И за это спасибо тебе

Ирина Лунева

Представляем читателю произведения Ирины Луневой. В сборник вошли разноплановые стихи и проза, насыщенные глубокими философскими размышлениями о жизни, о родине, о семье и о любви. Сборник построен так, что, читая все стихи подряд, мы прослеживаем жизнь и рассуждения грешника, его встречу с женщиной и их дальнейшую совместную жизнь.

Оглавление

© Ирина Лунева, 2016

Корректор М. Б. Степанова

Картина на обложке В. И. Грищенко

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

«У Бога я…»

Что такое дарование? Если верить словарю В. И. Даля, это «дар, талант, природная наклонность и умение». При этом слова «наклонность» (способность) и «умение» оказываются рядоположенными, что в реальной жизни происходит чрезвычайно редко: зачастую люди, имеющие определённые способности, не обладают умением их развить, довести до совершенства.

Человек, о котором мы будем говорить, — прямое подтверждение тезиса В. И. Даля, потому что молодой поэт (сознательно не употребляю термин «поэтесса» как снижающий образ) Ирина Лунева не только очень талантлива, но и блестяще владеет формой стихосложения, то есть тем самым «умением», ремеслом.

Ирина Лунева родилась в 1974 году в Казахстане, в городе Джамбуле, ныне Тараз. Окончила школу (с серебряной медалью), Таразский пединститут (факультет иностранных языков). Преподаёт английский язык. Работала корреспондентом в областной газете «Знамя Труда». Публиковалась в республиканских журналах и литературных сборниках. В 2002 году переехала в город Калач Воронежской области. Является председателем музыкально-поэтического клуба «Орфей». В Санкт-Петербурге в 2007 году издала в соавторстве поэтический сборник «Откровение белой луны». Дипломант поэтических фестивалей Воронежской области. Печаталась в поэтическом сборнике «Калачеевская нива», в книгах А. Д. Терновского «Строки калачеевцев, изданные в Москве», «Калач, Калач! Родимая сторонка!» Член Международного Общественного Движения Инвалидов (МОДИ), награждена медалью «Доброта спасет мир». Лауреат VI Международной премии «Филантроп» 2010 года за выдающиеся достижения в области культуры и искусства. Живёт в городе Калаче.

Прекрасно помню, как на заседании свободного жюри Международной премии «Филантроп» за выдающиеся достижения в области культуры и искусства (2010г.) я читала одно из лучших стихотворений Ирины Луневой «У Бога я»:

Шепнули вслед: «Убогая!».

Вы правы, да, у Бога я!

Меня злым словом трогая,

Вы к бездне на пути.

Себя наверх возносите,

А на спине воз носите

Пороков. Коль не сбросите

От кары не уйти…

Когда я закончила читать, при абсолютном молчании потрясённого жюри вдруг раздался робкий шепот народного артиста России Юрия Чернова: «Прочтите, пожалуйста, ещё раз…»

И дальше — шквал аплодисментов Ирине Луневой, безоговорочному лауреату престижнейшей премии.

Это стихотворение, само по себе необыкновенно человечное и по-граждански выверенное, сразу поставило поэта в разряд мастеров (чего стоят одни только сложные составные рифмы «убогая — у Бога я», «возносите — воз носите», чёткая нервная ритмика и безупречный трёхстопный ямб с лирическим дактилическим окончанием шести строк из восьми).

Метафоричность поэзии Ирины Луневой поражает своей парадоксальностью: стихотворение «Беременность», начинающееся описанием обычного состояния женщины, ждущей ребёнка, завершается совсем неожиданно и ярко:

Тяжелые роды:

Рожаю стихи.

Зато не уроды,

И строчки легки.

…Устала.

Себе отпускаю грехи.

Не зря залетала.

Какие стихи!

Великолепный лирик и философ, Ирина не боится затрагивать и очень серьёзные темы — например, отношения человека с Богом:

Нет церковного звона,

Нет печальней судьбы.

Запылилась икона

Без горячей мольбы.

…Сердце сжалось от стона,

Над собой суд верша.

Запылилась икона,

Запылилась душа.

(«Икона»)

И каким же жизнеутверждающим гимном любви звучит стихотворение «Не Грей», в котором героиня, по ошибке принявшая за героя чужака, всё-таки остаётся уверенной:

Но я — Ассоль.

И будет праздник

И чудеса!

Однако поэт Ирина Лунева — отнюдь не только лирик, но мастер такого разнообразного замеса, каких не много было в русской литературе. Сочетание лиризма и сатирических или юмористических ноток — удел избранных.

Так сатирик по преимуществу, знаменитый русский поэт Саша Чёрный в своём единственном любовном стихотворении «Мой роман» об отношениях с юной парижанкой, тайком приходящей в его холостяцкую комнату, пишет:

Свою мандолину снимаю со стенки,

Кручу залихватски ус…

Я отдал ей всё: портрет Короленки

И нитку зелёных бус.

…Каминный кактус к нам тянет колючки,

И чайник ворчит, как шмель…

У Лизы чудесные теплые ручки

И в каждом глазу — газель.

А заканчивается это великолепное стихотворение признанием поэта:

Для ясности, после ее ухода,

Я все-таки должен сказать,

Что Лизе — три с половиною года…

Зачем нам правду скрывать?

Ирина Лунева, сама того не подозревая, использует этот же симбиоз лирики и юмора в свойственной ей поэтической манере:

Спешу к любимой снова,

В желании дрожу.

Кто скажет против слово,

Ужасно накажу.

…В окно украдкой, с краю,

Оскалилась луна.

А я тебя ласкаю…

Бутылочка вина!

(«Любимой»)

Вы, уважаемые читатели, надеюсь, успели понять: перед Вами — сборник стихов большого самобытного поэта Божьей милостью, где Вас ждут радость и удивление от тех художественных открытий, которыми изобилует эта книга.

Король солнца, Людовиг XIV, писал когда-то на страницах понравившихся ему произведений: «Прочитал с удовольствием!»

Я бы написала то же самое на титульном листе сборника стихов Ирины Луневой.

Марина Степанова,член Международного сообществаписательских союзов,лауреат Международной премии им. С. В. Михалкова, кандидат филологических наук, литературный критик

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я