Истории, описанные в книге “Лето на полке”, происходят с двумя детьми – девочкой Олей и мальчиком Антоном. А начинаются они с того, что в середине лета мама главной героини, обеспокоенная тем, что девочка летом, заигравшись, перестала читать, решила подарить ей набор кубиков с буквами. На первый взгляд, подарок кажется совсем детским, но придуманные мамой правила делают игру в буквы увлекательной и чрезвычайно полезной. Правила придуманной игры заключаются в том, чтобы искать букву дня вокруг себя: дома, во дворе и даже в предложенных мамой угощениях.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лето на полке предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Жила-была на свете маленькая девочка. Она жила с мамой и папой на краю леса в маленьком домике с черепичной крышей. Звали девочку Олей, и была она очень доброй и послушной. Больше всего на свете она любила рисовать и листать книжки с картинками. А ещё
ей очень нравилось читать. Но на дворе стояло жаркое лето, и времени на всё не хватало. Странно, говорят, будто летом дни длиннее, только пролетают они почему-то очень быстро — выйдешь во двор, начнёшь играть — уже обед, потом как-то сразу ужин, а там и спать пора. Так что тут не до книг. И вот однажды мама принесла Оленьке большую коробку и, улыбнувшись, сказала:
— Первый класс не за горами, а ты книги совсем в руки не берёшь, так и буквы к осени забудешь.
Девочка заглянула в коробку и увидела там цветные кубики, и на каждом жила буква. А всего их в коробке было 33, как букв в русском алфавите. Оле очень понравились её новые кубики.
— Мама, а можно я расставлю их вон на той полке, — спросила девочка маму, указывая на книжную полку рядом с кроватью.
— Конечно, дорогая! А ты уверена, что сможешь? — лукаво спросила мама.
— Да, это же так легко! — воскликнула Оленька. Она стала торопливо вытаскивать кубики и расставлять их на широкой полке.
Мама смотрела на дочку и улыбалась, а потом сказала:
— Оленька, сейчас ты все кубики поставила как попало, а ведь у каждой буквы есть своё место! Как и у тебя есть только твой дом! Поэтому расставить их нужно в строгом порядке. Я помогу тебе это сделать правильно. Как ты думаешь, какая буква будет первой?
— Конечно, А! — воскликнула Оля, разыскивая в коробке нужный кубик.
Утром мама, собираясь в город, сказала своей Оленьке:
— Мы с папой уедем ненадолго, а ты, котёнок, не скучай, а поищи букву А вокруг. Будь внимательна и помни: она обязательно тебя отблагодарит.
Она поцеловала дочурку, и они с папой уехали, а Оленька осталась одна. Но ей не было страшно, ведь она любила свой дом. Здесь было спокойно и уютно. Она огляделась вокруг. На окошках стояли горшки с цветами, которые Оля каждое утро поливала. В центре был круглый обеденный стол, за которым так вкусно было обедать и ужинать вместе с мамой и папой. В доме было тихо–тихо, только негромко тикали часы на стене.
Оленька не знала, где искать эту букву А. Девочка представила себя настоящим исследователем. Внимательно она осматривала каждую уже знакомую вещь в поисках первой буквы.
Ура!!! Аквариум!!! Надо же, она никогда не думала, что здесь живет первая буква алфавита! В аквариуме плавали золотые рыбки. Олечка послала им воздушный поцелуй и направилась дальше. Часики тикали, а в запасе у малышки были уже астры на подоконнике, акварель на ее столе и большущий арбуз на кухне.
«С домом покончено», — решила девочка и направилась во двор. Если честно, она уже немного устала и заскучала. Она села на качели и стала лениво раскачиваться, как вдруг у калитки увидела мальчика своего возраста!
«Ого, — подумала она, — здесь никогда раньше не было деток!» Мальчик стоял и улыбался, не решаясь зайти.
Оля растерялась: заговорить первой? Позвать в гости? Ей очень хотелось познакомиться с этим новым мальчиком, но как?
Вдруг она услышала в высокой траве за забором какой-то звук: то ли писк, то ли стон. Ей стало не по себе. Оля посмотрела на мальчика за калиткой. Он уже не улыбался, а напряженно слушал.
Решение посмотреть, откуда шум, к детям пришло одновременно. Оленька вышла из калитки и направилась за мальчиком, который уже пробирался через кусты и высокую траву к месту, откуда доносились странные звуки. Через несколько шагов на примятой траве они увидели аистенка. А недалеко на высоком столбе было большое гнездо, над которым беспокойно летал аист.
