Он старше неё на двадцать лет, но это не мешает им идти навстречу друг другу через годы и расстояния. Встречи, разлуки, готовность пожертвовать многим ради любви. И всё же разница в возрасте неожиданно останавливает его и превращается из простой условности в пугающую разницу во времени.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Разница во времени предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Ирина Бухарина
Разница во времени
2017
РАЗНИЦА ВО ВРЕМЕНИ
( Маленькая, несовременная повесть о любви)
Командировка подходила к концу. И хотя Ольга ужасно соскучилась по дому, жаль было расставаться с такой великолепной в эту весеннюю пору Москвой. Этот город она любила всегда. Но бывать здесь в мае ей, кажется, никогда не приходилось, поэтому такой, как сейчас, она Москву никогда не видела. А, может быть, бывала и видела, но в обычной московской спешке просто не замечала то, что увидела нынче. А, может быть, просто весна в этом году была необычной. Необычность для Ольги заключалась в том, что город встретил ее каким-то особенным, невиданно-бурным цветением всего, что только может цвести. Но к своему удивлению, Ольга заметила, что не пышная, сотворенная руками человека, красота ее поражала, не роскошное разноцветье тюльпанов в центре, а неподвластное никакой силе буйство одуванчиков, которые сначала осторожно полезли на окраинах, во всех углах и закоулках, а дальше, не смотря на усилия дворников, зацвели и вроде бы в совсем неподходящих местах, тесня и забивая своей наивной деревенской красотой интеллигентные, гордые цветы-горожане.
Ольга с радостью видела солнечные островки в клумбах у Большого театра, обнаружила целое золотистое поле, из которого огромным стеблем росла Останкинская телебашня, с умилением сопоставляла неприхотливый земной цветок с достижениями народного хозяйства, которые демонстрировались в павильонах выставки, лежащей на одуванчиковых полянах.
От всего этого Москва стала ей как-то ближе. Маленький цветок, похожий на солнце, непостижимым образом соединял в ее сознании два города, Москву и тот, в котором жила, в один родной дом.
ХХХ
В гостинице, где их поселили, Ольга подружилась с женщиной из Тамбова, заядлой театралкой. Чуть ли не каждый день по вечерам она бегала по Московским театрам, покупая билеты с рук, перед началом, и редко в театральных кассах. Ольга удивлялась ее целеустремленности, но и сама пару раз бежала следом, узнав, что спешит подруга на спектакль, о котором дома придется только мечтать.
Ольга провожала новую знакомую на вокзал и, расставаясь, они все говорили о какой-то театральной премьере, а потом у нее в руках оказались два билета в театр, врученные ей подругой на прощанье.
Утром, в день спектакля, Ольга с огорчением обнаружила, что в театр не успеет, предстояли неотложные дела, связанные с окончанием командировки, да и ехать надо на другой конец Москвы. Как ни пыталась рассчитать время, понимала, что его не хватает.
Перед тем, как ехать на работу, подошла к репертуарному плану театров на май, вывешенному в фойе гостиницы. Хотела приколоть билеты на радость какому-нибудь счастливчику и уйти. Уже достала билеты из сумки и прикидывала, куда бы их лучше пристроить, как услышала сзади насмешливый мужской голос:
— Девушка, если вы нашли театральные билеты, не ищите владельца, считайте, что вам повезло, и идите в театр сами.
Ольга быстро обернулась и со словами:
— В таком случае можете считать, что повезло вам, — протянула билеты мужчине в сером костюме.
Он непонимающе посмотрел на нее:
— Простите, ради бога, я пошутил. Может быть, в самом деле найдется хозяин.
— Да в том-то и дело, что я хозяин, вернее хозяйка, — смешалась Ольга, — но в театр не успеваю, хотя ужасно хотела посмотреть этот спектакль, — стараясь как можно короче и понятней объяснить, быстро сказала она.
— А что там? — полюбопытствовал мужчина.
— «Мудрец» в Ленкоме.
— Да, я видел. Классная вещь.
— Жаль, что вы видели, — огорчилась Ольга, — билеты наверняка пропадут.
— Я бы в общем-то мог еще раз посмотреть, — замялся мужчина, — ну, давайте.
Он полез в карман за бумажником:
— Сколько там с меня?
— Нисколько. Все. Я очень спешу.
