1. книги
  2. Общая психология
  3. Константин Владимирович Яцкевич

Категории христианской психологии. Дополнение к учебному курсу

Константин Владимирович Яцкевич
Обложка книги

Настоящая книга является дополнением к учебно-методическому пособию «Теоретические основы христианской психологии». Книга является своего рода святоотеческим базисом предмета и курса и содержит уникальную подборку цитат святых отцов по основным категориям христианской психологии как науки о душе через призму взаимодействия и изменения трёх основных сил души (ума, чувства, воли) в разных состояниях человеческого естества — телесном, душевном, духовном.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Категории христианской психологии. Дополнение к учебному курсу» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Четвероевангелие и его символы

Комментарий: В данном разделе помещены цитаты святых отцов, которые проливают свет на сакральный смысл символов Червероевангелия (Тетраморф) с точки зрения христианской аскетики, как науки об исцелении повреждённого самостью (эгоизмом) человеческого естества в ходе христианского подвижничества.

В основе понимания тетраморфа лежит видение пророка Иезекииля и различные толкование данного видения. Из всех толкований наиболее глубокое понимание духовного смысла тетраморфа принадлежит преподобному Антонию Великому, который даёт сущностное понимание символов в виде основных вех души на пути христианского подвижничества, соответствующих символичным образам Человека, Тельца, Льва, Орла.

Соответственно, Человек символизирует обращающихся к вере и исполняющих заповеди; Вол символизирует вступающих в киновию (монашество) и идущих путём веры совершенной; Лев символизирует выходящих в анахоретство и священнобезмолвие (исихию) и вступающих в схватку с духами злобы и демонами; Орёл символизирует одержавших победу и достигающих полноты духовного совершенства, обожения и раскрытия крыльев Духа.

Примечание: Преподобный Антоний даёт толкование символов Тетраморфа не в той последовательности, в которой они следуют в каноническом Четвероевангелие. Тем не менее, с аскетической точки зрения идею толкования преподобного Антония Великого можно считать более глубокой, концептуальной и предпочтительной перед прочими толкованиями.

Также весьма интересно толкование Тетраморфа и преподобным Макарием Великим через призму сил души (ума, чувства, воли и любви).

* * *

«И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, — и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь, (и крылья их легкие). И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их; и лица у них и крылья у них — у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались. И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния». (Иезек. 1:5—14)

* * *

«…перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.» (Откр. 4; 6—8)

* * *

«Серафим, которого видел Пророк Иезекииль (Иезек. 1:4. 9), есть образ верных душ, кои подвизаются достигнуть совершенства. Имел он шесть крыльев, преисполненных очами; имел также четыре лица, смотрящих на четыре стороны: одно лицо подобно лицу человека, другое — лицу тельца, третье — лицу льва, четвертое — лицу орла. Первое лицо Серафимово, которое есть лицо человеческое, означает верных, кои живя в мiре, исполняют заповеди на них лежащие. Если кто из них выйдет в монашество, то он подобным становится лицу тельца, потому что несет тяжелые труды в исполнении монашеских правил и совершает подвиги более телесные. Кто, усовершившись в порядках общежития, исходит в уединение и вступает в борьбу с невидимыми демонами, тот уподобляется лицу льва, царя диких зверей. Когда же победит он невидимых врагов и возобладает над страстями и подчинит их себе, тогда будет восторгнут горе Духом Святым и увидит Божественные видения; тут уподобится лицу орла: ум его будет тогда видеть все, могущее случиться с ним с шести сторон, уподобясь тем 6-ти крылам, полным очей. Так станет он вполне Серафимом духовным и наследует вечное блаженство.» (Добротолюбие, Т. 1, Наставления св. Антония Великого)

* * *

«Пророк созерцал тайну души, имеющей принять Господа своего и сделаться престолом славы Его» (Добротолюбие, Т.1., Преп. Макарий Египетский, Наставления о христианской жизни)

* * *

«Четыре животные, носящие колесницу, представляли собою образ владычественных сил разумной души. Как орел царствует над птицами, лев — над дикими зверями, вол — над кроткими животными, а человек — над всеми тварями: так и в разумной душе есть более царственные силы, то есть, воля, совесть, ум и сила любви. Ими управляется душевная колесница, в них почивает Бог».» (Добротолюбие, Т.1., Преп. Макарий Египетский, Наставления о христианской жизни)

* * *

О книге

Автор: Константин Яцкевич

Жанры и теги: Общая психология

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Категории христианской психологии. Дополнение к учебному курсу» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я