1. Книги
  2. Искусствоведение
  3. Ирина Волкова

Искусство в лицах: портреты эпох от первобытных времен до наших дней

Ирина Волкова (2024)
Обложка книги

Перед вами увлекательное путешествие в мир искусства от первобытных времен до современности! Простым и легким языком авторы этой книги, университетские преподаватели Марина Иванова и Ирина Волкова, расскажут вам о портретном искусстве, как оно зародилось и менялось на протяжении веков, как менялся наш идеал красоты — от дородной палеолитической Венеры до подтянутых спортсменок ХХ века. Эта книга станет вашим проводником в искусстве разных времен и народов, а многочисленные цветные иллюстрации дополнят удовольствие от чтения. Также специально для книги авторы записали серии подкаста, доступные по ссылке в начале каждой главы. Читайте, смотрите, слушайте — погружайтесь в искусство!

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Искусство в лицах: портреты эпох от первобытных времен до наших дней» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Первобытное искусство

ПОДКАСТ «ИСКУССТВО В ЛИЦАХ». ВЫПУСК 1

https://www.litres.ru/audiobook/irina-volkova-329830/podkast-iskusstvo-v-licah-kontekst-i-epoha-vypusk-1-p-70011427/

Искусство первобытной эпохи — это искусство, которое создавали наши предки, жившие в каменном веке, когда главным материалом для изготовления орудий труда был, соответственно, камень.

Определить временные границы первобытного искусства сложно, поскольку мы располагаем слишком небольшим количеством памятников, разброс между которыми очень неравномерен. Условно, любой памятник старше 5–6 тысяч лет может считаться примером первобытного искусства, но существуют примеры и более поздние. Например, в Норвегии или в Западной Сибири находят петроглифы, относящиеся к I тысячелетию до нашей эры, когда цивилизация Древнего Египта уже приходила в упадок, а в Древней Греции создавались образцы для подражания будущих мастеров эпохи Возрождения.

Принято делить каменный век на три крупных периода — палеолит («древний камень»), мезолит («средний камень») и неолит («новый камень»). Они различаются характером отношений между человеком и природой.

Так, в период палеолита одновременно существуют разные виды людей; люди живут в пещерах и охотятся на мегафауну — мамонтов, шерстистых носорогов и других крупных животных.

Мезолит наступил, когда из Европы ушло покровное оледенение, то есть около 10–12 тысяч лет назад, в зависимости от региона. Вымерла мегафауна, пропала необходимость укрываться от диких зверей в пещерах, охотиться стало проще, были изобретены лук и стрелы. Люди стали селиться на берегах рек, которые давали им свежую воду и дополнительную пищу в виде рыбы и моллюсков.

Последний период ознаменован так называемой неолитической революцией — переходом от присваивающего хозяйства к производящему. Племена перестали полагаться только на охоту и собирательство, а стали сами разводить скот и выращивать культурные растения.

Как ни тяжела была жизнь наших предков в каменном веке, даже тогда у них уже было искусство. К сожалению, это одна из немногих форм передачи информации, существовавшая в те далёкие времена, а потому современным учёным особенно сложно изучать и как-то интерпретировать памятники. В своих исследованиях они часто обращаются к опыту современных традиционных обществ — племён, которые до сих пор живут по традициям каменного века. Считается, что их восприятие мира во многом похоже на то, каким оно было в далёкие доцивилизационные времена.

Рис. 1. Виллендорфская Венера. Ок. 26 тыс. лет до н. э.

Палеолитические Венеры

Портретов в современном понимании не встречается до Древнего Египта, но изображения людей как таковых стали появляться десятки тысяч лет назад, в палеолитический период, причём, как правило, в виде произведений пластики. Как ни странно, изображения мужчин практически не встречаются, а вот статуэток женщин найдено достаточно много.

Первая подобная статуэтка была найдена в 1860-е годы во Франции маркизом де Вибре. Обнажённая женщина с ярко выраженными половыми признаками, без лица и волос показалась ему очень вульгарной — ведь он жил в период правления королевы Виктории, максимально ханжеский в истории человечества. В противопоставление скромной греческой Венере он назвал находку Венерой распутной. Позже исследователи стали смотреть на её черты иначе и уже не считали её распутной, но имя Венера за подобными статуэтками закрепилось.

