1. книги
  2. История России

Без права на престол. Как расцвели и погибли пять великих династий

Ирина Белова (Флиера) (2024)
Обложка книги

Закономерности, причинно-следственные связи, планы или случайности, удача, черные лебеди: что правит историей государств и каждого из нас? Может ли выбор одного правителя определить будущее поколений? Или это иллюзия? В своей новой книге «Без права на престол» сценаристка и историк Ирина Белова-Флиера погрузит нас в историю пяти великих европейских династий, чьи судьбы связаны невидимыми нитями гораздо крепче, чем мы помним из школьного курса истории. Иван Грозный, Елизавета I, Мария Стюарт, Филипп II, Екатерина Медичи, Франциск II Валуа — все они современники, оставившие яркий след в истории, но мистическим образом не оставившие потомков. Ни одному из героев этой книги не удалось оставить после себя наследников, которые могли бы по-настоящему продолжить род на сотни и сотни лет. Почему династии одна за другой ушли в небытие почти сразу после зенита славы? Почему у них не было будущего? Или все‑таки был шанс и его упустили? Вглядываясь вместе с автором в переплетения судеб, в параллельные жизни правителей самой яркой эпохи в истории, в их надежды и то, как они выбирали и ошибались, мы сможем воссоздать прошлое как объемную реальность и, возможно, разгадать тайну выбора, тайну судьбы правителей и тайну судьбы каждого человека. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Без права на престол. Как расцвели и погибли пять великих династий» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава третья. Проклятый предок

Герардо ди Джованни дель Фора, портрет Пьеро де Медичи, 1494 г.

Иван, сын великого князя Московского Василия Третьего родился на 11 лет позже Екатерины. Он с рождения видел мир — иконописный, Горний мир смотрел на мальчика со стен Успенского собора. Богословие в образах, которые окружали, сияли нежным светом при свечах. И угрожающие тени на огромной фреске Страшного Суда на западной стене. Мальчик подрастет и узнает — это фрески. От итальянского слова fresco — «свежий». Еще одна техника, которую использовали иконописцы, — темпера, от итальянского temperare — «смешивать». И Боттичелли смешивал пигментные краски с желтком или клеем, как это делали Дионисий, Рублев. Екатерина Медичи подрастет и однажды задержит взгляд на стене виллы Лемми, рассматривая прозрачное творение Боттичелли, где «Венера и три грации преподносят подарки молодой женщине».

Маленький Иван никогда не видел лица своих предков. Как выглядел его дед? А прадед? Портретов не заказывали Рюриковичи. Не заказывали и не писали. Екатерина знала всех своих предков в лицо.

Они смотрят на нее с портретов. Изображения в профиль были особенно популярны в эпоху Возрождения. Екатерина угадывает в лицах родственников свои черты.

На этого человека она особенно похожа. По крайней мере, так говорят: у нее дедушкины глаза. Как жаль, он совсем не такой славный, как прадедушка Лоренцо Великолепный, главный покровитель Возрождения.

Деда Екатерины, которого назвали Пьеро, вовсе звали Невезучим или, того хуже, Пьеро Глупым. Флорентийцы его невзлюбили.

В борьбе за власть он использовал яд и за измену был изгнан из города вместе с семьей. Пьеро жил в Венеции, но планировал вернуться и взять власть в свои руки, но не успел — утонул. Потому и Невезучий. Семья Медичи уже без проклятого всеми Пьеро вернулась во Флоренцию незадолго до рождения Екатерины — в 1512 году. Не вникая в подробности, даже ребенку можно было понять главное: опасные все-таки люди флорентийцы, сегодня любят, а завтра захотят убить. Можно ли им доверять?

Чужая любовь проходит в один миг. Быстрее, чем высыхают капли после дождя на каменных мостовых Флоренции.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я