О важности сна сказано: «И сказал Он: слушайте слова Мои: если есть у вас пророк, то Я, Г-сподь, в видении открываюсь ему, во сне говорю с ним» (Бемидбар 12:6). О толковании снов написано: «И он истолковал нам сны наши, каждому его сон. И как истолковал, так сбылось» (Берешит 41:12—13). Цель этой книги: Разъяснение снов и их значения в жизни человека; Толкование и исправление «плохих» снов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сны говорят. Толкование и исправление снов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ВСТУПЛЕНИЕ
Важность и сила снов
В трактате Брахот (55б) написано: «Сновидение — одна шестидесятая часть пророчества».
В Берешит раба (раздел 17) написано: «Сновидение — малая часть пророчества».
Предсказание будущего при помощи сна
В книге Зоар (Ваешев) сказано: все, что происходило в нашем мире, Всевышний сообщал миру заранее через пророков, когда они были. Когда пророков в мире не стало, открытие будущего происходит с помощью мудрецов, ведь они важнее пророков. А также при помощи снов, пения и щебета птиц1. Ведь все, что произойдет в мире, открывает Всевышний и возглашает на небесах, а затем это разносится по всему свету.
О способности снов открывать будущее мы узнаем из ответа Шауля пророку Шмуэлю, когда пророк рассердился на царя, потревожившего его после смерти: «Б-г отступился от меня и больше не отвечает мне ни через пророков, ни через сновидения» (Шмуэль I 28:15). А вот обещание на будущее, данное через пророка: «И будет после того, изолью Я дух Мой на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, старцам вашим будут сниться сны, юноши ваши будут видеть видения» (Йоэль 3:1).
В книге р. Реувена Маргалиота «Вопросы и ответы с Небес» рассказывается о выдающихся людях из еврейского народа, которые получили предупреждения о грядущей опасности при помощи снов. Вот несколько случаев из этой книги.
А. Установление закона (алахи) при помощи сна. Р. Ицхак Моена не был уверен, как писать имя «Акива» в разводном письме, с буквой «алеф» или ה на конце. Ночью приснился ему отрывок из псалмов Давида, причем из последних букв каждого слова складывалось имя «Акива» с буквой ה на конце. И на основании этого постановил, что нужно писать имя «Акива» именно так.
Б. Предупреждение во сне раву, который по ошибке вывел неправильный закон (алаху). В книге «Ташбец катан» приводится от имени р. Баруха, что однажды р. Эфраим ел рыбу, чешуя с которой снимается, в отличие от чешуи обычной рыбы. Ночью приснился ему старец с седой бородой. Протянул банку, полную ползающих гадов, и сказал: «Вставай, ешь!» Р. Эфраим очень испугался и возразил: «Ведь эти ползающие гады некошерны». Старец ему ответил: «Они так же разрешены, как то, что ты ел сегодня». Проснувшись утром, р. Эфраим понял, что старец, приходивший к нему — Илья-пророк, благословенна его память. С того дня больше не ел эту рыбу.
В. Предупреждение о надвигающейся опасности. В книге «Ташбец» написано: «Однажды р. Ицхак Бар Шешет (Риваш) постановил поститься, руководствуясь словами человека, на которого нельзя было всецело положиться. Тот рассказал, что ему приснился сон, и в нем говорилось, что община должна поститься три дня. Р. Ицхак поэтому назначил в общине три дня поста, хотя община была недовольна, поскольку все исходило от человека, на которого не могли положиться. Рав объяснил, почему, несмотря ни на что, назначил пост. В его родном городе Калинсии пришел к нему Шломо и велел назначить пост из-за того, что видел во сне пожар в доме рава. Не придал значения этому предупреждению, вскоре случился пожар, и то, что было предсказано во сне, сбылось».
Г. Возможность сна раскрыть человеку его суть и жизненное предназначение. Если человек испытывает отвращение к кому-то или стесняется чего-то, он как бы пытается стереть это из своего сознания. В результате не понимает, что именно эти скрытые проблемы ему нужно исправить. В Зоаре (Берешит, 194) сказано: человеку посылают сны в зависимости от того, что он собой представляет. Так и душа его во время сна поднимается в Высшие Миры в соответствии с ее уровнем. При помощи снов человек может понять свою настоящую суть.
Какова роль вещего сна?
Такой сон показывает, что произойдет в другом месте и в будущем. Или во сне души мертвых приходят к живым, чтобы помогли исправить их проступки из прошлой жизни. Или приходят к близким сообщить о своей кончине, которая происходит в тот момент. И если душа спящего будет готова, получит это известие. Были случаи, когда мертвые приходили во сне к живым, чтобы предупредить о грозящей опасности или удержать от греха.