Дети поняли, что это кто–то из родителей ищет выпавшего из гнезда птенца. Из-за высокой травы его не было видно. Ребята, не сговариваясь, стали дружно вытаптывать траву вокруг испуганного аистёнка! Их старания оказались не напрасны! Аист стал кружиться над ними и вскоре опустился совсем рядом. Птенец был спасён!
По дороге домой дети разговорились. Мальчика звали Антоном, и он оказался новым соседом.
«Надо же, — подумала Оля, — и тут А.»
У калитки они, прощаясь, договорились обязательно встретиться завтра. А вечером, укладывая Олю спать, мама ее спросила:
— Как твои успехи, доченька? Познакомилась с буквой А?
И девочка рассказала и про спасенного аистенка, и про соседа Антошу. А потом спросила:
— Мама, а как же она меня отблагодарит?
— А она тебя уже отблагодарила. У тебя появился новый друг, не так ли? Ложись спать, а завтра будет новый день, новая буква и новая история.
На следующее утро, вместо привычного «Доброе утро, доченька», Оля услышала: «Просыпайся скорее, к нам бабушка приехала!!!»
Оля посмотрела на ряд кубиков на полке: новый день, новая буква! На нее смотрела буква Б.
«Как вовремя приехала бабушка!» — подумала Оля, поспешно вылезая из-под одеяла. Оля очень любила свою бабушку, ведь та знала больше всех на свете сказок, басен и волшебных историй. И еще бабуля пекла самые вкусные в мире булочки.
Девочка быстро оделась и побежала на кухню, откуда уже раздавался бабушкин голос. Вбежав на кухню, она увидела на столе банку молока и свежие булочки. Они пахли так вкусно! И день начинался так чудесно!
Искать буквы Олечке сегодня было совсем нетрудно. Они как будто сами выстраивались перед ней как на параде: папа доедал бутерброд, а мама перед зеркалом примеряла новые бусы! Как легко! Какую интересную игру придумала мама!
— Мне сказали, ты решила играть в буквы, — лукаво улыбнулась бабушка. Ну, и какая же буква сегодня?
— Б, бабуля! — рассмеялась девочка.
— А как она пишется, ты ещё помнишь?
— Конечно: спинка, животик и шляпа!
— А, может, берет? — бабушке, видно, тоже понравилась эта игра.
Вдруг с улицы послышалось жалобное «бе-е-е-е». Оля выглянула в окошко и увидела во дворе маленького и очень несчастного барашка. Совсем непонятно было девочке, откуда он появился. Она недоумённо посмотрела на бабушку:
— Он плачет?
— А ты разве не понимаешь его? — удивилась бабушка.
— Конечно, нет! Как может человек понять животное?! — воскликнула девочка.
— А вот и может! — возразила бабушка и добавила:
— Надо просто захотеть!
Олечка оставила на блюдце недоеденную булочку и помчалась во двор. К её удивлению, там уже был Антошка. Увидев Олю, барашек опять жалобно заблеял. И тут неожиданно для себя Оля его поняла! Нельзя сказать, что барашек заговорил человеческим голосом. Вовсе нет! Просто теперь, слыша блеянье, она стала понимать его смысл! Барашек хотел домой! Вот как просто! И, как будто почувствовав, что его понимают, барашек рассказал, что он живёт с родителями в деревне на другом конце леса. Мама строго–настрого запрещала ему уходить далеко от дома. А ему так хотелось посмотреть мир. И вот сегодня утром, когда они вышли гулять, он незаметно убежал в лес. Как всё интересно было там: и большие деревья, и густые папоротники! А какая там была красивая брусника! И вдруг он увидел какую–то тень позади в кустах. Оглянулся — на него смотрели злые жёлтые глаза! Волк! Бедный маленький барашек помчался, не разбирая дороги, пока не оказался в этом дворе. Как найти теперь свой дом? Как не встретить этого злющего и вечно голодного волка?
Антошка, который, оказалось, тоже всё понял, внезапно сорвался с места и умчался за калитку. Олечке ничего другого не оставалось, как ждать своего нового друга и жалеть глупого непослушного барашка.
Совсем скоро Антошка вернулся, а в небе парили… уже знакомые аисты!
— Они нам помогут! — прокричал запыхавшийся мальчик. — Аисты полетят над лесом, покажут дорогу и предупредят, если увидят волка!
— Ну, вот и всё, — грустно сказала Оля барашку, — тебе пора. Не бойся, птицы проводят тебя. Жаль, что мы не успели поиграть.
