В этой книге собран более чем 20-летний опыт автора по проведению стратегических сессий для компаний — лидеров российского рынка практически во всех отраслях экономики, от ритейла до предприятий оборонного комплекса. Здесь вы найдете самое емкое, яркое и наглядное описание как основных принципов организации и проведения стратегических сессий, так и конкретные практические приемы, инструкции и профессиональные секреты, благодаря которым лидеры рынка находят прорывные решения и добиваются выдающихся результатов. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Сильная стратегическая сессия» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
01. Что такое стратегическая сессия
Слово «стратегия» сегодня — одно из самых популярных как в деловой литературе, так и в лексиконе менеджмента.
Что такое стратегия
В последнее время им обозначают все подряд, от дорожных карт и производственных планов до алгоритмов действий и рабочих инструкций. Поэтому, прежде чем начать разговор о стратегических сессиях, вернемся к истокам и уточним несколько важных понятий.
Древние греки, которые придумали это слово, образовали его, соединив два других: stratos, (στρατός), которое вообще переводится как «войско», но дословно означает «нечто рассеянное, распределенное» и agos (άγος) — «вождь», от agein (άγειν) — «вести, двигать вперед».
Таким образом, «стратег» можно перевести и как «предводитель армии», и как «собирающий разрозненное».
А «стратегия», соответственно, — это не только «искусство полководца», как написано в словарях и учебниках, но и «умение собрать разрозненное воедино».
В этом и заключается ее суть.
Переводя мысль древних греков на современный язык, стратегия — это способность сосредоточить ограниченные ресурсы там и тогда, где и когда их применение может обеспечить решающий эффект для достижения поставленной цели.
Планы и дорожные карты могут быть результатом стратегии, но относятся к ней точно так же, как деньги к финансам. Или арифметика к дифференциальному исчислению. Даже в военном деле стратегия — не про перемещение войск по карте. Она про про управление такими сущностями, как инициатива, риски и возможности. А солдаты и даже армии — всего лишь инструменты, с помощью которых это управление реализуется.
Другие масштабы диктуют принципиально иные подходы.
При чем тут стратегическая сессия?
Отсюда следует важный, но неочевидный для многих руководителей вывод — разработкой настоящей стратегии лучше не заниматься в одиночку Как минимум, в этот процесс должны быть вовлечены те, кто будут отвечать за ее реализацию. Иначе велик шанс, что результаты внедрения стратегии можно будет описать словами из песни Л. Н.Толстого «Как четвертого числа»: «Чисто писано в бумаге, да забыли про овраги».
Чтобы этого не произошло, и существует такой инструмент, как стратегическая сессия.
Стратегия — это способность сосредоточить ограниченные ресурсы там и тогда, где и когда их применение может обеспечить решающий эффект для достижения поставленной цели.
Важная оговорка — как и в случае со стратегией, в практике современного менеджмента это словосочетание может означать что угодно: от мероприятия по доведению до руководства компании точки зрения акционера на ее будущее до выездного корпоративного тимбилдинга. Например, мне приходилось видеть «стратегические сессии», состоявшие из одних лишь отчетных докладов — вообще без какого-либо обсуждения.
Но даже если методические подходы к организации и перечень составляющих одни и те же, в исполнении различных компаний стратегические сессии будут похожи друг на друга примерно как «КАМАЗ» на «Феррари»: и то и другое ездит по дорогам, имеет двигатель, трансмиссию и колеса, но решает принципиально разные задачи.
Но здесь и далее в книге термином «стратегическая сессия» мы будем называть инструмент вовлечения команды в принятие управленческих решений.
Стратегическая сессия — это инструмент вовлечения команды в принятие управленческих решений.
Это — основное, для чего она нужна. Все другие полезные эффекты: информирование о планах руководства, снятие внутренних конфликтов и ограничений, сплочение команды и так далее — вторичны.
Три эффекта — выберите два
В проектном управлении существует такое понятие, как «дилемма тройственной ограниченности», которое описывает баланс между тремя ключевыми параметрами — масштабом проекта, уровнем затрат на него и сроком реализации. «Ограниченность» означает, что без потери качества проекта невозможно существенно улучшить значение одного из них, не ухудшив при этом два других.
В упрощенном виде эта дилемма известна как формула: «Быстро, дешево, качественно — выберите два из трех».
Аналогичная дилемма тройственной ограниченности действует и в отношении стратегических сессий. С их помощью компании почти всегда пытаются достичь трех взаимоисключающих эффектов.
Первый — договориться о направлении, в котором должна развиваться компания. Формально именно это и является главным результатом сессии — разработка стратегии.
Второй — понять, как команда должна измениться для того, чтобы эту стратегию реализовать. В большинстве случаев в ходе сессии участникам становится ясно, что в своем нынешнем состоянии им это сделать не удастся. Чтобы добиться поставленных целей, им необходимо повысить уровень своей вовлеченности, сплоченности, мотивированности, разрешить внутренние противоречия, нарастить компетенции, укрепить коммуникации внутри команды, — словом, трансформироваться, став лучшей версией себя.
Третий — понять, кто есть кто в команде. Заказчики стратегических сессий очень часто используют их для того, чтобы оценить качество команды и глубже изучить ее персональный состав — посмотреть, кто и как себя проявляет, у кого лучше развиты лидерские качества или навыки влияния, кто более вовлечен, мотивирован и т. д. Что вполне оправдано — для этих целей данный инструмент подходит практически идеально.
Проблема в том, что за одну сессию получить все три эффекта невозможно — они взаимоисключающие.
Стратегия — практически всегда про наступление, необходимость сделать рывок, прыгнуть выше головы. Если строить ее, исходя лишь из имеющихся возможностей команды, она никогда не получится достаточно смелой и амбициозной, чтобы увлечь за собой людей и привести к действительно стоящим результатам. Поэтому при ее разработке поневоле придется немного абстрагироваться от реальности и сосредоточиться на видении будущего.
И наоборот, если сфокусироваться на задаче качественной трансформации команды, ситуация получится обратная: в центре внимания окажутся текущие обстоятельства и вызовы, стоящие перед компанией, в ущерб детальной проработке более отдаленных перспектив.
Наконец, если основная цель заказчика — оценить имеющуюся команду, то не стоит ждать, что под его пристальным взглядом у нее получится проявлять максимум творческой фантазии при формулировании стратегии, или откровенно проговаривать имеющиеся противоречия в процессе командообразования.
Поэтому максимум возможного — это хорошо проработать одно из направлений и получить более-менее приемлемый результат на втором.
Поэтому, если вы планируете провести стратегическую сессию, то первое, что вы должны сделать, — это выбрать, какой основной и дополнительный эффекты вы хотите от нее получить. Для каждого из них необходим свой набор инструментов, что предопределяет общую архитектуру и сценарий проведения стратегической сессии.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Сильная стратегическая сессия» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других