Самая известная из подобных фигурок — Виллендорфская Венера (рис. 1), уже ставшая частью массовой культуры. В знаменитом сериале «Молодой папа» кардинал с вожделением смотрел именно на нее, а позже исповедовался в этом. Однако археологи не перестают находить их тут и там — от Португалии до Западной Сибири. Все они имеют относительно небольшой размер — от 3–4 до 25–30 см, у всех гипертрофировано показаны грудь, живот, бёдра, вульва. У многих ноги образуют подобие клинышка — возможно, чтобы можно было воткнуть статуэтку в землю. При этом возраст у Венер самый разный — от 11 до 400 тысяч лет (Венера из Тан-Тана, рис. 2).

Мы не знаем точно, зачем наши предки создавали своих Венер, но можем предположить, что они символизировали плодородие. Не будучи сильны в биологии, первобытные люди видели, как женщины сами по себе производят новых и новых людей, и вполне могли считать их богинями или хотя бы наделять магическими свойствами (приятно так думать). Как бы то ни было, портретность в таких изображениях явно была вторичной, гораздо важнее было обозначить способность выносить потомство. Создание фигурок из камня, кости, дерева и других материалов, вероятно, казалось первобытным людям отличным способом повысить плодовитость женщин и как-то помочь увеличению численности небольших групп.

Рис. 2. Венера из Тан-Тана, Марокко. 500–300 тыс. лет до н. э. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9f/Venus_of_Tan-Tan_-_1.jpg

Пещера рук

Портрет — это один из способов оставить о себе память. В широком смысле, надпись «Киса и Ося были здесь» — тоже своего рода портрет.

Но и до изобретения письменности люди пытались оставлять свои «подписи» — через отпечатки рук, которые встречаются во многих пещерах в виде панно из пятен одинакового размера (например, в пещере Шове, рис. 3).

Рис. 3. Отпечатки рук в пещере Шове, Франция. Ок. 34 тыс. лет до н. э.

Представляется, что это могло быть подобием доски почёта, на которой оставляли подпись самые достойные. А может, и не только — точных сведений о мотивах первобытных художников нет.

Наиболее ярко этот обычай выражен в Пещере Рук в Аргентине (рис. 4). Руки читаются здесь лучше, поскольку отпечатки оставлены путём распыления краски поверх ладони. Краску набирали в трубочки из стеблей растений и дули в них, направляя на стену, к которой прижимали руку.

Рис. 4. Пещера Рук, Аргентина. 11–6 тыс. лет до н. э.

Интересно, что многие отпечатки имеют неполный набор пальцев. Трудно поверить, чтобы на протяжении нескольких поколений члены проживавших здесь общин в таком количестве случайно лишались пальцев. Может быть, имел место какой-то обряд, в результате которого пальцы отрубали. Возможно, этот обряд был частью инициации молодых охотников, а может, знаком уважения к старейшинам. Так или иначе, подойдя к стене, любой человек мог «прочитать» привет от своих предков и, возможно, оставить свой привет потомкам. Чтобы они потом ломали голову, куда же подевались его пальцы.

Быки, олени и собаки

Изображения людей в палеолите встречаются крайне редко потому, что основной мотив наскальной живописи — это животные. Пожалуй, изображения животных даже в большей мере могут претендовать на звание портрета эпохи, чем немногочисленные изображения людей.

В рамках одной из этнографических экспедиций учёные познакомились с племенем, не знавшим цивилизации (такие общества как раз называются традиционными). Они изучали быт и культ племени, записывали за ними и фотографировали их и их повседневные дела. Когда экспедиция подошла к концу и учёные засобирались домой, местные жители забеспокоились: «На кого же мы будем охотиться, если вы увезёте всех наших зверей?» — они считали, что фотографии животных и есть животные. Это прекрасная иллюстрация того, как в первобытном обществе воспринимались изображения, она помогает понять, зачем нужны были многочисленные рисунки зверей на стенах пещер.

От животных зависела жизнь наших предков: на них охотились ради мяса и шкур, из костей делали орудия и статуэтки; животные могли нападать на человека, а могли быть его верными помощниками. Очень важно было привлечь как можно больше добычи и по возможности отвадить хищников от стоянок, и добиться этого пытались именно через их изображения.

Живопись палеолита на удивление яркая и правдоподобная: в ней даже есть объём и динамика, попытка передать движение, а пропорции невероятно точны.

