Самоучитель про оформление, составление, издание кадровых документов. Книга для тех, кто внезапно столкнулся с необходимостью ведения кадрового документооборота, для начинающих кадровиков и менеджеров по персоналу.В книге подробно раскрывается на основе Государственного стандарта, что и как должен знать и уметь ответственный за документацию по кадровому учёту. Как оформлять приём и увольнение, как вести воинский учёт и т.д.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кадровик. Самоучитель кадрового делопроизводства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
VII. КАДРОВАЯ СЛУЖКА ОРГАНИЗАЦИИ (ОТДЕЛ КАДРОВ)
Отдел кадров, HR-департамент, кадровая служба — всё это названия одного и того же. Отдел кадров создаётся в организации для решения задач, связанных с персоналом — нанятыми работниками. Задач этих превеликое множество, поэтому кадровая служба компании, в большинстве случаев — обособленное подразделение, размещаемое в организационной структуре под руководителем компании или его заместителем — директором по персоналу.
Вариант организационной формы кадровой службы выбирается исходя из сложности структуры самой организации и её бизнес-процессов. В крупных холдингах, где практикуется многоступенчатая система отбора кандидатов, применяются и анкетирование, и собеседование, и конкурсные задания. За каждый этап назначается ответственный специалист, а то и целый отдел. Поэтому отдел кадров просто не может быть не быть отдельной подсистемой.
В случае мелкого общества с ограниченной ответственностью, когда всем связанным с собеседованием с соискателями занимается непосредственно руководитель компании, документационное обеспечение отдаётся в руки главного бухгалтера или секретаря с функциями кадрового делопроизводства. В таком случае нет никакой необходимости одного работника определять в самостоятельное подразделение.
Обычный набор функций кадрового управления сводится к такому списку:
— поиск, привлечение, подбор и отбор персонала (рекрутмент);
— ведение кадровой документации (кадровое делопроизводство);
— обеспечение кадрового учёта;
— обеспечение архивного дела кадровой документации;
— работа по созданию и ведению кадрового резерва, обеспечение движения кадров;
— обеспечение аттестации персонала;
— обеспечение карьерного роста работников;
— осуществление обучения, адаптации, стажировки работников;
— организация оплаты труда работников;
— мероприятия по социальной политике в области персонала;
— обеспечение охраны труда.
Все эти функции может выполнять один работник. Но, при превышении насыщения трудоёмкости в компании неизбежно будет происходить процесс масштабирования. Сначала у основного специалиста по кадровому обеспечению появится помощник. Затем помощник станет самостоятельной единицей с собственным набором должностных обязанностей. Потом появится ещё один. И в какой-то момент в компании возникнет необходимость разработать «Положение об отделе кадров», где будут расписано, чем и как занимается обособленное подразделение, и рабочие функции для приписанных к нему специалистов по персоналу.
Как только в компании появляется отдел кадров, обособленная кадровая служба, для которой создано и утверждён внутренний локальный акт — положение, тут же возникает должностное лицо. Это может быть уже имеющийся в компании руководитель с другой должностью, которому вменили в обязанности руководство отделом кадров. А может быть создана новая штатная единица — начальник отдела кадров. В любом случае — начальник — должностное лицо, а значит, несёт больше ответственности не только перед работодателем, но и перед законом.
В положении об отделе кадров прописывают, для чего существует отдел, кто в нём состоит, за что отвечает и чем занимается. Должности и количество работников определяется на основе расчётов по специальным методикам, но обычно всё делается «на глазок». Название должностей работников отдела кадров берутся из ОКПДТР — «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов», или из «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих», либо же из профессиональных стандартов. Смысл в том, чтобы для типовой должности выбрать типовое название, чтобы в дальнейшем избавить и самого работника, и кадровиков с возможными проблемами при подаче данных в Пенсионный фонд РФ.
Классификаторы, как списки наименований различных объектов распределённым по категориям на основе классификационных признаков, для того и нужны, что бы не плодить сущности без надобности: времена придумывания эвфемизмов для крайне непрестижных профессий прошли. Всё уже есть в наличие, и вполне продумано.
Существует три категории работников: руководители, специалисты, другие служащие (техники). Поэтому, для вновь создаваемого отдела кадров вполне годятся такие варианты наименований руководителя (по ОКПДТР):
заведующий отделом (по управлению кадрами и трудовыми отношениями) (код 22046);
начальник отдела (управления кадрами и трудовыми отношениями) (код 24696);
менеджер по персоналу (код 2403).
