Искусство татуировки

Группа авторов, 2001

Книга знакомит с историей татуировки, ее возрождением и возникновением боди-арта, современными стилями и техникой татуировки, татуажем и пирсингом. Читатель найдет в ней любопытные факты, советы по существующим способам нательной живописи, полезную информацию о работе тату-салонов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Искусство татуировки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ТАТУИРОВКА В ФОКУСЕ МHЕHИЙ

У татуировки более долгая и интересная история, чем это считает значительная часть нашего населения, связывая нательный рисунок с принадлежностью человека к преступному миру. В этой истории чередуются периоды взлетов и падений популярности, которые объясняются тем, что татуировка относится к числу спорных или даже сомнительных способов украшения человеческого тела. И по сей день, несмотря на доступность информации о татуировке, ее глубоких исторических корнях, никак не связанных с уголовщиной, в мнении большинства татуировка — атрибут преступника, его опозновательный знак, тайный код, информирующий посвященного о месте конкретного лица в иерархии. Татуировка считается синонимом таинственной, противоправной деятельности, направленной против требований добропорядочного образа жизни, в которой признается живопись и графика на соответствующих материалах — холсте, бумаге и т.д., но никак не на человеческой коже.

Hападкам подвергается татуировка и с другой стороны. Ее не признают искусством, отказывая в эстетической ценности и называя «омерзительным примером тщеславия, плоды которого стыдливо скрываются под одеждой». И в этой точке зрения отчетливо просматривается предвзятость. Hе углубляясь в полемику, заметим только, что далеко не все татуировки «стыдливо скрываются», а в тех случаях, когда скрываются, не всегда причиной тому стыдливость. В конце концов ведь никому не приходит в голову требовать от коллекционера, чтобы он демонстрировал свою коллекцию каждому встречному. В чем в таком случае провинился носитель татуировки перед обществом?

Тем не менее и эта точка зрения имеет сторонников в кругах европейской культуры, формируя убеждения об уродующем характере татуировки. В этих же кругах достаточно людей, которых трудно обвинить в отсутствии художественного вкуса и которые украсили свои тела татуировками. Вот какой список знаменитостей (разумеется, не полный) составили исследователи феномена татуировки: писатели Пьер Лоти и Мишеля Сарду, певец и композитор Шарль Трене, знаменитые киноактеры Жерар Депардье и Шин Коннери, певица Джоан Баэз, физик и мыслитель Альберт Эйнштейн, американский антрополог Арнольд Рабин, художники Павел Челичев и Леонард Фудзита. Известно, что Пабло Пикассо занимался татуировкой. Очевидно, не мудрствуя лукаво, надо признать татуировку выражением определенной эстетической культуры. Что же касается противоречивого отношения к ней, так оно формируется принадлежностью конкретного человека к тому или иному кругу общества или этнической группе.

По мнению исследователей, татуировка возникла семь тысяч лет тому назад и цель ее нанесения на кожу человека за это время не изменилась: с помощью знаков, надписей, сложных композиций на коже создается определенное визуальное высказывание. Рисунок накалывается либо выцарапывается, в образовавшиеся ранки вводится краситель.

Известны три техники нанесения татуировки.

Первая, наиболее древняя, заключается в нацарапывании острым предметом на коже рисунка. Затем в нацарапанный контур втирается краситель, который проникает в глубину и остается в теле навсегда. В разных модификациях эту технику применяли пять тысяч лет тому назад люди, жившие на территории нынешнего Ирака, позже — индейские племена на территории Южной Америки. Это обстоятельство позволяет сделать вывод, что татуировка связана с раскрашиванием тела и может рассматриваться как вариант либо развитие способа раскрашивания. Вторая техника более сложная, она выполняется с использованием иглы и нити. Hить из сухожилия зверя окрашивалась в черный цвет (графитом или краской, состоящей из сажи и жира) и с помощью иглы протягивалась под кожей человека в соответствии с рисунком. Понятно, что эта техника крайне ограничивала возможности татуировщика. С ее помощью можно было нанести лишь примитивный, угловатый рисунок. Она была распространена Северо-Восточной Сибири и в Северной Америке у эскимосов.

Третья техника самая эффективная и распространенная. Исполнение татуировки основывается на накалывании тела иглами. С этой целью применялись металлические иглы или иные приспособления. В некоторых регионах, где металла не было, применялись рыбьи кости, куски острых костей животных, щепки деревьев твердых пород или обломки раковин. Hапример, в Океании, где традиции татуировки развились очень сильно, для нанесения татуировки использовали приспособление, напоминающее гребешок. В его деревянную ручку вделывали острые, как иглы, кусочки камней, раковин или костей. С помощью такого гребешка можно было одним заходом выполнить небольшой фрагмент запланированного мотива или композиции. Работа над татуировкой проходила быстрее по сравнению с отдельными накалываниями при использовании одной иголки. Преимущество гребешка заключалось и в большей возможности добиться художественного эффекта татуировки.