Ольга сунула билеты мужчине и пошла к выходу. Но он догнал ее и пошел рядом.
— Нет, простите, вы уж, пожалуйста, возьмите деньги.
Ольга остановилась.
— Мне билеты подруга подарила, знает, что я этот театр очень люблю. А сама уехала. Понимаете? А я не успеваю. И так, и этак рассчитывала, но не успеваю. Так что не стоит беспокоиться. Счастливо!
Она вышла из гостиницы, но он снова догнал ее.
— Вы на автобус? Мне по пути. Знаете что? Давайте, я подожду вас у театра. Может быть, вы успеете. А, если что, билет с руками оторвут перед началом.
— Ладно, попробую. Мой автобус.
На подножке, не надеясь на память, оглянулась, чтобы запомнить мужчину, но кроме серого костюма и среднего роста ничего не разглядела и не запомнила. В автобусе отключилась, и полетел в заботах еще один московский день.
ХХХ
Когда завершились дела, Ольга вспомнила о театре, глянула на часы и подумала:
— Чем черт не шутит, а вдруг успею.
Уже в метро, поняла, что неизбежно опаздывает. Но, как это бывает, все же в тайне надеялась, что успеет, что, может быть, начало спектакля каким-то чудом задержится, или, возможно, часы спешат. Она на всякий случай переспросила у кого-то время и только убедилась в точности своих часиков. И тогда стала уговаривать себя не торопиться, и, раз уж не попадает в театр, пойти и спокойно прогуляться по вечерней Москве.
Но как только вышла из электрички, тут же побежала по вверх эскалатору, задевая стоящих на ступеньках людей и все-таки надеясь успеть. На выходе из метро нос к носу столкнулась с мужчиной в сером костюме. Ольга даже удивилась, что сразу узнала его.
— Опоздали? — спросила она, хотя и так все было ясно.
Он обреченно улыбнулся и покачал головой.
— А вы что же? — снова спросила Ольга.
— А я все ждал вас, а потом и сам опоздал. Не пустили.
Он засмеялся.
— Вы меня простите, что я втянула вас в эту авантюру, и вы зря потратили время, — стала извиняться Ольга.
— Ничего. Отвлекся от всяких мыслей. Давайте хоть погуляем, раз театр не состоялся.
— Давайте, — согласилась Ольга, — я и сама, честно говоря, уже на театр почти не рассчитывала и хотела пойти прогуляться.
— Вот и хорошо, что наши желания совпали, — обрадовался мужчина.
— Только у меня два предложения. Во-первых, давайте будем гулять по направлению к гостинице, а во-вторых, по дороге вы восполните мой пробел в области театра и расскажете о спектакле, который мне посмотреть не удалось и который вы, как мне сказали утром, уже видели.
И они пошли по вечерней майской Москве, то шумными, широкими улицами, то бульварами, то тихими малолюдными переулками, и он рассказывал ей о Ленкомовском «Мудреце» — о звездном составе актеров, об оригинальном оформлении сцены, о гудящей печи, из которой на глазах зрителей выбивается пламя, об огромных, опускающихся по ходу спектакля люстрах, о блестящей Чуриковой в каркасной юбке и не уступающем ей молодом артисте, имя которого забыл, об аплодисментах восторженных зрителей… Сначала он рассказывал о спектакле, потом о Ленкоме, потом о театре вообще, потом об улицах, которыми шли, об архитектуре, живописи… Он говорил интересно, увлеченно, вроде бы и не интересуясь, слушают ли его, как будто себе рассказывал.
А Ольга шла рядом и сбоку старалась разглядеть, наконец, человека, с которым так странно свел ее случай. Она с легкостью доверилась ему, ей было приятно отключиться от всех дел и забот и просто так идти по сияющим рекламой улицам вечерней Москвы вместе с этим уверенным в себе, но по сути совсем не знакомым ей человеком. И это тоже было странным. Казалось, будто, как в детстве, идет она рядом с отцом, защищенная и отгороженная от всего мира его широкой спиной и крепкими руками. Мужчина и правда был немного похож на ее отца. Такой же невысокий, коренастый, с добрыми глазами под чуть нависшими веками, такие же морщинки у рта. Только отец постарше. Хотя возраст людей она всегда определяла с трудом.
Он неожиданно резко остановился, посмотрел на нее и спросил:
— Да, как вас зовут?
— Ольга. А вас?
