Скрам
Кен Швабер, 2004

Эта книга несет в себе дух скрама, раскрывая его ценности и основные принципы. Кен Швабер, один из создателей скрама, соавтор «Руководства по скраму» и основатель Scrum.org, собрал лучшие кейсы из своей практики, демонстрирующие примеры успехов и неудач применения скрама в реальных проектах. Они помогут вам понять, как использовать скрам для решения комплексных проблем и достижения результатов. Автор рассказывает, как эффективно управлять сложными, громоздкими проектами и изменяющимися требованиями к продукту; упрощать организационную структуру с помощью самоуправляемых команд разработки; получать более четкие описания требований и внятную обратную связь от клиентов и заказчиков. Вы узнаете, как эффективнее планировать работу над проектом, научитесь избегать ошибочных действий, используя регулярную инспекцию, а также увеличивать отдачу от инвестиций.

Оглавление

Вступление

Я представляю вам скрам — самый парадоксальный и вызывающий вопросы процесс управления комплексными проектами. С одной стороны, скрам обезоруживающе прост и легок для изучения: в нем немного практик, артефактов и правил. С другой стороны, простота скрама может быть обманчива, потому что скрам — не предписывающий подход. Он не описывает, в каких обстоятельствах и что делать. Скрам используется для работы в комплексном окружении, когда невозможно предсказать, что произойдет дальше. Соответственно, скрам просто предлагает фреймворк и набор практик, поддерживающих прозрачность происходящего. Благодаря этому команды, использующие скрам, точно знают, что происходит, и могут вносить коррективы на ходу, чтобы проект достигал выбранных целей.

Здравый смысл — это комбинация знаний, опыта, умеренности, смекалки и интеллекта. Использующие скрам люди применяют здравый смысл всякий раз, когда обнаруживают, что работа отклоняется от пути, ведущего к желаемым результатам. И все же большинство из нас так привыкли использовать предписывающие процессы — те, которые говорят: «Сделай это, затем сделай это, а затем сделай вот это», — что мы научились пренебрегать здравым смыслом и просто ждать инструкций.

Я написал эту книгу, чтобы помочь людям понять, как использовать скрам для решения комплексных задач. Вместо описания процесса, ролей, артефактов, правил и практик скрама представляю вам набор реальных рабочих ситуаций, в которых люди используют скрам для разрешения комплексных проблем и выполнения комплексной работы. В некоторых из этих примеров действующие лица используют скрам правильно, и рассматриваемый проект в конечном итоге достигает своих целей. В других случаях люди сопротивляются скраму, и их проекты оказываются в итоге менее успешными.

Для тех, кто сопротивлялся, скрам не был интуитивно понятен. Я постарался разобраться, как такое может быть возможно, ведь скрам — очень простой процесс управления комплексными проектами. В сравнении со многими традиционными подходами к управлению проектами скрам практически не требует усилий. По крайней мере, сначала я так думал.

Большинство ответственных за управление проектами людей обучались предопределенному подходу к управлению проектами, в котором используются подробные планы, диаграммы Ганта и расписания. А скрам — полная противоположность. В отличие от традиционных инструментов, которые пытаются побороть естественное течение проекта, скрам демонстрирует менеджерам, как оптимально вести проект по курсу, который изменяется на ходу. Я слышал, что путешествие по кривой обучения начинается с момента, когда новичок должен все продумывать шаг за шагом, и заканчивается, когда он может выполнять новую работу неосознанно. Это особенно верно в отношении скрама, потому что люди, погруженные в традиционные методы управления, должны отучиться от многих привычных практик и инструментов.