К категории «Специалисты» относятся следующие должности:
инженер по подготовке кадров (код 22675);
инспектор по кадрам (код 22956);
специалист по кадрам (код 26583);
техник по труду (код 27072);
экономист по труду (код 27755).
Должность табельщика (код 26904) относится к категории «Другие служащие».
Если брать Квалификационный справочник, то в нём можно найти наименования кадровых должностей и их квалификационные характеристики: типовые должностные обязанности, знания и требования к образованию и стажу работы. И название должности работнику можно выбрать из такого перечня:
— заместитель директора по управлению персоналом;
— начальник отдела кадров;
— начальник отдела подготовки кадров;
— начальник отдела организации и оплаты труда;
— начальник отдела социального развития;
— менеджер по персоналу;
— инженер по организации труда;
— инженер по подготовке кадров;
— инспектор по кадрам;
— специалист по кадрам;
— техник по труду;
— экономист по труду.
Первые шесть должностей относятся к категории «Руководители», остальные в списке должности — к категории «Специалисты».
Простейшим случаем выбора наименования должности может быть в ситуации создания штатной единицы с нуля, используя профессиональный стандарт. Профстандарт хорош тем, что уже предлагает законченный вариант разработанный группой экспертов.
Профессиональный стандарт специалиста по управлению персоналом разработан на принципе выделения так называемой обобщённой трудовой функции для каждого направления кадровой работы. Каждое направление снабжено списком вариантов наименования должностей работников, осуществляющих соответствующие функции. В отличие от ОКПДТР, Профстандарт не делит ничего на категории явно и чётко, но делает отсылку на аналогичные категории в классификационном справочнике.
В профессиональном стандарте используются следующие названия должности руководителей и кадровых специалистов:
— вице-президент по управлению персоналом;
— директор по персоналу;
— директор по управлению персоналом;
— заместитель генерального директора по управлению персоналом;
— руководитель структурного подразделения;
— начальник структурного подразделения;
— специалист по кадровому делопроизводству;
— специалист по документационному обеспечению работы с персоналом;
— специалист по документационному обеспечению персонала;
— специалист по подбору персонала;
— специалист по оценке и аттестации персонала;
— специалист по развитию и обучению персонала;
— специалист по развитию карьеры персонала;
— специалист по нормированию и оплате труда;
— специалист по организации и оплате труда;
— специалист по компенсациям и льготам;
— специалист по социальным программам;
— специалист по работе с представительными органами работников;
— специалист по корпоративной социальной политике.
Ни классификационный справочник, ни профессиональный стандарт не обязывают работодателя брать название должности именно из них. Главным обоснованием их использования служит наличие факта предоставления неких компенсаций и льгот, или присутствуют какие-то ограничения, установленные законодательно (ст. 57 ТК РФ). Если должностные обязанности работника при выполнении им работ могут быть увязаны с такими нормативно-правовыми актами, то наименование должности необходимо брать из справочника. В других случаях работодатель имеет право называть должность на своё усмотрение. Но, особо стараться в нэйминге, вписывая в трудовую книжку должности типа «гроссмейстер департамента» или «великий магистр обособленного филиала», всё же не стоит. Стереотипизация кадровой работы подразумевает работу с типовыми ситуациями и типовыми сущностями, а дублирование наименований лишь добавляет путаницы.
Количество работников необходимое для качественного функционирования кадровой службы, можно вычислить на основе современных научно обоснованных методик, но, для этого нужен квалифицированный специалист. Такой или отсутствует в малой компании, либо привлечение его со стороны стоит слишком дорого. Поэтому использование без должного уровня знаний того же метода расчёта явочной численности, основанного на подсчёте трудоёмкости всех выполняемых работ кадровой службой, вряд ли оправдан. Совершить ошибку в подсчёте трудоёмкости, как сумму времени, потраченного на выполнение работ и, как нормированных, так и работ ненормированных, очень легко. Нормированными работами считаются такие, которые представляют собой типовые действия для всех кадровых работников, а для таких существуют и рассчитанные и утверждённые государством нормативы: «Межотраслевые укрупнённые нормативы времени на работы по комплектованию и учёту кадров». В этом документе представлены нормативы оперативного времени в человеко-часах на следующие виды кадровых работ:
— оформление документов при приёме на работу;
— оформление документов при увольнении;
— оформление и учёт трудовых книжек;
— оформление документов по учёту движения кадров;
— составление статистической отчётности по учёту личного состава;
— составление справок;
— участие в разработке планов и другие работы, выполняемые работниками по комплектованию и учёту кадров;
— работы по табельному учёту;
— работы в бюро пропусков;
— работы в военно-учётном столе;
— прочие работы.