— Не переживай, — улыбнулся Антошка, — у тебя есть я. И я придумал новую игру! Давай в сад, кто быстрее!
Дети побежали, обгоняя друг друга вглубь яблочного сада, аисты взмыли высоко в небо, и барашек смело побежал за ними в сторону дома.
Вечером, лёжа в постели, Оленька рассказала маме о приключениях прошедшего дня, а мама почему-то вздохнула и спросила:
— Моя милая девочка, а знаешь, что самое главное в этой истории?
— Дружба?
— Дружба, конечно, очень важна. Но самое главное — это слушать своих родителей! Ведь если бы твой бедный барашек слушал маму, ему не пришлось бы пережить столько страха сегодня. Запомни, моя хорошая, мы беспокоимся о вас и хотим оградить от всех бед на Земле! Спокойной ночи, моя кроха!
Мама поцеловала Олю, укутала её плотнее одеялом и выключила свет. А Оленька мечтала: скорей бы утро…
Оленька проснулась от того, что яркое солнышко светило ей в лицо. Никто не разбудил её, а значит, сегодня выходной! Папа с мамой никуда не торопятся, и завтракать все будут долго и весело. С книжной полки озорно смотрела буква В и приглашала поиграть с ней.
Девочка на цыпочках вышла из комнаты, чтобы не разбудить родителей, и открыла дверь на кухню. Она думала, все ещё спят, но, оказалось, мама уже напекла сладких ватрушек к завтраку и накрыла на стол. В кухню вошёл папа и первым делом, улыбаясь, спросил:
— Какая буква сегодня в нашей программе?
— Папа, ты же сам знаешь, сегодня третий день, значит, ищем букву В.
— А как она пишется? Не забыла? — вмешалась мама.
— Легче лёгкого! Спинка, голова и животик! Вот так! — и Оля нарисовала пальчиком на скатерти третью букву алфавита.
Пока Оленька с родителями завтракала, она нашла вазу с цветами на столе, вилки в буфете и вытяжку над плитой. И тут случилось самое удивительное:
— Мы с мамой решили, — сказал папа, — подарить тебе сегодня одну большую букву В, о которой ты давно мечтала! Выгляни в окошко!
Оленька подбежала к окну и посмотрела во двор. У крыльца, сверкая на солнце, стоял… новенький велосипед!!! Вот это да! Она, и правда, давно мечтала о нём. Но думала, что придётся ждать до конца лета, до дня рождения. А тут вот он совсем рядом!
Всё еще не веря своему счастью, Оля побежала во двор. Ей не терпелось прокатиться на этом двухколёсном чуде. Велосипед был просто загляденье: новый, блестящий, ярко-красного цвета с жёлтыми надписями на раме.
Первым делом Оленька захотела поделиться радостью с Антошей и поехала к нему. У мальчика давно уже был велосипед, но какое удовольствие кататься одному? И его велосипед пылился и обижался на хозяина в сарае.
Дети сразу же решили прокатиться до ближайшей деревни, а заодно навестить знакомого им барашка. Они ехали по лесной дорожке. Солнышко было тёплым и ласковым. Звонко пели птицы. По дороге они шутили и смеялись. Неожиданно быстро показались дома деревни. Самым крайним был красивый белый дом лесника, в котором жил их новый друг.
Они подъехали к большим деревянным воротам, слезли с велосипедов и, оставив их у забора, пошли на пастбище. Своего барашка они узнали сразу. Он был самый озорной и быстрый из всех. Наигравшись и набегавшись вволю, дети решили возвращаться домой. Но, дойдя до ворот, они увидели, что Олиного велосипеда нет! Антошкин стоит, а её велосипеда — нового и блестящего — нет! Оля не могла поверить своим глазам. Она стала ходить туда и обратно, думая, что велосипед вот-вот появится. Когда же она, наконец, поняла, что его и вправду больше нет, заплакала. Она вспоминала, какой красивый он был, и плакала всё громче.
Неожиданно дети услышали громкое карканье в кустах недалеко от ворот. Дети, а за ними их верный барашек, побежали к кустам. Там у дерева стоял Олин велосипед, на руле сидела и громко каркала ворона, а рядом собирал чернику деревенский мальчишка.
— Как ты мог?! — возмущённо закричал на него Антошка, — Ты взял чужой велосипед!!!
— Подумаешь, — спокойно ответил мальчик, — он стоял у ворот, я и взял. — И продолжал, как ни в чём не бывало, есть чернику.
Антошка подогнал велосипед к ещё плачущей Оле:
— Не плачь! Видишь, вот он! Всё хорошо! Поедем уже?
