Данная книга стихов «Колодец жизни»» является продолжением книги «Инфляция души» и представляет собой научно-поэтический художественный сборник материалов по истории забвения и возрождения Великой Булгарии.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Волжская Булгария. «Колодец жизни» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Современная Булгарская поэзия
Санкт-Петербург. Купчино
Туман над городом…
Туман над городом,
Любовь пришла
Таинственным образом,
Весна сошла…
Вдохнуло свежестью
Морской волны,
Молочной нежностью
Родной земли.
Туман над городом,
Весна пришла,
Любимым образом
Петра сошла.
Бог — Аллах
— Нет Бога, кроме Аллаха, и посланник его Мухаммад — (Математически он выражен цифрой 99)
ЛЮБОВЬ — БОГ
«Знание бесконечно, а значит недосягаемо, что и приводит к понятию Абсолюта (божественного). Материя — это наше представление о ней через сознание. Сознание всегда первично. Если его нет, значит, нет и окружающего Мира. Мысль материальна, потому что мы её осознаём»
Ты…
Ты далеко,
И это раздражает.
Я злюсь, что жизнь
Так быстро пролетает,
И это раздражает.
…
Ну что, мой друг,
Ты отдыхаешь,
Глядишь на солнышко,
Поёшь.
А я сижу и на гитаре
Пою про нашу любовь.
За что…?
За что судьба со мной играет?
Я повстречал свою мечту,
Лишь под конец всё пролетает,
Я лишь тебя одну хочу.
За что, за что, не понимаю,
На склоне лет, ведь жизнь прошла,
Свою я музу обнимаю,
Но только мимо ты прошла.
Твоё дыханье, взгляд, улыбка —
Всё переполнено тобой
Вся жизнь моя — одна ошибка,
Лишь ты в ней всё — О, свет ты мой.
Мой Питер
Ведь я тебя люблю
За Мистику, дожди,
Мой Питер, что туман,
Он скрытен, он в любви.
Забей на всё
2016 год, Россия
Забей на всё
Под саму шляпку,
Забей и будь
Собой всегда.
Не прогибайся
Под молчанку,
А говори,
Чтоб навсегда.
Забей на всё,
А не в угоду,
Забей, забей,
И навсегда
Забей, да так,
Чтоб разломилась
Стена Печали
И Дерьма.
Плачь Булгарки
Зачем меня ты беспокоишь,
Зачем тревожишь мой покой,
Зачем уходишь рано утром,
Зачем, скажи мне дорогой?
Неужто я тебе не люба,
Неужто ворог вновь с тобой?
За что, за что такая мука,
За что, скажи мне, дорогой?
Тебя, тебя люблю всем сердцем,
Остановись, прошу, постой.
Зачем уходишь от меня ты,
Зачем, скажи, мой дорогой?
Зачем меня ты беспокоишь,
Зачем тревожишь мой покой?
Твоей навек, твоей я буду,
Скорее возвращайся, мой родной.
Булгарская красота
Рузиля Бикова. Певица. Лауреат и победитель конкурсов «Болгар жыры» — «Булгарская песня» 2015—2016 гг
Разлёт бровей
И взгляд очей,
И губы ярко-алые
С ума свели,
И весь Бродвей
Встал в очередь
За фотографией.
…
Булгарская красавица
Царица Яр Чаллы
Свела с ума царевича
Соседней страны.
…
Пронзителен твой взгляд, как шпага.
Красавица на все века.
Мужчины без ума от взгляда,
Но одному верна она.
Не понимаю
Сердцем обожаю,
Кулаки сжимаю,
Не обнимаю,
Не понимаю.
Я страдаю.
И прощаю…
Я себя сжигаю,
Не понимаю.
Ты уходишь,
Тебя теряю…
Губы в кровь,
Не понимаю
Ангелочек
Санкт-Петербург. 2016. Дарий, Альфия, Владимир
Родился ангелочек в Петербурге,
Родился Дарий — Царь добра,
Родился внук, посланник Булгар,
И это однозначно навсегда.
Никуда я с Волги не уеду
г. Ульяновск. 2015 год. Президентский мост
Никуда я с Волги не уеду,
Никуда тебя не отпущу.
Здесь Булгария моя — Отчизна,
Здесь поэзия Тукая и Гали.
Ой ты, Господи — Туман!
худ. Айвазовский. «Туман»
Ой ты, Господи — ТУМАН!
Растворился в нём обман,
Растворился в молоке,
Стало легче на Душе.
Ой ты, Господи — ТУМАН!
Растворился в нём обман,
Предо мной глаза твои
Объясняются в Любви…
Ой ты, Господи — ТУМАН!
Растворился в нём обман,
Парус белый вдалеке,
Мысли снова о тебе.
Ой ты, Господи — ТУМАН!
Растворился в нём обман,
Растворился в молоке,
Лунный свет по волне.
Ой ты, Господи — ТУМАН!
Растворился в нём обман,
Растворился в молоке,
Стало легче на Душе.
Я загрузилась под макушку
Я загрузилась под макушку,
Не успеваю, ну пойми,
Конечно, я возьму ту книжку
И обязательно прочту.
