«Гул двигателей усилился, по салону пошла дрожь, слегка вдавило в кресло, самолет начал быстро набирать скорость. Мимо проносились здания аэровокзала самого большого в Азии аэропорта Шоуду. Отрыв – и самолет начал плавно набирать высоту, маневр, еще маневр, и судно с белым кенгуру на хвосте вышло на нужную траекторию. Так началось наше путешествие к далекой и загадочной стране Австралии».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путевые заметки. Путешественник видит то, что видит; турист – то, что он хочет увидеть предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ЕВРОПА (Europe)
ФРАНЦИЯ И ОКРЕСТНОСТИ
В последних числах февраля, слегка отошедшую от китайского эмоционального диссонанса, меня осенило — мы куда-то едем! Нужно срочно бронировать отели. Искать машину или смотреть общественный транспорт, мы даже не решили еще собирать документы на визу.
Первый блин — «Предсказуемый»
— решаем, как добраться до города Москва, на поезде уж больно не хотелось, а билеты на самолет со стыковкой, хотя бы не в сутки, оказывались по цене в 11 000 рублей на человека и терялся вообще смысл этих билетов из Москвы. Несколько раз рука тянулась к подсчету потерь если билет сдать и купить новый на Аэрофлот до Парижа или хотя бы того же Дюссельдорфа, но, как «товарищи» суеверные, решили ничего не менять, если куплены какие-то билеты — будем «плясать» от них.
Второй блин — «Ну как всегда!»
— оказывается, что праздники начинаются с 29 апреля, а мы только из Москвы 4-го улетаем. Что спрашивается делать 5 дней в родном городе, чтобы уехать в рабочие дни? Сильно страдаю по этому поводу, начинаю придумывать варианты и «рождается» мысль уничтожающая первый и второй блины — заехать в Казань по пути в Москву. Мы там не были, всегда хотели посмотреть казанский Кремль, да и вроде удобно получается, нашлись ночные поезда как из Екатеринбурга, так и из Казани в столицу.
Третий блин — «Удивительный»
— вглядываясь в билет из Москвы, я обнаруживаю, что прилетаем мы в Дюссельдорф в 22.40, пока граница, пока чемоданы, пока сориентируемся, ночь будет. Но это еще полблина — и обратный вылет в 7.30 — в аэропорту надо быть не позже 6.00 утра, чтоб не носиться как «ужаленным». Я сама себя сильно удивила, очень щепетильная к циферкам, так халатно отнеслась к собственному комфорту.
Из третьего блина слепился —
Четвертый блин — «Поворотный»
— в связи с этими прилетами-вылетами у нас на 2 дня меньше чем я думала не 10-го, а 8-го, планы полетели.
Сели на семейный совет — чего делаем? Что можем выкинуть, что нет.
Разворачиваем закольцованный маршрут по часовой стрелке, решаем начать с Люксембурга, потом Париж, потом еще куча вариантов, но в итоге раздвигая всё врывается Нормандия. Слова Ле-Мон-Сен Мишель, Этрета оказывают на нас какое-то завораживающие действие, и мы начинаем с этого дня твердить, что мы едем в Нормандию…
Через несколько дней вылетел из маршрута, как пробка из бутылки Амстердам, больше мы о нем ни на минуту не вспоминали, но остался в планах Брюссель, на всякий случай — вдруг успеем.
Пятый блин — «Решающий»
— пытаюсь забронировать отель в Дюссельдорфе, по пути туда и по пути обратно, не понимаю, что происходит, на наши даты дешевле 150 евро ничего не находится. Мы принципиально за такие деньги не селимся — отдать 5% всего бюджета на одну ночь в гостинице считаю верхом нелепости, всегда можно что-то придумать…
Что придумать? Что придумать?
Решаем Дюссельдорф не смотреть — а сразу брать машину и ехать по маршруту.
Вроде почти всё, покупаю билет на Аэрофлот из Шереметьево, делаю это в каком-то импульсном состоянии, отказываясь категорически рассматривать самолеты, вылетающие из Домодедово, а именно туда прилетаем из Дюссельдорфа, боясь до дрожания коленок S7, и вспоминая взлет на Уральских Авиалиниях, с эскортом пожарных машин, в страшный снегопад пару лет назад.
Бронируем все отели, автомобиль, который нас будет ждать в аэропорту Дюссельдорфа.
Но время бежит, собираю документы на визу, с первого раза не принимают, но блином это называть не буду, сама виновата, взяла не 101 бумажку, а всего 99, за двумя собственно и бегала. Принеся их на следующий день, пресекла попытку развернуть меня по причине того что мои вчерашние 99 бумажек не того вида и формата. Заставила взять документы под угрозой скандала, на основании того, что вчера всех документы устраивали, и беря на себя ответственность за возможный отказ в визе, из-за моего нежелания прийти третий раз и просидеть 1,5 часа в очереди в рабочий день, при строжайшем запрете пользоваться любыми девайсами, и на наших глазах произошедшей попыткой изгнания охраной из зала женщины, у которой пикнула сигнализация на брелоке от машины, с рекомендацией вернуться только после устранения этих злосчастных ключей.
До поездки 1,5 недели. Затянула с подачей документов. Через 5 рабочих дней появляется на сайте отметка о том, что паспорта можно забрать. Визу, несмотря на угрозы, дали.
Ну всё мы готовы. Завалены путеводителями. Распечатками. В первый выходной день, за 2 дня перед выездом в Казань начинаю печатать наконец-то билеты себе в дорогу…
Шестой блин — «Всё бывает в первый раз»
— распечатав билет на Аэрофлот — Москва — Екатеринбург смотрю на него с удивлением
стыковка 3 часа — Домодедово — Шереметьево — «ЭТО НЕВОЗМОЖНО!» — это я себе говорю, а то я не знаю.