Девочка кивнула, и они отправились в сторону дома. Обратная дорога уже не казалась такой весёлой. Несмотря на то, что велосипед нашёлся, было грустно. А вечером мама, укладывая Олю спать, сказала:
— Теперь ты понимаешь, почему нельзя оставлять свои вещи без присмотра, сколько слёз и переживаний это может принести? И больше не плачь, всё же закончилось хорошо, и велосипед твой давно на месте, а завтра будет новый день, и он обязательно будет лучше.
Папа стал будить Олю, когда за окном только — только стало светать. Она совсем забыла, что вчера они решили пойти по грибы. Ура! Она никогда их не собирала. Обычно мама с папой ходили в лес сами, и к Олиному подъёму в прихожей уже стояли две до краёв полные корзинки. Но вчера родители решили, что дочка уже достаточно большая и выдержит долгую прогулку по лесу. К тому же они разрешили взять с собой Антошку, так что день обещал быть весёлым.
Оля, взглянув на букву Г на следующем кубике, побежала на кухню завтракать. Мама, не забывая про игру, пожарила гренки. Объеденье!
Сегодня все позавтракали очень быстро, ведь грибы ждать не будут! «Тот, кто рано в лес пришёл, тот грибы в нём и нашёл», — так любила шутить Олина бабушка.
Антошка в резиновых сапогах и дождевике ждал у калитки. Оля побежала ему навстречу и на дереве заметила галку, а мальчик издалека показывал найденную гайку — уже все включились в её игру.
По дороге дети вспомнили про гамак во дворе Антона и гараж Олиного папы. А ещё они оба решили, что буква Г напоминает согнутый гвоздь, и запомнить её очень легко.
В лесу папа сказал, что ходить друг за другом и охотиться за одним и тем же грибом будет глупо, поэтому надо разделиться. Но ни в коем случае нельзя терять друг друга из виду, чтобы не потеряться. Это только на первый взгляд кажется, что лес прозрачный и светлый. На самом деле он очень хитрый и опасный. Он заманивает, где ягодкой, а где цветком. Не заплутать и не сбиться с дороги порой не под силу даже взрослым, не то, что детям. Но на лесную хитрость Олечкина мама припасла свою: только сейчас Оля увидела, что в маминой корзине лежали голубые ленты!
— Мама, мы будем собирать грибы, а ты косы заплетать? — засмеялась девочка
— Вовсе нет, — улыбнулась мама, — вот смотри, я буду привязывать их к веткам деревьев и кустов, мимо которых мы пойдём. Так мы легко найдём дорогу обратно. Ты сказку про Мальчика-с-Пальчик помнишь? Ему дорогу домой указывали камушки, а нам помогут ленточки.
— Вот это да! — воскликнул Антошка. Он не знал теперь, что интереснее — украшать лентами лес или искать грибы!
Но тут Олин папа закричал:
— О-о-о, грузди!
И все, включая Антошку, побежали смотреть на эту белую семью, спрятавшуюся под сухими ветками.
Итак, охота началась! И хотя никто не упоминал о соревновании, но каждый хотел собрать больше всех!
У ребят дело продвигалось медленно: гриб не только нужно было найти, но ещё подбежать к маме или папе и уточнить, съедобный ли он. Так дети узнали, что грибы надо собирать очень внимательно, ведь ядовитый не только мухомор, который в каждой книжке нарисован, но и великое множество разных поганок, которые порой от съедобных не отличишь.
Папа первый наполнил свою корзину доверху и предложил вернуться домой. Уже порядком уставшие дети не возражали. Оказалось, что Олина корзинка была почти полная, а вот у Антоши — только наполовину. Сначала Оля обрадовалась, стала петь и прыгать на одной ножке. А потом посмотрела на мальчика и увидела: он был очень грустным, чуть не плакал. Тогда Оля молча взяла свою корзинку и отсыпала Антошке часть грибов, чтобы у них было поровну.
Домой все возвращались в прекрасном настроении и довольные собой.
А вечером, после ужина, к Оле пришёл Антошка и принёс огромный торт с шоколадной глазурью, который испекла его мама. Друзья вместе пили чай, и, виданное ли дело, — мама разрешила Оле съесть целых два куска!
Перед сном, укутывая девочку одеялом, мама ей прошептала:
— Видишь, моя сладкая, как важно уметь делиться! Ты не пожалела своих грибов для Антоши, а он принёс тебе твой любимый торт. А теперь спи, моя умница!