— Антон. Или Антон Петрович, если хотите.
— А откуда вы столько знаете о Москве? — спросила она.
— Когда-то, лет двадцать назад, я учился в Москве да и живу недалеко, так что бываю здесь часто. А вы?
— А я редко и в основном проездом. Потому что добираться от нас, из Сибири, далековато. Даже во времени разница три часа.
— Красиво как! Завтра праздник, — Ольга решила переменить тему. Рассказывать о себе не хотелось. С чего бы? Да и судьба Антона Петровича, если честно, ее не интересовала.
— Кстати, мне нужно завтра к родственникам ехать. Новый дальний район. Может быть, вы мне подскажете, как быстрее добраться, ведь вы хорошо знаете Москву.
— Нет, как раз новые районы я знаю плохо. Давайте по схеме метро посмотрим, куда вам ехать.
Он достал из кармана свернутую каким-то замысловатым образом схемку, и Ольга увидела лежащие в ней театральные билеты.
— Так вы все-таки их никому не продали?
— Я же сказал, что вас ждал до последнего.
— Ну что ж вы так. Хоть кого бы — нибудь осчастливили.
— Да как вам сказать… Хотел было, да представил, как вы будете спешить, придете к театру, а вас никто не ждет, и спектакль уже начался. Не знаю…
— А ведь правда, — подумала Ольга, — совсем бы мне стало грустно и одиноко.
А Антон Петрович продолжил:
— Лицо ваше представил огорченное, как утром, когда билеты мне отдавали…
Ольга улыбнулась.
— Пожалели, значит?
— Как хотите понимайте, — помолчав, ответил Антон, — Дочь у меня вроде вас. Наверное, чуть помоложе. Тоже вот все на лице написано, и радость, и беды ее глупые. Да ведь это они только для меня глупые, а для нее — конец света.
Они посмотрели друг на друга и засмеялись.
— А билеты эти предлагаю поделить в память о нашей встрече. Будете в Твери, звоните, с дочерью познакомлю, она у меня тоже театралка заядлая. Вот я здесь на билете номер телефона запишу, домашний.
— А вы тоже звоните, если придется у нас побывать. Только дома телефона нет, так что номер рабочий.
Они расстались в фойе гостиницы и, поднимаясь в лифте на свой этаж, Ольга думала:
— Встречаются же такие приятные, интеллигентные, образованные люди, которым все интересно на свете, с которыми так легко и увлекательно разговаривать, не смотря на разницу в возрасте.
Она была уверена, что больше они никогда не встретятся.
ХХХ
А назавтра было Девятое Мая. Утром Ольга поехала к Большому театру. Бродила по улицам, потрясенная, вглядываясь в лица пожилых людей с наградами на груди, с табличками, где значились название фронта и номер части, как будто пытаясь что-то увидеть, что-то разглядеть в этих лицах, отпечаток ли подвига, который они совершили, радость ли встреч через многие годы или что-то еще, о чем не пишут и не говорят. Это был их день. Старики с детьми и внуками гуляли по городу, обнимались и молодели при встрече с однополчанами, плакали, вспоминая погибших. И Ольге было жаль до слез, хотелось обнять и приободрить тех одиноких старых вояк, что растерянно озирались, но не находили никого из своих.
Она бродила так полдня, потом купила торт и, уставшая, с коробкой в руках, затерлась в вагон электрички и пилила куда-то на край Москвы к родственникам, неделю назад уговорившим ее приехать в гости.
Кое-как отыскала дом среди высотных новостроек, но дверь квартиры никто не открывал. Ольга позвонила несколько раз, и только тут увидела возле самой ручки, записку. « Срочно уехали к теще. Будем завтра.»
— А завтра я уезжаю, — подумала Ольга и отправилась восвояси.
Бродить по Москве с тортом в руках было неудобно. Ольга решила перекусить в гостинице и снова влиться в праздничные толпы. У стола администратора увидела Антона.
— Здравствуйте, Антон Петрович. Я рада вас видеть. Поздравляю с праздником, — окликнула Ольга.
— Здравствуйте, Оля, — он оглянулся и показался ей каким-то расстроенным.
— Представляете, а родственники мои уехали в Калугу. Я проискала их дом полтора часа и столько же добиралась назад. А теперь вот так же, как вчерашние билеты, пропадает торт. Вот какая я невезучая.
