Этот роман, являясь самостоятельным законченным произведением, корнями развития сюжета переплетается с романом «Леночка, или Анна Каренина наших дней». В книге «Зоя. На перекрестках судьбы» подробно прописаны судьбы Зои, Виктора, Олега, Марины и др. персонажей, чьи имена упоминаются в первой книге «Леночка, или Анна Каренина наших дней». Захватывающий сюжет красавицы Зои Бурминой и неожиданных поворотов судьбы ее и близких ей людей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Зоя, или На перекрестках судьбы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
глава 3 Испытание на прочность
И вот они в Москве, после трех суток пути, вышли на перрон Ярославского вокзала. Багаж у них невелик, в детдоме выдали обоим по походному рюкзаку, а также по алюминиевой ложке с эмалированной кружкой и сухому пайку на несколько дней. Зоина семейная реликвия, серебряная ложка пропала сразу по прибытии ее в детдом, кто-то украл ее из прикроватной тумбочки. Хорошо, что цело бабушкино кольцо, с которым Зоя никогда не расставалась. Как-то на медосмотре врачиха посмотрела на висящий на шее Зои шнурок и спросила: — Ты что крест носишь? — затем взяв в руки кольцо на шнурке, крепко завязанном на шее Зои и приняв его за стекляшку, отпустила. А вот ложка пропала. Жаловаться Зоя не стала, понимая, что в бытность директорства Марии Васильевны, это бесполезно. А платье, сшитое руками бабушки и в котором Зоя поступила в детдом ей вернули. Платье ей было немного коротковато, так как за два года Зоя подросла, но можно было его удлинить за счет подпушки. Это платье из шотландки с большим воротником Зоя любила как память о доме и бабушке. В рюкзаке были и зимние вещи: пальто и обувь, так на первое время можно будет обойтись тем, что им выдали в детдоме.
Поступать решили в ГИТИС, конкурс туда огромный, казалось, что все красавцы и красавицы страны съехались сюда и если выразиться научным языком, то плотность или количество красивых людей на один квадратный метр старинного особняка, в котором располагался ГИТИС, просто зашкаливала! Поэтому карт-бланш был Зине обеспечен, лишь она и еще одна дурнушка были замечены на экзаменах. Сначала Зинка расстроилась, но поговорив с одной из красивых абитуриенток узнала, что красота как раз и является причиной многих отказов в поступлении и на одной красоте выехать невозможно, тут надо поразить именно талантом и яркой индивидуальностью, так что Зина скорее в выигрыше, а при ее уморительной мордахе считай, что поступила, успокоила ее красивая абитуриентка!
Зинка пошла первой, а Зоя ожидала вызова в коридоре. Народу было много, просто встать некуда, поэтому отбор происходил быстро. Иногда и одной минуты для экзаменаторов — театральных метров было достаточно, чтобы сказать — Спасибо, Вы свободны! — Но Зине на просмотре удалось удержать на себе внимание комиссии и ее допустили к следующему туру.
Когда Зоя предстала перед приемной комиссией, ей показалось, как кто-то прошептал: — Вот и еще одна красавица, и куда нам столько… —
Зоя внутренне собралась и прочитала монолог Джульетты на балконе. И опять, то ли шепот, то ли показалось…
— Еще одна Джульетта… — Зоя вышла из приемной комиссии в коридор уверенная, что ее не допустят к следующему туру. Но, к ее удивлению, это оказалось не так и она все же прошла все положенные этапы поступления, остался один, последний и самый решающий, на нем ей предложили сыграть хромую и больную старушку. Зоя сделала все что могла, импровизировала на ходу, но чувствовалось, что комиссию своей игрой она не убедила. Зоя кожей почувствовала, что это провал. Однако, слово взял председатель комиссии, известный на всю страну актер, его голос был решающим:
— Давайте честно скажем, коллеги! — обратился он к членам комиссии, — Перед нами красавица, настоящая героиня классических образов и я первый дам отрубить себе руку, если ей придется играть старух и уродин! И потом, — сказал он, понизив голос — девочка только что из детдома, жила среди молодых людей и детей, она и старух-то, наверно, не видела. —
Этот аргумент сильно подействовал. И только одна, по-настоящему, очень пожилая актриса поджала губы и насупилась так, что седые букли затряслись на ее голове, Зое она напомнила старуху-графиню из «Пиковой дамы».