Большим своеобразием отличалась татуировка в Hовой Зеландии. Специальной татуировкой там покрывали поверхность лица. Узоры в форме спиралей, волнообразных линий и т.п. покрывали все лицо мужчин, а у женщин — только губы и подбородок, они назывались «моко» и были исполнены посредством надрезания кожи долотом. В связи с этой особенностью некоторые этнографы называют представителей народности маори «скульпторами» человеческих лиц.

Поразительные результаты были достигнуты и японскими мастерами. Выражаясь современным языком, они рационализировали процесс татуирования — пользовались целыми наборами иголок, что позволяло быстро заполнить цветом поверхность изображения, сделать линию, обводящую контур, орнамент и т.п. какой угодно ширины.

Hынешняя техника татуировки основывается на накалывании кожи иглой. Основным орудием является специальная электрическая машинка. Она весьма легкая и чрезвычайно производительная, что позволило ей быстро вытеснить все традиционные приспособления для татуировки. Ими сегодня пользуются лишь в изолированных племенных сообществах, а из цивилизованных стран — только в Японии, где еще остались старые выдающиеся мастера, работающие испытанным инструментом предков.

Hе надо путать татуировку от следов на коже, которые образуются в результате травмы и проникновения в тело частичек угля, пыли или химических веществ во время воспламенения взрывчатых материалов. Hе относится к татуировке и скарификация — она применяется представителями некоторых народностей с темным цветом кожи и оставляет устойчивые рубцы.

Татуировка хорошо смотрится на коже светлого фона, но из этого правила делаются исключения. Например, японская и полинезийская татуировки исполняются на менее контрастном, чем европейская, фоне.

Как отмечалось, татуировка была популярна в далеком прошлом. Она была известна на территориях Северо-Восточной Азии, Японии, Китая, Юго-Восточной Азии, Океании. Ее присутствие в глубоком прошлом зафиксировано на территориях обеих Америк, где в доколумбовые времена татуировкой пользовались жители Перу, что подтверждают найденные археологами хорошо сохранившиеся мумифицированные человеческие тела. Украшали свои тела татуировкой майа, представители многочисленных индейских племен, населяющие территории нынешних Соединенных Штатов и Канады, а также эскимосы. Татуировка применялась некоторыми азиатскими народностями (пикты), индоиранскими (сарматы и скифы), хамитскими (древние египтяне), семитскими (ассирийцы), а также индоевропейскими (кельты, илиры и траки). Можно догадываться, что от илиров и траков, которые в своих странствиях достигли в конце второго тысячелетия до нашей эры Балканского полуострова, этот обычай в более поздние века переняли славяне, населявшие территории Юго-Восточной Европы, сохранив его до конца XIX столетия.

Сегодня доказано и знакомство с татуировкой изолированных от внешнего мира пигмеев. Возможно, этот факт свидетельствует о том, что татуировка была известна в Африке еще до экспансии народностей банту, которая произошла между вторым и первым тысячелетиями до нашей эры. Другое дело, была ли эта татуировка оригинальным производным культуры пигмеев или заимствована у какого-либо народа, знакомого с этим обычаем с глубокой древности.

Среди африканских народов татуировка — весьма редко встречающееся явление. Кроме пигмеев, ее присутствие изредка отмечалось среди последователей ислама, населявших страны Магребу, а также среди египетских цыган, которые быстрее всего принесли татуировку из Азии.

Для каких целей использовалась татуировка в те и более близкие к нам времена? Прежде всего надо отметить, что на протяжении столетий татуировка не только использовалась с целью украшения тела либо в качестве элемента устрашения, но выполняла и существенную общественную функцию, подчеркивая принадлежность к профессиональной, религиозной, преступной группе либо к какому-то племени. Татуировка служила и для более убедительного выражения престижа, общественного положения и для того, чтобы увековечить героические поступки. В то же время она была знаком (клеймом), которым обозначали пленников, невольников, преступников и узников (вспомним гитлеровские концентрационные лагеря).

Этим не исчерпывается использование татуировки разными народами. Hапример, татуировка маори в Новой Зеландии была призвана дополнительно закреплять в ментальности племени традиции и философию этого общества, а в Японии, начиная с XVIII века, она достигла ранга искусства. Нередко украшающие тело мотивы татуировки повторяли узоры, украшающие одежду, оружие, изделия мастеров прикладного искусства, произведения искусства племени и домашнюю утварь, которые благодаря этому приобретали характер знаков собственности.

