История философии в контексте времени

И. И. Козлов, 2020

Учебное пособие содержит материал, соответствующий основным разделам базового вузовского курса философии. Пособие подготовлено в соответствии с квалификационными требованиями актуального Федерального государственного образовательного стандарта по дисциплине «Философия». Пособие предназначено для студентов музыкальных вузов и может быть использовано для самостоятельной работы. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История философии в контексте времени предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел I

Введение в философию

Тема № 1

Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества

Характеристика философского знания

Философия — одна из древнейших областей человеческого знания, часть духовной культуры. На протяжении тысячелетий человечество ориентировалось в мире, опираясь на религиозно-мифологические представления. Но на рубеже VII–VI вв. до н. э. практически одновременно в трех разных географических регионах человеческой ойкумены — Индии, Китае и Греции — происходит так называемый интеллектуальный поворот, повлекший за собой формирование исторически первой теоретической формы познания — философии. Осуществляется переориентация общества на интенсивное развитие интеллекта (абстрактного мышления), который становится главным авторитетом в жизни человека и социума.

Философия как разновидность мировоззрения

Изучение философии способствует формированию собственной мировоззренческой позиции человека. Философия представляет собой теоретическое ядро мировоззрения, систему его основополагающих идей.

Что же такое мировоззрение?

Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также жизненные позиции, программы поведения и действий людей. Мировоззрение — необходимая составляющая человеческого сознания. В мировоззрении обобщенно представлены познавательная, ценностная, поведенческая сферы в их взаимосвязи.

Объект мировоззрения — мир в целом, но предмет, т. е. то, что оно выделяет в объекте, — это именно взаимоотношение мира и человека. Поэтому мировоззрение всегда субъективно, личностно окрашено.

Мировоззрение — понятие сложное. Оно состоит из знаний человека (жизненно-практических и теоретических), системы ценностей — представление о добре и зле, норм поведения, нравственных, эстетических идеалов.

В структуре мировоззрения можно выделить четыре основные составляющие.

1. Ценностные ориентации. Это система материальных и духовных благ, которые человек и общество признают, как доминирующую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения людей. Определить действительный стержень ценностных ориентаций в человеке, выявить его подлинную духовную составляющую — значит узнать о нем нечто сущностное, после чего становится понятным очень многое в его помыслах, поведенческих актах, поступках. Ценностные ориентации складываются у человека в раннем детстве.

2. Верования. Вера — это феномен сознания, обладающий силой неустранимости и огромной жизненной значимости: человек не может жить без веры, поскольку разум знает, что за его пределами есть бездна, ему недоступная, но в ней что-то схватывается силой интуиции, на чем и вырастает вера. Акт веры представляет собой сверхсознательное чувство, ощущение, своего рода внутреннее «ясновидение», в той или иной мере свойственное каждому человеку, особенно художественным натурам, обладающим философски ориентированным умом. Нельзя отождествлять веру вообще с религиозной верой. Любой атеист тоже преисполнен веры — в самого себя, в свои убеждения, в то, что мир есть «движущаяся материя, данная нам в ощущениях». Ведь это никто никогда не доказал, и никто никогда доказать не сможет, в это можно только верить.

3. Идеалы. Идеал — это своего рода путеводная звезда, без которой нет четкого направления, а нет направления, нет и жизни. Люди решаются на самые грандиозные дела, если впереди им сверкает путеводной звездой идеал. Идеалы — это мечта и о самом совершенном устройстве общества, где все «по справедливости», и о гармонически развитой личности, и о разумных межличностных отношениях, и о нравственном, и о прекрасном, и о полной реализации своих возможностей на благо человечества. Идеалы в основном обращены в грядущее, однако случается, что их находят и в прошлом (вспомним эпоху Возрождения). Истинное в идеалах, как правило, сохраняется в мировоззрении и в конечном счете реализуется в практике, в жизни, а неистинное рано или поздно отбрасывается.

