Сборник стихотворений поэтов, на мой субъективный вкус определивших облик рыбинского лирического пространства-времени рубежа столетий и первых двух десятилетий нынешнего века, наконец-то явился читателю. Жизнь довольно быстротечна, и у творцов новых поколений отныне появляется удобная возможность сравнивать своё творчество с представленным в этой книге, вновь и вновь убеждаться, каких высот и прозрений достигали их предшественники в жанре поэтической лирики, во что верили, о чём мечтали, как любили и что ценили в своей жизни. Им было, что сказать и что оставить после себя. Надеюсь, и нынешнему читателю эта книга доставит немало волнительных минут, радостных наслаждений и открытий. Леонид Советников
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как созвучны иволга и Волга! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Всё равно наше время — вечно
Владимир Эль
«…В неосвещённом покое угла…»
…В неосвещённом покое угла
Пляшет и прячется блик бестолковый.
Может быть, это кусочек стекла?
Может быть, светится прах мотыльковый,
Или искрит роковая игла
В сальной фигурке на ткани багровой?
Может, сбегается капля воды,
Каждый внезапный ловя отголосок,
Или встревоженный лучик звезды
Одолевает бессмертие досок?
Или случилось внутри темноты
Пересечение светлых полосок?..
«На старых ветках — чёрная листва…»
На старых ветках — чёрная листва,
Земля прикрыта снегом пошловатым.
Обычный фон под громкие слова,
Сейчас скажу — и буду виноватым
Перед тобой,
Ещё не знаю в чём —
Намёка нет в твоём печальном взгляде.
Отводишь взгляд. Рассматриваешь дом,
Амурчиков на розовом фасаде.
Его снесут,
Здесь будет выть пустырь,
А вся любовь скульптурных постояльцев
Похожа станет на цветную пыль,
Захваченную кончиками пальцев.
Моя любовь — она ведь что трава,
Сквозь все преграды думает пробиться.
Но ты глядишь на дом — и ты права,
На что ещё смотреть, когда за тридцать?
«Над вокзалом вороны вьются…»
Над вокзалом вороны вьются,
Под ногами сверкает слякоть.
Ты стоишь под фонарным блюдцем.
Ты готова вот-вот заплакать.
Поздороваюсь с первым встречным
И спрошу у него совета.
Он не сможет сказать, конечно,
Он и сам не нашёл ответа.
Хочешь — сумерки, хочешь — звёзды?
Хочешь — пыльную быль вагона?
Всё равно ничего не поздно,
Если ты не ушла с перрона.
Всё равно наше время — вечно,
Как захочется — так и длится.
Это только весна конечна.
Это только снежок кружится.
«День на Марсе. А ночь — на Венере…»
Жизнь на Марсе. Смерть на Юпитере.
На Луне есть лунные кратеры…
День на Марсе. А ночь — на Венере.
Только жизнь всё равно на Земле.
Корабли, вы куда полетели,
К чёрно-белой обратной Луне?
Там белеет глубокий Курчатов
И раскинулось море Москвы.
Тётка. Глушь. Даже город Саратов.
Это нужно другому, увы.
Здесь иначе. Полярная шапка
Зацепила мой город слегка, —
И в руке — только снега охапка
С углеродистой тенью цветка.
Но в душе — марсианская буря,
Венерьянский невиданный зной,
Словно верхняя точка июля
Неподвижно стоит надо мной.
«Мне так важно с тобою остаться…»
Мне так важно с тобою остаться
Тет-а-тет хоть на пару минут,
Словно мне через час восемнадцать
И меня на войну заберут.
Я скажу тебе только о главном:
Я нашёл изумительный клад
В переулке Втором Пилоставном,
Где мы были полгода назад.
Там стоит вековая берёза,
И с восточной её стороны
Под корнями закопана проза
О герое Гражданской войны.
Он служил у полковника Шафта
И уехал на остров Шу мшу…
Впрочем, всё это злая неправда,
Я тебе не об этом скажу.
«Возьму зимы. Добавлю лета…»
Возьму зимы. Добавлю лета —
И будет в городе весна.
Нет, лучше осень. Пусть с рассвета
Наступит именно она.
Так странно, в это время года
Я сам не свой, — И, может быть,
Незаслонённая природа
Со мной способна говорить.