В институт Зою все же приняли, так же, как и Зину. С легкой руки кого-то их окрестили как «две З», но для Зои Зинка подругой никогда не была, та сама привязалась к ней, а Зоя смирилась с этим, хотя многое в Зинке ей не нравилось. Единственное, чего не могла не признавать Зоя, так это таланта. Зина была несомненно талантлива и очень упорна, она могла до бесконечности зубрить текст, постоянно репетировать перед зеркалом и хотя ей не хватало интеллекта, ее кругозор был слишком узок и даже примитивен, но в стенах института Зинка жадно набросилась на книги, впитывала в себя все, что рекомендовали преподаватели и даже сверх того. Москва с ее культурной жизнью, регулярными походами студентов в театры, музеи, на выставки, стала той средой, в которой юные сибирячки укоренились подобно морозоустойчивым розам. Зина и Зоя жадно впитывали в себя все, что им давала Москва. Зина, конечно, понимала, что ей никогда не играть героинь с ее-то внешностью, но она сразу твердо решила, что «кушать подано!» она играть не будет ни за что! И в провинциальный театр из Москвы не поедет тоже ни за что! Любой ценой она зацепиться за столицу! Зина даже мечтала сделать пластическую операцию по коррекции своего носа «картошкой» и приданию ему благородной формы, а также отбелить кожу лица от назойливых веснушек, которые нещадно плодились на ее лице каждую весну. Она как-то поделилась об этом с Зоей, на что та сказала, что этого делать никак нельзя, так как Зина потеряет свою индивидуальность и неповторимый шарм, чем страшно удивила Зину:
— А у меня разве есть шарм? — спросила потрясенная таким открытием Зина. На что Зоя уверенно ответила ей:
— Конечно! Ты талантлива и индивидуальна, в этом и есть твой главный шарм! —
Их поселили в одной комнате общежития, этих «двоих З», а вместе с ними девушку из подмосковного городка Таню Леонову, настоящую русскую красавицу с длинной русой косой и румянцем во всю щеку. Таня была доброй и стеснительной девушкой, неуверенной в себе, но типаж у нее был редкий, так как уже тогда, в начале 70-х трудно было отыскать настоящую народную красоту, пышущую здоровьем, да еще и талантливую. А у Тани, к тому же, и голос был прекрасный. Какие они разные эти девчонки, поселившиеся в одной комнате: озорная, смешная Зинка, изысканная, утонченная красавица Зоя и народная красавица, этакая царь-девица — Таня.
Учились они с упоением, в общежитие приходили только ночевать, так захватывающе интересно было в институте. Конечно, на стипендию жить было очень трудно, спасибо той же Тане, которая иногда ездила в свой подмосковный Подольск и привозила овощи, яблоки, а случалось — кусок сала и банки с вареньем. Родители Тани работали на заводе, в семье еще был младший брат, денег было у них немного и материально помочь они не могли, поэтому жизнь Тани тоже была не из легких и мало чем отличалась от жизни Зои и Зины. Хорошо, что для бедных и вечно голодных студентов в городских столовых Москвы в то время на столах всегда был бесплатный хлеб, горчица и кипяток в титане, не самое лучшее питание для будущих актрис, но все же…
Наступил Новый 1970 год, юбилейный год 25-тилетия Победы и 100-летия Ленина, торжествено отмечать которые готовились во всем СССР. Как и повсюду, в институте тоже шла подготовка к этим датам, но это была в основном подготовка спектаклей на героико-патриотическую тему революции. Зоя, с ее интеллигентностью и утонченностью, в таких постановках была задействована в ролях классово-враждебных элементов, а вот для Зинки и Тани ролей героинь из народа было предостаточно, они и сами были из народа, так же как и их героини. Девчонки выкладывались по полной, целыми днями пропадали в институте и репетировали, репетировали…