На следующее утро папа тихо вошёл в детскую и шёпотом сказал:
— Олечка, у нас мама заболела. Ночью поднялась температура. Доктор сказал, ей нужен покой, пусть она немного подремлет, хорошо? Мне надо в город, я постараюсь не задерживаться и вернуться как можно скорее. А ты будь умницей и не шуми, — он поцеловал дочку в макушку и вышел из комнаты.
— Дела-а-а, — подумала девочка. Ей стало очень жаль маму. Оля хорошо знала, что такое высокая температура. Прошлой зимой у неё была ангина — сильно болело горло и голова. Было то жарко, то холодно. Не хотелось ни играть, ни рисовать.
Оленька посмотрела на книжную полку. Грустно оттуда глядела буква Д.
— Ну, «домик на курьих ножках», — спросила девочка, — что делать будем?
Буква молчала, а у Оли в голове уже родился план по спасению мамы.
Но для начала надо было подкрепиться, и девочка решительно направилась на кухню. На столе стояла тарелка с драниками — любимое папино блюдо. Ты не знаешь, что такое «драники»? Это картофельные блинчики — очень вкусные!
«Какой у меня замечательный папа, — подумала Оля, — за маму переживает, а про игру в буквы не забыл».
Она полила драники сметаной и взяла вилку. Завтракать одной было грустно, и она решила искать букву Д, чтобы хоть как-то себя развлечь. Ага, вот и первая находка — дверь!
Эта дверь Оле очень нравилась — она была стеклянная, и папа много лет назад нарисовал на ней небо, солнце и море. В высоких волнах плескались дельфины. А потом Олечка увидела дрова, аккуратно сложенные у камина, и коробку с домино на каминной полке.
Незаметно закончились драники, и настало время действовать. В помощь девочка решила позвать Антошку и, выбежав на крыльцо, стала высматривать своего верного друга. Антошка уже был тут как тут.
— А у меня мама заболела, — сказала Оля, когда Антон зашёл к ней во двор, — и знаешь, я решила испечь ей блинчики! Она их очень любит. Я даже тесто сделать смогу, я много раз видела, как мама его делала! Вот будет сюрприз, представляешь!
— Здорово! Я думаю, она сразу поправится! — обрадовался Антошка.
И дети побежали на кухню. Тесто оказалось, и правда, несложным: кефир, яйца, мука и сахар — проще простого! Они взяли мамину сковороду, поставили на огонь, большой ложкой зачерпнули тесто и вылили в уже шипящее масло. Красота!
Друзья вдруг услышали, как совсем близко застучал дятел.
— Дятел! — закричал Антошка, — он на Д, представляешь? Побежали!
И дети устремились во двор посмотреть на эту длинноносую птицу в красной шапочке. Дятел, и правда, был совсем близко — на нижней ветке дерева, что росло недалеко от крыльца. Он был похож на маленького строителя в каске. Дети стояли, задрав головы, пока у них не начали болеть шеи. Тогда друзья поспорили, кто из них выше раскачается на качелях. И Оля, и Антон качались очень высоко. Им было так весело, что уже стало неважно, кто победил.
Вдруг Антошка сказал:
— Дымом пахнет. Смотри, дым — тоже на Д, — засмеялся мальчик, а потом вдруг закричал:
— Оля, блины!!!
Дети со всех ног бросились к дому. Когда ребята вбежали на кухню, она была полна едким дымом. Не было видно ни плиты, ни сковороды — один сплошной дым.
— Мамочка, — прошептала девочка.
Громко хлопнула входная дверь.
— Быстро на улицу! — с порога закричал папа. Он сбросил сковороду в раковину и стал распахивать окна. К счастью, ничего не загорелось, и Олин сюрприз не обернулся бедой. Несмотря на то, что дым довольно быстро выветрился, Оля ходила весь день чуть не плача. Ей было страшно от того, что они с Антошкой натворили.
А маме к вечеру стало лучше, она даже пришла к Оле почитать перед сном. Только сидела она сегодня не как обычно на постели девочки, а на стуле у окна, чтобы не заразить свою маленькую «повариху». Когда мама закрыла книжку, она сказала:
— Оленька, я знаю, что ты хотела меня порадовать, но запомни, детка, никогда не имей дела с огнём, хорошо? Это очень опасный зверь, который съедает всё на своём пути и никого не щадит. А сейчас закрывай глазки и спи.
Мама послала девочке воздушный поцелуй и ушла, а Оленька подумала, что она больше никогда без родителей не будет ничего зажигать, ведь это так страшно, когда дом в дыму…
Оля открыла глаза и смотрела на свои кубики. Следующими на полке стояли Е и Ё.