О чём?
О нежном листопаде,
О южных птицах и дожде,
О порицанье, о награде,
О мёртвой и живой воде…
И о любви.
Но вместо прозы
Вдруг — «…невидимкою луна»,
«Читатель ждёт уж рифмы розы»
И даже «…наши имена».
«Бывает тихо — и расслышишь…»
Бывает тихо — и расслышишь
Десяток нот на склоне дня,
Как будто ты мне
Песню пишешь,
И эта песня про меня.
Но ты ведь не поёшь, я знаю,
Всё это — выдумка моя.
Ну что ж —
Пусть будет гул трамвая
И щебетанье воробья.
«Ты впечатлительная очень…»
Ты впечатлительная очень,
Сегодня это ни к чему.
Ночь коротка — ещё короче
Дорога к дому твоему.
Не происходит листопада,
Не ожидается дождя.
Всё это — выдумать бы надо,
Всё это будет погодя.
Само собой, возникнут строки —
И в них блеснёт листвою сад,
Сойдутся тучи на востоке,
Начнётся ранний листопад,
И грянет гром… Не прерывая
Круженье бабочки лесной,
Что нарисована — живая! —
В твоей зелёной записной.
«Лишь небольшая передышка…»
Лишь небольшая передышка,
Недолгий миг —
И тот играющий мальчишка
Уже старик.
Его взволнованные внуки
Возглавят строй,
В нём будет место для науки
Вневременной.
Им вечность будет непонятна,
Но даже в ней
Они расставят аккуратно
Столбцы идей,
Разрежут небо на квадраты
И лоскуты…
Но в этом мы не виноваты,
Ни я, ни ты.
«На неполных полгода простёрлось…»
На неполных полгода простёрлось
Бело-синее море зимы,
Но сегодня утратило твёрдость
И сомкнётся с каёмками тьмы;
В эту полночь оно обмелеет,
И к ковчегам подступит земля —
Вот тогда мне и станет милее
Своевременный контур ноля.
Но покуда лишь минус четыре
И светло, как на белом листе,
Все свои заблужденья о мире
Я могу изложить на холсте,
Я могу повторить на бумаге,
Я могу — или я не могу?
Словно ты замерла в полушаге
И стоишь по колено в снегу.
«Видна из нашего окна…»
Видна из нашего окна
Вселенной улица одна.
Её космический изгиб
Теряется в созвездья Рыб.
Её начало — Водолей,
Одна из звёзд с неё видней.
Та, под которой через год
И наша молодость пройдёт.
«Нечаянный дождик в начале шести…»
Нечаянный дождик в начале шести
Напомнит котёнку, что надо расти.
А мне не напомнит совсем ничего.
Сегодня не будет дождя моего.
А завтра, возможно, случится гроза,
И я, словно в детстве, закрою глаза,
И вспомню тебя на речном берегу —
И мёртвые рыбы на каждом шагу.
«Я могу научить деревенского пса…»
Я могу научить деревенского пса.
Он к тебе подбежит и заглянет в глаза.
А потом он вернётся, замашет хвостом,
По-собачьи уверенный в чём-то простом.
Он не знает, что сложность ещё впереди,
Что десятка шагов просто так не пройти,
Что сердечко забилось, забылись слова,
И над узкой тропинкой — густая трава.
«Если б жизнь была длиннее…»
Если б жизнь была длиннее
Лет, наверное, на двести,
Мы бы сделались умнее
И всё время были вместе.
Если б жизнь была короче,
Лет, наверное, на сорок,
Мы б с тобою дни и ночи,
Одолев хандру и морок,
Мотыльками над водою
В быстром танце шелестели…
Жизнь была бы не такою,
Какова на самом деле.
«Из бетона и железа…»
Из бетона и железа
Сделаны дома.
Из бушующего леса —
Книжные тома.
Из эфирного раствора —
Сделаны духи.
Из ахматовского сора —
Звёзды и стихи.
«Под Бродского пишет любой дурак…»
Под Бродского пишет любой дурак,
Под Рыжего — каждый второй.
И если ты пишешь слегка не так,
То выглядишь, как герой.
Но в Липки тебя пригласят лишь раз,
И то по одной из квот.