Всё, что выходит за рамки нормативного времени считается ненормативными работами, объём которых не должен превышать четверти объёма трудоёмкости нормированных работ. Формализовать бизнес–процессы, выявить все виды работ, классифицировать их, задача для специалиста, обладающего знаниями и умениями по проведению такого типа работ, как «фотография рабочего дня», «хронометраж рабочих процедур», ведение листов наблюдения. Специалист перемещается по организации в течение рабочего дня с секундомером и пачкой бланков. Замеряя временные интервалы, вносит получаемые данные в бланки, затем всё обрабатывает, делает вычисления.
Например, численность работников требуемых для отдела кадров, производится по формуле:
Ч = Т(о) / Ф(п)
Где: Ч — это численность работников, Т(о) — общая годовая трудоёмкость работ, Ф(п) — полезный фонд рабочего времени одного работника за год в часах.
Ещё необходимо посчитать общую годовую трудоёмкость нормированных работ, общую годовую трудоёмкость ненормированных работ, норматив оперативного времени на выполнение данной работы, коэффициент затрат времени на обслуживание рабочего времени, отдых, личные надобности работника, подготовительные и заключительные работы в процентах от оперативного времени.
Считать придётся много и внимательно. Но, это всё требуется на огромных предприятиях, где отдел кадров состоит не десятков кадровых инспекторов, а самих работников десятки тысяч. В небольших компаниях все намного проще.
Нагрузка кадрового специалиста возрастает до тех пор, пока критическая масса дедлайнов и ошибок не превысит некий порог терпения руководителя. Тогда ставится вопрос о найме дополнительного работника. Никакого научно-технического обоснования при этом не требуется.
Статус отдела кадров, как бы он не назывался в компании, прописывается в положении о структурном подразделении организации. Это внутренний нормативный акт, в котором прописывают организационные и правовые основы функционирования кадровой службы. Нужно всё это для сведения к минимуму возможных конфликтов внутри организации, что бы все знали, кто за что отвечает, кто кому подчиняется. Положение включено в состав унифицированной системы организационно-распорядительной документации и может содержать, к примеру, такой вариант разделов:
— общее положение;
— цели и задачи;
— функции;
— права и ответственность;
— руководство;
— взаимоотношения.
Типовой вариант положения может выглядеть так:
ПОЛОЖЕНИЕ
об отделе кадров предприятия
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Отдел кадров (далее — "отдел") является структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно __________________________________.
1.2. Отдел создан на основании приказа руководителя предприятия № _____ от"__"___________ ____ г.
1.3. Начальник отдела назначается и освобождается от должности приказом руководителя предприятия.
Работники отдела назначаются и освобождаются от должности приказом руководителя предприятия по представлению Начальника отдела.
1.4. Отдел в своей работе руководствуется:
— Конституцией Российской Федерации;
— Трудовым кодексом Российской Федерации;
— федеральными законами Российской Федерации;
— указами и распоряжениями Президента Российской Федерации;
— постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации;
— законами ________________ (указать субъект Российской Федерации);
— уставом предприятия;
— локальными актами предприятия;
— методическими материалами по управлению персоналом.
1.5. В отделе должны быть документы и материалы по следующим вопросам:
— структура и штаты предприятия;
— правила внутреннего трудового распорядка;
— профиль, специализация и перспективы развития предприятия;
— кадровая политика и стратегия предприятия;
— порядок определения перспективной и текущей потребности предприятия в кадрах;
— источники обеспечения предприятия кадрами;
— состояние рынка труда;
— системы и методы оценки персонала;
— методы анализа профессионально-квалификационной структуры кадров;
— порядок оформления, ведения и хранения документации, связанной с кадрами и их движением;
— порядок формирования и ведения банка данных о персонале предприятия;
— организация табельного учёта;
— методы учёта движения кадров;
— порядок составления установленной отчётности;
— защита сведений и информации, составляющей государственную тайну или коммерческую тайну предприятия.
