, анатомом и физиологом, биомехаником и спортивным врачом, социальным партнером. И проблемность ситуации состоит в том, что все основные принципы вышеперечисленных наук и методик должны интегрироваться в тренере для решения главной задачи его спортивной деятельности — в достижении спортивного результата, победе в соревнованиях.

Высокопрофессиональный успешный тренер должен:

• глубоко и разносторонне знать свой вид деятельности, избранный им вид спорта во всех его нюансах;

• уметь готовить своих спортсменов к соревнованиям по всем разделам подготовки, обеспечивающим спортивный результат;

• уметь вместе со спортсменами и командой (в командных видах спорта) выигрывать в соревнованиях, достигать спортивного результата.

В научной литературе по спортивной педагогике, теории спорта довольно часто возникают дискуссии о построении единой, общей системы основополагающих принципов, которые вместили бы в себя многие из уже перечисленных выше разделов различных наук. Рассматриваются следующие подходы [164].

1. Дедуктивно-общепедагогический подход характерен тем, что в качестве принципов спортивной тренировки берутся общие педагогические принципы и избирательно к спортивной тренировке адаптируются не все общепедагогические, а только некоторые — дидактические (принципы сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности и т. п.). Как и для любого процесса обучения и воспитания, общепедагогические (причем не только дидактические) принципы значимы и в спортивной тренировке. Однако их не следует рассматривать в качестве специальных принципов спортивной тренировки. Для этих целей необходима разработка и реализация специальных принципов деятельности, которые отображали бы специфические его закономерности и служили бы конкретным руководством к действию [164].

2. Редукционный подход чаще всего выражается в попытках вывести такие принципы на основе материалов физиологии, биохимии и других частных отраслей науки, каждая из которых избирательно анализирует свойства функционирования, строение и развитие организма. При этом на основе имеющихся естественно-научных сведений выделяются отдельные существенные признаки тех функциональных воздействий на организм, какие сопряжены с выполнением физических упражнений, и некоторые закономерности реагирования организма на них. Иногда в силу биологических ограничений остаются вне поля зрения социальные, социально-педагогические и личностные детерминанты реально-целостного процесса спортивной тренировки, главные истоки ее направленности и системной упорядоченности [164].

3. При формулировании рассматриваемых принципов распространен также конгломератно-собирательный подход [164], когда при изложении принципов в одном ряду приводится тот или иной перечень неоднопорядковых принципов, часть из которых берется из смежных, более широких по своему предмету дисциплин (в том числе из общей педагогики), а часть представляет собою специальные положения, отражающие специфические особенности спортивной тренировки и физического воспитания.

4. Ведущим и доминирующим в определении кардинальных принципов деятельности по спортивной тренировке должен быть интегративный подход, охватывающий этот процесс в его реальной целостности. Отправным при этом является положение, что принципы любой человеческой деятельности верны лишь постольку, поскольку они соответствуют объективным закономерностям осуществления данной деятельности. Поэтому ключом к решению проблемы определения адекватных принципов спортивной тренерской деятельности должно быть углубленное выявление фундаментальных закономерностей соревновательной деятельности и спортивной тренировки в качестве целостного процесса. Рассматривая систему принципов, регламентирующих спортивную деятельность тренера, необходимо различать три группы принципов [164]:

наиболее общие социальные принципы, указывающие генеральные направления воспитательной стратегии общества;

общепедагогические принципы;

специальные принципы, отражающие специфические закономерности отдельных видов спорта.

Первая группа принципов имеет в своей основе коренные закономерности общественного развития, обусловливающие главные направления всей воспитательной практики конкретного общества для реализации возможностей всестороннего гармоничного развития индивида.

Вторая группа принципов призвана отображать общие закономерности педагогически организуемого процесса обучения-воспитания, выражать их в форме основных установочных положений, подлежащих реализации во всех случаях образовательно-воспитательной деятельности, а применительно к спортивной тренировочно-соревновательной деятельности при обучении двигательным действиям и для развития физических способностей [164].

Третья группа принципов становится предметом активного внимания практически в каждой из профилирующих теоретико-методических дисциплин, специализированных по видам спорта. В теории и методике физического воспитания и спортивной тренировки эта группа принципов представлена в настоящее время системой детально аргументированных положений, определяющих закономерности тренировочно-соревновательного процесса и содержащих правила рационального его построения. К ним относятся [161–165] принципы: непрерывности процесса спортивной тренировки и системного чередования в нем нагрузок с отдыхом; постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий и адаптивного сбалансирования их динамики; циклического построения системы занятий; возрастной адекватности спортивной тренировки.

1.3. Самоопределение личности тренера в структуре профессиональной деятельности

Важнейшим фактором психического развития личности профессионала является включение его в постоянное решение социокультурных проблем, которые сегодня затрагивают как общество в целом, так и каждую профессиональную сферу, каждого человека. Соотнесение «мира деятельности» и личности является сложной теоретической и практической проблемой. Если рассматривать понятие личности через раскрытие формы связи индивидуального человека с общественным целым, то постановка проблемы самоопределения профессионала как самоопределения личности в мире деятельности предполагает раскрытие отношений «человек — деятельность» [78; 148; 156].

Процессы кардинальных изменений, происходящие сегодня во всех сферах жизнедеятельности, с необходимостью требуют перестраивания деятельности в самых разных областях. Это вызвано тем, что образцы и нормы, реализуемые в социальной практике в рамках процессов воспроизводства, приходят в противоречие с новыми условиями, ориентированными на реализацию принципа развития. Это противоречие создает необходимость для профессионального самоопределения каждого специалиста. Основной детерминантой в перестраивании и конструировании деятельности является личная позиция профессионала, его понимание исходной ситуации, в соответствии с которой строится программа развития профессиональной области [78].

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Предисловие
  • Введение
  • Глава 1. Современные представления о проблеме формирования педагогического мастерства тренера

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тренер – педагог и психолог предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я