4. Убеждения. Это четко составленная система взглядов в сфере сознания и подсознании, в сфере интуиции и чувств. Убеждение является субъективно наиболее ценной частью мнения человека, но вместе с тем убежденным можно быть лишь в том, что не имеет характера логической бесспорности, а в большей или меньшей степени поддерживается верой. Убеждения составляют стержень мировоззрения и духовное ядро личности. Человек без глубоких убеждений не является личностью в высоком смысле этого слова. Именно идейная убежденность позволяет человеку в минуту смертельной опасности преодолевать инстинкт самосохранения.

Существует несколько основных форм мировоззрения, каждая из которых строит свою картину мира.

Бытовая (обыденная) форма мировоззрения есть у каждого человека. Для нее характерна связь с практической жизнью человека, с его жизненным опытом. Бытовой подход к познанию мира дает элементарные сведения о природе, о самих людях, их условиях жизни, общении, социальных связях и т. д. Однако полученные на этой базе знания носят хаотический, разрозненный характер, представляя собой набор сведений. С другой стороны, значимость житейского знания в качестве предшественника иных форм знания не следует преуменьшать: здравый смысл оказывается нередко тоньше и проницательнее, чем ум ученого или философа. Основанное на здравом смысле и обыденном сознании, такое знание является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей в их взаимоотношении между собой.

Мифологическое мировоззрение. Мифология является древнейшей формой мировоззрения и жизненной ориентации человека. В мифе человек не выделяет себя из окружающего мира природы. Предметом отражения является сама первобытная община, а основная функция мифологического сознания имеет не познавательный, а практический характер и состоит в конституировании человеческой общности, регуляции отношений между людьми. Миф необходим для мобилизации сил коллектива, для его сплоченности, от которой зависит степень выживаемости последнего. В этой связи главная мифологическая установка заключается в максимальном подчинении жизни индивида интересам сплочения.

Религиозное мировоззрение заключается в построении картины мира на основе веры в существование сверхъестественной силы, которой, так или иначе, объясняется все происходящее в мире.

Искусство. Художественная форма мировоззрения заключается в построении картины мира на основе саморефлексии, пропускании реальности через собственную душу и построении на основе этого целостных художественных образов.

Научное мировоззрение строит модель реальности, максимально приближенную к истине, даже если абсолютная истина недостижима. У науки есть цель, которая ориентирована на постижение истинного знания, в стремлении достижения истины в определенной сфере жизнедеятельности.

Философское мировоззрение интегрирует наиболее существенные результаты исследований других наук (а также искусств, религий, повседневности и др.) и, синтезируя их, создает наиболее общее и целостное представление о том или ином объекте или предмете. О чем бы ни рассуждал философ, его мысли и идеи, как правило, касаются самого общего, самого существенного, самого глубокого, ценного и важного.

Таким образом, философия является теоретическим ядром мировоззрения. Особенность философского мировоззрения заключается в том, что в нем объединяются научно-теоретический и духовно-практический способы человеческой жизнедеятельности. После мифологии и религии философия в истории человечества явилась третьей, наиболее сложной, интегральной формой мировоззрения, отличающейся рациональностью, системностью, логичностью и теоретической оформленностью.

В отличие от мифологического и религиозного миросозерцания, философская мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания, фундаментом для которого стали доводы интеллекта. Наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы и доказательства постепенно вытесняют фантастический вымысел, сюжеты, образы и самый дух мифологического мышления.

Сопоставление философии, религии и науки как форм мировоззрения

Термин «философия» (от греч. фИею — любить и ooqia — мудрость) буквально означает «любовь к мудрости», стремление к познанию. Считается, что слово «философ» впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580–500 г. до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. Истолкование же и закрепление в европейской культуре термина «философия» связывают с именем древнегреческого мыслителя Платона. В учении Платона «София» — это мысли божества, определяющие разумное и гармоничное устройство мира. Слиться с «софией» способно лишь божество. Людям же посильны только стремление и любовь к мудрости. Вставших на этот путь стали называть философами, а область их занятий — философией.