«Две сестрички, — подумала Оля, — одна ель, а вторая ёлка», — и улыбнулась: смешно получилось. Ей очень не хотелось сегодня вставать: в постели было тепло и уютно. Она смотрела на два сегодняшних кубика и придумывала слова, но кроме енота и ерша ничего придумать не смогла. «Да, непростые сегодня буквы», — расстроилась девочка и стала выбираться из-под одеяла. Она слышала, как за стеной уже весело о чём-то болтали папа с мамой, и поспешила к ним. Зайдя на кухню, Оля с надеждой на новое слово, спросила:
— А что сегодня на завтрак?
Папа рассмеялся:
— Еда!!! Заходи!
Оказалось, что и папе с мамой тоже было нелегко придумать слова на Е и Ё, но их это почему-то не расстроило. Глядя на улыбающихся родителей, перестала горевать и Оля. За завтраком папа рассказал, что есть на свете енот-полоскун. А полоскун он оттого, что свою еду — рыбку или моллюска — перед тем, как съесть полощет в воде.
— Вот как? — засмеялась мама. — А Оля ежевику не моет. Сорвёт с ветки и в рот.
— Она научится, — улыбнулся папа, а потом, заглянув в ежедневник, добавил: — к сожалению, мне пора, а вы тут без меня не скучайте.
Он поцеловал жену и дочку и уехал на работу, а Оленька посмотрела в окно и спросила:
— Мама, можно мы с Антошкой в лес пойдём погуляем, мы недалеко!
— Конечно, идите, только не забудьте к обеду вернуться, — вновь засмеялась мама.
Оля побежала во двор искать Антошку. Мальчик с радостью согласился составить ей компанию, и дети, весело болтая, направились в сторону леса. По дороге они собирали и ели чернику. Хвастались, у кого чернее язык и руки.
Войдя в лес, они неожиданно увидели маленького ёжика.
— Ой, какой хорошенький! — воскликнула Оля и взяла его на руки. Ёжик ни чуточки не боялся, наоборот, он доверчиво уткнулся носом в Олину ладошку и замер. Его колючки оказались совсем не острыми. Малыш был таким тёплым и беззащитным, что у девочки не было сил с ним расстаться и опустить в траву.
— Давай его себе возьмём? — спросила она у Антона.
— А разрешат? — засомневался мальчик.
— Так мы никому не скажем! Он будет жить в моей комнате, мы можем сделать дом из большой коробки. У меня есть! — глаза девочки сияли.
На том и порешили. Дети, окрылённые новой затеей, побежали к дому. Мама собирала в саду яблоки и не заметила, как ребята проскользнули в дом. Зайдя в детскую, Оля достала из-под кровати картонную коробку, в которой раньше жила большая кукла. Ножницами прорезала дверь и окно и с радостью показала ёжику его красивый дом. Весь день дети играли с новым другом — то укладывали его спать, то выгуливали по комнате.
Незаметно наступил вечер, и Антошку позвали домой. Вернулся с работы папа. Мама пригласила всех к ужину. Сегодня были котлеты и картофельное пюре. Очень вкусно! Олечка и о ёжике не забыла! Незаметно она положила полкотлеты в кармашек, чтобы угостить своего гостя. Вернувшись в комнату, она пыталась накормить ёжика котлетой, но зверёк был очень грустным — он не хотел ни есть, ни играть. Малыш был вялым и уставшим. Олечка решила, он хочет спать, и уложила его в коробку. А наутро ёжик совсем не хотел вылезать из своего дома. Он просто лежал и смотрел на Олю совсем грустными глазами. Малыш будто плакал. Вчерашняя котлета лежала рядом нетронутой.
Оле стало очень жаль маленького ёжика, она уже была готова рыдать. Что делать? Девочка понимала, что нужно звать родителей! Надо спасать малыша! Признаться в том, что она принесла из леса ежа, было страшно, но ещё страшнее было причинить ему вред. Олечка тихо вошла на кухню и посмотрела на родителей, которые как всегда мило шутили и смеялись.
— Что случилось? — встревоженно спросила мама, глядя на расстроенную девочку. — Ты заболела?
— Мамочка, я, наверное, сделала очень плохо! — Оля всхлипнула и заплакала.
— Не плачь, детка, объясни толком, что случилось?
— Я вчера принесла домой ёжика, я хотела, чтобы он жил со мной, а ему очень плохо!
Папа и мама поспешили в детскую. Папа сразу понял, что ёжик и вправду очень плох.