Стипендий и премий никто не даст,
В журнал никто не возьмёт.
Ты будешь бессмысленно прозябать
И думать с зашитым ртом,
Что всем твоим винам, такая мать,
Настанет черёд потом,
Что всем драгоценным твоим стихам
Назначен тернистый путь,
А новый редактор — всего лишь хам,
Заменят когда-нибудь.
«Иногда, в разговоре с самим собой…»
Иногда, в разговоре с самим собой,
Я стою на твоей стороне,
А потом засыпаю и сплю с другой
И не вижу тебя во сне.
Ухожу на работу часу в восьмом,
Возвращаюсь часам к шести,
И тебя не встречаю ни в том, ни в том
Ежедневном своём пути.
Забываешься полностью, навсегда,
Но случается странный сбой —
И над сонным кварталом стоит звезда,
Наблюдавшая за тобой.
И опять начинается невзначай
Этот внутренний разговор,
За которым мы распиваем чай,
Остывающий до сих пор.
«Есть люди, которые любят закат…»
Есть люди, которые любят закат,
И кроткие люди рассвета.
Есть те, кто заслужен и даже богат,
И те, кто вздыхает про это.
Есть ты, Капитан Очевидность, и я
Тебе говорю без утайки,
Что жизнь заостряет прямые края,
Срывает заклёпки и гайки,
И наша «Титанушка» будет на дне,
Коснётся игристого грунта —
И ты нарисуешь её на окне,
На фоне народного бунта.
«Однажды забудешь, как делать стихи…»
Однажды забудешь, как делать стихи,
И вступишь на прежнюю землю,
И новые люди, ускорив шаги,
Затащат в ночную харчевню.
И будешь грустить, одинокий как бог,
На стол опираясь локтями,
О строчке, какая давала восторг,
И пахли слова желудями.
«Натолкнулся на мысль — а она не моя…»
Натолкнулся на мысль — а она не моя,
То ли мысль, то ли женщина, то ли…
То ли эта страна,
Где лежат якоря
Почему-то не в море, а в поле;
И играется ветер,
И песню поёт
Утомлённый водитель «Газели»
Про надежду, которая всех нас спасёт.
Чудо-песня, на самом-то деле.
«Меня не волнует чужая война…»
Меня не волнует чужая война.
Меня не волнует победа.
Я просто хочу, чтобы чаша полна
Осталась хотя б до обеда.
Мне нужно, чтоб дерево просто росло
И строился дом без простоя,
И пусть захлебнётся от ярости зло,
Увидев лицо молодое!
«Задумался я о своём бытии…»
Задумался я о своём бытии —
И тотчас, уже без улыбки,
Припомнились мне пораженья мои,
Провалы мои и ошибки.
Хотелось прибавить к ним пару побед,
Каких-нибудь ярких свершений,
Но вдруг показалось, что их ещё нет,
И нет ни дорог, ни решений.
Как будто бы всё, что задумано, — зря,
Как пыль, как досадная жалость.
И я пожалел в ту минуту себя,
А что мне ещё оставалось?
«Чтоб сделать шедевр…»
Чтоб сделать шедевр,
Нужно пару минут.
Подходишь к оконцу —
Тебе выдают.
Заметишь, что порвана
Кромка фольги,
Но твой Выдающий
Ускорил шаги,
Закрыто оконце,
Кругом тишина,
И критика здесь
Никому не слышна.
Стоишь в одиночестве,
Только в руках
Сверкает шедевр,
Оставаясь в веках.
«Бояться шороха…»
Бояться шороха,
Волны,
Идущей из земли,
Бояться чёрной тишины
И выкрика вдали.
Бояться горной высоты,
Пригляда за углом.
Бояться,
Если любишь — ты,
И никого потом…
«С тобой темно. Тревожно и темно…»
С тобой темно. Тревожно и темно.
Раздвину шторы, распахну окно —
На руки хлынет посторонний свет,
Как будто ночи не было и нет.
А ночь была — и верится легко,
Что ночь от нас совсем недалеко,
За тем кварталом, в свете фонаря,
Она умрёт, ни с кем не говоря.
«За окном фонари погасили…»
За окном фонари погасили.
За окном начинается снег.