Очень ярко это выражено на стенах пещеры Ласко во Франции, где лошади, олени, носороги и другие лесные жители будто бы бегут вглубь пещеры, обгоняя друг друга (рис. 5).

Рис. 5. Пещера Ласко, осевая галерея. 16,6–13 тыс. лет до н. э.

Рис. 6. Пещера Альтамира. 13,5–11,5 тыс. лет до н. э.

Рис. 7. Пещера Ласко, Человек и бизон. 16,6–13 тыс. лет до н. э.

Другой пример мастерской работы художника каменного века — быки в пещере Альтамира (рис. 6). Для создания образов быков использованы охра и уголь. Стоящие, бегущие и отдыхающие быки изображены в объёме, который создаётся за счёт светотеневой проработки мышц животных и подчёркивается размещением фигур на естественных выпуклостях поверхности камня.

Бык или бизон — вообще наиболее часто встречающееся животное в искусстве как первобытных племён, так и древних цивилизаций, поскольку именно эти животные давали человеку и мясо, и молоко, и шкуры; в то же время бык был опасен, если его разозлить. Последний тезис прекрасно иллюстрирует наскальный рисунок из пещеры Ласко: там человек разозлил быка, выпустив ему кишки копьём, но не убив до конца, за что бык убивает человека (рис. 7) — невероятно драматично! Кстати, изображение в наскальной живописи палеолита человека целиком — большая редкость, чаще можно встретить части тела или получеловека-полузверя. На нынешний день человек из Ласко — чуть ли не единственное обнаруженное изображение такого типа.

Другое животное, с давних времён сопровождающее человека, — это собака. Конечно, эта дружба нашла отражение и в искусстве. Правда, уже не в палеолите, а в мезолите — когда жизнь людей стала проще, а животные, на которых они охотились, мельче.

В этот период получают распространение изображения сцен охоты. Наконец уделяется внимание не только животным, но и собственно людям. И собакам. Прекрасный пример — наскальные изображения из ущелья Альпера в Испании (рис. 8).

Рис. 8. Ущелье Альпера, мезолит https://i.promecal.es/IMG/2013/FD1B019A-EE22-81F3-9D7CA325A2BD4449.JPG

Рис. 9. Петроглифы с изображением оленей в загоне. Норвегия, Альта. Ок. 5000 лет до н. э.

Бесы

Самый близкий к нам период каменного века — неолит. С точки зрения искусства, это период расцвета петроглифов — рисунков, выцарапанных на камнях. Это очень долговечные памятники, практически не подверженные воздействию времени, а потому их сохранилось довольно много. Особенно распространены они на севере Европы — в России и в Скандинавии.

На этих рисунках можно найти уже знакомые сюжеты — животных, сцены охоты, — но также появляются изображения новых изобретений — изгороди, за которой пасутся одомашненные олени (рис. 9), лодок, лыж и даже телеги (рис. 10).

Что касается «портретов», то помимо людей и животных на петроглифах присутствуют так называемые «бесы» — более крупные, чем другие объекты, антропоморфные существа.

Как несложно догадаться, своё прозвище они получили уже в современный период истории, когда на территории древних поселений пришло христианство.

Интересный пример беса — петроглиф мыса Бесов Нос на берегу Онежского озера (рис. 11). Помимо лебедей, ящериц и оленей, на скале выцарапан огромный, около 2,5 метра в длину, человекоподобный монстр. По оси его тела проходит трещина, которую в районе его рта пересекает ещё одна трещина — исследователи предполагают, что через неё беса могли «кормить». Любопытно, что петроглиф перекрывается православным крестом — его, судя по всему, добавили в композицию монахи близлежащих монастырей уже в XVI–XVII веках, чтобы «обезвредить» беса.

Несмотря на кажущуюся примитивность первобытного искусства, оно всё же весьма интересно и разнообразно. А образы, возникшие тысячи и десятки тысяч лет назад, повлияли на последующее искусство и влияют на него до сих пор.

Рис. 10. Петроглифы с изображением лодок, солнечного диска, лыж и телеги. Тромсё, Норвегия. Ок. 5000 лет до н. э.

Рис. 11. Петроглифы мыса Бесов Нос. 3500–1500 гг. до н. э.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Искусство в лицах: портреты эпох от первобытных времен до наших дней» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я