Печаль Любви
Встаю я рано
И без обмана,
И мысли о тебе,
Мой друг.
Они, как птицы,
Вспорхнут
И ницем
Падут у ног твоих.
Ты далеко,
Какая рана,
И нет конца
Большой Любви
На небосводе
Мазком лишь кисти
Я напишу
Печаль Любви.
Равнодушие 1
Равнодушие так страшно,
А молчание страшней.
На любовь мою ответь же
Ты, пожалуйста, скорей.
«Бесы»
Санкт — Петербург, ул. Достоевского. 2017 год.
Ходил, бродил по Достоевскому,
Дома обшарканы и мрачные,
Достойные и заскорузло-узлые
А окна, что глаза печальные.
Ходил и вспоминал Раскольника
И Соню Мармеладову,
И ту харчевню бесову,
Процентщицу адову.
Уж 21 век за нами,
А ничего ведь не исчезло.
И нищета, и роскошь с нами,
Как это всё осточертело.
Ходил, бродил по Достоевскому,
Дома замшелые и мрачные,
Достойные и заскорузло-узлые
А окна, что глаза печальные.
Хаджиме4
Ин — Вход,
Ян — Выход,
Хаос и Порядок.
Что делать?
Пора на выход
С Яном (Енко),
А Ин в «осадок».
Заберу тебя, украду…
Заберу тебя, украду,
Убегу на край земли,
Где с тобой всегда смогу
Улыбаться большой любви.
Захочу, подарю тебе Мир,
Где страстями объят Небосвод,
Где белеет белее Эфир,
Где вода устремляется в Грот.
Заберу и не поперхнусь.
Убегу на край земли.
От такой любви не проснусь,
Ты пойми меня и прости.
Фирдаус Ахтямова
Она была прекрасным человеком,
Артисткой с ног до головы
И прожила свой век с ответом,
Что Жизнь нужна от всей души.
От Биби к свету Бибинур,
Прекрасных женщин Булгарстана
Сыграла наша Фирдаус, наш НУР,
Артистка Татарстана.
Будь счастлива и в следующей Судьбе,
Всевышний дарит Вечность, Жизнь.
Пока мы мыслим в Суете,
Мы вечны — это Жизнь.
Власть
Власть говорит — Халва,
А во рту не становится слаще.
Бьют нас Бюрбизы — Беда,
Не становимся мы богаче.
Нить
Ко мне приходит тихо прошлое
В картинках жизни моей,
Тоска, щемящая до боли,
Воспоминания друзей.
Вот так стирается память,
Вот так заканчивается нить,
Вот так теряется сознание,
Ах, как мне хочется жить.
Камасутра
Я слышу «музыку» Шекспира,
Тоску и бренность Бытия,
Сады я вижу Эпикура,
Предзнаменованье Суфия.
Сабр — терпение, то Мука
И толерантность Бытия.
О Боже, что за cкука!
В предвосхищении соития.
Сердце ноет…
худ. Сальвадор Дали
Сердце ноет,
Плачет, стонет,
Боль повсюду
Матом кроет.
Жилы рвутся
От удушья,
Студят Душу,
Время сучье.
Удержать себя
Мне больно,
О Всевышний,
Больно, больно…
Сердце ноет,
Плачет, стонет,
Боль повсюду
Матом кроет.
Любовь и Жизнь
Счастье — бахет
Любовь и Жизнь —
Два звена,
Два сердца,
Два больших начала.
Любовь и Жизнь.
Всегда одна,
Всегда грустит
Печаль-отрава.
Любовь и Жизнь.
Ты и Я.
И нет другой,
Такая радость.
Любовь и Жизнь —
Два звена.
И нет другой,
Такая сладость.
А у Клязьмы…
А у Клязьмы, у реки
Смыслы ищут чудаки.
У Медведа нюх пропал,
Бизнес мозги всем сковал.
Я увижу тебя…
Запрягу лошадей
И галопом промчусь
Сквозь века — чародей,
И руки вновь коснусь.
Да изгиб бровей
Опьянит, ну и пусть,
Манит вновь соловей,
Мой стакан пуст.
Может, станешь моей,
Но не в этом же суть.
От судьбы своей
Не уйдёшь в долгий путь.
Запрягу лошадей
И галопом промчусь,
Я увижу тебя
И к тебе прикоснусь.
Эхо
Придёт время,
И я спою, любя.
Придёт Счастье,
И я спрошу тебя:
— Любишь?
Эхо:
— Да, Да, Да…
Любовь
Эстония. г. Таллинн. 2015 год
Он и она —
Чёрное, белое.
Он и Она —
Светлое, Нежное.
Он и Она,
Что стремятся к свету.
Он и Она
Призовут всех к ответу.
Он и Она,
Мир на двоих.
Он и Она,
И нету других.
Он и Она —
Чёрное, белое.
Он и Она —
Светлое, Нежное.
Устал
Устал я от тупых друзей,
Устал и хочется напиться,
Хочу глоток воды скорей,
И с ними побыстрей проститься.
О, ангел мой!
О, ангел мой!
Как ты прекрасна.
С ума схожу от этой красоты.