Он взял его на руки и понёс в лес, к маме-ежихе, веря в то, что она его обязательно вылечит. А Олина мама посадила девочку к себе на колени и сказала:
— Милая моя девочка, не надо ничего от нас скрывать, ведь мы тебе друзья, а не враги. И чтобы ни случилось, нам можно рассказать всё-всё, постарайся это запомнить навсегда. Сейчас иди порисуй, а в буквы давай уже поиграем завтра.
— А ёжик? Он поправится?
— Обязательно, ведь ты не побоялась сегодня о нём рассказать, а за один день с малышом ничего плохого не случилось. Он просто очень заскучал по дому, по маме. Я уверена, что он уже с аппетитом уплетает припасённую мамой змею или жирного червяка и рассказывает о своём путешествии в мир людей.
Оля, повеселев, села к столу и, достав цветные карандаши, начала рисовать.
Проснувшись на следующее утро, Оля стала разглядывать букву Ж. «Совсем как жук», — подумала девочка.
Она откинула одеяло и пошлёпала босыми ногами завтракать. На кухне за столом уже сидел папа и читал журнал. Журнал был толстым и, наверное, очень умным, ведь папа был очень серьёзным. Олечке журнал очень понравился, потому что на обложке красовалась огромная зелёная жаба.
У мамы тоже было сосредоточенное лицо, было видно, что она думает о чём-то очень важном. Но, несмотря на это, любимая мамочка не забыла об игре и на завтрак для Оли приготовила клубничное желе! И даже полила его шоколадным сиропом! «Жаль, что буква Ж только сегодня», — подумала Оленька, когда опустела тарелка. Облизав шоколадные пальцы и поцеловав маму и папу, она побежала к Антошке. Девочка надеялась, что верный друг не позволит ей скучать и придумает что-нибудь интересное.
Антошка качался в гамаке. Он смотрел в небо и напевал какую-то песню. В руках он крутил пачку жевательной резинки. Увидев Олю, мальчик спросил:
— Хочешь?
— Нет, мне мама не разрешает.
— Ну, тогда и я не буду, — примирительно сказал Антошка и спрятал жвачку в карман.
— Может, в лес? — нерешительно предложила Оля.
Антон усмехнулся и спросил:
— Хочешь лисят-волчат набрать? Мне от родителей за ежа знаешь как влетело!
— Давай больше не будем вспоминать, — попросила Оля, — я уже и так поняла, что нельзя деток с мамами разлучать. Пойдём просто погуляем, а?
Антошка согласно кивнул, и дети побежали наперегонки по знакомой дорожке. В лесу они нашли чудесную поляну. Она была солнечная и вся в цветах. Но самым удивительным оказалось то, что на этой поляне жило огромное количество бабочек! Было похоже, будто у них здесь собрание, и красавицы собрались обсудить что-то очень важное. Разноцветные бабочки сидели на больших жёлтых цветах и широких листьях, парили в воздухе — одним словом, они были везде. Оля никогда не видела так много бабочек сразу.
Сначала ребята зачарованно наблюдали за ними, а потом стали бегать по поляне, пытаясь поймать хотя бы одну, чтобы рассмотреть поближе. Но как они ни старались, у них ничего не получилось.
— Эх, жалко, сачка нет! — расстроенно проговорил Антошка.
А Оля вдруг сказала:
— Что-то есть уже хочется.
И правда, пока ребята носились по поляне, они успели сильно проголодаться. Находчивый Антоша не растерялся: увидев на краю поляны красивый ягодный куст, он закричал:
— Оля, смотри, там ягоды!!!
Что это были за ягоды! Загляденье! Крупные, красные. Весь куст был ими усеян так, что листьев не было видно. Голодным детям они показались вкуснее всех ягод на свете. К тому же Антон сказал, что он за раз может в рот больше ягод набрать. Оля, конечно, не согласилась, и дети стали наперегонки набивать рты лесными плодами.
Наевшись досыта, ребята решили поторопиться домой, пока их не хватились родители.
Ни с того ни с сего Оля вдруг как-то жалобно сказала:
— У меня, кажется, живот болит.
Антон остановился и прислушался к себе. Теперь и мальчику стало казаться, что у него тоже начинает болеть живот.
Чем ближе был дом, тем медленнее шли дети. У Олечки начала кружиться голова, и трава на обочине дороги казалась мягкой и тёплой. Она будто приглашала девочку прилечь. Но Антон не позволял Оле останавливаться, торопя домой.
Олин папа издали увидел еле плетущихся детей и побежал к ним навстречу. Он взял на руки ослабевшую Оленьку и понёс девочку домой. Антошку тоже уже встречали родители.