Недавно я помог одной компании по разработке программного обеспечения начать использовать скрам. Первоначально компания планировала выпустить два релиза в течение следующих 12 месяцев. Однако благодаря успешному использованию скрама большая часть функциональных возможностей этих двух релизов была готова уже через пять месяцев. Посетив подразделение разработки, я узнал, что сотрудники работали по выходным и ночами, лишь бы добавить в релиз еще больше функциональности. Несмотря на то что инженеры трудились чрезвычайно продуктивно, маркетинг все еще ругал их за то, что они поставляли недостаточно и не выполняли «обязательства». Разработчики чувствовали себя виноватыми за то, что не делали всего, что просил маркетинг, поэтому вредили своей личной жизни. Эта патология сохранялась, несмотря на выполнение 12-месячной работы двух релизов за пять месяцев. Старые привычки побороть очень сложно.

Еще одно существенное отличие скрама лучше всего описать, подумав о том, как строится дом. Покупатель не может переехать в дом, пока тот не будет полностью завершен. Предположим, что существует такой итеративно-инкрементальный подход к строительству, при котором дома строятся по комнатам. Сантехника, электричество и инфраструктура будут заложены в первой комнате, а затем проведены в каждую строящуюся комнату. В этом случае покупатель сможет переехать, как только решит, что завершено достаточное количество комнат. После переезда дополнительные комнаты могут быть построены в последовательности и в зависимости от актуальных потребностей покупателя. Скрам позволяет покупателям создавать программное обеспечение аналогичным образом. Как только развернута инфраструктура, компоненты системы постепенно доставляются покупателям, чтобы они могли пользоваться частями системы уже на ранних этапах цикла разработки. По мере реального использования системы покупатель может определить, какие следующие части и в каком порядке будут построены, и начинать использовать эти части по мере их готовности. Если покупатели удовлетворены уже реализованным подмножеством функциональности, они могут даже отказаться от создания всей системы в предполагаемом изначально виде.

Раньше я учил людей теории, практикам и правилам скрама. Теперь я стараюсь передать им ощущения, которые испытываешь, когда скрам применяется корректно. Я учу их, как распознавать, когда дела идут хорошо, а когда — плохо. Я даю упражнения и темы для обсуждений, которые позволяют достичь озарений, чтобы люди представляли, как ощущается скрам. Вы не знаете, как думает и что чувствует другой человек, пока не окажетесь на его месте, попав в похожую ситуацию. Точно так же вы не сможете полностью понять скрам, пока не станете применять его самостоятельно. Тем не менее, прочитав эту книгу, вы получите живое представление и начнете понимать, что чувствуют люди, применяющие скрам в своей организации.

Как следует читать эту книгу, являющуюся, по сути, сборником примеров из реального опыта применения скрама? Каждую историю я сопроводил описанием контекста, рассказал, как скрам использовался в этой ситуации, и предоставил некоторые извлеченные уроки. Все примеры сгруппированы в главы по темам:

1. Введение. Наука скрама.

2. Новые управленческие роли.

3. Скрам-мастер.

4. Команда разработки. Создаем порядок из хаоса.

5. Владелец продукта.

6. Планирование проекта в скраме.

7. Отчетность по проекту: поддержание прозрачности.

8. Команда разработки.

9. Масштабирование проектов с помощью скрама.

Если в главе рассматривается уже знакомая по предыдущим главам ситуация, я отсылаю к соответствующему описанию контекста.

В Приложении A перечислены события и правила скрама. Они объединяют скрам в единое целое.

Если вы знакомы со скрамом, но столкнулись с термином, который не совсем понимаете, обратитесь к Приложению Б «Определения».

Если вы незнакомы со скрамом, вам следует прочитать первую главу «Введение. Наука скрама», в которой кратко описаны теория скрама, процесс, практики, артефакты, роли и события.

Приложение В «Ресурсы» содержит список книг и сайтов, к которым вы можете обратиться, чтобы лучше понять скрам.

Приложения Г «Контракты с фиксированной ценой и фиксированной датой» и Д «Модель зрелости возможностей создания ПО (CMMI)» — белые вороны этой книги. Они содержат материалы, которые помогут вам использовать скрам в довольно уникальных обстоятельствах, не рассмотренных в примерах, составляющих основную часть этой книги.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я