Вот несколько примеров, когда мертвые просили во сне за самих себя.
В книге «Мир моего отца» автор пишет, что с ним произошло. В молодости он был раввином в маленьком местечке. Там жил рыбак, у которого не было сыновей (которые должны читать Кадиш три раза в день в течение года после смерти родителей). И он предложил раввину, что будет приносить ему каждый день по пять рыб бесплатно, чтобы тот читал по нему Кадиш, когда он уйдет в «лучший мир». Прошло время, рав переехал в большой город и потерял связь с этим рыбаком. Однажды ночью рыбак пришел к раву во сне и сказал, что сегодня умер и рав должен выполнить свое обещание. Рав позвонил в это местечко: оказалось, что, действительно, рыбак умер в тот самый день.
О подобном писал и р. Корман в книге «Заповеди, действующие в наше время»: «Многому я сам был свидетелем. В Галиции, в местечке Тернов, жил скромный богобоязненный еврей, у которого была мясная лавка. Его звали Овадия-кацав (мясник). Он часто читал псалмы Давида, когда сидел в сквере Гольдвассера. Однажды к нему подсел молодой парень крайне левых взглядов и стал издеваться над религиозностью раби Овадии. В разгаре обвинений у него случайно вырвалось, что он готов продать все свои мицвот (исполненные заповеди и добрые дела) за 10 копеек. Р. Овадия простодушно вытащил из кармана 10 копеек и дал ему.
Спустя некоторое время этот молодой человек заболел и умер. Через два дня после похорон молодая вдова предстала перед религиозным судом и рассказала, что две ночи подряд ее муж приходит к ней во сне (она обрисовала его в самых мрачных красках) и требует, чтобы она выкупила назад его мицвот у раби Овадии. Женщина заявила, что прежде не слышала об истории с продажей мицвот. Глава религиозного суда успокоил несчастную вдову и сказал, что все это ее фантазии. Но через день вдова снова появилась и сообщила, что муж обещал задушить ее, если не выполнит его поручения. По этому поводу раввинский суд собрался в большом помещении хасидов Цанз. Пришли сотни людей, настолько велик был интерес к происходящему. Самого р. Овадию втянули через окно. Раввинский суд постановил, что мицву невозможно продать. Продажа была недействительной. А исправление ситуации произойдет путем оглашения этого случая».
Случаи, когда мертвые пришли во сне помочь живым
Из книги А. Цейтлина:
Во времена Катастрофы еврейского народа еврейская женщина, убегая из родного города, чуть не замерзла в дороге. Местные крестьяне принесли ее к себе домой, но когда узнали, что она еврейка, приказали уйти из их дома. Ночью ей снится сон: ее пришел проводить отец. На просьбу остаться с ней отвечает, что торопится: «И не говори ничего». Хозяйка дома услышала, как женщина разговаривает во сне. Узнав, о чем был сон, она объяснила, что отец посоветовал дочери притвориться немой. Так та и сделала. Все время Катастрофы эта женщина прикидывалась немой и спаслась.
В книге по парапсихологии описывается случай, когда женщина не могла разродиться, а муж не мог ее оставить, чтобы бежать за помощью. Телефона у них не было. Вдруг среди ночи — стук в дверь. Входит племянница роженицы — акушерка. Рассказала, что во сне к ней пришли ее бабушка и две тети, одна из которых умерла в этом месяце. Они велели ей встать и пойти помочь своей тете. Сначала женщина не обратила внимания на этот приказ и продолжала спать, но сон повторился еще два раза. Она встала и пошла к тете, и, как небесный ангел, спасла ее и ребенка.
Причина в том, что во сне человек видит то, чего наяву ему не дано видеть.
Ребенок, находясь в чреве матери, видит и наблюдает весь мир из конца в конец. В книге Иова написано, что душа человека — духовная сущность, она может видеть мир из конца в конец, и видит будущее, не пользуясь физическими глазами и ушами, возможности которых ограничены. Так Всевышний устроил, поставив для восприятия человека материальную преграду тела. Иначе с помощью души человек видел бы все и знал будущее, и тогда потерял бы свободу выбора. А когда образуется «щелочка» в материальном покрытии нашей души и есть сообщение между душой и сознанием, человек может видеть то, что в обычном состоянии ему не дано видеть. Это доказано с помощью гипноза.