И прядь волос меня дурманит,
И слепну я от белизны,
Ведь это ты…
Апрельские тезисы
Народ России не дерьмо,
Как многие считают,
А вот Бюрбизы лишь бельмо,
На чувствах играют.
Давайте двигаться вперёд —
К Свободе, к Перестройке,
К достойной жизни, что грядёт
От смены надстройки.
Без тех, кто соловьём поёт,
С трибуны нам вещая.
Без тех, кто всюду кровь пьёт,
Нам душу оскверняя.
Народ России не дерьмо,
Как многие считают,
И в сентябре у них «очко»
Наверняка сыграет!
Ислам
В Исламе не замолишь ты грехи,
А будешь отвечать за них пред Богом.
В Исламе нет и алкоголя, анаши,
Всё лечится Кораном, Словом!!!
Двое из ларца — одинаковы с лица
Я слышал, что вы завтра в Думе
Планируете выступить — правда?
Да.
Скажу, что всё в порядке,
И движемся
Согласно вашей разнарядке.
Немного там, немного здесь,
Всё не спеша да не спеша,
Ну до чего же, брат,
У нас жизнь хороша.
На наш век уж точно хватит
И выборов, дорог и дураков.
Мораль.
Достаточно всё очень просто,
Ведь акробатика лишь форма,
А содержание… умора — заболтать.
Равнодушие 2
Равнодушие так страшно.
Наплевать мне на других.
Моя хата точно с краю,
Почему-то не до них.
Равнодушие 3
Равнодушие так страшно,
А молчание страшней.
Преступленья совершают
От молчания людей.
Отношение к тебе
По поступкам и делам,
Как же это в тему —
Грусть разделим пополам.
Равнодушие так страшно,
А молчание страшней.
На любовь мою ответь же
Ты, пожалуйста, скорей.
Отношение к тебе
По поступкам и делам.
Как же это в тему —
Грусть разделим пополам.
Благородство не в почёте
Благородство не в почёте,
А на честность наплевать.
Нынче жизнь как в анекдоте.
Где же суть? А суть подряд.
Ах, как весело в Казани
Ах, как весело в Казани.
Может быть, когда-нибудь…
Так булгарки отвечали,
Намекая, будь что будь.
Россия, братцы, умерла…
Россия, братцы, умерла,
Душа её исчезла,
Ведь власть судебная смогла
Принять решенье изувера.
Бредятина и ахинея
Когда несу я ахинею
И детский сад вокруг меня,
Я снова, снова пламенею,
А значит, я люблю тебя.
Бредятина идёт за нами,
И ужас охватил людей:
Татарин снова, снова с нами
Ведь страшен он, ведь он злодей.
Эх, погода зашибись!
Не пора ли нам пройтись.
Покойник
Жизнь — кровавый, чёрный след.
Смерть — холодный, мерзкий пот.
Плач — туманный, дикий смех.
Стоны — волчий жуткий треск.
Ты меня не понимаешь, брат?
Вот параноики — чик, чик, чик.
Вот шизофреники — бряк, бряк, бряк.
Гроб — открытый, затхлый дух.
Труп — зелёный, вонь вокруг.
Морг — холодный, чёрный фрак.
Смерть — животный, дикий страх.
Ты меня не понимаешь, брат?
Вот параноики — чик, чик, чик.
Вот шизофреники — бряк, бряк, бряк.
Надменный взгляд
Бандитский Петербург. 1995 год
На БМВ аппаратура,
В глазах то баксы, то ментура,
И речь его под стать фигуре —
Мужик, чувиха, диктатура.
Надменный взгляд,
В прикиде весь,
В душе червяк,
По жизни спесь.
Вот старичок дорогу переходит,
Едва-едва волочив ноги,
Из БМВ два мудака
Сбивают с ног старика.
Надменный взгляд,
В прикиде все,
И нет души,
На букву хэ.
А вот девица с голой попой
Кричит старушке: «Чтоб ты сдохла!
Вы нам мешаете здесь жить
Передавить бы вас, передавить».
Надменный взгляд,
В прикиде вся,
А в голове лишь
Ча-Ча-Ча.
Как странно жить
Средь мрази этой:
Ни уваженья, ни авторитетов,
То сорняки, их вырвать надо,
Чтоб не мешали жить нам славно.
Красивый взгляд,
В любви ты весь,
В душе чудак,
По жизни честь.
Видал Сассун
Первый импортный шампунь в СССР-РФ
Жизнь удивительно прекрасна,
Когда кругом друзья твои,
Жизнь удивительно опасна,
Когда кругом враги твои.
Но ты включаешь телевизор,
И на экране ОРТ
Рекламный ролик в виде жо..
Видал Сассун5 — Сосун видал.
И на душе так хорошо,
Что хочется сосать, сосать, сосать.
Жизнь удивительно прекрасна,
Когда с любимой ты в ладу,
Жизнь удивительно опасна,
Когда жених убил жену.
Но ты включаешь телевизор,
И на экране РТВ
Рекламный ролик в виде жо..
Видал Сассун — Сосун видал.
И на душе так хорошо,
Что хочется сосать, сосать, сосать.