Философия как особый вид знания

Философию как особый вид знания следует рассматривать в контексте таких сфер человеческой деятельности и сфер общественного сознания, как наука, идеология, искусство, религия, гуманитарное и обыденное знание.

1. Философия — наука. Специфика философии как вида научного знания заключается в предельной обобщенности информации, получаемой на основе данных частных наук. Большинство философских разделов отвечает критериям научности (объективность, рациональность, проверяемость и др.).

2. Философия — идеология. Все общественные науки идеологичны, в том числе и философия. Так как философия оказывается связанной с идеологией (отражением общественного бытия сквозь призму социальных или классовых интересов), в ее содержании есть идеологическая сторона.

3. Философия — гуманитарное знание. В содержании философского знания есть вопросы, относящиеся к гуманитарным наукам (психологии, литературе и др.), объектом которых является человек, его внутренний мир, человеческие взаимоотношения, сфера культуры.

4. Философия — искусство. В философии имеются черты художественного освоения действительности: личностный, эмоциональный характер познания, образность, синтетичность, эстетичность, субъективность и т. д.

5. Философия — трансцендирующее постижение объекта. Трансцендентный (от лат. transcendendere — переступать) — выходящий за границы возможного. Философия связана с религиозным постижением мира.

6. Философия — любовь к мудрости. Философия внутренне связана с обыденным знанием и включает в себя установку здравого смысла с его ориентацией на познание причин явлений, их познание и практическое применение.

Предмет и структура философского знания

Понимание предмета философского познания исторически менялось. Не существует единого определения философии и в наше время. Наиболее точно выражает специфику философии трактовка ее предмета как всеобщего в системе отношений «мир — человек». Данная система включает различные типы отношений человека к миру: познавательный, практический, ценностно-ориентирующий.

Данные типы отношений точно выявлены немецким философом Иммануилом Кантом (1724–1804) в сформулированных им вопросах, аккумулирующих проблемное ядро философии:

Что я могу знать? (Каковы познавательные возможности человека.)

— Что я должен делать? (Что я должен делать, чтобы быть человеком и жить достойно.)

— На что я могу надеяться? (Вопрос о ценностях и идеалах.)

Ответив на эти вопросы, мы получаем ответ на интегративный вопрос:

Что есть человек?

Сложное структурирование самого предмета философии определяет разветвленное внутреннее строение философского знания, которое состоит из нескольких основных областей:

Онтология — учение о бытии, об истинной реальности (о первоначалах и первопричинах всего сущего).

Гносеология — учение о познании познавательной деятельности, чувственном и рациональном уровнях познания (ответ на вопрос: что есть истинное, достоверное знание и каковы его критерии).

Эпистемология — учение о логическом уровне познания, теоретическом мышлении, истине и путях её постижения;

Аксиология — учение о ценностях (материальных, социальных и духовных).

Социальная философия — учение об обществе, его сущностных характеристиках и закономерностях развития.

Философская антропология — учение о сущности человека, смысле человеческой жизни, свободе и т. д.

История философии — учение о возникновении, становлении и развитии философского знания как мудрости;

Существует также ряд философских дисциплин, возникших в лоне философии, но приобретших самостоятельный статус:

Логика — наука о законах и формах человеческого мышления.

Этика — учение о законах и принципах нравственности, морали.

Эстетика — учение об эстетических ценностях (красоте, безобразие) и об искусстве.

Философия права — теория, раскрывающая наиболее общие принципы бытия правовой реальности, взаимосвязи «системного мира» и повседневной реальности личности.

Философия политики — знание о наиболее общих основаниях и возможностях политики в различных её проявлениях, их причинах и следствиях, связях между собой и другими общественными явлениями и процессами.

Философия науки — теория возникновения и закономерностей развития науки и научного знания.

Философия религии исследует веру как социальный феномен, её роль и общественные функции.

Функции философии

Под функциями философии следует понимать основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели и задачи. Можно выделить следующие функции философии:

Мировоззренческая — способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия и окружающим миром.

