Новый тренд – короткие вертикальные видео. Их просто снимать и публиковать. Нужно открыть приложение, включить камеру и, может быть, собрать миллион просмотров. Для тех, кто ведет блог для себя и друзей, этого вполне достаточно, но серьезной компании или блогеру не подобает полагаться только на интуицию. Нужно работать системно. Эта книга для тех, у кого нет права на ошибку, кому некогда или не по статусу экспериментировать, и хочется сразу попасть в рекомендации и начать завоевывать признание, а желательно еще и монетизировать его. Сейчас самое время понять, как работают умные ленты, и начать профессионально генерировать креатив и получать просмотры. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Миллион просмотров. Как увеличить охваты коротких видео предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. Огромная аудитория, но малое число криэйторов
1.1. Забыл перевернуть камеру
Чем вертикальное видео лучше горизонтального? Ничем. Оно просто другое. Вертикальная съемка не хуже и не лучше горизонтальной. И отличается она не только тем, что кто-то «забыл перевернуть камеру».
Формат погружения и пролистывания вертикальных клипов в соцсетях позволяет потреблять за одну сессию в разы больше единиц контента, чем на других платформах.
Человек, планируя вовлечься в длинный горизонтальный фильм, основательно подготовится. Как к походу в кинотеатр. Сядет или ляжет поудобнее, наденет наушники, перевернет телефон. И будет готов потратить 20 минут или даже пару часов жизни. Юрий Дудь[2] снимает 3-часовые интервью. Просмотр новых выпусков люди вносят в план на день.
Короткие клипы ситуативны. Сесть поудобнее и пытаться попасть пальцем в иконку, переворачивающую экран, занимает целых пару мгновений — слишком долго для просмотра 15-секундного стандартного поста. Телефон удобно держать в руке вертикально, он для этого предназначен. Не нравится? Свайп! Следующий.
Алгоритмы с каждым показом совершенствуют качество рекомендаций. Новый сюжет оказывается увлекательнее предыдущего. Со временем нейросеть начинает чутко вас понимать. Остается ей довериться и жить со смартфоном в руке.
1.2. В интернете миллионы клипов. Куда еще?
Аудитория коротких форматов непрерывно растет.
Осенью 2021 года мы запустили продакшн короткого видео в Омске. Редакция Gorod55[3] серьезно отнеслась к задаче. Иные СМИ, создавая влог, просят кого-то из журналистов совмещать работу над статьями с периодическими съемками. Gorod55 нанял отдельного специалиста.
Ведущая София с первых выпусков начала попадать в широкие рекомендации. После 12-недельного курса у TikTok редакции было уже 50 тысяч подписчиков, 7 роликов с просмотрами выше миллиона и 50 клипов — выше 10 тысяч.
Редакция одновременно вела каналы на всех доступных платформах, поэтому даже после блокировки Instagram и приостановки деятельности TikTok в России успех СМИ на остальных платформах продолжал расти.
В начале апреля 2022 года (спустя месяц после событий, повлекших блокировки) София поделилась: к ней начали подходить люди на улицах родного города со словами: «Видел ваше творчество. Я в восторге, что у нас в Омске такое снимают».
София считает успехом не только личную популярность: аудитория начала коммуницировать с ней в оффлайне — значит, редакция на верном пути.
Спрос потребителей на контент существенно выше, чем объем его производства на профессиональном или полупрофессиональном уровнях. В результате наши клипы собирают рекордные просмотры.
Профессионалы пока осторожно присматриваются к рынку. У тех, кто сейчас стартует, есть высокий шанс занять нишу, как это уже сделал Омск.
В соцсетях нового поколения аккаунты с огромным числом подписчиком не имеют большого преимущества перед новичками. Рекомендательные системы отдают преимущество историям, интересным зрителю, подписки показываются во вторую очередь.
Знакомая моей сестры, Ольга Ефремова[4], выкладывая домашний бытовой контент, долго жила со скудными охватами. На нее были подписаны несколько друзей и родственников. Клип Ольги про домашнюю уборку внезапно завирусился и собрал миллионы. На канал пришли сотни тысяч новых фоловеров. В одночасье она стала популярной.
Как и знакомая моей сестры, любой человек или компания способны бесплатно раскрутить блог с нуля благодаря системам рекомендаций.
Традиционные ленты созданы в 2004–2010 годах. В них при ранжировании постов приоритет отдается подписке. Новая аудитория видит пост либо случайно, либо через хэштеги/локацию.