Жизнь удивительно прекрасна,
Когда кругом Видал Сассун,
Жизнь удивительно опасна,
Когда кругом Сосун видал.
Но ты включаешь телевизор,
И на экране НТВ
Рекламный ролик в виде жо..
Видал Сассун — Сосун видал.
И на душе так хорошо,
Что хочется сосать, сосать, сосать.
Любляндия
Есть страна Любляндия,
Где живут любляночки,
Ждут они люблянчиков,
Ждут они тебя.
Стройные, манерные,
Глазки откровенные,
Бархатные, нежные,
Ручки белоснежные.
Есть страна Мерзавия,
Где живут мерзавочки,
Ждут они мерзавчиков,
Ждут они тебя.
Гнусные, замшелые,
Глазки поросячие,
Мерзские, утробные,
Губки синеватые.
Есть страна Пахандия,
Где живут паханочки,
Ждут они паханчиков,
Ждут они тебя.
Алые, трикольные,
Козыри, Грачёвые,
Жирики отбойные,
Люди-девяностные.
Где Россия?…
Ваучер. 1992 год
Где Россия? Нет тебя.
Там Хазария страна6,
Там Хазановы слова,
Макаревича стрепня.
Там Берёзовский в берёзах
Маскируется банкир,
Там Батурин, Родионов,
Взгляд Саттарова на мир.
Где Россия? Нет тебя.
Там Хазария страна,
Ходорковский с братанами
И Гусинский под себя.
Там и в профиль, и в анфас,
Как ни глянь — всё педерайс.
Там Чубайс, и ваучер7 смрадный
Разделили — наш, не наш.
Где Россия? Нет тебя.
Там Хазария страна,
Там Шаинский с песней дружной
Размножается, как тля.
Там кащей, там леший бродит,
Куропатка пролетит,
Суть одна — здесь Русью пахнет,
«Держимордам» здесь не жить.
Где Россия? Нет тебя.
Там Хазария страна,
Ты стряхни с себя незваных
И проснись ты ото сна.
Люблю Болгар
г. Болгар
Люблю тебя, мой город древний,
Люблю за искренность твою,
За то, что стала ты Вселенной,
За то, что я опять в строю.
Люблю, и вновь я задыхаюсь,
Люблю за красоту твою,
Люблю тебя и понимаю
Я всю нетленность твою.
Люблю Болгар, мой город древний,
Люблю за мудрость твою,
За то, что стала ты Вселенной,
За то, что Родину люблю.
Метро
5 линия Петербургского метро
Не всё так просто, господа.
Судьба и Бог неразделимы.
Вагон метро, напротив я
И «Кул Шариф» неотразимы.
Слёзы Петербурга
3 апреля 2017 года. Санкт-Петербург (теракт)
Как больно
Сердце ноет,
Нет слов,
Питер стонет,
А дождь всё
Льёт и льёт…
За что,
Не понимаю,
Нас просто
Убивают,
А дождь всё
Льёт и льёт…
Как больно
Сердце воет,
Нет слов,
Питер стонет,
А власть всё
Прёт и лжёт…
Это жизнь
Слеза катилась по щеке,
Слеза и горя, и печали.
Вся жизнь твоя на волоске,
И Власть у нас без МОРАЛИ.
Академик Нурутдинов
Фаргат Габдул — Хамитович Нурутдинов. Учёный, историк, источниковед, народный академик.
Народный академик Нурутдинов,
Мудрейший наш из «Насретдинов»,
Джиен навёл на «татаринов»,
Исхаков-академик стал «Чудинов».
Есть ощущение…
Есть ощущенье сытости,
А в голове лишь боль
Мне нужно просто выспаться
И прогуляться вновь.
Пройтись по тихим улочкам
На небо поглазеть
Звезду, что вдруг упала.
Увидеть и запеть
Крылья нашей мечты
Вот и жизнь проходит
Словно в небесах
Мы летим на крыльях
Нашей мечты
А под нами облака
А под нами города
Пролетают года ЛЮБВИ
Как мне хочется
Вернуться чуть назад
И продолжить эту
Жизнь без конца.
Вертолёт несётся ввысь
Ты держись, не упади
Рядом с ней мы, рядом с ней мы,
Рядом ты.
Сочи
На тебе печаль давно
Не звучит твоя гитара
Да и Муза далеко
Хризантема вся увяла.
Не спеши, спеши, спеши
Ты раскрой свои очи
Как же девы хороши
В жарком городе Сочи.
Посмотри и не грусти
Не стыдись, твоим я буду
Ты прости меня, прости
Этот вечер не забуду.
Зазвучала, вдруг струна
Не пойму как получилось
Полюбил я без ума
Деву, так уж получилось.
Обманщики
Обманщики. худ Сальвадор Дали.18 мая 2017 год
Пора признать
Что власть — Не может
И Армия слаба?
Имхо.
Детство Дали, Усы, Гала
Призрак сексуальной притягательности. Сальвадор Дали
Усы, Усы, Усы
Как паруса большой души.
Моя, Моя, Моя
Печаль и грусть твоя.