Я полночи бродил по квартире
И курил ленинградский «Казбек».
Вероятно, на этом же месте
Я стоял в позапрошлом году
И звонил заболевшей невесте,
Обещал, с папиросой во рту,
Что весна снизойдёт непременно
И наполнятся реки равнин…
И ни в чём не соврал, совершенно,
Но сегодня я снова один.
«День замер, пройдя середину…»
День замер, пройдя середину.
Над городом тучи срослись.
Стою — и смотрю тебе в спину,
Почувствуй мой взгляд и вернись.
Буквально ещё полминуты —
И тучи накроют квартал,
Но я бы хотел, почему-то,
Чтоб ливень тебя не застал.
Потом — хоть потоп, хоть потомство,
Но это потом, а сейчас
Блеснуло холодное солнце,
Вчера удивлявшее нас.
«Подруги — лишь тени любимой…»
Подруги — лишь тени любимой,
Но в этаком царстве теней
Мне всё-таки необходимо
По-прежнему думать о ней.
Я буду дружить не со всеми,
Мой выбор не очень богат,
Но те, с кем проносится время,
Разлуки со мной не хотят.
Однажды заступит другая
На гулко пустующий трон
И будет смеяться, нагая,
Считать голубей и ворон.
Начнёт наблюдать за порядком
И грусти моей не поймёт
О том междуцарствии сладком,
Которое тоже пройдёт.
«Давным-давно, во времена слонов…»
Давным-давно, во времена слонов,
Сверкающих на краешке комода,
Я знал примерно три десятка слов,
Но понимал весь мир без перевода.
Давно забыт младенческий язык,
В нём нет нужды, он кажется напрасен
Среди людей, к которым я привык,
И мудрых книг, с которыми согласен.
Но иногда… Ах, это «иногда»! —
Мне кажется — я снова понимаю
Идущие вдоль моря поезда
И пёстрых рыб встревоженную стаю,
Ютящийся у берега камыш
И силу притяжения земного…
И даже то, о чём не говоришь.
Последнее важнее остального.
«Затих светляк…»
Затих светляк
В стеклянной банке,
Сошёл на нет его неон —
И жизнь моя, с ночной изнанки,
Опять темна, как зимний сон.
Сижу в траве,
Вдыхаю лето,
И ледяные провода
Гудят, и кажется — всё это
Надолго или навсегда.
В них есть поток,
В них есть стремленье —
А мой светляк нырнёт во тьму,
И никакого примененья
Я не придумаю ему.
Заря скрадёт ночные звёзды,
А ветер
Высушит росу —
Но ничего ещё не поздно:
Я всё смогу, я всех спасу.
«Хорошо в этом городе всем…»
Хорошо в этом городе всем,
Кто себя не растратил в дороге
И вернулся, не зная зачем,
И стоит на пороге.
Хорошо в этом городе длить
До деталей известную муку
И к холодной земле приложить
Огрубевшую руку.
Хорошо в этом городе ждать,
В безысходности верной теряться
И однажды совсем перестать
Тишине удивляться.
Хорошо в этом городе жить,
Заполнять адресами блокноты
И когда-нибудь тихо спросить:
О, любимая, кто ты?
«Это будет другой Первомай…»
Это будет другой Первомай.
Непременно посыплется снег.
Остановится чёрный трамвай.
Увезёт сорок пять человек.
Ты коснёшься рукою стекла,
Ты увидишь вечерний салют,
И внезапные волны тепла
Нас с тобой поцелуем замкнут.
И не будет ни окон, ни лиц,
Только синий мерцающий фон,
Словно нас в ускоритель частиц
Занесло, а не в первый вагон.
И как только — один за одним —
Пара встречных звонков прозвенит, —
Мир за окнами станет другим,
И никто нам его не простит.
«Вот так и пишешь — без просвета…»
Вот так и пишешь — без просвета —
Про скверик бледно-золотой,
Про ускользающее лето
И осень с тёмною водой.
Сюжетец незамысловатый,
С чертовской дюжиной имён…
И вдруг — о коннице крылатой
И блеске ангельских знамён,
О звоне лат и треске стали,
О роковом звучанье сфер…
Две строчки были.
И пропали.
Подобно солнцу, например.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как созвучны иволга и Волга! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других