Ломоносов для русской истории – личность уникальная. Не только потому, что это ученый мирового уровня, не только из-за разносторонности его знаний и интересов, но и в силу исключительности его судьбы. Сын черносошного крестьянина, он поднялся до самых верхов. Он стал почетным членом нескольких прославленных академий. Знатнейшие вельможи русского двора считали за честь дружить с ним. Две императрицы охотно с ним беседовали. Между школьными учителями порой возникают споры: в чьем классе вешать портрет Михаила Васильевича Ломоносова. Ведь он был и физиком, и химиком, и математиком, и минералогом, и приборостроителем, и историком, и литератором… Даже в классе рисования его портрет был бы уместен, ведь Ломоносов создал значительное количество великолепных мозаик. Есть в биографии великого русского ученого нашлось место и причудливым гипотезам. Мог ли Ломоносов быть сыном Петра Великого? Правда ли что к его смерти причастна Екатерина II? Читайте об этом в новой книге серии «Самая полная биография». В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ломоносов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Главные люди в жизни Михаила Ломоносова
Ломоносов Василий Дорофеевич (1681–1741) — отец ученого. Брал мальчика с собой в плавания, научил преодолевать трудности. Стремления сына к знаниям не разделял.
Сивкова Елена Ивановна (ум. в 1720 году) — мать Михаила Ломоносова. Была дочерью псаломщика. В отличие от мужа была грамотной и отдала своего маленького сына в обучение к деревенскому дьячку.
Дудины — братья Василий, Егор, Осип — предприниматели из Архангельска, умные, деловые, образованные, творческие люди, владельцы хорошей библиотеки. Позволяли пользоваться своими книгами юному Михайло и даже отдали ему после долгих просьб два учебника — «Арифметику» Леонтия Магницкого и «Грамматику» Мелетия Смотрицкого. Впоследствии Ломоносов отдал «долг», устроив поступление в академическую гимназию сына Осипа Дудина — Петра.
Герман (Копцевич) (1685–1735) — настоятель Заиконоспасского монастыря и ректор Славяно-греко-латинской академии, впоследствии — архиепископ Архангелогородский и Холмогорский. Поверил ничем не подкрепленному заявлению Ломоносова, что тот сын дворянина, и зачислил его в нижний класс академии.
Христиан фон Вольф (1679–1754) — видный немецкий ученый-энциклопедист, философ, юрист и математик, основоположник языка немецкой философии. Учитель Ломоносова.
Генкель Иоганн Фридрих (1678–1744) — врач, минералог, металлург, химик. В 1732 году был назначен горным советником саксонского правительства, год спустя во Фрейберге им была создана химическая лаборатория. Учитель Ломоносова. Отличался крайне скаредностью и утаивал часть присылаемой русским студентам стипендии. Из-за этого между ним и Ломоносовым постоянно происходили ссоры и скандалы.
Цильх Елизавета-Христина (1720–1766) — жена Ломоносова. Немка по происхождению. Познакомилась со своим будущим мужем в Марбурге, во время его обучения в университете, и последовала за ним в Россию, где стала называться Елизаветой Андреевной. Родила мужу четырех детей, из который выжила лишь одна дочь Елена.
Ломоносова Елена Михайловна (1749–1772) — единственная выжившая дочь ученого, вышла замуж за Алексея Алексеевича Константинова — личного библиотекаря Екатерины Второй. Родила четверых детей.
Елизавета Петровна (1709–1762) — дочь Петра Великого, русская императрица. Чрезвычайно благоволила Ломоносову, возвела его во дворянство. Пожаловала ему усадьбу в Усть-Рудице, где ученый обустроил стекольную фабрику.
Разумовский Кирилл Григорьевич (1728–1803) — младший брат фаворита Елизаветы Петровны Алексея Разумовского. Президент Академии наук. Высоко ценил Ломоносова.
Шувалов Иван Иванович (1727–1797) — приближенный Елизаветы Петровны. Меценат. Покровительствовал Ломоносову и был его близким другом.
Шумахер Иоганн-Даниэль (Иван Данилович) (1690–1761) — директор Петербургской библиотеки Академии наук, фактический руководитель Академии. Постоянный оппонент Ломоносова, с которым у него сложились крайне недружественные отношения.
Штелин Якоб фон (1709–1785) — гравер, картограф, медальер, «мастер фейерверков», большую часть жизни работавший в Санкт-Петербурге. Был другом Ломоносова. Написал эпитафию для его надгробия и его краткую биографию, основанную на своих личных воспоминаниях.
Рихман Георг Вильгельм (1711–1753) — русский физик немецкого происхождения, член Академии наук и художеств, профессор физики. Друг Ломоносова. Погиб при опытах с природным электричеством.
Тредиаковский Василий Кириллович (1703–1768) — русский поэт, создатель силлабо-тонической системы стихосложения, творчески развитой Ломоносовым. Был очень близко знаком с ученым, поддерживал его в борьбе с норманнской теорией.
Тирютин Филипп Никитич (1728–1779) — мастер Инструментальной палаты Академии наук. С сентября 1747 года изготавливал для Ломоносова различные инструменты, сложные приборы и детали к ним (рефрактометры, телескопы, зеркала и проч.); изготовил он и станки для Усть-Рудицкой фабрики. Весной 1765 года, получив от Ломоносова «аттестат» о высоком искусстве в изготовлении различных научных инструментов, вышел в отставку.
Васильев Матвей Васильевич (1731–1782) — ученик Рисовальной палаты Петербургской академии наук. Родился в семье матроса.
Был определен учеником к Ломоносову и работал у него как художник-мозаичист. С 1761 года — старший мастер мозаичного набора. Продолжил работу и после смерти Ломоносова.
Мельников Ефим Тихонович (1734–1767) — родился в семье мастерового. Учился в Рисовальной палате Петербургской академии наук, был определен учеником к Ломоносову и работал у него как художник-мозаичист. C 1762 года — младший мозаичный мастер. Участвовал в создании 16 мозаичных картин. Продолжил работу и после смерти Ломоносова.
Шубин Федот Иванович (1740–1805) — русский скульптор. Земляк Ломоносова и его протеже. Автор его посмертного бюста, созданного Шубиным по памяти, но хорошо передающего портретное сходство.
Головин Михаил Евсеевич (1756–1790) — русский физик и математик. Племянник Ломоносова. Получил хорошее образование благодаря протекции дяди. Оставил заметный след в истории развития математического образования в России как автор учебников по арифметике, геометрии, тригонометрии и механике.
Миллер Герхард Фридрих (1705–1783) — профессор Академии наук, историограф, автор как нескольких серьезных научных работ, так и скандально известной «норманнской теории», согласно которой государственность в Россию была привнесена варягами. Эту теорию активно критиковал Ломоносов. Именно она подтолкнула его написать свою версию российской истории.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ломоносов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других