Методологическая — вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая — выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать, т. е. предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы и системы окружающего мира.

Гносеологическая — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности, способствует выработке механизма познания.

Критическая — позволяет подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия, расширять границы познания, разрушать догмы и способствовать приращению достоверности знания.

Аксиологическая — оценивает вещи, явления окружающего мира с точки зрения различных ценностей: морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.

Социальная — способствует объяснению движущих сил и закономерностей развития общества.

Гуманитарно-воспитательная — способствует культивированию гуманистических ценностей и идеалов, укреплению морали, адаптации человека в окружающем мире и поиске смысла жизни.

Прогностическая — заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке прогнозировать тенденции развития человека, природы и общества.

Философские учения типологизируют по разным основаниям. По ответу на вопрос о первооснове мира философия делится на материалистическую и идеалистическую.

Материализм — это философский взгляд на мир, утверждающий, что в основе всего сущего лежит материя.

Стихийный материализм — не имеет чёткой проработанной концепции, предполагает происхождение мира в результате самопревращений материального начала (Лао-цзы, Ян Чжу, школа локаяты, Гераклит, Анаксагор, Эмпедокл, Демокрит, Эпикур).

Метафизический материализм — ориентирован на рассмотрение природы как непосредственно данного, всегда равного себе, развивающегося целого, вращающегося в одних и тех же вечных и ограниченных кругах (П. Гассенди, Б. Спиноза, Дж. Локк).

Вульгарный материализм — материалистически представлял и сознание человека, игнорировал социально-историческую природу сознания, представляя его как непосредственное свойство мозга (К. Фогт, К. Бюхер, Я. Молешотт).

Антропологический материализм — материалистически истолковывал природные явления, но не сочетал это с объяснением социальных явлений (Л. Фейербах, Н.Г Чернышевский).

Диалектический материализм — последовательно проводил принципы материализма и диалектики в объяснении природных и социальных явлений (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин).

Идеализм — философский взгляд на мир, утверждающий, что в основе всего сущего лежит идеальное начало — Бог, Логос, Мировой Разум, Идея. Они либо существуют независимо от человека (объективный идеализм), либо выводятся из разума самого человека или его ощущений (субъективный идеализм).

Объективный идеализм — за первооснову сущего принимает безличный универсальный дух, надындивидуальное сознание (Платон, Августин, Фома Аквинский, Г.Ф.В. Гегель).

Субъективный идеализм — отрицает какую-либо реальность вне индивида, рассматривая реальность как плод его духовного творчества. В чистом виде не реализуем. Можно говорить о тенденциях субъективно-идеалистического характера в философии (Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант, И.Г Фихте).

Существуют и промежуточные формы решения проблемы первоосновы мира:

Пантеизм — первоосновой считается Бог, «всеприсутствующий» или отождествляющийся с природой (Д. Бруно, Н. Кузанский);

Деизм — признается создание природы Богом, но утверждается, что после её сотворения природа уже существует без Божественного вмешательства (Ф. Вольтер, А.Н. Радищев).

С точки зрения познаваемости мира философские системы имеют несколько классификаций. Философские концепции, признающие познаваемость мира, условно называют когнитивистскими. Другие, полностью либо частично отвергающие возможность познания мира и считающие, что человек не в состоянии познать окружающую действительность и самого себя, принадлежат к агностицизму.

Типологизация когнитивистских подходов продолжается при рассмотрении средств и способов познания.

По ведущим средствам познания различают:

эмпиризм — утверждает, что только опыт, эмпирические знания являются истинными и позволяют правильно познать мир;

сенсуализм — в качестве ведущего средства познания рассматривает чувства и ощущения;

рационализм — считает, что опыт и чувства не могут дать достоверного знания, и лишь разум позволяет достоверно познать мир, постичь истину;

иррационализм — отвергает опыт, чувства и разум, отводит ведущее место в познании внерациональному — интуиции, вере, инстинктам, озарению и т. п.