В старых лентах попасть в «реки» сложно, поскольку фактор вовлеченности публики не играет ключевую роль в решениях системы по ранжированию. «Завирусившийся» креатив — это скорее удача, чем закономерность.
Мобильные ленты с вертикальным пролистыванием разработаны в 2019–2021 годах, они функционируют на технологиях нового поколения. Нейросеть принимает решения, кому и что рекомендовать.
Любопытный факт: в новых медиа подписка работает как «продвинутый лайк». Понравившемуся ролику пользователь поставит «сердечко», а сильно зацепившему — «плюсик», подпишется. При этом зритель продолжит листать привычную ему ленту, в редких случаях открывая подписки.
В исключительных случаях посетитель специально зайдет в профиль блогера и прокликает несколько клипов подряд.
99 % просмотров завирусившихся материалов приходят из рекомендаций. И только треть пользователей листают «ленту друзей» в рилсах и клипах.
Таким образом, количество подписчиков перестает играть ключевую роль. Высокие охваты можно получать даже с нулевым каналом. Большая база фоловеров слабо работает на просмотры, какой бы живой она ни была.
Новые ролики с нуля нарабатывают собственный рейтинг. Над качеством приходится трудиться ежедневно.
В результате меняется парадигма оценки качества. Раньше миллион подписчиков гарантировал высокие просмотры в соцсетях. А сейчас миллионные охваты гарантируют рост подписчиков.
1.3. Какой контент уместить в вертикальный формат?
Новичкам кажется, 1 минута — это катастрофически мало. Для опытного специалиста это — вечность, он привык снимать еще короче.
Новостные СМИ в 5–15 секунд умещают событие, в 30 — аналитический материал, а в 60 — целый вечерний выпуск. Компании презентуют свой продукт за 5–10 секунд, за 30 — излагают серию советов и лайфхаков, а за 60 — всю историю корпорации.
Звучит дико? Особенно от человека, которому понадобилась целая книга, чтобы рассказать, как снимать короткое видео. Текстовая версия при конвертации в медийную сжимается в 3–5 и даже 10 раз. В этой способности к емкости — преимущество формата.
Вспомните экранизации любых книг. Действуйте по тому же принципу. В фильмах о Гарри Поттере опускали второстепенные сюжетные линии. В книге нужен был целый абзац для описания внешности Долорес Амбридж. В фильме достаточно времени на разглядывание персонажа, пока он произносит свои реплики.
В книге приходилось торопиться читать подробные характеристики Косого переулка, прежде чем вернуться к основному сюжету. В фильме главные герои идут по переулку, события развиваются, а зритель попутно изучает архитектуру локации и местные нравы.
В экранизациях не требуется долгое описание происходящего эпитетами и метафорами. Зачем тратить страницу на портрет персонажа, если его внешность можно разглядеть за пару секунд?
Неуместны затянутые введение и заключение. Короткий жанр позволяет сразу начать с сути. Детали не воспринимаются в устной форме. Достаточно сказать главное, а подробности дать надписями и субтитрами. Кому интересно, поставят на паузу и прочитают.
К тому же с помощью мимики, жестов и интонаций можно передать эмоциональную часть сообщения, не нагружая речь дополнительными оборотами.
Как бы ни хотелось подробно и развернуто вещать о событии или продукте, придется выбирать: короткий рассказ на большую аудиторию или детали, которые не увидит никто.
Помните про досматриваемость. Ролик с парой лишних деталей зрители жестоко свайпнут, потому что скучно. Он не попадет в «реки», и никто его не увидит. Пусть будет короче и максимально упрощенно, зато завирусится и получит широкий охват.
У вас целый канал: можно каждую ценную деталь упаковывать отдельным материалом. Это даст больше единиц контента. Рекомендательные системы любят краткость и регулярность. Регулярные публикации повышают шансы на просмотры.
1.4. Резюме
Короткое видео — это не подвид длинного, а абсолютно новый жанр, который сейчас активно развивается.
Спрос на вертикальные клипы превышает предложение — сегодня у вас есть шанс попасть в категорию «раннее большинство» и занять нишу.
В клип можно превратить какой угодно инфоповод, а 60 секунд — это вечность.
Количество подписчиков перестает играть ключевую роль. В коротком формате пока функционируют «социальные лифты». Любой желающий способен с нуля заработать миллионную аудиторию. Обратная сторона этого эффекта: расслабиться не получится, придется работать над качеством каждого выпуска.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Миллион просмотров. Как увеличить охваты коротких видео предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других