Ответы на билеты по обществознанию. 9 класс
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ответы на билеты по обществознанию. 9 класс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Билет № 2
1. Потребности человека
2. Правовое государство
1. Все, что связано с нуждами человека, можно назвать потребностями. Как вы думаете, каковы могут быть потребности человека? На этот вопрос вряд ли можно ответить однозначно. Потому что сколько людей, столько и мнений. У каждого из нас свои потребности и желания. Кто-то мечтает о новом магнитофоне, кому-то хочется почитать интересную книгу, третий мечтает о компьютере, четвертый хочет иметь много денег… Этот список можно продолжать до бесконечности.
Однако потребности не могут быть на всем протяжении истории одинаковыми. Например, если сейчас подарить человеку какой-нибудь скребок или каменный топор, то тебя посчитают сумасшедшим. Но в то же время в первобытном обществе это были нужные вещи, от наличия которых зависела жизнь человека. Или, наоборот, в каменном веке вас бы совершенно не поняли, если бы в качестве подарка вы преподнесли какую-нибудь книгу. Следовательно, в каждую эпоху у человека существовали свои потребности. С течением времени они могут меняться. Все будет зависеть от времени и исторического периода. Существует прямая зависимость между потребностями человека и уровнем развития хозяйства, а также условиями, в которых живет человек.
Со временем у человека появилась потребность иметь большое количество разнообразных вещей. Если первобытному человеку для жизни нужен был минимум вещей, например топор, копье, минимум одежды и т. д., то у современного человека этот «минимум» гораздо больше. Возникает вопрос: для чего человеку нужны все эти вещи? Причины могут быть самыми разнообразными. Например, книги — для чтения, модный костюм — чтобы произвести хорошее впечатление. Для того чтобы понять механизм возникновения потребностей, необходимо рассмотреть каждый тип отдельно.
Принято выделять несколько видов потребностей. К ним относятся, например:
— материальные;
— духовные;
— социальные;
— физические, или первичные.
Можно классифицировать их и с научной точки зрения. Тогда условно потребности можно разделить на три основные группы. К первой группе относятся биологические потребности: дыхание, питание, вода, движение, самосохранение и некоторые др. Чтобы лучше понять сущность этого вида потребностей, можно привести слова немецкого писателя Г. Белля: «Сон прекрасен тем, что уравнивает и человека, и животное». Ко второй группе можно отнести социальные потребности. В основном это потребности во взаимоотношениях с другими людьми. Человек стремится к самоутверждению, самореализации, он хочет, чтобы его оценили окружающие. В рамках этого типа выделяются так называемые потребности «для других» и «для себя». В качестве иллюстрации к первому понятию можно привести слова Нагибина, сказанные об одном из его героев: «Если определить его главную устремленность — он всегда кому-то помогал… Помогать было его призванием… Ему доставляло куда больше удовольствия стараться для кого-то, нежели для самого себя». Что касается потребностей «для себя», то о них А. Н. Радищев писал: «Все, начинаемое для себя, все, что делаем без принуждения, делаем с прилежанием, рачением, хорошо». К третьей группе относятся идеальные потребности: постигнуть смысл существования, определить свое место в мире. У человека существует потребность к знаниям, о которой Аристотель писал: «Все люди от природы стремятся к знаниям». Некоторые стремятся развивать идеальные потребности: изучать науку, искусство. У кого-то существует потребность в развлечениях, таких как танцы, кино, цирк и т. д.
Все они тесно взаимосвязаны друг с другом, могут быть даже взаимозаменяемыми. Так, биологические потребности могут стать социальными. Например, всем известна потребность человека в питании. Но его еще волнует вопрос и о том, как есть и что есть. Так, для воспитанного человека имеет большое значение кулинария, сервировка стола, место, где можно удовлетворить эту потребность. В этом плане важно и общество, в котором происходит трапеза.
Идеальные потребности могут перерастать в социальные. Так, чтобы занять достойное место в обществе и получать материальные блага, человек должен обладать необходимым количеством знаний: чтобы получить нужную профессию. Бывает так, что невозможно определить тип потребности. Примером может послужить потребность в общении, которую ученые до конца так и не определили: то ли это биологическая потребность, то ли социальная, а может быть, речь идет об идеальной потребности?
Существует и другая классификация потребностей человека. Так, американский психолог А. Маслоу все потребности человека подразделяет на следующие типы:
— физиологические потребности. Их сущность заключается в том, что каждый человек стремится продолжить свой род, для нормальной жизнедеятельности ему необходимо питание, дыхание, полноценный отдых, жилище и т. п.;
— экзистенциональные потребности. Слово «экзистенс» в переводе с латинского означает «существование». Таким образом, каждый человек стремится к безопасности, комфорту, надежности и уверенности в будущем;
— социальные потребности. Каждый человек нуждается в общении, жизни в обществе, привязанности;
— престижные потребности. Человек нуждается в уважении и признании. Он стремится к достижению успеха и карьерному росту;
— духовные потребности. Человек стремится к самореализации и самовыражению.
По Маслоу получается, что физиологические и экзистенциональные потребности считаются первостепенными (врожденными). Социальные, престижные и духовные потребности — второстепенные (приобретенные в течение жизни). Осуществление потребностей человека происходит постепенно. Сначала удовлетворяются одни, затем, по мере удовлетворения предыдущих, удовлетворяются последующие.
Многие люди испытывают потребность в труде. Однако не для всех это утверждение будет верным. Ведь для одних работа — это удовольствие, а для других — лишь досадная необходимость. Очень часто происходит это потому, что труд неинтересен. Многие испытывают материальные потребности, которые и может удовлетворить труд. Зависит это прежде всего от сложности выполняемого труда и от его количества. Чем объемнее и сложнее работа, тем выше должна быть оплата, соответственно, лучше удовлетворяются материальные потребности человека.
Из сказанного можно сделать вывод, что далеко не все потребности могут быть удовлетворены. Все зависит от возможностей человека; чем лучше он работает, тем больше возможностей сможет удовлетворить. К сожалению, не всегда потребности совпадают с возможностями. Однако на данном этапе развития человечества по-другому быть не может.
Очень важно, чтобы потребности человека были в рамках разумного. Невозможно получить абсолютно все, есть какие-то пределы. Точно так же невозможно удовлетворить абсолютно все потребности человечества. Нужно учитывать и тот факт, что удовлетворение некоторых потребностей порой зависит от природных ресурсов той местности, в которой человек живет. Кому-то, может быть, нравятся сапоги из крокодиловой кожи, но на земле нет столько крокодилов, чтобы обеспечить каждого человека столь экстравагантной частью туалета. К тому же это может привести к их исчезновению. В свою очередь это приведет к нарушению естественных процессов в природе, ведь жизнь каждого живого существа на земле не случайна. Каждый выполняет свою функцию, отчего зависит жизнедеятельность других животных. Точно так же можно иметь красивую, дорогую шубу одному человеку, но нереально обеспечить ими все население земного шара. Вполне нормальным желанием каждого человека считается желание иметь свое отдельное жилье со всеми удобствами, но невозможно обеспечить ими абсолютно всех. Очень важно при определении потребностей ориентироваться на моральные нормы и нравственные принципы
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ответы на билеты по обществознанию. 9 класс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других