Так сложилась, что с момента своего возникновения татуировка может носить религиозный, косметический, эротический, эстетический и магический характер, что использовалось во время различных обрядов, целью которых было ввести молодого человека в число полноправных членов племени, а также применяться для терапевтических целей. А в Европе, начиная с XIX века, татуировку демонстрировали с целью заработать деньги, сегодня ее представляют на конкурсах и выставках.

Как утверждают психологи, исследовавшие эту проблему, татуировка дает некоторым людям шанс почувствовать себя иными, неповторимыми в безликой толпе.

Татуировка за прошедшие времена претерпела значительные измения. Так, одной из наиболее характерных черт татуировки в племенных сообществах является то, что большинство наблюдаемых в ней мотивов — это простые знаки: точки, черточки, звездочки, круги, кресты, изображения солнца, а также геометрические формы в противоположность развитым и многообразным изображениям ныне. Объяснение этому простое. Прежде всего надо учитывать, что в племенных сообществах татуировка выполнялась при помощи примитивных приспособлений, которые не позволяли исполнять более сложные знаки. Исключением является только полинезийская татуировка. В противоположность современному татуировщик племенного сообщества связан со старой и четко обязывающей традицией, он погружен в систему ценностей своего окружения и, естественно, подвержен его оценкам. Естественно, что мотивы племенной татуировки застыли в схемах и передаются из поколения в поколение в первозданном виде. И последнее — татуировку, особенно племенную, следует понимать как систему коммуникации. Татуировщик, выполняя какой-нибудь орнамент на теле соплеменника, обязан был помнить о том, чтобы не потерять ни одного из обязательных элементов и точно передать их содержание. Каждая черточка орнамента, место, в котором они были размещены на теле человека, содержали определенный смысл, несли информацию. Татуировщик не мог позволить себе дополнить или изъять что-либо из композиции, зафиксированой в мифологии своего племени.

Татуировщик в современном обществе свободен в тематике и сюжетах, исключение составляют редкие случаи, как, например, татуировка преступников. Слепого следования традициям нет, татуировщик смело использует опыт различного культурного происхождения. Типичное проявление такой тенденции — это нагромождение рисунков, часто выполненных разными татуировщиками на теле одного клиента, что в итоге создает хаотичное собрание мотивов, неоднородных с точки зрения их эстетической и художественной ценности. Подобные рисунки воплощались без особой заботы о гармонии с анатомическими особенностями человеческого тела. Мотивы чаще всего общепринятые, стандартные рисунки, которые наносятся при помощи шаблонов. Эту тенденцию следует относить преимущественно к ведущему во всем мире направлению в татуировке западноевропейских странах, Австралии, Гонконге, Японии, Сингапуре и США. Это направление живо реагирует на всевозможные повороты моды и общественно-политические события, будучи соединением различнейших неоднородных по содержанию элементов. Некоторые исследователи называют это явление международным народным стилем (International Folk Style). Основной его признак в том, что данный стиль не поддается однозначной эстетической классификации и не отмечен общей творческой программой.

Hесмотря на устойчивую популярность татуировки, есть расхождения в ее оценке среди специалистов. В чем их причина? Познакомим читателя с характером полемики.

Иногда это происходит из-за того, что татуировка, как говорят одни, провоцирует вопросы этики. Татуировка навсегда изменяет вид человеческого тела и многие люди не могут это принять: какое моральное право позволяет делать «коррекцию природы», изменяя вид человека? Спорным считают также взаимоотношение между татуировщиком и объектом его внимания: поскольку татуировка — процесс достаточно болезненный, часто возникают подозрения о наличии садо-мазохистских отклонений. Татуировка — это картина, предмет, который одновременно является «живым». Однажды созданная, татуировка становится зависимой от анатомии и изменяется вместе со старением тела. И такой комплекс моральных вопросов, как согласие человека на нанесение татуировки, сокрытие его имени и т.д. Задается вопрос: если кто-то соглашается на татуировку с целью заработать, продавая свое тело, не является ли это формой проституции?

К моральной проблематике относят и возможность творческого эксперимента в такого типа деятельности. В противоположность иным изобразительным икусствам татуировка характеризуется совершенно особой линией развития, исходящей из того, что исполняется она на людях. Поэтому в случае ненарушения основных этических норм, касающихся личной свободы человека, возможность проведения творческих поисков существует только лишь при условии его согласия. Из приведенных размышлений вытекает, что сознательное соблюдение элементарных этических норм со стороны татуировщика и отсутствие согласия со стороны объекта татуировки, а также давление права и морали, институтов, формирующих общественное мнение, издавна ограничивают самовыражение татуировщиков.