Четвёртое измерение
Музей Фаберже. худ. Сальвадор Дали. «В поисках четвёртого измерения» Санкт-Петербург. 2017 год,18 мая.
Точка, линия, плоскость, объём.
Рождение, улыбка, рука, сон.
Слово, вопросы, мышление, звон.
Поиск в сознание — вопрос решён!
Мой взгляд
Мой взгляд, мой нерв и жизнь моя
Лишь Ленинграду отдана
А то, что я булгар по жизни,
То это Истина моя
Ленинград
«Иностранные туристы в Ленинграде.1937 г.» худ. Иван Алексеевич Владимиров
Люблю мой город Ленинград.
Люблю до одурения.
Люблю твой Невский, Летний сад.
Рожденье снова гения.
Друг России
Друг России, бизнесмен,
А на самом деле хрень.
США наводит тень
На российскую плетень.
Она придёт
Любви все возрасты покорны.
Она не говорит что стар.
Она придёт, замолкнут споры
И снова с головою в жар.
«Аки»
Моему любимому, дорогому внуку Дарию
Первое слово
Как первая нота.
Первое «Аки»
И вспышка на фото.
Милое сердцу —
Улыбка младенца,
Взгляд ангелочка
И трепет сердечка.
Ручками машет
И тянется к небу.
«Аки» зовёт его
В Мир, к Человеку.
Первое слово
Как первая нота.
Первое «Аки»
Булгарии слово!
Маразм
Да, вот вы
Задайте вопрос.
Не понял,
Что за отсос?
А, вы про снос
Однако,
Хороший вопрос.
Отвечу друзья-
Нас предали
SOS!!!
Проснулась Ода…
худ Сальвадор Дали. «Великий мастурбатор»
Совсем промозглая погода
Мой Питер снова весь в слезах.
Зонты кругом и снова мода
Калоши, вновь мы в сапогах.
По ком же плачешь ты Свобода?
Наш Петербург в моих глазах
Застойным стал, проснулась Ода-
О двух бесстыжих подлецах.
Миграция
Шумит прибой.
Кричат — отбой.
Пацан малой
И боль с тобой
На грудь красавицы
Орден повесил.
От этого стал он
И глупым и весел.
Я булгар — это правда.
Россия родина моя.
Я русский мусульманин.
И Болга (Волга) матушка моя.
Вера — Иман
Мечеть «Булгар». Подпись Зариповой М. Х.
Моя Вера —
Моя Отчизна.
Семья, Любовь —
Моя «Риза»…
Статьи и рассказы
Москва — Киев
Одесса — мама, Ростов — папа
Действие происходило в купе мягкого вагона поезда «Москва — Киев».
В купе сидел довольно пожилой человек лет так семидесяти, с реденькой бородкой, в пижаме и что-то напевал, не переставая жевать. Это был отставной майор Пронин12 Владимир Владимирович.
Вдруг раздался стук в дверь, и на пороге появился, ни дать ни взять герой украинского фольклора гетман Мазепа13. Выдающиеся усы, чёрные в разлёт брови, красавец-мужчина.
Он поздоровался и сказал, что у него 13 место, и он с удовольствием составит компанию до Киева, и что зовут его Кравчук Иван Степанович.
— Владимир Владимирович, — сказал тихо и вкрадчиво отставной майор.
Пронин обратил внимание на его прекрасный чёрный костюм из дорогого материала и на ботинки, которые были из крокодиловой кожи.
«Да, солидный господин, серьёзный попутчик», — решил Пронин.
Кравчук в свою очередь подумал, что с дедушкой ему будет комфортно и интересно.
В это время поезд тронулся и медленно, нехотя стал набирать скорость. А что же наши герои?
Иван Степанович достал сало и горилку, а Владимир Владимирович водку «Русская слеза» и солёные огурцы.
И…
— Ну, что Владимир Владимирович, выпьем за наше знакомство?
— Выпьем, и за знакомство тоже…
— Наливайте свою слезу.
— Хороша водочка.
— Согласен, горилка не хуже.
— Скажите, любезный, ведь вы же хохол? — спросил Пронин
— Да.
— А нас вы называете москалями. Почему?
— Проще простого.
— Москаль от слова Москва, а Москва — Моска14.
— То есть вы хотите сказать, что наш символ — это водяная крыса?
— Да. Почему бы и нет?
— Вы же нас хохлами называете?! Наши предки носили хохолки. Это отличительная черта восточных украинцев (запорожцев — болгар).
— Значит, вы болгары из Великой Болгарии? Интересно.
— Тогда и Волжские Болгары наши братья?
— Конечно.
— Но ведь они же татары? Как такое может быть?
— Они стали татарами при Империи, — ответил Кравчук.
— Вы хотите сказать, что это прозвище, — уточнил Пронин.
— Да, это прозвище, которое было придумано русскими учёными и принято так называемыми большевиками-татарами. Если мне не изменяет память, один из них — Мулланур Вахитов15.
— Да, это татарский революционер. Ему стоит памятник в Казани.
Оба взглянули друг на друга и засмеялись.
— В таком случае мы братья, — сказал Кравчук.
— Да, кроме западенцев, — ответил Пронин.