Приходили в институт из Мосфильма, приглашали на пробы, кто-то из студентов побежал туда в надежде сняться в кино, что было строжайше запрещено, вплоть до отчисления из института. Девчонки знали об этом, поэтому отказывались. Зинка потом призналась, что на мосфильмовских пробах втихаря была, просто ей захотелось узнать, что это такое и есть ли у нее шансы попасть в кино, потому как большинство студентов тайно мечтало о большом экране. Зинка тоже надеялась засветиться на экране, она даже снялась в массовке. Времени это потребовало много, а денег заплатили мало, но Зинка, с ее смекалкой и пронырливостью, сумела познакомиться на Мосфильме со многими подобными ей, жаждущими славы и успеха, но пока еще непризнанными дарованиями. Когда выпадало свободное время, Зинка под разными надуманными причинами старалась просочиться через проходную на территорию крупнейшей кинофабрики СССР. Возвращаясь в общежитие, она взахлеб рассказывала Зое и Тане кого из знаменитостей она видела в этот раз на Мосфильме. Зоя относилась к этим рассказам спокойно, а вот на Таню они возымели сильное воздействие, от фамилий знаменитостей, которых удалось увидеть воочию Зине, у Тани голова шла кругом и она решила, что в следующий раз сходит с Зинкой туда обязательно.
От старшекурсников они узнали, что хотя сниматься в кино им запрещено строго-настрого, но возможность подработки всегда есть. Время от времени около института появлялись люди, предлагавшие студентам сняться в качестве моделей в журналах, на календарях, позировать скульпторам и художникам. К Зине никто ни разу не подошел с подобным предложением, а к Зое с Таней скауты или «охотники за красотой» подходили постоянно. Даже тогда в СССР 70-х годов это было! Профессиональных агентств не было, поэтому риск попасть в какую-нибудь передрягу, а еще и похуже к маньяку, был высок, но девушкам очень были нужны деньги, на стипендию прожить было невозможно, поэтому они взяли телефон на всякий случай.
На следующий день Таня набрала указанный номер телефона, долго никто не подходил и она уже хотела повесить трубку на рычаг телефона-автомата, как на другом конце провода раздалось долгожданное: — Алло! —
Мужской голос был вальяжно-заспанным. Представившись Валентином Павловичем Кривинским, фотографом в известном издательстве, голос сообщил, что ищет моделей для съемок и назначил встречу в ближайший выходной на улице Горького у памятника Пушкина. Одет он будет в куртку-дубленку светлого цвета и джинсы. Надо сказать, что тогда в 70-е годы в СССР при повальном дефиците товаров народного потребления, иметь кожаную куртку, а также дубленку, а в особенности автомобиль, было привилегией избранных.
В назначенное время Зина, Таня и Зоя пришли к памятнику в центре Москвы. Тут же подъехал автомобиль «Волга», из него вышел мужчина лет под сорок в дубленке и голубых джинсах, с виду больше напоминавший фарцовщика, чем фотографа, хотя откуда приезжим девчонкам было знать, как выглядят фотографы из известных издательств… Совсем рядом, в нескольких шагах располагалось издательство «Известия», а также АПН, агентство новостей известное во всем мире. Мужчина предложил девушкам пройти и сесть в автомобиль. Подойдя к машине, девчонки заметили сидящих в ней двоих мужчин, а так как в машине всего пять мест, то для Зины места не оказалось и говорливый Валентин Павлович отправил Зину восвояси, обосновав это тем, что у нее неподходящий для съемок типаж.
Зине ничего не оставалось делать, как направиться по улице Горького к ближайшей станции метро. Если сказать, что Зинка обиделась, значит не сказать ничего, она была глубоко оскорблена до самых фибр души своей:
— Да, была бы я красавицей, то ехала сейчас с ними на съемки и никто бы не сказал мне, что мой типаж не подходит. Но я докажу всем, что моими афишами будет обклеена вся эта центральная улица, весь этот надменный город с его неприветливыми людьми. — И Зина Тутырина зашагала по улице Горького своей тяжелой походкой, будто вколачивала в асфальт гвозди.