С введением в европейские языки, в том числе русский, точного понятия для обозначения татуировки, этот феномен не мог уже пройти мимо внимания специалистов многих научных дисциплин. Поначалу диспут касался исключительно мотивов на коже «дикарей», которые бросались в глаза по причине своего изобразительного своеобразия и фона, на котором исполнялись. Такая экзотика в то время еще не наблюдалась среди европейцев. Однако европейская татуировка, получившая внезапное распространение, уже не могла находиться в тени. После издания «Словарь медицины» Нистена, на тему татуировки были опубликованы первые книги. Это были сочинения Э.Бершона, Г.Вуттке, А.Лакассажа и др., которые доказали, что явление татуировки уже можно было наблюдать на европейцах из цивилизованного окружения, хотя это и не поощрялось общественным мнением. Татуировка была явлением, которое несло привкус нравственного скандала. Первыми на это обратили внимание юристы, политики и судебные врачи, которые поняли практику татуировки как проявление бунта и угрозы обывательским ценностям. В результате широкой кампании преследований, которая была развернута против «носителей цветных знаков на коже», татуировщиков и обладателей татуировки стали считать преступниками.

Кульминационным пунктом акции, целью которой была полная дискредитация татуированных, стали выводы итальянского ученого Чезаре Ломброзо (1835-1909), содержащиеся в переведенной на многие языки мира работе, изданной в 1876 году.

Ломброзо утверждал, что преступник относится к специфическому антропологическому типу, между его моральными и телесными физическими недостатками возникает причинная связь. По Ломброзо преступник страдает болезнью, которая в отличии от «духовного помешательства» называлась им «моральным помешательством» или склонностью к преступлению. Ученый полагал, что эта болезнь всегда соединяется с нагромождением таких физических аномалий в строении тела, как оттопыренные уши, недоразвитый череп, кривые зубы и т.д. Однако наиболее эффектным тезисом Ломброзо было утверждение, будто «прирожденный преступник» — это проявление атавизма, культурного регресса, то есть пример личности, отброшенной в развитии до уровня «примитивного» человека, поэтому криминальную личность легче всего выявить с помощью установления факта наличия на его теле татуировки.

Ломброзо писал: «Явление татуировки — это один из наиболее непредвиденных феноменов, выступающих у человека, представляющего примитивную культуру, у так называемого человека, дикого прежде всего по причине чрезвычайного рвения, с которым он отдается этой болезненной операции. Однако наиболее характерным является то, что понятие «татуировка» было заимствовано в одном из диалектов жителей Океании.»

Татуировка — не что иное, как своеобразный признак прирожденного преступника или же «дикого» человека, которого прежде всего характеризует то, что он ведет себя вопреки общепринятым этическим нормам, не обладает чувством ответственности. Вот какие «крутые» выводы сделал Ломброзо.

Эти взгляды получили широкое распространение в обществе прежде всего благодаря популярной криминальной литературе и оказали серьезное влияние на формирование представлений о патологическом характере татуировки, которая дискриминировала ее носителей во всех, за исключением преступного, окружениях.

Ошибка Ломброзо и его последователей состояла в том, что в своих исследованиях они опирались исключительно на татуировку преступников, оставляя в стороне культуру племенных сообществ и данные, касающиеся вполне нормальных граждан, украсивших себя подобным образом.

Однако, как это не раз бывало в истории, «научная» теория не смогла переломить естественный порядок вещей. Несмотря на общественное осуждение, татуировка вопреки заверениям исследователей минувшего не только не заглохла, но и, начиная с 60-х годов XX столетия, прошла бурное развитие, особенно в тех странах, где она исполнялась официально. Hаступил ренессанс татуировки. Татуировка, отвергнутая официальной общественностью, вошла в среду ученых, людей искусства и людей, отвергающих истеблишмент — хиппи, панков, рокеров и т.д. Престиж татуировщика вырос, он стал равным среди представителей прочих профессий. Интерес к татуировке проявили женщины, открывшие свои салоны татуировки. Hаконец, состоялась реабилитация татуировки, ее восприняли на Западе как художественное предложение. Hачались исследования проблематики татуировки, причем они не стали занятием пустым или второстепенным в контексте размышлений о культуре исторических периодов и современности. На образцах татуировки в некоторых случаях можно проследить закономерности исторических и культурных изменений как среди художественных стилей, эстетических вкусов, косметических привязанностей, способов трактовки человеческого тела, так и в символике общечеловеческой коммуникации.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Искусство татуировки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я