1.6. Отдел применяет в своей работе современные информационные технологии для работы с кадрами, средства взаимодействия и связи; рассматривает возможности внедрения передового отечественного и зарубежного опыта работы с персоналом; проводит социологические и психологические исследования, направленные на совершенствование организации труда, производства и управления, повышение продуктивности предприятия; во взаимодействии с другими структурными подразделениями добивается соблюдения правил и норм охраны труда.
2. СТРУКТУРА ОТДЕЛА
2.1. Структуру и штаты отдела утверждает руководитель предприятия.
2.2. Руководство отделом осуществляет Начальник отдела.
2.3. В состав отдела входят:
X.X.….
3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОТДЕЛА
3.1. Подбор, расстановка и воспитание кадров.
3.2. Изучение деловых и моральных качеств работников по их практической деятельности.
3.3. Создание резерва кадров для выдвижения на руководящие и материально ответственные должности.
3.4. Организация и проведение всех видов подготовки и повышения квалификации кадров.
3.5. Учёт кадров.
3.6. Обеспечение прав, льгот и гарантий работников предприятия.
4. ФУНКЦИИ ОТДЕЛА
4.1. Разработка кадровой политики и стратегии предприятия.
4.2. Разработка прогнозов, определение текущей потребности в кадрах и источников её удовлетворения на основе изучения рынка труда.
4.3. Комплектование предприятия кадрами рабочих, служащих и специалистов требуемых профессий, специальностей и квалификации в соответствии с целями, стратегией и профилем предприятия, изменяющимися внешними и внутренними условиями его деятельности.
Обеспечение приёма и расстановки молодых специалистов в соответствии с полученной в учебном заведении профессией и специальностью.
Организация совместно с руководителями подразделений проведения стажировки и работы учеников и молодых специалистов.
4.4. Формирование и ведение банка данных о количественном и качественном составе кадров.
4.5. Подбор и отбор работников совместно с руководителями заинтересованных подразделений и внесение соответствующих предложений об их назначении на указанные должности, оформление приказов о приёме на работу и другой необходимой для этого документации.
4.6. Разработка предложений о приёме на работу по конкурсу в соответствии с порядком, установленным законодательством, подготовка и организация работы конкурсной комиссии.
4.7. Информирование работников внутри предприятия об имеющихся вакансиях, использование средств массовой информации для помещения объявлений о найме работников.
4.8. Установление прямых связей с учебными заведениями и службами занятости.
Планирование и организация повышения профессиональной квалификации.
4.9. Оформление приёма, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством, положениями, инструкциями и приказами руководителя предприятия.
4.10. Учёт личного состава.
4.11. Выдача справок о настоящей и прошлой трудовой деятельности работников.
4.12. Приём, заполнение, хранение и выдача трудовых книжек.
4.13. Ведение установленной документации по кадрам.
4.14. Подготовка материалов для представления персонала к поощрениям.
4.15. Подготовка материалов по привлечению работников к материальной и дисциплинарной ответственности.
4.16. Расстановка кадров на основе оценки их квалификации, личных и деловых качеств.
4.17. Контроль за правильностью расстановки работников и использования их труда в структурных подразделениях предприятия.
4.18. Изучение профессиональных, деловых и моральных качеств работников в процессе их трудовой деятельности.
4.19. Организация проведения аттестации работников предприятия, её методическое и информационное обеспечение, участие в анализе результатов аттестации, осуществление постоянного контроля за ходом выполнения решений аттестационной комиссии.
4.20. Подготовка необходимых материалов для рассмотрения на комиссии по установлению выслуги лет.
4.21. Подготовка соответствующих документов по пенсионному страхованию и представление их в органы социального обеспечения.
4.22. Выдача справок о работе на предприятии, занимаемой должности и размере заработной платы.
4.23. Обеспечение социальных гарантий трудящихся в области занятости, соблюдения порядка трудоустройства и переобучения высвобождающихся работников, предоставления им установленных льгот и компенсаций.
4.24. Составление графиков отпусков, учёт использования работниками отпусков, оформление очередных отпусков в соответствии с утверждёнными графиками и дополнительных отпусков.
4.25. Оформление и учёт командировок.
4.26. Табельный учёт.
4.27. Контроль за состоянием трудовой дисциплины в подразделениях предприятия и соблюдением работниками правил внутреннего распорядка.
4.28. Анализ текучести кадров.
