Книжка эта представляет сокращенный текст книги «Человек в Замысле Бога», в основание которой положена мысль о человеке как о работе и работнике Бога. Учение об этом неполноценно без постижения того, на какой конечный результат производится эта работа – без знания того, что вроде бы знать нельзя, постигновения Божественного Замысла, благодаря которому существует все существующее, и путей его исполнения, в том числе и человеком. Это невозможно без знания сверхчеловеческих начал и лиц, задействованных в осуществлении Замысла, их взаимодействия и того, что или кого они порождают. Только владение таким знанием позволяет установить взгляд на человека и его жизнь с точки зрения осуществления Замысла, понять, где на пути Замысла он находится ныне и что предстоит ему на нем. Ответы на все эти (и многие, многие другие) вопросы, данные в этих книгах, не декларативные и не сказочные, не ангажированы каким-либо исповеданием, получены на свой страх и риск, без опоры на какую-либо традицию.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Человек в Замысле Бога. Избранные идеи и темы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Книга 2. Избранные темы и идеи первого тома
Внутренний мир человека распахнут на три равно достойные и равно важные стороны. Человек реализует себя, живя вместе со всеми, в общедушевности. Человек реализует себя, живя наедине с самим собой, в личнодушевной жизни. Человек реализует себя во многочисленных Встречах своей жизни.
Человек воспринимает человека не как существо своего животного вида, а во Встрече своего внутреннего мира с внутренним миром другого. Нельзя посмотреть в глаза птичке. Только люди — уникальные носители Я — способны встречаться один с другим.
Вся человеческая жизнь складывается из встреч и распадается на встречи. Мы живем в создаваемом встречами дискретном времени. Подавляющему большинству людей нечем жить между встречами, и они живут от встречи до встречи. И только от Встречи оживают.
Человек и его Я голодают без Встреч. В каждом из нас есть ресурсы, предназначенные для «встречного» взаимообогащения человеческого в человеке, совершенно необходимого для душевной жизни всякого человека. Поэтому одиночное заключение так тяжело человеку.
Встреча — человекообразующее явление. Моменты Встреч — основополагающие моменты собственно человеческой жизни. Встреча таинственна и свободна. Душевная потребность Встречи иррациональна.
Самоощущение большинства людей более всего определяется во Встрече. Судьба исполняется во встречах, которые предложены жизнью, вполне реализуется, не реализуется в ней или реализуется дурно.
Мы, люди, прибыли сюда на Встречи. Надо уметь ценить Встречу как таковую. Богатство и нищета человека — богатство и нищета Встреч его жизни.
Встреча, Дружба, Любовь — в одной и той же линии развития внутреннего мира человека.
Друг тот, кто берет бремя жизни друга на себя, несет крест друга сверх креста своего. Дружба — совместность в верности, которая даже не требует совместимости состоящих в дружбе. В Дружбе каждый мужчина возвышается над собой, самовозвышается.
Потребность переживания Дружбы есть одна из древнейших и, видимо, базисных переживаний человека. Человек, возможно, задуман как друг.
Понять любовь мужчины и женщины возможно только в рамках учения о Встрече. Встреча мужчины и женщины — более чем встреча двух людей и их Я. Отличия мужчины и женщины не в устройстве внутреннего мира, а в его работе.
В человеке есть настоятельная потребность внедрения «себя» в другого человека, в «другое Я». В мужчине и женщине эта потребность в конечном счете имеет в виду образование сторгии — «своего другого Я». «Свое другое Я» — это и не Я даже, а обращение одного к другому в состоявшейся сторгии, обращение, свидетельствующее о переживании себя им, а его собою. «Свое другое Я» обнаруживается в переживании другого собою и себя им. «Мое другое Я» — особое лицо, которое обращено к единственному человеку на всем свете, к сторгическому ближнему.
Сторгия — осуществление совместной двуединой работы внутренних миров двух людей — двух как одного. Человек отдает в руки сторгического ближнего концы от основных центров своей жизни и в залог их единства доверяет ему заботу о них. Обойтись без его помощи — он обойдется, но не обойдется без сторгически любимого, которому мог бы вручить себя, и без сторгического блага вместе с ним.
Сторгия прирождена человеку. Мужчина и женщина созданы со специальной сторгической целью. Человек — недостаточно человек, когда в нем нет стремления к сторгии. Без сторгии человеческая жизнь лишается высшего смысла, не потому только, что смысл человеческой жизни в любви, а потому, что в сторгической любви рождается нечто, что обеспечивает смыслом человеческую жизнь и задает ей цель. Сторгическая любовь порождает новое и порождает вновь.
Сторгическая жизнь человека обладает наивысшим достоинством в Замысле. Сторгическая любовь — единственный вид одухотворенности, непосредственно доступный всякому душевно здоровому человеку.
Сама возможность признавать другого человека (тем более другого пола) собою представляет необъяснимую загадку. Человека, про которого можно сказать «свое другое Я», вроде бы существовать не может.
Между сторгическими ближними — в отличие от всех иных встреч и взаимодушевных состояний человека — участвует дополнительная сила взаимосближения, исходящая не от того и другого сторгического ближнего, а из третьего источника.
Каждый сторгический ближний живет своей личной жизнью. Но кроме того, они живут иной третьей совместной жизнью, в которой инстанции их внутренних миров только участвуют. В сторгии действуют не две, а три личности. Третья личность — не существо связи и преобразования, а мистическое существо, подчиняющее личности сторгических ближних и осуществляющее через себя сторгическую связь их. «Мое другое Я» — тот, кто входит в один и тот же сторгический трехчлен, что и «моё Я», в то новое духовное существо, которое мы порождаем (или оживляем) вместе с ним.
Во внутреннем мире мужчины и женщины действует властная сила, которая подчиняет их не друг другу, а и того и другого себе. Мужское и женское не сливаются в собственно человеческом существовании. Они сливаются только в том, чему уготовано надчеловеческое существование, в сторгическом существе своем, в керуве. Керув на всех стадиях своего становления — это действующее метафизическое существо (филиоэденское существо Любви), несущее тайну своего назначения.
Включенность керува в свитость мужчины и женщины как бы благословляет их союз и придает ему сакральный статус.
Человек несет в себе (как мать дитя) тайный сторгический образ своего другого Я. Он проявляется в образной оболочке, но воспринимается не глазами, а интуитивным зрением, сердцем угадывается во внешнем виде любимого или любимой.
Сторгию надо суметь угадать и исполнить. Исполненная сторгия создает особую сторгическую картину Произведения жизни.
Принцип сторгии: делай то, что желаешь себе и ему (ей) вместе.
Принцип общедушевной жизни: не делай того, что не желаешь себе.
Общая душа (душа народа) живет не между отдельных душ и не над ними, она не есть их сложение или совокупность. Общая душа действует изнутри человека. Общая душа — это та сторона Структуры внутреннего мира, которой человек обращен к людям своего народа. Свой народ существует благодаря тому, что в Структуре есть общедушевная сторона.
Душа отдельного человека, вообще говоря, не есть часть Общей души. Общая душа — это та сторона внутреннего мира каждого из нас, которой придано «МЫ». Общедушевная сторона выражает способность лично незнакомых людей быть в единстве МЫ. В более или менее задействованном виде «Я-МЫ» существует в человеке как таковом. Все те, которые несут в себе одно и то же «Я-МЫ», становятся общедушевными «ближними».
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Человек в Замысле Бога. Избранные идеи и темы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других