Ей захотелось, чтобы их огорчения сравнялись, и чтобы он не был таким грустным. Но Антон заговорил с ней прежним, чуть насмешливым тоном, который так не вязался с его тоскующими глазами.
— Простите за нахальство. Но я бы и сегодня мог вам помочь, если вы не возражаете. Тем более что у меня есть прекрасный кофе, который мне пить категорически запрещено, но в честь праздника я специально для вас постараюсь воспроизвести рецепт фирменного кофе по-антоновски.
— Да, кофе по-антоновски я, пожалуй, не пивала, — стараясь соответствовать его интонации, — сказала Ольга. — Ну, что ж, я пошла резать торт, а вы тащите свой кофе в мой номер.
ХХХ
Кофе оказался обыкновенным растворимым. И готовил его Антон Петрович в общем-то известным способом, взбивая порошок с сахаром и каплей воды до белой пены и только потом заливая кипятком. Но главное, как он говорил, заключалось в добавлении к кофе особого состава, который находился у него в зеленой солдатской фляжке.
Все время, пока Антон Петрович готовил кофе, Ольга смотрела на него и пыталась уловить перемену, которая как будто произошла с ним после вчерашнего дня. Вчера он был как будто весь в себе, этакий всесторонне образованный интеллигент, благородный отец семейства. Сегодня как бы помолодел, будто расслабился после трудного дела. Вместе с тем, ей показалось, что сквозь некоторую напускную раскованность проступает старательно скрываемая сосредоточенность на чем-то своем, не доступном вроде бы для ее понимания.
Меж тем Антон Петрович с галантным «Прошу вас» подал ей кофе в казенном граненом стакане и примостился напротив на неудобном гостиничном стуле.
— А ваши ценные добавки вы забыли, — сказала Ольга, указывая на фляжку.
— Оля, вы наивны до умиления. Что может быть в подобной посуде? — полусерьезно проговорил Антон Петрович.
Видимо, на ее лице отразились поочередно все стадии угадывания, потому что Антон Петрович хмыкнул:
— Да-да, вы наконец-то догадались. Здесь натуральный, чистейший спирт. Я налью вам чуть-чуть, а сам, если вас это не будет шокировать, выпью так. Тем более, что есть повод.
— Вы же обмолвились, что вам нельзя, — Ольга уже слегка пожалела, что пригласила в номер практически незнакомого человека.
— Это кофе нельзя, а спирт сегодня можно, — сказал Антон Петрович и залпом выпил спирт, аккуратно налитый им в колпачок фляжки.
Ольга еще не притронулась к кофе. Думала, видел бы муж, как проводит она этот день с малознакомым мужчиной за фляжкой спирта.
— А ведь я здесь сегодня, Оля, как это выразиться, отца своего нашел, — заговорил Антон.
И такая боль почудилась ей в его голосе, что Ольга замерла и уставилась на него, не мигая.
— Он погиб в начале войны. Я и не помню его почти. Два года мне было. И даже фотографии у нас не осталось. Была в паспорте, на военном билете, а у нас не осталось. В похоронке, мать ее хранила, скупо сказано — погиб в боях под Москвой. После войны мы запросы делали, но бесполезно, никто ничего нам о его гибели сказать не мог. И вот недавно, представляете, юные следопыты школы одной подмосковной письмо нам прислали. Отзовитесь, мол, родственники, муж и отец ваш погиб героем, найдены его документы, а девятого мая в школе музей его имени открывается. Приезжайте, если сумеете, на открытие.
И поехал я сегодня в ту школу. Ребятишки цветы вручили, рапорт мне отдают. А потом повели меня в зал, где музей открылся. Я волновался вообще-то, — Антон Петрович замолчал и глубоко вздохнул, — а как в тот зал вошел, совсем меня затрясло. На стене фотографию увидел. Меня к ней сразу как магнитом потянуло. Смотрю, а на карточке этой вроде я, только моложе лет на двадцать. Мать говорила, что мы похожи… Вот так, — и он замолчал, глядя куда-то в окно.
Ольга незаметно вытерла рукой слезу, медленно сползающую по щеке.
Потом они молча допили кофе, и Антон Петрович, заглянув в покрасневшие глаза Ольги, спросил:
— Сколько же вам все-таки лет, что так близко к сердцу принимаете вы чужую боль?
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Разница во времени предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других