4.29. Разработка мероприятий по укреплению трудовой дисциплины, снижению текучести кадров, потерь рабочего времени, контроль за их выполнением.
4.30. Рассмотрение жалоб и заявлений работников по вопросам приёма, перемещения и увольнения, нарушения трудового законодательства.
4.31. Принятие мер к выявлению и устранению причин, порождающих жалобы работников.
4.32. Своевременное выявление и конструктивное разрешение трудовых конфликтов.
4.33. Методическое руководство деятельностью других структурных подразделений по кадровым вопросам.
4.34. Ведение делопроизводства, формирование и отправление/получение корреспонденции и другой информации по электронным каналам связи по вопросам деятельности отдела.
4.35. Организация ведения нормативно-справочной информации, относящейся к функциям отдела.
4.36. В пределах компетенции отдела — защита сведений, составляющих государственную тайну, и иных сведений ограниченного распространения.
4.37. Ведение работы по комплектованию, хранению, учёту и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности отдела.
Возложение на отдел функций, не относящихся к кадровой работе, не допускается.
5. ПРАВА ОТДЕЛА КАДРОВ
Отдел кадров для решения возложенных на него задач имеет право:
5.1. Запрашивать в структурных подразделениях необходимые данные о работниках, а при приёме на работу и перемещениях работников — мнение руководителей соответствующих структурных подразделений.
5.2. Контролировать в структурных подразделениях соблюдение в отношении работников законодательства о труде, предоставление установленных льгот и преимуществ.
5.3. Давать руководителям структурных подразделений предприятия обязательные для исполнения указания по вопросам, относящимся к компетенции отдела кадров.
5.4. Требовать и получать от всех структурных подразделений предприятия сведения, необходимые для выполнения возложенных на отдел задач.
5.5. Самостоятельно вести переписку по вопросам подбора кадров, а также по другим вопросам, входящим в компетенцию отдела и не требующим согласования с руководителем предприятия.
5.6. Представительствовать в установленном порядке от имени предприятия по вопросам, относящимся к компетенции отдела, во взаимоотношениях с государственными и муниципальными органами, а также другими предприятиями, организациями, учреждениями, в том числе агентствами по найму и службами занятости.
5.7. Давать разъяснения, рекомендации и указания по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
5.8. Проводить совещания и участвовать в совещаниях, проводимых на предприятии по кадровым вопросам.
6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
6.1. В процессе производственной деятельности предприятия отдел взаимодействует со следующими структурными подразделениями:
— _____________________ (указать структурные подразделения);
— _________________________________________________________;
— _________________________________________________________;
— _________________________________________________________.
7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
7.1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим Положением на отдел задач и функций несёт Начальник отдела.
7.2. Ответственность работников отдела устанавливается действующим законодательством и должностными инструкциями.
7.3. Начальник и другие работники отдела несут персональную ответственность за правильность оформляемых ими документов, их соответствие законодательству Российской Федерации.
8. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА
8.1. Своевременное и качественное выполнение поставленных целей и задач.
8.2. Качественное выполнение функциональных обязанностей.
Начальник отдела кадров: _____________________
Любое положение хоть о начислении премии, хоть об отделе кадров, необходимо начинать с Общего положения. В этом разделе документа следует указать на то, что кадровая служба компании имеет название такое-то (отдел подразделение, департамент и так далее) и является самостоятельным структурным подразделением, которое подчинено непосредственного руководителю компании или его заместителю (директору по персоналу, например). Тем самым, сразу устанавливается статус-кво и на любые вопросы, типа — «а, что это, ваш отдел нам приказывает?», можно будет дать конкретный ответ «чёрным по белому».
В разделе общего положения можно описать структуру кадровой службы (в таблицах и схемах), выделить зоны кадровой работы. Первое — годится для крупных компаний. Где под каждую кадровую функцию создают свой отдел, второе — для мелких фирм, где зонами ответственности обозначают кластеры функций ответственных лиц. Так же в этом разделе стоит упомянуть, что состав и численность отдела определяется исходя их штатного расписания организации. Сюда же добавляю и пункт о руководстве отделом, указываются должность, правила назначения на эту должность, отстранение от должности, требования к кандидату на должность и так далее.
Обязательно надо в «Общем положении» перечислить правовые основания деятельности отдела, на основе каких правовых актов вообще что-то им делается.
