Поэзия одной строки… Публицистические очерки о творчестве поэта Терентiя Травнiка

Ирина Соловьёва

Публицистические очерки о творчестве поэта Терентiя Травнiка. Данная книга, написанная в живой и доступной манере, посвящена исследованию поэтического творчества замечательного российского поэта и философа Терентiя Травнiка. Пользуясь богатым архивным материалом, письмами, дневниками, предоставленными как самим Т. Травнiком, так и его друзьями, автор открывает для читателей необыкновенный, лиричный и в то же время философский, глубокий мир творческого наследия поэта.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Поэзия одной строки… Публицистические очерки о творчестве поэта Терентiя Травнiка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Душа стихотворения

Так часто бывает: прочитав стихотворение, душа, вдруг, замирает на какой-то фразе, строке, которая затронула в сердце самую глубину твоего существа! Это поэтические строки запульсировали и потекли по венам уже в твоей крови, неся жизненную энергию слова всему организму. И, действительно, эти особые строки уже навсегда запечатлеваются в каждой клеточке твоего тела, и ты повторяешь их вновь и вновь, восторгаясь этой красотой и глубинной запредельностью.

А ты знаешь, что такое —

Стихотворная строка?

То не что-то с чем-то в слове,

Это — вена у стиха

И, пульсируя, струится

Каждый раз по строчкам жизнь,

Если кто-то вдруг решится

Прошептаньем взять и взрыть —

Вздыбить стих, пустив по венам,

Красноречия ладьи…

За поэтом вслед сквозь стены —

Попытаться и… пройти

Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка (1804—1857), родоначальник русской классической музыки, подчеркивает: «Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой». Как не может из чистого источника проистекать грязная вода, так и из грязного — чистая. Эта истина дана нам от Бога. Откуда душа узнаёт эту истину? «Душа по природе христианка» — эта глубокая мысль, поистине символ веры православия принадлежит учителю Церкви Тертуллиану, жившему на рубеже II — III веков нашей эры. То есть человек, изначально созданный Творцом по образу и подобию Божию, имеет внутреннюю потребность в общении с Ним. Без этого общения, подобно отрезанной от дерева ветви, он засыхает и умирает духовно, да и телесно. Его жизнь превращается в бессмыслицу, в пустое прожигание времени в погоне за удовлетворением земных потребностей, которыми нельзя удовлетвориться вполне. Именно христианство обладает своим особым понятием жизни и мира, органичным и систематическим, отличным от всех других философий человечества.

«Христианство есть Небесное Откровение истины, Благая Весть роду человеческому, исходящая не от человека или ангела, но от Самого Господа Бога и Творца». Сутью христианства является — любовь. Но не та, естественная, присущая не только человеку, но и всему живому на земле, а истинная — божественная. Именно божественная любовь является настоящей, подлинной. Такая любовь — это вершина, совокупность совершенств в человеке, которая приобретается постепенно в течение всей жизни человеческой. Самые лучшие свершения в жизни совершаются при помощи такой любви, такой любовью дышит каждая живая клеточка в мире. Православие учит, что естественная любовь — романтическая, мечтательная, эмоционально-чувственная, которая пробуждается помимо нас и также исчезает помимо нас и она же может превращаться «во мгновение ока в бешеную ненависть». Такая любовь эгоистична, она существует лишь до тех пор, пока удовлетворяются все потребности эго — мои желания. «Переодетым эгоизмом» — называет такую любовь Павел Флоренский. По сути, мы все заражены стремлением к удовольствиям, деньгам, славе земной, а невозможность достижений этих устремлений, приводит нас к страданию. Есть такой духовный закон — истинная любовь невозможна там, где нет познания себя, и проистекающего отсюда смирения. Эгоизм убивает истинную любовь, и пока мы не начнём бороться со страстями внутри нас, нашими эгоистичными желаниями, приносящими нам страдания, мы не достигнем истиной любви и Бога. Недаром христианство называют лечебницей, больницей, в которой есть все средства для излечения эгоизма. Т. Травнiкъ своими поэтическими строками призывает всех нас найти, познать и жить именно истинной любовью:

Познать любовь — и жить любя.

Не в суетливой страсти чувств,

Искусной ревности, чей вкус

До отвращения знаком

А в той любви, где больше нет

Ни женщин, ни мужчин, лишь свет,

Единый цвет, единый тон

ЛЮБОВЬЮ будет наречён…

И впредь не разделю я сам

Любовь к друзьям, любовь к врагам,

Любовь к любимым, нелюбимым —

Всё станет целым и единым

Завершающая строфа этого стихотворения красноречиво характеризует Т. Травнiка, как — православного поэта-христианина, в которой поэт точно выражает своё понимание любви к человеку. Какую бы сторону жизни ни раскрывал поэт в своих поэтических творениях, христианское православное мировоззрение красной нитью проходит по всему поэтическому творчеству Терентiя Травнiка. Особенно это наглядно ощущается в духовных философско-религиозных стихотворениях, доносящих до сердца читателя тему Бога в жизни человека, раскрывая его значимость в устройстве жизни на земле, смысла жизни и смерти, особом патриотизме русского народа. Рассуждая о себе в контексте поэзии, автор откровенно признает влияние самой поэзии на становление его личности, как поэта, его возрастании в понимании жизненно-важных вопросов смысла жизни и ощущения присутствия Бога в каждый момент его жизни. Обращаясь к Создателю, поэт со смирением просит принять «стихов поклон»:

Ты пробудил во мне любовь

К исканью слов в дыханьях жизни,

Слов, что преобразуют плоть

Одним лишь повеленьем мысли

Прими, Господь, стихов поклон —

Поэта дар и бунтаря,

Но будь хоть точка в унисон

В них с тем, что мы зовём Вселенной,

То значит, жизнь прошла не зря

Став темою первостепенной!

