В книге представлен материал в той трактовке и последовательности, которая, по мнению автора, позволит эффективнее раскрыть суть медиации – мягкого способа разрешения споров. Книга будет интересна студентам вузов, работникам сферы образования, представителям различных профессий – всем, кто хочет научиться управлять конфликтами, улучшать отношения в трудовом коллективе, в семье, с представителями разных поколений и национальностей, формируя медиативную культуру общения в современном обществе.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Медиация в профессиональной деятельности. Урегулирование споров предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ВСТРЕЧА ВТОРАЯ
КОНФЛИКТ И УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ
ПЛАН
1. Конфликт: понятие и динамика конфликта.
2. Стратегии социального поведения.
3. Причины возникновения агрессии.
4. Виды и модели медиации.
5. Медиация, основанная на понимании.
Актуализация знаний
1. Что такое медиация? Дайте определение.
2. Процедура медиации — это… Продолжите.
3. Какими качествами должен обладать медиатор?
4. Когда медиация возникла и как распространялась?
5. Вспомните первые центры развития медиации в России.
6. На основании какого закона в России стало возможно урегулирование споров методом медиации?
7. По шкале от 0 до 10 отметьте уровень знаний о медиации.
КОНФЛИКТЫ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ДИНАМИКА
КОНФЛИКТ (лат. сonflictus — столкнувшийся) — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов, значимых для личности или групп.
1. Конфликт — это несовпадение правил, по которым действуют две или более сторон, несоответствие возможностей одних и потребностей других или зона возможного развития.
2. Конфликт — повод для спора и поиска компромиссов, для взаимного контроля выполнения обязательств.
3. Конфликт — средство объединения, а не разобщения.
МЕДИАТОРУ надо помнить, что у конфликтующих есть общая цель, для достижения которой они выбрали разные способы исходя из своего жизненного опыта и сложившейся ситуации.
УЧЕБНЫЙ КЕЙС №3. СЕМЕЙНАЯ МЕДИАЦИЯ
Супружеская пара Иван и Мария в течение года находятся на стадии развода. Возникли разногласия с разделом имущества. Конфликт разгорелся из-за загородного дома, расположенного в Подмосковье. Этот дом они покупали и обустраивали совместно. Дом важен как для мужчины, так и для женщины, и каждый с удовольствием оставил бы этот дом себе. Также необходимо урегулировать вопрос проживания и воспитания двоих детей: девочка 10 лет и мальчик 15 лет.
Супруги не хотят продавать или делить дом пополам, не могут договориться по определению места проживания общих детей. Друзья посоветовали обратиться к профессиональному медиатору.
Практическое задание: рассмотрите схему. Определите предмет конфликта, стороны конфликта, их позиции, опасения, предположите истинные интересы обеих сторон.
Необходимо помнить всегда о том, что: конфликты естественны и неизбежны. Ставить задачу «бесконфликтного сосуществования» — абсолютно бесперспективно. Нужно стремиться работать с конфликтом на ранних стадиях.
Конфликт может быть конструктивным и деструктивным. Из конструктивной фазы он может незаметно перейти в деструктивную фазу, если у сторон отсутствует навык управления конфликтами.
Деструктивная фаза конфликта начинается тогда, когда взаимная неудовлетворенность друг другом, способами решения проблем, продуктивностью совместной деятельности превышает порог допустимого и совместная деятельность становится неуправляемой. Именно эта фаза конфликта является предметом работы медиатора.
Деструктивная фаза может иметь две ступени.
1 ступень. Стремление завысить свои возможности и занизить возможности партнера, самоутвердиться за его счет необоснованностью критических замечаний, пренебрежительными репликами, жестами, взглядами. Обычно эти реакции воспринимаются как личные оскорбления и включают активные механизмы защиты и противодействия.
2 ступень. Повышение активности оппонентов при резком ослаблении самоконтроля, нарушении восприятия и реакций партнера вплоть до полного искажения его слов и жестов. Имеет место уход от проблемы, подмена предмета спора и переход на личности, взаимные оскорбления. Процесс становится неуправляемым и необратимым.
Нужно стремиться работать с конфликтом на ранних стадиях. Затяжные конфликты урегулируются сложнее.
В случае, если конфликт разгорелся до 4-й стадии и выше, то его необходимо деэскалировать до 3-й стадии.
УЧЕБНЫЙ КЕЙС №4.
ТРУДОВОЙ СПОР
Сотрудники отдела экспорта часто задерживают предоставление плана в отдел таможенного оформления или вносят изменения в уже размещенные заказы в слишком поздние сроки. Это ставит под удар качество работы отдела таможенного оформления. При этом, если отгрузка не состоится в запланированные сроки по причине несвоевременно оформленных документов, это ставит под удар репутацию отдела экспорта в глазах клиентов.
Ситуация служит источником постоянного напряжения между отделами, ситуация накалена. Конфликт особенно обострился и вышел на новый виток тогда, когда из-за позднего формирования заказа отделом экспорта накануне государственного праздника под угрозой оказалась отгрузка готовой продукции, предназначенной для участия компании в международном событии.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Медиация в профессиональной деятельности. Урегулирование споров предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других