«Цели и задачи» — это раздел, в котором записываются заявленные цели работы кадровой службы, как обособленного подразделения. Обычно, далее типовых лозунгов дело не идёт, но не возбраняется вносить и специфические цели в рамках кадровой деятельности.
Задачами отдела кадров являются все его естественные моменты:
— прогнозирование и планирование потребности организации в работниках различных профессий и специальностей;
— комплектование компании руководящими кадрами, специалистами и рабочими соответствующих профилю бизнеса специальностей;
— обеспечение движения кадров, карьерного роста персонала, подготовки кадрового резерва для внутреннего рекрутмента;
— внедрение современных эффективных методов подготовки, переподготовки, повышение квалификации личного состава компании;
— кадровый учёт;
— систематическое совершенствование работы отдела кадров путём применения новейших технологий работы с документами и методик подбора персонала;
— управление трудовой дисциплиной, эффективный контроль текучести кадров;
— обеспечение социальных гарантий в сфере занятости;
— обеспечение повышения кадрового потенциала организации;
— участие в разработке и реализации стратегии управления персоналом.
И так далее и тому подобное. Писать в этот раздел можно по принципу «много — не мало», учитывая при этом реальные возможности отдела.
В разделе «Функции» следует прописывать перечень выполняемых отделом кадров работ, разбив их по категориям. Тут тоже особой фантазии не требуется, просто перечислить всё, чем занимается персонал отдела, например:
— составление годовых, квартальных планов по труду и кадрам;
— формирование (наполнение) и ведение базы данных о персонале (количественном и качественном составе);
— подбор кандидатов и ведение кадрового резерва (внешних и внутренних соискателей), отбор на вакантные должности;
— организация и проведение аттестации работников;
— подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала;
— осуществление и документационное обеспечение оформления приёма на работу, переводов, увольнений и других кадровых процедур;
— подготовка документов по личному составу для представления к награждениям и поощрениям;
— подготовка соответствующих документов для пенсионного страхования;
— составление и ведение графика отпусков, оформление отпусков;
— обеспечение движения, оформления и учёта трудовых книжек;
— формирование и ведение личных дел;
— мероприятия, связанные с текучестью кадров;
— ведение учёта личного состава;
— ведение табельного учёта;
— контроль за состоянием трудовой дисциплины;
— оформление пропусков.
Сюда тоже можно писать вообще все виды работ, к которым привлекает руководство отдел кадров. Это будет нелишнем в процессе определения размера справедливого вознаграждения за труд кадровиков. Если отдел строится с нуля и неопытными работниками, назначенными ответственными за работу с персоналом, то изобретать велосипед не требуется, просто берутся нормативно-методические документы, такие как:
«Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих»;
Профессиональный стандарт специалиста по управлению персоналом;
«Межотраслевые укрупнённые нормативы времени на работы по комплектованию и учёту кадров».
В этих документах есть перечень типовых видов деятельности, которые совершенно спокойно переписываются в положение об отделе кадров без изменений. По мере формирования положения в него дописываются функции, специфические для данной компании.
Заполнив радел с функциями, можно перейти к заполнению раздела «Права и ответственность». Это раздел важен тем, что в него вносятся все возможные права кадровиков, чтобы не получилось так, что генеральному директору работники начнут жаловаться, что к ним пристают инспекторы по кадрам со своими анкетами и мешают работать. Вот именно для случаев. Когда с работника необходимо получить некие сведения, этим не занимался глава компании, а имелось задокументированное право у ответственного лица этим заниматься в рамках должностных полномочий. Поэтому в раздел о правах отдела кадров можно смело писать что-то, наподобие:
— осуществлять все виды работ с персональными данными работников, необходимые для реализации трудовых отношений с ними;
— запрашивать у руководителей структурных подразделений необходимые сведения о работниках;
— требовать в установленных случаях предоставления соответствующих документов (объяснительных или докладных записок, копий свидетельства о браке и т. п.);
— вносить на рассмотрение предложения по кадровым вопросам;
— рассматривать в рамках должностных полномочий вопрос о пригодности соискателя для занятия конкретной вакансии;
— выдавать указания структурным подразделениям по вопросам, относящимся к деятельности отдела кадров.
И многое прочее, что может делать работодатель в рамках трудового законодательства.
Вопросы же ответственности сотрудников кадровой службы, необходимо прорабатывать наиболее тщательно. И это в интересах самих сотрудников, во избежание наказания невиновных или непричастных. Каждый пункт должен быть описан развёрнуто, с чётким указанием должностей, рабочих функций, иметь ссылки на юридическое обоснование.
