Перед вами книга, содержащая широкую панораму культурологических, исторических, религиоведческих, филологических и других аспектов культуры древних цивилизаций, охватывающая период от эпохи палеолита до падения Римской империи. Авторы поставили задачу представить целостную картину культуры древнего мира, а также помочь современному читателю в восприятии и понимании культуры далекого прошлого.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Культура древних цивилизаций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2. ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Первобытное искусство — искусство эпохи первобытнообщинного строя, когда делались первые, но крайне важные шаги в художественном творчестве. Многие явления первобытного искусства заложили основу культуры, с другой стороны, это искусство существенно отличается по многим позициям от художественной культуры более поздних эпох. [40], [44]
Отличия определяются общим мировоззрением первобытного человека, которое характеризуется:
— мифологичностью;
— анимизмом;
— тотемизмом;
— фетишизмом;
— синкретизмом.
Мифологичность мировоззрения возникает в результате стремления создать картину мира, найти его «первокирпичики».
Оглянитесь вокруг, представьте себе, что вы живете в лесу или степи, от чего будет зависеть ваша жизнь? Правильно, от солнца и дождя, от ветра и земли!
Именно так рассуждали первобытные люди, поэтому мифы всех народов мира в своей начальной сущности содержат информацию о воде, огне, воздухе и земле.
Итак, миф (с греч. предание, сказание) — это совокупность сказаний о первопредках, наделенных характеристиками героев, зачастую связанных с богами происхождением, духах, богах, действовавших в начале времени и участвовавших в создании мира, его элементов, как природных так и культурных. [51], [64]
Анимизм (с лат. anima — душа) — это одухотворение окружающего мира, представление о наличии души у всех окружающих предметов и явлений. Анимизм мировоззрения свойственен маленьким детям, которые, как с живыми существами, разговаривают со своими игрушками.
Тотемизм — базовое явление первобытного мировоззрения, когда предком — покровителям рода, согласно мифическим представлениям, является животное или растение. Членам рода запрещается убивать и употреблять в пищу тотемное животное или растение. Так у современных народов Севера таким тотемом является медведь, а для религии индуизма — корова.
Фетишизм — это базовое явление первобытного мировоззрения, когда природному или специально изготовленному предмету приписывается сверхъестественная сила, способная оказывать человеку различные услуги. В языческой Беларуси таким предметом являлась папараць-кветка (цветок папоротника), связанный с ней праздник Купалле сохранил свои черты до сегодняшнего дня.
Явление синкретизма (с греч. synkrētismo — соединение, объединение) описывает особый слитный, нерасчлененный характер взаимосвязи «человек — искусство», когда деятельность по созданию произведений искусства неразрывно связана с трудовой, обрядовой и религиозной жизнью, т.е. творец искусства и воспринимающий его зритель, слушатель, исполнитель являются одним и тем же лицом. Под данным понятием также понимают соединение разных видов искусств в единое, неразрывное действо.
Длительность первобытного периода в истории культуры постоянно уточняется, поэтому имеет смысл говорить только о его основных периодах: палеолите, мезолите и неолите.
Особой научной проблемой являются временные рамки существования первобытной культуры.
Во-первых, в определенных регионах земного шара первобытные племена существовали вплоть до последнего времени.
Во-вторых, новые исследования археологов дают материал для постоянного уточнения временных и географических границ палеолита, мезолита и неолита.
Однако в первом приближении можно считать, что 150—120 тыс. лет тому назад существовали рукотворные ямки на камнях (начало орнамента) и раковины с перфорацией. В еще более ранний период в пещерах собирались целые «коллекции» камней определенной формы, что, возможно, связано с определенными магическими ритуалами. Расцвет первобытного искусства относится к позднему, или верхнему палеолиту (35—10 тыс. лет назад).
Познакомимся с отличительными характерными чертами искусства каждого периода.
2.2. ОТ ПАЛЕОЛИТА ДО НЕОЛИТА
В момент возникновения первые изображения, получившие название «макароны», почти не отличаются от естественных штрихов на сводах пещеры. В данных изображениях только внимательный взгляд исследователя угадывает головы животных (верхний палеолит).
Создавая первые изображения, человек неосознанно останавливал мгновение, получая тем самым возможность порождать свою реальность в бесконечном мире художественных форм, в этих попытках заложено начало изобразительного искусства.
Исследователи первобытного искусства столкнулись с интересной особенностью. Все изобразительные формы искусства можно разделить на две большие группы:
— реалистические или, по-другому, натуралистические, следующие за формами предметов окружающего мира;
— схематические, изображающие окружающий мир в условном виде.
Если вы вспомните свои первые художественные опыты, то в них, безусловно, присутствовали и натурализм, и схема. Например, вы могли провести волнистую линию, которой было достаточно для изображения моря, а рядом вы старательно рисовали человечка с руками, ногами, глазами и даже в соответствующей одежде. Точно так же развивалось искусство первобытного периода.
В периоде палеолита появились беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине («макароны»).