— А теперь мы врозь. Сколько лет уже прошло, а мы всё отдаляемся и отдаляемся друг от друга.
— Владимир Владимирович, вы закусывайте.
— Да, спасибо…
— В чём трагедия всей ситуации? — спросил с иронией Владимир Владимирович.
— А я скажу. Надо было тогда вводить войска, и мы были бы вместе, но ваши лидеры, как всегда, проспали, прозевали, «хотели как лучше, а получилось как всегда», крылатая фраза Черномырдина. Сейчас не было бы и крымского вопроса с Донбассом, Луганском и других сопутствующих моментов.
Пронин задумался. Ему стало как-то не по себе.
— А как же международные обязательства? — cпросил Владимир Владимирович.
— О чём вы? Какие обязательства? Что, разве наше правительство выполняет обязательства, а другие страны? Рассмешили… Я повторяю свой вопрос: почему вы не ввели войска на Украину? Президент Янукович просил помощи у России, Совет Федерации, Госдума дали согласие, а ваш лидер испугался международного скандала?! Есть у вас такой рассказ Чехова «Человек в футляре», который всего боялся и принцип у него был «как бы чего не вышло». Не правда ли напоминает кого-то, — усмехнулся Кравчук. — И ещё, он постоянно у вас молится. Русская пословица гласит: «Если молитва собаки была бы услышана, с неба кости дождем сыпались бы».
Пронин опять задумался. Ведь он говорит правду.
— Иван Степанович, а вы за кого? — спросил Пронин.
— Я за прогресс и за Великую Болгарию!!!
— Вы хотите сказать, за Империю?
— Да. Мы зрозумилы однэ одного.
Поезд постукивал колёсами, за окном пробегали деревушки и города, а наши герои тихо спали и не догадывались, что завтра сирийские войска совместно с российскими ВКС16 овладеют городом Алеппо…, а где-то в Одессе кто-то скажет в очередной раз: «Одесса — мама, Ростов — папа…»
Современное этнокультурное состояние «татарской» группы Санкт-Петербурга
Садриева Асия Аминовна
Современное этнокультурное состояние «татарской» группы Санкт-Петербурга определяется целым рядом факторов, прежде всего социальных, и, конечно, исторической ретроспективой прошлых её состояний в течение всего ХХ века.
Татарская этнодисперсная группа является в Петербурге одной из групп, отличных от основного населения региона по лингвистической и антропологической принадлежности, по этнокультурной специфике, конфессии и т. д. С другой стороны, татарская группа Петербурга находится в специфических условиях региона, которые во многом трансформируют изначально присущую ей культурную традиционность в сторону нивелирования этнической актуальности. В ряду таких факторов следует назвать физическую удалённость от этнической территории татарского народа, повышенную вестернизацию населения в Санкт-Петербурге, высокую дисперсность татарской группы в мегаполисе, дробность этнического состава татарского населения региона, высокие темпы культурной глобализации населения Санкт-Петербурга за счёт повышенной вестернизации населения в регионе. Всё это объективные факторы среды, в которой живёт татарская группа Санкт-Петербурга. Именно эти факторы и определяют сегодня её особость по отношению к другим урбанистическим группам татар России, находящимся за пределами своей этнической родины.
Сегодня доказано, что татары — это коренное население Санкт-Петербурга. Татарская группа появилась на берегах Невы в момент закладки Петербурга в числе его первых строителей и вошла в состав населения формирующейся столицы, образовав Татарскую слободу. В течение трёх столетий истории города татарская группа развивалась в условиях петербургской атмосферы столичности и культуры, принимая новые волны татарских миграций, обеспечивала их аккультурацию, формируя новую, петербургскую идентичность татар. Поэтому в понятие «петербургские татары» изначально заложен жёсткий отбор по критериям воспитания и мировоззрения.
Этот критерий определяет внутренние связи в татарской группе Санкт-Петербурга, которые строятся по принципу культурной оппозиции: петербургский — приезжий. Это соотношение внутри татарской группы Петербурга осложняется ещё одним фактором — разным уровнем урбанизации татар-мигрантов. Это, в свою очередь, усиливает оппозицию петербургской идентичности внутри татарской группы Санкт-Петербурга, стимулирует её внутреннюю этнокультурную дробность.
История этносоциальных состояний татарской группы Санкт-Петербурга в течение ХХ века определила тенденции поведенческих стратегий культурного воспроизводства в современной татарской группе города.
Дореволюционная татарская группа Петербурга представляла собой достаточно изолированное сообщество, сопротивлявшееся ассимиляции с другими группами. Обладая значительной внутренней сплочённостью, основанной на конфессиональной принадлежности, посредством предписания поведенческих норм группа поддерживала и усиливала внутригрупповое единство. Специфику группы определяли характеристики: религиозность (ислам); территориальная этническая сегрегация; развитая общинная инфраструктура (школы, газеты, религиозные и светские общества и др.), традиционные занятия (дворники, официанты, военные и др.).
