Драконы в архитектуре модерна

Ирина Антипина, 2022

Этот фотоальбом – продолжение исследований автора по символизму стиля модерн. На этот раз главным героем стал дракон. В книге представлены фотографии драконов, украшающих здания стиля модерн в разных городах Европы – Санкт-Петербурге, Хельсинки, Риге, Праге, Познани, Париже, Милане и многих других. Рассматриваются мифологические и символистские истоки появления образа дракона в архитектуре модерна. Фотоальбом демонстрирует общность декора архитектуры начала ХХ века в разных странах. Издание адресовано искусствоведам, историкам архитектуры и всем, кто интересуется искусством начала ХХ века.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Драконы в архитектуре модерна предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Образы природы в декоре стиля модерн

Рубеж XIX-XX вв. — период развития модерна в архитектуре — время мощного культурного подъёма в Европе, когда искусство заново переосмысливало предшествующие эпохи. В сферу переосмысления втягивались самые разные, подчас несовместимые, культурные традиции — античная, древнеегипетская, восточная, древнескандинавская, кельтская… Из этого синтеза возникал новый мир, рождение которого происходило и в реальной жизни — мир XX века — единый и противоречивый одновременно.

Идея жизнестроительства, занимавшая на рубеже веков умы писателей и художников, как нельзя более полно воплотилась в творчестве архитекторов, создававших новый мир буквально собственными руками. Архитектура внедряла в жизнь людей технические новинки (лифт), новые материалы (железобетон, силикатный кирпич), наконец, новый подход к самому жилищу, которое становится удобным, светлым, красивым. Утилитарные предметы (мебель, элементы интерьера) превращаются в прекрасные произведения искусства. «Надо, чтобы красота сопровождала вас повсюду. Надо сделать жизнь, которая прежде всего уродлива, — прежде всего прекрасной» (З. Гиппиус)1, — вот главная идея времени и главная особенность модерна: в отличие от предшествовавших эпох, он не отражает действительность, а создаёт её.

Это делает модерн самым необычным стилем в мировой архитектуре. Необычность проявляется уже в его названиях: ни у одного направления в искусстве их не бывало так много. Ар нуво, югенд, сецессион, либерти… Многообразие определений отражает многоликость явления. В каждой стране модерн особенный. Тем интереснее находить общие мотивы: ведь это то, что объединяет разные культуры.

В архитектуре символизм модерна проявляется в декоративном убранстве зданий. Ведущим мотивом здесь становится природа. Вместо привычных героев античности на фасадах появляются многочисленные представители животного и растительного мира.

Конечно, образы природы и раньше использовались в архитектуре. Но значение каждого было чётко определено и заранее известно. Так, лев и орёл выражали могущество, лавр — славу, дуб — силу. Архитектура не выходила за рамки веками складывавшейся символики, основанной на античности. Модерн эти каноны нарушает, обращаясь к самому широкому спектру мифов — от давно вошедших в европейскую культуру античных до экзотических и малоизвестных египетских, индийских, скандинавских и кельтских. На фасадах появляются доселе неизвестные архитектуре звери — собаки, кошки, лисы, медведи и… драконы.

Появление дракона в числе существ, «населяющих» фасады модерновых зданий, подтверждает символичность образов в декоре модерна. Дракон — мифологическое существо, похожее на змея, возникло ещё до сотворения мира и было связано со стихиями и хаосом. Согласно древнескандинавским мифам, дракон по имени Нидхёгг обитает в корнях Мирового дерева Иггдрасиль и беспрестанно подгрызает их, разрушая основу мироздания. В европейских культурах дракон считался воплощением злой неуправляемой энергии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Драконы в архитектуре модерна предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Гиппиус З. Н. (под псевдонимом Антон Крайний). Современное искусство // Антон Крайний. Литературный дневник. — СПб.: изд. М. В. Пирожкова, 1908. — С. 68.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я