Дома папа положил Олю на кровать и весь день поил её какими-то лекарствами.
К вечеру живот почти прошёл, и даже голова перестала кружиться.
Перед сном, как всегда, мама читала Оленьке сказку, а когда она закончила, девочка тихо спросила:
— Мамочка, нельзя нам было есть эти ягоды, правда?
Мама улыбнулась, поцеловала её и ответила:
— Вот видишь, ты и сама всё поняла. А живот, который сегодня так сильно болел, тоже, кстати, на букву Ж. Спокойной ночи, любимая.
Утром Олю разбудил шум дождя за окном. Девочка открыла глаза: в комнате было непривычно темно — всё небо заволокли тучи. Она включила бра над кроватью и, глядя на сегодняшний кубик на полке, подумала, что буква З совсем как цифра три. «Интересно, а как взрослые различают, где три, а где З?» — размышляла девочка, собираясь вставать.
— Оленька, — из кухни донёсся звонкий голос мамы, — беги скорее завтракать!
Оленька ловко спрыгнула с кровати и побежала на кухню.
— Мамочка, а завтрак, как раз на З, — с порога заявила девочка.
— Да, доченька, и запеканка тоже, — улыбнулась мама, накрывая на стол.
Пока завтракали, дружно искали букву З вокруг. Папа сразу нашёл замòк в дверях, а Оленька вспомнила, что вчера вечером они с мамой читали сказку про принцессу, которая жила в за̀мке.
— А откуда ты знаешь, что в за̀мке, может, в замкѐ? — рассмеялся папа. За ним засмеялась и Оля, представив, как красавица принцесса в пышном белоснежном платье каждый вечер залезает спать в старый ржавый замо̀к. А потом мама нашла зеркало в прихожей и землю в цветочном горшке.
Когда с завтраком было покончено, Оленька стала отпрашиваться гулять.
— Оля, ну какое «гулять», — покачала головой мама, — посмотри: на улице дождь. Посиди дома, почитай-порисуй, ты так редко это делаешь в последнее время.
— Мамочка, ну, хоть капельку, пожалуйста! — взмолилась девочка. — Я вернусь и обязательно нарисую тебе большую-пребольшую картину, хочешь?
— Что с тобой делать! — рассмеялась мама. — Только обуй резиновые сапоги, надень дождевик и возьми зонт.
— Мамуля, а можно я возьму твой зонт? Я буду очень-преочень аккуратно! — попросила девочка.
— Конечно, дорогая! — разрешила мама и стала убирать со стола, а Оленька поспешила в прихожую, где у зеркала на крючке висел мамин зонт.
Это был не просто зонт! Он был самым красивым на Земле — так искренне считала Оля. В прошлом году папа привёз его из-за границы маме в подарок. Когда зонт был сложен, он был совсем маленьким и легко помещался в мамину сумку. Но стоило нажать круглую зелёную кнопку на ручке, как он плавно открывался и становился таким большим, что под ним от дождя могло бы запросто укрыться четверо, а, может, даже пятеро детей! И ещё он был очень красивым! На нём были крупные яркие цветы, и поэтому зонт издалека напоминал цветочную поляну.
Оленька была счастлива, что сегодня шёл дождь, и мама разрешила ей взять свой зонтик. Девочка быстро оделась и вышла на крыльцо. Дождь, и правда, был сильным. Она открыла зонт и смело шагнула в лужу у крыльца. Ей не были страшны ни лужи под ногами, ни дождь, льющийся сверху. Она, весело напевая, побежала к своему другу похвастаться зонтом и во что-нибудь поиграть в этот серый дождливый день.
Антошка сидел на кухне и смотрел в окно, когда увидел Олю под красивым ярким зонтом, вбегающую к нему во двор. Он был уверен, что подругу сегодня гулять не выпустят, и грустил, думая, что ему весь день придётся скучать у окна. Увидев девочку, он мигом оделся, схватил свой маленький детский зонтик и побежал во двор.
Во что можно играть во время дождя? Конечно, в лужи! Вот это забава! Ведь на ногах резиновые сапоги, а значит, по лужам можно бегать, прыгать, а главное — измерять глубину каждой! Дети хохотали и веселились, но внезапно сильный порыв ветра попытался вырвать из Олиных рук её красивый зонт. Она крепко держала его двумя руками, и тогда ветер рассердился и вывернул зонт наизнанку, помяв спицы. Натворил дел и улетел, как не было. Оля растерянно смотрела на сломанный зонт.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лето на полке предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других