С Богом в душе и опираясь на главные христианские истины православия, поэт успешно решает самую главную задачу человека — сознательно творит себя, как личность, жертвуя ради этого, порой, даже успешным самопроявлением вовне. Православное христианское мировоззрение дает Т. Травнiку внутреннюю свободу и глубокое понимание того, что максимальное развитие и проявление художником во внешнем мире всех своих способностей, возможностей и талантов, но без Бога в душе ведет к непременной гибели.

Соединение двух веков ХХ-го и ХХI-го для России время уникальное — это время возрождения Духа. «Духовный голод», накопившийся за семьдесят лет безбожия в стране, вылился в потребность поиска ответа на вопросы, касающиеся таких понятий, как Истина, Бог, Смысл жизни человеческой, предназначение человека. Душа человека потянулась к книгам психологической, религиозной, философской направленности о Духе и духовном. Становится все более актуальной для современного общества логотерапия Виктора Франкла (1905—1997) — австрийского психиатра, психолога и невролога, узника нацистского концентрационного лагеря, которая напоминает человеку, что «у него есть Дух, и он Духовное существо». Главным принципом логотерапии является утверждение, что человек живёт не для получения удовольствия и избегания боли, а для того чтобы понять и реализовать смысл своей жизни — это первый путь. Второй — смысл может быть найден путём поиска и осуществлении духовно направленных действий, путём переживания глубинной сущности другого человека, его ценности в любви к нему. И третий путь — самый трудный. Это понимание, нахождение смысла собственного страдания в ситуации, которую ты не можешь изменить. Какая поэзия может помочь человеку на его жизненном пути? Это — духовная поэзия, поэзия духовного опыта, та самая «высокая поэзия», о которой писала Марина Цветаева (1892—1941) — русская поэтесса, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века, в своей классификации поэтов. Безусловно, поэзия Т. Травнiка является сильнейшим средством пробуждения духовности в человеке. По мере своего прохождения через духовные испытания на протяжении всей жизни, «то — героем, то… изгоем пропащим», сам поэт обрёл бесценный духовный опыт, описав его в своем творчестве «принимая всё сердцем горящим, за дары — жизнью благодарю», «в настоящем я стал — НАСТОЯЩИМ: я дышу, я живу, я — люблю». Осознанное отношение к событиям собственной жизни — его вера и любовь, встреча со смертью, так называемая экзистенциальная боль, связанная с потерей самого дорогого, поиска смысла своего существования и деятельное отношении к жизни, дало колоссальный духовный рост его личности. Обращаясь к своему читателю, Т. Травнiкъ говорит:

…я не поэт, а духослов.

я жгу стихи, чтоб сдвинуть мысли,

Раздвинуть в них крепленья строк,

Наполнить их сердечным смыслом…

Вам удивляться предстоит —

И радость в этом, не беда,

Что скромность ваш меняет вид

Заменой ложного стыда

И вы, читая то, что я

Все эти годы рифмовал,

Откроете в себе — себя,

Своё начало для начал

В двух финальных строках этого стихотворения сокрыта цель всего поэтического творчества Т. Травнiка. Этой благородной цели — помочь своему читателю открыть «в себе себя, своё начало для начал» поэт и видит своё служение. И начало стихотворения — тоже, необычно и в то же время символично и характерно для автора: местоимение «я» — Т. Травнiкъ пишет с маленькой буквы. Этим сознательным ходом, поэт подчёркивает, что он — всего лишь посредник, доносящий и передающий, через поэтическое слово, совсем иное, сакральное, великое и вечное Слово, божественные истины и откровения. «Господь открыл мне силу Слова и кровь в чернила обратил» — так начинается одно из ранних стихотворений поэта. Может именно поэтому автор называет себя «духословом», тем, кто исследует и открывает для души нашей иное звучание сказанного, прочитанного, духословным сказителем, а не просто поэтом, умеющим изящно и талантливо рифмовать. Этим намеренным ходом: маленькой прописной буквой «я», особенно, в начале строки или строфы, поэт пользуется часто, чтобы, не дай Бог, «возгордиться за слова льющегося дар». Таким образом, автор оттачивает свое произведение не только в содержании, но и в визуально-графическом исполнении. Именно здесь и проявляется его живописный дар художника слова, а Травнiкъ — художник. Многие годы поэт не расстается с палитрой и мольбертом.

И, действительно, поэзия Т. Травнiка, как будто соткана не только из глубины, но и из множества удивительных колористических граней реальности. Каждая строка, фраза — имеют свои подпланы и ответвления. Многократно перечитываю его строки и строфы. Меня завораживает эта многоплановость и расширяет мое понимание и жизни, и смерти, вернее перехода от жизни к смерти. За многие годы, занимаясь серьезно психологией творчества, а именно литературного творчества, мне не часто доводилось встречать такие стихотворения, мало кто затрагивает в стихах эти глубины, о которых так часто говорит поэт Травнiкъ. Я думаю не каждому берущемуся за творческое слово, дано право приоткрывать эти глубины для нас, читателей. Такое ощущение, что Травнiкъ действительно слышит шепот этой запредельности и передаёт эти сообщения нам, через свое поэтическое слово, через свой удивительный дар.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Поэзия одной строки… Публицистические очерки о творчестве поэта Терентiя Травнiка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я