Коммуникативно-ситуативные упражнения по русскому языку. Сборник упражнений

Койчек Матлабовна Салимова

Сборник коммуникативно-ситуативных упражнений предназначен для учителей русского языка; представляет собой учебное пособие по курсу «Русский язык» для обучающихся 5—8 классов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Коммуникативно-ситуативные упражнения по русскому языку. Сборник упражнений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

КОММУНИКАТИВНО-СИТУАТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ФОНЕТИКА. ЗВУКИ И БУКВЫ

Упражнение 1.

«Различие звуков»

Все мы знаем, что слова отличаются друг от друга произношением, написанием, лексическим значением и т. д. Прочитайте данные пары слов.

Сел — съел, южный — нужный, яма — рама, ряд — рад, княжа — князья, Яна — Аня.

Определите, какими звуками различаются слова в паре. В чем причина различий звуков? Выпиши только те пары слов, в которых одинаковое количество звук и букв.

Упражнение 2.

«Письмо от друга»

Представьте ситуацию, вам отправил письмо ваш товарищ, который ленится ставить точки над буквой Ё.

Я сегодня весь день мел полы, так как мой младший братик берет крупы с полок и все сыпет на пол. Мы все шлем тебе привет!

Без буквы Ё эти слова читаются как существительные мел, берет, шлем. А теперь прочитайте письмо заменив Е на Ё в словах мел, берет, шлем. В какую часть речи превратились эти слова? Какое замечание вы сделали бы товарищу?

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

Упражнение 1.

«Microsoft Word и грамота»

Представьте ситуацию, ученик подходит к учителю и высказывает свое несогласие по поводу оценки и замечаний.

Почему в слове «полАскать» вы исправили мне букву А на букву О (в предложении «Она почти закончила стирать белье, осталось только поласкать его теплой водой»)? Этот же самый текст я набирал в программе Microsoft Word, и слово «поласкать» у меня не было выделено красным, значит, там нет орфографической ошибки.

Подумайте, что учитель может ответить своему ученику. Помните, что ответ учителя должен быть аргументированным.

Упражнение 2.

«Я-учитель»

Представьте, что вы учитель, и вам предстоит проверить работу ученика, который подобрал проверочные слова к словам с безударной гласной в корне.

Постух — пост, запах — пахнет, дабрата — дабротный, осмотреть — смотрит, лавить — лава, дожди — дождь, вазить — ваза, паласа — палит, бродить — бродит. Укажите ученику на его ошибки.

Упражнение 3.

«Учусь применять правило»

Прежде чем приступить к решению данной задачи, вспомните по какому принципу подбираются проверочные слова для проверки безударной гласной в корне слова.

Найдите пары слов, в которых при подборе проверочных слов нарушены эти принципы. Объясни свой выбор.

Примерять (врагов) — примерка

Поседеть — сесть

Растяжение — тянет

Посвятить (фонарем) — святость

Спросить — спрос

Проглотить — глотает

Достижение — достичь

ПРАВОПИСАНИЕ Ь И Ъ

Упражнение 1.

«Ученик по обмену»

Представьте ситуацию: к вам в класс попал ученик по обмену из ближнего зарубежья. Русский язык для него не является родным, он знает его на уровне разговорного, не более. Данный ученик хорошо знает русский алфавит, но не до конца понимает роль буквы Ъ. Ваша задача рассказать ему о том, для чего в русском алфавите буква Ъ и какую роль она выполняет.

Упражнение 2.

«В стране букв»

Вообразите себя в стране букв. Представьте, что вы житель этой страны — буква Ъ. Вас часто путают при письме с Ь. Например, в таких случаях, как подъезд, объявление, въезд и прочее. Попробуйте всем доказать свою индивидуальность; расскажите о себе так, чтобы вас перестали путать.

Упражнение 3.

«Помоги разобраться»

Представьте, ваш одноклассник работает у доски. Он записал под диктовку следующее предложение: «А кругом была вьюга, на тротуарах непроходимые горы снега». В слове «вьюга» он написал твердый знак, объяснив выбор орфограммы, опираясь на следующее правило: после приставки в — перед гласной Ю, с которой начинается корень юг, пишется твердый знак. Правильно ли рассуждает твой одноклассник? Если нет, то в чем его ошибка?

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ

Упражнение 1. (-Н или — НН в суффиксах прилагательных)

«Знаю / не знаю орфографическое правило»

Ученик 7-го класса выполнил задание, в котором нужно заполнить пропуски в суффиксах прилагательных — Н — или — НН-. При выполнении данного задания, школьник опирался на следующее орфографическое правило:

— Н — пишется только в тех случаях, когда прилагательное образовано от существительного с основой на — Н-. Исключение: ветреный.

— НН — пишется в притяжательных прилагательных, а также в прилагательных с суффиксами — ЕНН-, — ОНН-.

Правильно ли школьник сформулировал орфографическое правило?

Упражнение 2. (-Н или — НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий)

«Объясни мне, друг»

Все мы давно знаем о богатстве и многообразии нашего языка. Нередко бывает, что это многообразие ставит нас в «тупик». Посмотрите на доску (на доске пара предложений):

1. Дети воспита (н, нн) ы в строгих традициях и обычаях.

2. Обучающиеся лицея аккуратны и воспита (н, нн) ы.

Что бросается вам в глаза? Выберите Н или НН в каждом предложении.

Вот представьте, что я — не учитель, а ваш приятель, приехала к вам из-за границы. Я хорошо говорю на русском языке и читаю, но орфографические навыки недостаточно развиты. И вот я столкнулась с данными записями. Объясните мне, почему в одинаковых словах (по произношению) может употребляться Н, НН, на примере следующей пары слов:

Сдержанно — сдержано

Растерянно — растеряно

Обдуманно — обдумано

Заслуженно — заслужено

Упражнение 3.

Перед вами слова чайник, пыльник, угольник, умывальник, будильник, выключатель, отбеливатель. Какое значение имеют суффиксы —ник и — тельв данных словах? Растолкуйте эти слова, если —ник и — тель в этих словах — суффиксы лица. Пофантазируйте, от имени одного из этих слов («лиц»), напишите мини-сочинение.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Коммуникативно-ситуативные упражнения по русскому языку. Сборник упражнений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я