Раздел «Руководство» важен сам по себе. В нем требуется чётко указать наименование должности, права, обязанности, личную ответственность того, кто будет выполнять управление отделом кадров. Так как руководитель отдела кадров является должностным лицом, то стоит подробно прописать разграничение его ответственности и ответственности юридического лица. Без этого очень велика вероятность, что в любой невыгодной ситуации, владелец бизнеса виновным будет выставлять именно руководителя. Как должностного лица, всё ради снижения размеров штрафных санкций. Собственно говоря, в этом разделе должна содержаться подробная должностная инструкция начальника отдела. По сути, и должностные инструкции, и положение о структурном подразделении — это необязательные нормативные акты, которые могут быть утверждены по желанию работодателя, поэтому, если есть утверждённые должностные инструкции, то в положение дублировать их не обязательно, и наоборот. Но, если должностные обязанности начальника отдела прописать и там, и там, хуже не будет.
Что касается раздела «служебных связей» или «Взаимоотношений», то здесь прописывается «логистика» — кто с кем и как взаимодействует, откуда что приходит, и что куда уходит в организационном документообороте. Чем подробнее расписаны все связи, тем организованнее работа. Отдел кадров может обращаться в бухгалтерию, в юридический отдел, отдел по охране труда и так далее. А эти отделы так же обращаются в отдел кадров.
Отдел кадров, формируя базу данных по личному составу, ведёт справочники по персоналу, следовательно, осуществляет электронный документооборот. Чем крупнее компания, тем её корпоративная информационная система сложнее и насыщеннее. Соответственно, эту систему необходимо обслуживать, на что выделяется, как отдельный работник, так и целый отдел. И вот через корпоративную информационную сеть кадровая служба и взаимодействует со всеми другими подразделениями в рамках установленной системы полномочий и прав пользователей системой. Это, всё, конечно же относится к очень крупным компаниям. В ситуации с мелкими фирмами, все взаимодействия менее формализованы и описаны, что вносит больший процент неразберихи. Таким образом, проработка раздела о взаимосвязях в малой компании не менее важен, чем в большой.
Но кроме внутренних связей, у компании существует и немалый набор внешних связей кадрового толка. Это непрерывная связь с различными фондами, службами и военкоматами. Вот здесь-то вообще никаких ошибок быть не должно, все транзакции должны быть расписаны не хуже, чем в инструкции по технике безопасности: ошибки могут стоить для компании очень дорого, как и для должностного лица.
В конце положения об отделе кадров не лишним будет раздел посвящённый «организационной работе». В самом простейшем виде — это, обычно, строчка содержащая утверждение, что отдел кадров осуществляет свою деятельность строго в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации. Но, лучше все же чуть расширить и углубить раздел, указав специфичные для организации в вопросах кадровой работы, моменты, например, про ненормированный рабочий день, командировки и так далее. Ведь при недостаточно чёткой организации труда в компании, возможны авралы. Когда необходимо подготовить огромный пакет документов по персоналу уже «вчера», или для систематической периодической аттестации работников, кадровикам необходимо убывать в служебные командировки в другой город.
В финале расписывается процедура реорганизационных мероприятий по отделу. Ведь отдел может быть, как упразднён, так и расширен, или переподчинён, или внутренне перестроен.
Положение об отделе кадров — документ не лишний, сложный, многопрофильный. Составляется как минимум на основе правовых актов более высокого порядка. Чем он продуманнее, структурирование, тем лучше для бизнеса. Усиленная детализация этого документа нужна, как руководитель компании, так и руководителю отдела. Разрабатывать и совершенствовать положение можно постоянно, замена устаревшего производится путём введения нового. Положение, оформленное на общем бланке, подписывает руководитель и передаёт на утверждение генеральному директору (руководителю организации).
Работа кадровика, как самостоятельная, так и в составе отдела кадров, определяется границами правового поля в области трудовых отношений. Трудовой кодекс — это настольная книга специалиста по персоналу, даже если должностными обязанностями у него является только обеспечение кадрового делопроизводства. В любой рабочей ситуации руководствоваться необходимо именно статьями кодекса, а в случае их относительно малой конкретики — законами и постановлениями. В самом сложном случае — судебной практикой.
