Валерий Брюсов. Рубежи

Кирилл Люков

Валерий Яковлевич Брюсов – один из интереснейших писателей рубежа XIX – XX веков. В его обширном творческом наследии драматургия и выступления на театрально-критические и теоретические темы, то есть наследие собственно театральное занимает значимое место. В книге рассматриваются театральные идеи и драматургия Валерия Брюсова в развитии в целом и в контексте остального творчества.Книга адресована широкому кругу читателей и студентам театральных и литературных ВУЗов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Валерий Брюсов. Рубежи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Дизайнер обложки К. В. Люков

© Кирилл Люков, 2023

© К. В. Люков, дизайн обложки, 2023

ISBN 978-5-4474-0611-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

Культуру рубежа XIX — XX веков определяет личность творца. Наличие субъективно-лирического авторского высказывания является фундаментальной основой драматургии и театра серебряного века. И в этой связи особенно интересным представляется театральное наследие Валерия Яковлевича Брюсова.

Валерий Яковлевич Брюсов — один из интереснейших писателей рубежа XIX — XX веков, и русского символизма в частности. В основном мы знаем его как русского поэта начала XX века, выделяя тем самым лишь одну сторону его литературного облика. Но роль Брюсова в развитии русской литературы определяется не только его главным делом — лирической поэзией, но и творчеством, окружающим и дополняющим его лирику — художественной прозой, очерками, переводами, критическими и теоретическими статьями, наконец, драматургией. В этом обширном творческом наследии драматургия и выступления на театрально-критические и теоретические темы, то есть наследие собственно театральное, занимает значимое место.

Однако, его драматургия остаётся почти без внимания исследователей творчества Брюсова. Рассматривать же личность художника, тем более столь сложного и неординарного, необходимо, безусловно, через всю призму его творчества, а не только через одну её грань.

Лишь некоторым пьесам Брюсова посчастливилось увидеть свет рампы. В 1893 г. в московском Немецком клубе силами любителей были поставлены этюд «Проза» и драма «Декаденты»1 (где главные роли исполнял сам автор). Над самой известной брюсовской драмой «Земля» в течение года работал Мейерхольд в Театре-Студии на Поварской (1905), а позже, в 1922 г. она была поставлена в Петрограде сразу в двух — Большом Драматическом и Ленинградском Государственном Экспериментальном — театрах. Неоднократно шла в разных театрах психодрама (авторское жанровое определение) «Путник»2. Приходится констатировать, что драматургия Брюсова почти не имеет сценической истории, а по тем редким, незначительным откликам, которые были на некоторые из этих постановок, почти невозможно восстановить спектакль, уяснить границы интерпретаций режиссёрами брюсовских идей, поэтому в данной работе эта тема останется в стороне.

Невнимание театрального мира к пьесам Брюсова, краткие и сдержанные высказывания современников — А. Блока, А. Белого, М. Волошина (в основном о драме «Земля»), сопоставление драм Брюсова с драматургией других русских символистов, зачастую не в пользу первых, в значительной степени сформировали мнение о Брюсове как драматурге рассудочном, хладнокровном, отчасти формальном, драматурге-ремесленнике.

Создаётся ощущение, что рядом с поэтическими драмами А. Блока, философско-психологическими трагедиями Ин. Анненского, религиозно-метафорическими пьесами Д. Мережковского и З. Гиппиус, уходящими корнями в древнерусскую культуру трагифарсами А. Ремизова, пессимистическими творениями Ф. Сологуба, и даже «архаическими» опытами Вяч. Иванова — драматургия Валерия Брюсова, строгая по форме, логически продуманная, проигрывает. Многие, пишущие о Брюсове, говорят о нём, как о человеке «вне изменений, вне развития»3, в драматургии которого «нет ничего личного»4. Но так ли это? Какой материал может дать театральное наследие Брюсова для развития этой темы, для выявления процесса самопознания и становления художника?

Попробуем, задавшись этим вопросом, выявить лирического героя драматургии Валерия Брюсова, с которым он себя самоидентифицирует, определить особенности его индивидуальности и мышления. Предпримем попытку реконструкции литературного героя и познакомимся ближе с его автором — неординарным, сложным художником рубежа веков.

В. Я. Брюсов, фотография 1890-х гг.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Валерий Брюсов. Рубежи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Гудзий Н. К. «Из истории раннего русского символизма» — «Искусство», М., 1927, кн. IV, т. 3, с. 186; а также Брюсов В. «Автобиография» (1912—1913 гг.) — Брюсов В. «Голос часов», М., «Центр-100», 1997, с. 53.

2

Малышев А. «Валерий Брюсов — как драматург» — «Жизнь искусства», Л., 1923, №49, с. 9.

3

Мочульский К. «Валерий Брюсов» — «А. Блок. А. Белый. В. Брюсов», М., «Республика», 1997, с. 377.

4

Мочульский К. «Валерий Брюсов» — «А. Блок. А. Белый. В. Брюсов», М., «Республика», 1997, с. 419.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я