По способу познания выделяют:

диалектическую философию, утверждающую, что мир находится в постоянном изменении, развитии, а все его элементы, компоненты, процессы и явления взаимосвязаны между собою;

метафизическую философию, которая рассматривает мир в статике, а его фрагменты как изолированные друг от друга и абсолютизирует их;

феноменологическую философию, предлагающую универсальный метод раскрытия смысла предметов и постижения истины при помощи непосредственного восприятия идеальных достоверных сущностей (феноменов);

герменевтическую философию как теорию интерпретации мира, событий и явлений при помощи «предмнения», «предпонимания», «вчувствования».

Периодизация истории философии

Существуют разные периодизации истории философии:

— по школам (совокупность философских учений, объединенных базовыми идейными принципами — картезианцы, кантианцы, гегельянцы);

— течениям (совокупность разных модификаций одних и тех же идейных принципов, развиваемых разными философскими школами — неопозитивизм, персонализм);

— направлениям (совокупность философских течений, объединенных базовым положением — материализм и идеализм, рационализм и эмпиризм).

Начиная с Гегеля периоды в истории философии связывают с историческими эпохами, а философию определяют как «духовную квинтэссенцию эпохи».

Выделяют философию: античную (VI в. до н. э. — IV в. н. э.); средневековую (I–XIV вв. н. э.); Возрождения (XV–XVI вв.); Нового времени (XVI–XVII вв.); Просвещения (XVIII в.); современную (XIX–XXI вв.).

Учитывая географический аспект, выделяют восточную и западноевропейскую философию.

Принимая во внимание национальные особенности культуры и постановки философских проблем, говорят о философии отдельных народов — русской, французской, английской, немецкой и т. д.

Основные исторические типы философии

Можно обозначить следующие основные исторические типы философии:

1. Философия Востока: Индия и Китай — XV в. до н. э. по наст, время.

2. Античная философия: Древняя Греция и Древний Рим — VII в. до н. э. — V в. н. э.

3. Средневековая западноевропейская философия — вторая половина V в. — середина XIV в.

4. Философия Возрождения: Италия, Франция, Англия, Германия — середина XIV в. — начало XVII в.

5. Философия Нового времени: Франция, Англия, Голландия, Германия — XVII в. — начало XVIII в.

6. Философия Просвещения: Франция — XVIII в.

7. Немецкая классическая философия — ок. 1770–1850 гг.

8. Западная философия — конец XIX в. — XX в.

9. Русская философия — X в. по наст, время.

10. Современная мировая и отечественная философия — XXI в.

Категории

Философия, мировоззрение, наука, религия, знание, вера, рационализм, эмпиризм, интуитивизм, идеализм (объективный, субъективный), материализм, пантеизм, дуализм, теизм, онтология, гносеология, аксиология.

Контрольные вопросы

1. Когда и где возникла философия? Какова этимология слова «философия»?

2. Какие существуют виды мировоззрения? В чем специфика философского мировоззрения?

3. В чем заключается сущность и необходимость мировоззрения для человека?

4. Как Вы понимаете мировоззренческие вопросы Канта? Обоснуйте свой ответ.

5. Какие философские дисциплины входят в структуру философского знания?

6. Является ли философия наукой?

7. Каковы основные черты философского мышления?

8. Каковы основные функции философии?

9. Каковы основные исторические типы философии?

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. М.: Проспект, 1998. — 568 с.

2. Боэций. Утешение философией // Боэций «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990. — С. 190–290.

3. Введение в философию / Под ред. И.Т. Фролова. Ч. 1, 2. М., 2007.

4. Вольф Р.П. О философии: Учебник. М.: Аспект Пресс, 1996. — 415 с.

5. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. Т. 2. М., 1994. — С. 7-74.

6. Лосев А.Ф. О мировоззрении // Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988. — С. 297–314.

7. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. — 386 с.

8. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991. — 408 с.

9. Путь в философию. Антология. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. — 445 с.

10. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М.: Гардарики, 2010. — 736 с.

11. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 1997. — 576 с.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История философии в контексте времени предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я