А Валентин Павлович предложил девушкам продолжить знакомство в неформальной обстановке в модном ресторане на Новом Арбате. Ресторан был весьма демократичным и не требовал дресс-кода. На улице было ветренно и холодно, а там играла музыка, было тепло и уютно. Ни Зоя, ни Таня до этого никогда не были в подобных местах. Чувствовалось, что Валентин Павлович бывал здесь не раз. У входа в ресторан стояла большая очередь, но перед Валентином и его друзьями швейцар услужливо распахнул входную дверь, пропустив их во внутрь, бросил зашумевшей толпе фразу: — Это по брони! — Затем быстро закрыл дверь, поправил висевшую за стеклом табличку «Мест нет» и скрылся из виду возмущавшихся людей из очереди.
Стоило Валентину с компанией появиться в зале ресторана, как к ним тут же подошел администратор, который провел и усадил их за отдельно стоявший стол, предварительно сняв с него табличку «Забронировано». Поинтересовавшись, что дамы будут пить, Валентин Павлович заказал шампанского и фруктов. Мужчины, представившиеся, как Марат и Эдуард, ненадолго отошли и вскоре вернулись. А еще минут через десять в зал зашли две девушки, как сейчас бы сказали «модельной внешности». Стильные, раскованные, при своем появлении они привлекли к себе внимание всего зала. Валентин представил девушек, блондинку звали Майя, а шатенку Маргарита или, как ее все называли, Марго. Марго, скользнув взглядом по девушкам, заняла место напротив Зои рядом с Эдуардом, а Майя села рядом с Маратом, судя по всему, все они были давно знакомы. Дальше началось обычное застолье, разговоры ни о чем. Таня, со всей простотой и неискушенностью в правилах этикета, налегла на принесенные официантом блюда, а у Зои комок в горле застрял. Она не была дикаркой, но не ожидала, что окажется в компании взрослых мужчин, которым, как и Валентину, было под сорок и которые не торопились с деловыми предложениями в адрес студенток. Не смотря на уговоры, Зоя практически не пила весь вечер, а Таня пила шампанское с огромным удовольствием, как будто это не шампанское, а газировка и в конце вечера набралась так, что Зоя заволновалась, что Таня не сможет самостоятельно добраться до общежития. На что, тоже изрядно захмелевший Валентин, сказал:
— Вы что девушки, какое общежитие? Сейчас всей компанией поедем ко мне, а хотите на дачу и продолжим знакомство. Таня посмотрела на Зою умоляюще:
— В самом деле Зоя, завтра же воскресенье… —
Валентин подхватил: — Зоя поехали ко мне, ничего плохого с вами не произойдет. — На что Майя и Марго громко засмеявшись, закивали головами.
Зоя тихо, чтобы слышала только Таня сказала:
— Таня, поехали, я возьму такси, у меня есть с собой деньги. —
Уже хорошо опьяневшая Таня, с горькой усмешкой ответила:
— Посмотри, как они живут, как они все одеты. Я тоже хочу так. Я поеду с ними, а ты Зоя, как хочешь. —
Зоя встала из-за стола, но Валентин грубо схватил ее за руку:
— Нет, девочка за ужин надо отрабатывать… —
У Зои в сумочке было десять рублей, последние ее деньги, а до стипендии еще десять дней. Зоя достала и положила перед Валентином эти свои последние деньги, вышла из-за стола и направилась к выходу. Сразу протрезвевшая Таня хотела последовать за ней, но Валентин не дал ей этого сделать, ухватив ее за руку сказал:
— Тебе деньги нужны, ты ведь за этим пришла сюда? У тебя будет много денег, модных тряпок и еды, и никто тебя не убьет, артистка, но играть будешь по моим правилам. — Он сказал это так жестко, так властно, что Таня сразу превратилась в кролика перед удавом. Удавом был Валентин.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Зоя, или На перекрестках судьбы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других