В последовавшие за революцией десятилетия произошло много изменений в качественном и количественном составе населения города. Наряду с ростом численности татар в городе в условиях стандартизации советского общества сужалась зона этнической специфики, происходило её перемещение в этнопсихологическую и психолингвистическую сферы. В послевоенное время постепенно уходят в прошлое жилищная сегрегация, религиозные особенности, татарская газета, школа, а вместе с ними уходит и этническая специфика, прогрессирует языковая ассимиляция. Таким образом, происходит практически полное разрушение инфраструктуры татарской общины.
Осознание этого факта в конце 80-х годов повлияло на формирование стратегий, связанных с возрождением татарской жизни в городе.
Во время «возрождения» возникает абсолютизация этнических символов и идеализация норм «татарской жизни». Переживание утраты этнического наследия становится важным стимулом для изучения языка и приобщения к традиционным формам культуры. При этом «возрожденческая идеология» в конце 80-х—начале 90-х гг действительно консолидировала татарскую группу Санкт-Петербурга независимо от происхождения и социального статуса составляющих её людей. Ведь незнание языка, традиций вызывает чувство ущербности, так как демонстрирует границу, которая отделяет таких татар от «нации».
Показательно сегодня, что большинство руководителей татарских общественных организаций — «восьмидесятники», а «возрожденческая идеология» по-прежнему является стимулом к общественной активности. Но если раньше (и вплоть до середины 2000-х годов) «возрожденческая идеология» развивалась в противопоставление советской идеологии и мотивировалась тем, что советская власть не организовала институтов, которые бы сохраняли и пропагандировали культурные практики, свойственные «татарской среде», то теперь в связи с временным абстрагированием от советской эпохи и сменой поколений функционеров (с шестидесятников на восьмидесятников) эта идеология утратила свою изначальную причинность и развивается сегодня в других социально-политических условиях — в противопоставление глобализации. Сегодня она призвана поддерживать этническую память татар региона о своих национальных корнях через развитие и позиционирование татарской культуры в регионе.
Сегодня в городе татарскую культуру «позиционируют» петербургский сабантуй, татарские концерты, мемориальные митинги по памятным датам, участие татарских делегаций в общегородских демонстрациях и др. Именно позиционируют, а не развивают. При этом произошёл уход большинства татарских общественных организаций от своих основных задач в празднично-представительскую сферу.
А потому сегодня эту идеологию следует называть не «возрожденческой», а «позиционной» — идеологией позиционирования.
Смена идеологий объясняется как объективными причинами (временное абстрагирование от советской эпохи, смена поколений функционеров), так и субъективными. Прежде всего — недостаточностью квалифицированных кадров среди функционеров и соответственно непониманием перспективного развития татарской культуры в Санкт-Петербурге.
И здесь определяющей становится петербургская идентичность. Показательно, что среди функционеров татарской группы Санкт-Петербурга петербургские татары составляют лишь 8%. Таким образом, стиль общественной работы в городе создаёт «приезжее большинство», которое понимает общественную национальную культуру только в том виде, в каком усвоило её в местах своего географического выхода. А это концерты, массовые гуляния, «съестные мероприятия» и т. п.
Более того, для части татарского бизнеса, финансирующего татарскую культуру, участие в общественном движении стало средством приближения к власти для лоббирования своих деловых интересов, а «мероприятия» — инструментом для наведения бизнес-контактов. Всё это формализует общественную работу, превращает её в случайную череду показательных мероприятий, лишает главного смысла — обеспечивать преемственность поколений, т. е. культурное воспроизводство нации.
Конъюнктурный подход к национальной культуре, сложившийся в 2000-е годы в части татарской группы Санкт-Петербурга, привёл к изживанию культурно-методической работы в регионе. Поэтому сегодня в Петербурге нет воскресной школы и татарского ансамбля, а молодёжь, дети и люди среднего возраста не вовлечены в сферу национально-культурного стимулирования.
Несоответствие культурных потребностей татарской группы Санкт-Петербурга и предлагаемой «культурной программы» привели сегодня к значительному сокращению татарской аудитории, к растере квалифицированных кадров и разочарованию в среде татарской интеллигенции, готовой развивать татарскую культуру в Санкт-Петербурге.
Беспрецендентность ситуации состоит в том, что татарская группа Петербурга в настоящее время имеет развитую инфраструктуру (8 общественных организаций, 3 газеты), но эта инфраструктура подорвана внутренней борьбой за лидерство и формальным подходом к выполнению своих главных задач.
Феномен «возрождения» должен был смениться этапом накопления культурных ценностей, но в итоге в условиях ускоренной капитализации и полярного расслоения общества превратился в формальную показушность.
Но ведь этническая идентичность не сохраняется естественным путём, она должна постоянно поддерживаться. А в условиях Санкт-Петербурга «татарская идеология» должна быть наполнена именно тем этнокультурным содержанием, которое соответствует потребностям людей, живущих в отрыве от своей нации, а также требованиям петербургской культурности.
