1. книги
  2. Юриспруденция
  3. Карло Д'Андреа

Электронная торговля в Китае. ECC

Карло Д'Андреа
Обложка книги

Данное руководство, представляет собой практическое руководство для знакомства иностранных инвесторов с индустрией электронной торговли. В данном руководстве излагаются договорные вопросы, процедуры для трансграничных продаж, защита прав интеллектуальной собственности, а также возможные проблемы и пути решения этих проблем. Данное руководство призвано предоставить иностранным инвесторам практические рекомендации, как эффективно торговать на китайском рынке через платформы электронной торговли.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Электронная торговля в Китае. ECC» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ СЕКТОРА ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В КИТАЕ

Определение и классификация электронной торговли

Электронная торговля — это коммерческая деятельность, связанная с покупкой/продажей товаров или оказанием услуг через Интернет, Интранет и сеть с дополнительными возможностями или средствами. Можно выделить несколько типов электронной торговли в зависимости от ее участников.

Электронная торговля между предприятиями (B2B)

Под электронной торговлей B2B понимается обмен продуктами, услугами и информацией между различными предприятиями через Интернет. Сторонами взаимодействия в данном случае выступают юридические лица, которые работают не на конечного рядового потребителя, а на такие же компании, то есть на другой бизнес, используя современные интернет-технологии или различные онлайн-платформы для ведения своего бизнеса15.

Электронная торговля между предприятием и потребителем (B2C)

Электронная торговля B2C — это форма электронной торговли, которая подразумевает взаимоотношения между организацией и частными лицами, так называемыми конечными потребителями, целью которых являются прямые продажи для потребителя (физического лица) через Интернет16.

Электронная торговля от потребителя к покупателю (C2C E-Commerce)

C2C E-commerce — электронная торговля конечного потребителя с конечным потребителем, при которой покупатель и продавец не являются предпринимателями в юридическом смысле этого слова. Суть электронной торговли C2C заключается в следующем: продавец (физическое лицо) размещает свой продукт/услугу на каком-либо онлайн-сервисе для C2C, а покупатель выбирает и приобретает этот продукт/услугу через указанную платформу17.

Историческое развитие электронной торговли в Китае

Можно считать, что развитие рынка электронной торговли в Китае началось 9 мая 199518 года, когда Джек Ма («马云») основал «Желтые страницы Китая» — первую интернет-компанию, предлагающую предприятиям услуги по размещению в электронном справочнике. В следующем году, с созданием Руководящей группы по информационной работе Государственного совета19, официально начался путь электронной торговли в Китае. С тех пор развитие электронной торговли в Китае длилось более 20 лет, при этом можно выделить следующие четыре этапа:

Младенческий период с 1995 г. по 1999 г.

Это начальный период развития электронной торговли между предприятиями в Китае, когда приобретался первый опыт работы в этой сфере.

В 1999 году один за другим был создан ряд веб-сайтов для электронной торговли, таких как 8848, Ctrip, Ebay, Alibaba, Dangdang. Таким образом, 1999 год может быть отмечен как первый год онлайн-торговли в Китае, который был полон неизведанного и открывал массу возможностей в будущем.

Стадия пузыря с 2000 г. по 2002 г.

К 2000 году количество интернет-пользователей или так называемых киберграждан значительно увеличилось, что привело к росту рынка электронной торговли. Однако из-за разрыва «интернет-пузыря» в период с 1995 г. по 200120 г. рост интернет-компаний в Китае замедлился.

Стадия нормализации с 2003 г. по 2008 г.

В этот период на рынок электронной торговли Китая, помимо предприятий, выходят и частные лица. Сфера онлайн-торговли в эти годы пережила ряд крупных событий. Например, в мае 2003 года группа Alibaba создала Taobao, чтобы выйти на рынок C2C. В декабре 2003 года сайт www.hc366.com был зарегистрирован на GEM21 в Гонконге, став первой компанией электронной торговли B2B в Китае, а в январе 2004 года к интернет-продажам присоединилась компания JD. В ноябре 2007 года сайт www.alibaba.com был успешно внесен в листинг основной площадки Гонконгской фондовой биржи.