Более того, сон — как бы окно в душу. Во время сна душа освобождается от оков бренного тела, поднимается в высшие миры и там слышит и видит, что должно произойти. Гаон из Вильно поясняет, почему человеку нужно спать: чтобы постичь то, чего не может постичь наяву. И не только праведники удостаиваются этого, но и обычные люди. Поэтому человек может видеть во сне то, что находится на другом конце света, или то, что произойдет в будущем. Также душа может получать сообщения, которые приходят от мертвых или от других людей.
Яркий пример приведен в книге о психологии. Мать увидела во сне сына-солдата. Он спал в палатке, рядом с палаткой была большая пальма, которую очень сильно раскачивал ветер, так что она могла в любую минуту упасть на палатку, где спал сын. Во сне женщина стала очень громко кричать. Сын, который тоже спал в это время, услышал во сне крики матери и поэтому встал и вышел из палатки. В тот же момент пальма упала на палатку и подмяла под себя постель солдата. Крик матери во сне спас жизнь сына.
Раньше уже говорилось, что сон — шестидесятая часть пророчества. Пророчество не сойдет на человека, пока не перестанут действовать его физические силы и не исчезнет критичность мышления. Это и происходит во сне: духовная сила возрастает, а физические силы тают. Поэтому сны не приходят наяву, когда человек интеллектуально и физически наиболее активен. Во время сна ощущения и физическая активность минимальны, и говорится, что сон — шестидесятая часть смерти.
Отличие в отношении к снам в разных поколениях
Мы видим большую разницу в отношении к снам в Торе, в Танахе, у мудрецов и у последующих поколений. Мудрецы первых поколений относились к снам с большой серьезностью. Важную роль снов мы видим в Торе: сон Яакова, сны Йосефа, разгадка снов фараона. В те времена и у других народов отношение к снам было очень серьезным. Лаван, Авимелех и фараон придавали снам большое значение. Главный виночерпий и хлебопек в Египте беспокоились из-за снов, которые им приснились, и праведный Йосеф разгадал их. Фараон был поражен глубиной мудрости праведного Йосефа при разгадке его сна.
Навуходоносор, царь Вавилона, забыл сон, который ему приснился. Это возмутило его, и он приказал казнить всех своих мудрецов за то, что не смогли открыть царю секрет его сна. И только Даниэль, у которого был руах кодеш (дух святости — некий уровень пророчества), смог все разъяснить.
В древние времена была особая профессия — толкование снов. В Иерусалиме в конце эпохи Второго Храма были 24 толкователя снов (Брахот). Были великие мудрецы танаим, которые умели разгадывать сны. Один из них — раби Йоси бар Халафта. В трактате Брахот подробно рассказывается о р. Абая и Раба, как они пошли к толкователю снов и что он им поведал.
Раби Иегуда ѓе-Хасид писал в книге «Сефер а-Хасидим» («Книга благочестивых»): «Знайте, первые мудрецы очень верили в силу снов — больше, чем в разные знамения».
Лжепророки тоже пользовались снами, чтобы повлиять на окружающих. «Слышал Я, что говорят пророки, именем Моим пророчествующие ложь; они говорят: „мне снилось, мне снилось“» (Ирмиягу 23:25). «Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает (его как) сон… Вот, Я — на пророков… на тех, кто прорицает ложные сны… и вводит в заблуждение народ Мой вымыслами» (там же, 28—32).
Р. Элмоли пишет в книге «Прорицатель снов» (ст. 9): «Первые мудрецы Торы написали много книг о снах. Из Талмуда видно, что Бар Гадеа толковал сны для р. Абая и Ровы, и у него была для этого особая книга. Там было написано, что сны действуют так, как их объясняют».
Во времена мудрецов, благословенна их память, были разные подходы в отношении снов.
В целом в поколениях первых мудрецов Торы отношение к снам было серьезней, чем в последующих поколениях, когда к снам стали относиться с растущим пренебрежением, по двум причинам:
1) Мудрецы первых поколений стояли на гораздо более высоком духовном уровне, поэтому удостоились более правдивых снов, чем последующие поколения.
2) Последние поколения находились под большим влиянием греческого мировоззрения и материализма: не верили ни в духовность, ни в душу. Даже занятия «антидуховными» вещами, такими, как колдовство и магия, почти исчезли. Эти поколения верили только в материализм. Большую роль здесь сыграли известные психологи, которые убеждали своих пациентов, видевших правдивые сны, что это пустые фантазии под влиянием происходивших событий. И только потому, что не хотели верить в большую силу души.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сны говорят. Толкование и исправление снов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других