Составляя правила внутреннего трудового распорядка можно использовать, как базу государственные нормативные акты из области трудового права. Но в таком случае уровень конкретики создаваемого документа будет недостаточен. В работе с персоналом существует огромное количество ситуаций, когда к работнику предъявляются некие требования. Э то может быть требование предоставить некий документ или какие-то сведения. Не обладая специфическими знаниями по теме кадровой работы, работник может отнестись негативно к такому требованию, что породит конфликтную ситуацию. Очень часто в ответ на просьбу принести какую-то справку или заполнить какую-то анкету, кадровик слышит в ответ: «А я не обязан». Вот именно для таких случаев необходимо разработать и утвердить в компании внутренний локальный акт, в котором будет подробно расписана вся иерархия документов, легитимирующая действия кадровой службы компании.
В трудовом кодексе в одних статьях чётко прописаны требования наличия определённых документов, в других какие-то документы и их наличие в документообороте организации упоминаются несколько расплывчато. Для повышения организованности и чёткости действий всех структурных единиц организации в целом, и отдела кадров в частности, следует определить их функции, затем проводится стандартизованная формализация бизнес-процессов. Вот почему, хоть должностные инструкции необязательны, а всё можно вписать в правила внутреннего трудового распорядка, разработка положения о должностных инструкциях важный момент в кадровой работе.
Вообще, самыми важными внутренними нормативными актами для кадровой службы можно считать положение о работе отдела кадров, должностные инструкции для работников отдела кадров и инструкции по кадровому делопроизводству в компании. Проработав и утвердив положение об отделе кадров, следующим шагом следует считать процесс разработки должностных инструкций.
Важно понимать, что в бизнесе, как и в юриспруденции существует правило: чего нет на бумаге, того нет и в природе. И, когда секретарь-делопроизводитель отказывается выполнить распоряжение начальника отдела кадров, мотивируя свой отказ тем, что он не обязан это делать, то это — конфликтная ситуация. Заставить начальник не может, а на просьбу как-то повлиять на работника, генеральный директор предлагает решать проблему самостоятельно, ведь для того и назначали главным по кадрам. Конечно, какое-то решение ситуации будет найдено, но сколько на это уйдёт времени, которое по факту — убытки для компании, так как непродуктивное. Так что должностные инструкции — это очень важно.
Должностная инструкция более конкретизированный регламент, чем просто ссылка на трудовой кодекс и классификационный справочник. Это основной организационный нормативный акт, описывающий модель поведения работника в рамках конкретных трудовых отношений. В инструкции описывается не только набор рабочих функций, но и требования к выполнению таковых, критерии оценки соответствия этим требованиям, логика и механика разрешения трудовых споров, система поощрения и вознаграждения за работу, условия наложения взысканий и прекращения трудовых отношений.
На возникновение вопросов относительно трудовых отношений, у работника всегда будет под рукой источник информации, и только в особо сложных случаях ему потребуется непосредственное обращение к начальству. То есть. Чем конкретнее должностная инструкция, тем меньше времени кадровик тратит время на разъяснительную работу по типовым ситуациям.
Качественно составленная должностная инструкция хорошее подспорье для разработки программы рекрутмента. Поиск и подбор работников на вакансии строятся на основе именно должностной инструкции, профессиограммы и экспертных заключений. В самых простейших случаях рекрутер для составления объявления о работе берёт соответствующую информацию из инструкции к определённой должности.
Составление должностной инструкции, даже самой простой, подразумевает наличие типовых показателей — должностных обязанностей и требований к квалификации — которые можно взять из соответствующих справочников или стандартов, а также специфичными для данной компании индивидуальных должностных обязанностей прочих правомочных требований к работнику.
Любая должность в компании может быть подразделена на три раздела: должностные обязанности, необходимые знания, требования к квалификации. В первый раздел вносят перечень основных функций, поручаемых работнику назначаемого на данную должность. При этом необходимо учитывать техничность и взаимозаменяемость выполняемых работ. Поэтому в разделе должны присутствовать конкретные обязанности, права и ответственность работника.
Раздел необходимых знаний должен содержать основные требования к работнику назначаемого на данную должность относительно специальных знаний, соответствующих знаний из области законодательства, правовых регламентов, положений, инструкций, директив, методов, средств, и прочих сведений необходимых для выполнения должностных обязанностей.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кадровик. Самоучитель кадрового делопроизводства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других