На законодательном уровне в Китае было издано ряд нормативных актов, которые сильно повлияли на развитие электронной торговли. В марте 2004 года Исполнительное заседание Госсовета рассмотрело и приняло законопроект Китайской Народной Республики «Об электронной подписи». В январе 2005 года главный офис Государственного совета опубликовал несколько заключений Главного управления Государственного совета по ускорению развития электронной торговли (Guo Ban Fa [2005] No. 2). В июне 2007 года Национальная комиссия по развитию и реформам совместно с Рабочей группой по информационным технологиям Государственного совета выпустил первый в Китае план развития электронной торговли «Одиннадцатый пятилетний план развития электронной торговли», в котором была обозначена стратегическая задача по развитию индустрии услуг электронной торговли. В 2007 году Министерство торговли опубликовало заключение относительно развития онлайн-торговли (для предварительной реализации) и оказания регулярного содействия электронному бизнесу. Данные заключения задали новый политический и экономический вектор в сторону развития интернет-торговли.

Таким образом, с быстрым ростом числа пользователей Интернета и транзакций в сфере электронной торговли сфера онлайн-торговли стала новым деловым каналом для многих предприятий и частных лиц. Все больше и больше компаний в этот период начинают свои онлайн-продажи наряду с офлайн-магазинами. В 2007 году объем розничных онлайн-транзакций в Китае достиг 56,1 млрд юаней (7,15 млрд евро). С ростом онлайн-бизнеса электронная торговля постепенно стала способствовать росту вспомогательных и сопутствующих услуг, таких как логистика, экспресс-доставка и онлайн-платежи.

Развитие инфраструктуры с 2009 г. по 2013 г.

К июлю 2008 года в Китае было самое большое «интернет-население» в мире. Согласно статистике Китайского сетевого информационного центра Интернета (CNNIC), к концу июня 2008 года количество пользователей сети Интернет в Китае достигло 253 млн, а количество пользователей этой глобальной сети впервые превысило количество пользователей в Соединенных Штатах. Китай, таким образом, занял первое место в мире по этому показателю. В 2010 году премьер Китая Вэнь Цзябао в Отчете о работе правительства впервые представил политику поддержки электронной торговли. Согласно документу, предлагалось укрепить инфраструктуру электронной торговли и активно стимулировать ее развитие.

В октябре 2010 года компания Mecox Lane22 была зарегистрирована на американской бирже NASDAQ23, а в декабре того же года компания Dangdang24 зарегистрировалась на Нью-Йоркской фондовой бирже. В 2012 году интернет-площадка Taobao сменила название на Tmall и начала работать самостоятельно. Дисконтный сайт бренда Vipshop был зарегистрирован на Нью-Йоркской фондовой бирже. В 2012 году объем транзакций Taobao и Tmall превысил 1 трлн юаней (0,13 трлн евро). В 2013 году группа Alibaba, Yintai, Fosun, Fuchun, SF Express и другие логистические предприятия создали Cainiao Logistics — интеллектуальную логистическую магистральную сеть, способную в течение 8—10 лет поддерживать ежедневные розничные продажи в размере 30 млрд юаней (на сумму 3,82 млрд евро), с возможностью доставки в течение 24 часов в любой регион Китая.

Движение вперед: последние тенденции в электронной торговле Китая (с 2013 г.)

С 2013 года сфера электронной торговли в КНР стала более диверсифицированной и достигла прорыва с точки зрения транзакций и масштабов пользователей.

В 2020 году объем транзакций товаров и услуг электронной торговли в Китае составил 36,03 трлн юаней (4,68 трлн евро), что на 4,3% больше, чем в предыдущем году25. Транзакции в электронной торговле также активны, как и раньше, несмотря на пандемию, при этом их количество продолжает расти.

Между тем основные китайские платформы электронной торговли, такие как Tmall и JD, также стимулируют пользователей к совершению покупок, организуя один за другим различные фестивали.

Объем торговли Double Eleven на Tmall 11 ноября

Знаменитый торговый карнавал Double Eleven/Double 1126 возник в результате онлайн-акции, проведенной Tmall 11 ноября 2009 года с целью увеличения онлайн-продаж. Теперь Double Eleven проводится ежегодно. Со временем мероприятие превратилось в полномасштабный фестиваль, который оказывает влияние на международную индустрию электронной торговли. В 2019 году всего за 1 минуту и 36 секунд онлайн-оборот превысил 10 млрд юаней (1,27 млрд евро), а по состоянию на 0:00:00 12 ноября 2019 года общий оборот достиг 268,4 млрд юаней (34,2 млрд евро).). В 0:00:00 12 ноября 2020 года общий оборот продолжил расти, достигнув 372,3 млрд юаней (47,45 млрд евро).