Использование суфийских идей в просвещении и воспитании мусульманской молодёжи
Зиннуров Камиль (Булгари). ОАЭ. Абу — Даби. 2007 год
— Бисмилляхи Рахмани Рахим-
Разрешите мне от имени членов Общественно-просветительской организации «Слово Булгарии» Северо-Западного региона г. Санкт-Петербурга поблагодарить высокое собрание, выдающегося богослова, верховного муфтия России Талгата хазрата Сафа Таджутдина, Председателя ООД «РИН» Шавката Умаровича Авясова, имам-хатиба мечети «Ихлас» Галлямова Мухаммета Мустафовича, пред. Совета Ульяновской просветительской организации «Булгарское возрождение» Шауката Медихатовича Богданова за приглашение и возможность выступить на этой конференции.
Кто же такой интеллигент? В моём понимании — это человек, обладающий геном интеллекта, данным Всевышним.
Это краткое и ёмкое понятие.
Интеллигентный человек — явление божественное. Он самостоятелен в своих суждениях, любящий свободу, всегда говорящий правду, уважающий чужое мнение.
Коллеги, роль суфизма в Исламе как духовного наследия Волжской Булгарии огромна. У нас с вами есть великое наследие — учёные богословы исламского государства Волжская Булгария, такие как Эш-шейх Ходжа Ахмед Булгари ХI в., Абу-Аля Хамид ибн Идрис аль-Булгари, Сулейман ибн Дауд ас-Саксини-Сувари, Бурхан эд-дин Ибрагим ибн Йусуф ал-Булгари, Кул Гали ХII-ХIII в., шах Мухаммад Бахаутдин Накшбанди, Ходжа Мухаммад Амин Булгари и другие. Они задали программу распространения, развития Ислама на территории Среднего Поволжья и Урала. Популярность суфизма на протяжении многих столетий в Волжской Булгарии сыграла то, что он впитывал в себя местные традиционные народные культы и верования, поэтому суфизм это не только религиозная философия, но и «народная» форма ислама, имевшая свои особенности на Волго-Уральской территории. Ислам распространялся в Волжской Булгарии в первую очередь суфиями.
Еще до монгольского нашествия суфизм в форме тариката Йасавийа проник в Волжскую Булгарию. Затем, при правлении Узбек хана, был суфизм в форме тариката Накшбандийя. При хане Узбеке Ислам распространился по всему Волжско-Уральскому региону. Первым последователем накшбандийа в Волго-Уральском регионе был Ходжа Мухаммад Амин Булгари, умерший в Табризе в 1496 г.
И всё-таки, почему суфизм?
Суфизм — это наука, охватывающая душевную сторону, которая рисует перед мусульманином практический путь, приводящий его к высшей ступени совершенства веры и нрава.
Приведу пример с арбузом.
Базар. Торговец арбузами предлагает вам арбуз и расхваливает его: «Посмотри какой большой, красивый, вкусный арбуз». Потом этот арбуз кладёт на полку. Другой предлагает вам разрезать и попробовать.
Два различных подхода. Тот, кто предложил вам попробовать, и есть суфийский практический метод познания. А тот, кто рассказывал вам так красиво об арбузе, основан на вере без практического опыта. Такой метод познания дают вам имамы мечетей.
Вот, что пишет Радий Геннадиевич Фиш — ленинградец, русский писатель, востоковед:
«Истина не то, что выучивают, а то, чем становятся».
«То есть знание без личной нравственности не только бесполезно, но и губительно, ибо ведет к тому же самому лицемерию. Так суфии устанавливали связь между чувством и разумом, между этикой и наукой. Разрыв этой связи обозначил кризис эпохи модерна, начатый Просвещением, с ее культом разума, гипертрофией логики, утилитаризмом и инструментализмом, что привело к невиданному разнообразию средств при отсутствии цели, или, иначе говоря, к господству аморального техницизма, или технократического аморализма. Он охватил нынче все области жизни — экономику, идеологию, мораль, религию, искусство.»
Разрыв духовной культуры мы видим на примере нашей истории. Духовное песнопение, чтение стихов ишанами подменили народными песнями. В настоящее время подменяются так называемой попсой.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Волжская Булгария. «Колодец жизни» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2
Выдающийся сэнсэй, суфий, родоначальник восточных единоборств в СССР-РФ. Заслуженный тренер боевых искусств, награждён медалью «За развитие массового спорта», учёный, почётный профессор «Академии Боевых и Воинских Искусств».
3
Экономист, видный булгарский поэт-бард современности, выпустил книги: «О своём…», «Эмират Волжская Булгария и племена Ся-Со», «Волжская Булгария — Инфляция души, Колодец жизни».
5
Двадцать пять лет назад на телеэкране появился «шампунь в одном флаконе» — Vidal Sassoon. Его помнят и знают все, ведь он стал первым косметическим брендом, добравшимся к нам с Запада. Маленький салатовый флакончик в скромном Советском Союзе стал символом красоты и жизни без забот.
7
Ценная бумага, удостоверяющая право её владельца на долю в государственной собственности; приватизационный чек.
12
Собирательный образ советского милиционера — чекиста, который часто попадает в невероятные ситуации, выходя из них живым и невредимым.
13
Ива́н Степа́нович Мазе́па — гетман Войска Запорожского. Военный и политический деятель. Дипломат. Объединил под своей властью Левобережную и Правобережную Украину, ограничил политическую самостоятельность Запорожской Сечи.