С другой стороны, «первобытный художник» стремился создать на сводах пещеры или из кости мамонта вполне реалистические изображения, в первую очередь животных. Примером такого изображения являются росписи в пещере Альтамира (Испания). Своды буквально заполнены хаотически расположенными разномасштабными изображениями движущихся животных. Ученые предполагают, что данное творчество непосредственно связано с подготовкой к охоте. Скорее всего, изображение животных неотъемлемой частью входило в состав сложного магического ритуала, заклинания добрых духов в надежде на помощь.
Проанализируем подробнее изображение бизона. Мы видим напряженную, готовую к атаке фигуру бизона, изображенную натуральной охрой с прорисованными контурами. Для первобытного художника крайне важно было подчеркнуть могучую силу животного, которого мечтали убить древние охотники. С другой стороны, глаза бизона полны жизни и схватка с человеком «на равных» подчеркивает величие и достоинство обоих противников.
Как вы понимаете, пещера Альтамира — не единственный памятник культуры эпохи палеолита. Существуют росписи пещер Ласко (Франция), Фон-де-Гом (Франция) и т. д. Мы можем говорить о целых комплексах «первобытных художественных галерей», заполненных анималистическими изображениями. [49]
Вы спросите: а где же изображения людей?
Пещера Альтамира. Источник — Википедия.
Оказывается, люди в этот период не являлись основным объектом искусства. Ведь для выживания племени убитая добыча была зачастую гораздо важнее, чем жизнь соплеменника. Но древние люди осознавали, что племя исчезнет с лица земли, если не будет происходить во многом таинственный процесс рождения ребенка. В сознании первобытного человека была еще не до конца понятна роль отца, зато рожающая женщина ассоциировалась с самой жизнью.
Посмотрите на изображение, получившее условное название Виллендорфская Венера (Виллендорф, Нижняя Австрия — место находки этой фигурки). Оно характеризуется отсутствием личностного начала в изображении (какая разница, какое у нее выражение лица, когда лицо просто отсутствует), зато она прекрасно выполняет функцию рождения новой жизни: широкие бедра, грудь, заполненная живительным молоком, и кудрявые волосы, напоминающие, возможно, струи дождя, оживляющего природу. Это женщина, она же богиня плодородия, мать-прародительница, выражающая коллективную картину мира первобытного сознания. В данном изображении и во многих других древний художник воспроизводил схематически-символический взгляд на окружающий мир. [49]
Виллендорфская Венера. Источник — Википедия.
Особенный интерес вызывают сохранившиеся в разных местах мегалитические сооружения (от греч. megas — большой, и lithos — камень) эпохи неолита. Самое знаменитое из них — Стоунхендж (Англия) (с англ. — каменная ограда), представляющая собой 90-метровую в диаметре конструкцию, состоящую из 125 каменных глыб весом до 25 тонн каждая. Вполне понятно, что при отсутствии современной строительной техники только крайне важная цель могла заставить воздвигнуть подобное сооружение. Скорее всего, эти сооружения, встречающиеся от Ирландии до Бирмы и Кореи, от Скандинавии до Мадагаскара, являются свидетельствами однородных, связанных с астрономическими явлениями верований. Так, главная ось Стоунхенджа направлена к точке восхода солнца в день летнего солнцестояния, а сам памятник являет собой огромную каменную обсерваторию. [49]
Стоунхендж. Источник — Википедия.
Особое значение в первобытной культуре приобретает орнамент (от лат. ornamentum — украшение) — узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении геометрических или изобразительных элементов. Орнамент возник в конце палеолитического периода (мадленский период), когда из отдельных схематических изображений стали появляться ритмизованные орнаментальные формы, украшавшие предметы, жилище и тела древних людей.
Для эпохи мезолита с изобретением и повсеместным распространением, в частности, лука характерно формирование ощущения собственной силы и значимости, что привело к развитию новых художественных форм: схематические изображения коллективных охотничьих сцен, где еще отсутствует индивидуальный человек, но уже подчеркиваются физические возможности человеческого тела. [49]
Не следует думать, что для первобытного общества характерна эволюция только изобразительных форм.
С развитием человеческого общества совершенствовались возможности голосового аппарата, развивалась и усложнялась фонетическая структура первых языков. Человеческий голос как один из совершеннейших музыкальных инструментов, приобретал богатство и красоту звучания. С другой стороны, многочисленные совместные действия стимулировали развитие ритма как организующего начала. Для создания музыкального сопровождения повседневной и ритуальной жизни появилось и совершенствовалось три вида инструментов: ударные (барабаны, тамтамы, калебасы — сухие тыквы-горлянки, наполненные песком и мелкими камушками т.п.), духовые (рога из слоновых бивней, тростниковые дудки, морские раковины и т.п.) и струнные (лук или выдолбленная тыква с натянутыми струнами из природных материалов, на которых можно было играть двумя способами: смычком (пером) или щипком (рукой)).
Наскальная живопись эпохи мезолита. Источник — Википедия.
С развитием голосового аппарата появилась возможность интонировать (использовать звуки разной высоты в одной музыкальной фразе). На основе разнообразных музыкальных интонаций появились различные попевки (лирические, трудовые, магические и т.д.).
В эпоху первобытного строя зародились все основные виды художественного творчества человека, получили первоначальный толчок разнообразные художественные формы. Можно сказать, что человеческое сознание со своих первых осмысленных шагов выражало себя в художественных образах.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Культура древних цивилизаций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других