Объем торговли JD 618 с 1 по 18 июня

В Китае интернет-площадка JD ежегодно 18 июня организует фестиваль онлайн-покупок, который известен как JD 618. В период с 0:00 1 июня до 0:00 18 июня 2019 года совокупная сумма заказов в этом интерне-магазине достигла 201,5 млрд юаней (25,68 млрд евро), охватив 750 млн потребителей по всему миру. В 2020 году эта цифра еще больше выросла, так как совокупная сумма заказов превысила 228,49 млрд юаней (что составляет 29,12 млрд евро) с 0:00 1 июня до 00:00 18 июня 2020 года.

В международном масштабе, согласно данным мониторинга Исследовательского центра электронной торговли, транзакции трансграничной электронной торговли Китая достигли 12,9 трлн юаней (1,68 трлн евро) в 2020 году, увеличившись на 19,4% по сравнению с показателями предыдущего года. С расширением сотрудничества компаний по «шелковому пути» трансграничная онлайн-торговля, похоже, приближается к новому этапу в своем развитии.

Новая форма электронной торговли — прямая трансляция

Электронная торговля в режиме реального времени

Непрерывное развитие электронной торговли изменило весь бизнес-ландшафт, что в свою очередь привело к возникновению новых способов совершения покупок в Интернете. Все большую роль в стимулировании розничных онлайн-продаж и развитии электронной торговли играют блогеры, известные личности и создатели контента (которых также называют «лидерами общественного мнения» — ЛОМ).

Прямые трансляции стали для многих предприятий важным средством преодоления спада продаж в связи с пандемией. С 2020 года торговля в режиме реального времени стала ключевым маркетинговым инструментом для крупных компаний и различных брендов в Китае.

Согласно 45-му статистическому отчету о развитии Интернета в Китае, опубликованному Китайским информационным центром сети Интернет, по состоянию на март 2020 года количество участников прямых трансляций электронной торговли в Китае достигло 265 млн, что составляет 37,2% пользователей онлайн-покупок.

Самые популярные платформы для прямых трансляций

Будущие перспективы электронной торговли в Китае

Развитие электронной торговли в Китае глубоко изменило потребительские привычки и образ жизни людей, особенно после вспышки пандемии. Онлайн-покупки стали важной составляющей жизни китайцев. В 2020 году розничные интернет-продажи составили почти четверть от общего объема продаж. Во время Весеннего фестиваля 2021 года Министерство торговли КНР и соответствующие ведомства руководили запуском Новогоднего онлайн-фестиваля 2021 года, в результате чего национальные розничные интернет-продажи достигли более 900 млрд юаней (на сумму 114,67 млрд евро). 24 февраля 2021 года Информационное бюро Госсовета КНР в ходе пресс-конференции отметило, что Министерство торговли начинает подготовку к следующему 14-му пятилетнему плану27 развития электронной торговли с целью оптимизации окружающей среды для ее нужд. Совершенно очевидно, что электронная торговля — это фундаментальный сектор, который необходимо осваивать, чтобы добиться успеха на всем китайском рынке.

О книге

Автор: Карло Д'Андреа

Жанры и теги: Юриспруденция, Просто о бизнесе

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Электронная торговля в Китае. ECC» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

15

Например, Alibaba применяет модель электронной торговли B2B.

16

Например, JD и Tmall применяют модель электронной торговли B2C.

17

Например, Taobao, Ebay применяют модель электронной торговли C2C.

18

www.wiki.mbalib.com/wiki/首页

19

Эта группа взяла на себя задачу информационного строительства Китая с 1996 по 1998 год, а позднее она была объединена с Национальным информационным бюро Китая.

20

www.investopedia.com

21

GEM — это рынок для малых и средних компаний, управляемый Hong Kong Exchanges and Clearing Limited.

22

Mecox Lane — компания с иностранными инвестициями по доставке товаров почтой, базирующаяся в Китае.

23

NASDAQ — Национальная (Американская) ассоциация автоматических котировок, сделок с ценными бумагами.

24

Dangdang — пекинская онлайн-платформа для продажи книг, ее часто сравнивают с www.Amazon.com

25

Информационные новости Китая www.zgxxb.com.cn

26

Карнавал является стимулированием онлайн-продаж, проводится 11 ноября каждого года; он возник в результате промоакции онлайн-продаж, проводимой Taobao Mall (Tmall) 11 ноября 2009 года.

27

Чтобы узнать больше о политике пятилетнего плана развития, обратитесь к практическому руководству «Прямые иностранные инвестиции в Китай», которое можно приобрести на сайте https://www.litres.ru/karlo-diego-d-andrea/pryamye-inostrannye-investicii-v-kitae/

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я