Вот и на старуху бывает проруха… сдаю билеты Аэрофлота и покупаю на Уральские авиалинии, первый сданный билет в жизни. Предчувствия какие-то фиговые. Может никуда не ехать?
Надо, Федя! Надо! (с)
Поезд Екатеринбург-Казань, впервые в жизни была готова «убить» проводниц, всю ночь болтали и хохотали с вахтовиками, ни на минуту не выключали свет в вагоне.
Поезд Казань-Москва был в разы спокойней, и удалось выспаться перед началом пути.
В путь
Прогулка по Москве, в ожидании вечернего рейса, оказалось очень приятной. Из предыдущих воспоминаний столица только доставляла раздражение, может потому что в душе весна?
И вот мы в Домодедово. Как всегда, приехав чуток заранее, пройдя все контроли, оказались в «чистой» зоне.
Предаемся любимому аэропортовому занятию, рассматриванию самолетов.
Пассажир Егор Кузнецов, опаздывающий на рейс в Бангкок просьба пройти к выходу на посадку! Самолет в Бангкок тянул к себе. Эх прикинуться бы Егором Кузнецовым и попасть на борт и выйти через десяток часов в теплом Бангкоке, но нет, нас ждет путь в Кельнское море…
Егор Кузнецов, посадка на ваш рейс заканчивается! Просим срочно пройти на выход!
Долго они его кричали, несколько десятков пассажиров ждали одного пассажира, но видимо улетели без него.
Но вот и наш самолет подъехал к выходу. Какая «крохотуля».
В комнатке персонала, происходило что-то веселое, зажигательная музыка и многочисленные женские одобряющие крики. И тут весело бывает. А то в отношении аэропортов у меня сложилось мнение, что это самые серьезные места в мире, персонал обходителен, праздно никто не шатается, в больницах и то веселей подчас бывает. А тут впервые задумалась, что и здесь есть свои коллективы и кто-то сейчас отмечает, например, день рождения…
Но несмотря на это мандраж не отпускает, всё-таки не перестаю я пока бояться летать.
Началась посадка, штрих-код с моего посадочного не считывается, компьютер завис. Представляю, как перекосилось мое лицо. Итак, страшно, а тут такие ЗНАКИ. Я понимаю, что я их выискивала в простом течении вещей. Компьютер решил продолжить свою работу и меня пустили в теле трап.
А дальше все страхи остались позади и на неделю открывались яркие горизонты.
Совершив посадку в Дюссельдорфе, все пассажиры в самолете не затягивали сборы. Наш борт один из последних, еще немного и ночь, город уснет, всем надо попадать быстренько домой или в отель. Впервые бежали бегом на пограничный контроль, я впереди, муж догоняет, все пассажиры бегут.
Подбегаем в первых рядах, пара окон работает.
Хвастаюсь перед пограничником, что пойму его, если он будет говорить по-немецки.
Один вопрос — сколько дней проведете во Франции?
Надеемся, что пять или шесть!
Штамп в паспорт и вот мы за границей. Тут же упираемся в наших сограждан, которые пытаются открыть большую дверь, которая выпустит всех в коридор, но магнитный замок сломан. Дверь жужжит при приближении людей, но не работает. Зовем пограничника, он начинает прыгать, махая руками перед камерой наблюдения, дверь при каждом его прыжке издает очередное жужжание.
Дядька настырный, прыгает несколько раз. Улыбается. Наконец-то решается куда-то позвонить, дверь, последний раз крякнув, затихла, отключили электричество. Вот мы на свободе.
Ищем стойку «Европкара», где ждет нас наша машинка. Стойки зеленого цвета обнаруживаются моментально. Мужчина за стойкой протягивает нам ключи от Nissan Micra, но мы заказывали Фольксваген Поло, хоть и знаем о замене марок в пределах класса, но рассчитывали на иное. Немного повозмущавшись, были убеждены, что это отличная машина и в ней есть навигатор. Пытались объяснить, что у нас свой навигатор, но поняли, что вариантов нет, нам надо брать эту машину, ругаться не хотелось, настроение положительное. «Микра» так «Микра»!
Получив в руки рисунок от руки с местом где стоял автомобиль, отправились на его поиски по абсолютно пустынному аэропорту.
В одной из зон, служащие выгоняли пристроившегося на ночлег беднягу. А у нас в планах на последнюю ночь было переночевать в зале ожиданий, так как вылет в 7 утра и стоимость отелей от 150 евро. Ладно, нужно еще вернуться.
Легко нашли нужное парковочное место. Закинув вещи, сев в машину, супруг достал навигатор, закрепил основательно под него крепление на лобовое стекло, достал «зарядку», начал вертеться в поисках прикуривателя… чертыхаясь, нагибаясь и крутясь, пытался обнаружить в каких-то укромных местах это злосчастное отверстие, которое нужно было воткнуть шнур. Но поиски не увенчались успехом. Был обнаружен только порт USB, но проводок такого типа от навигатора, был оставлен дома, за ненадобностью.
Уставились на незнакомое навигационное устройство на панели. Ладно поедем, по пути разберемся… Пару раз заглохнув, привлекши внимание работника парковки, он нам бросился на выручку, приноровившись, всё-таки выехали с паркинга Покружившись по витиеватым дорогам у аэропорта, выехали в направлении Кёльна.
На ходу я справилась с встроенным навигатором, задав в нем направление на Кёльн. Ночь, моросит дождь, мы в первый раз ночью за рулем авто, одни на трассе за границей, состояние еще то. Эмоциями накрывает, ну лично меня точно накрывало, Добравшись до Кёльна, остановились где-то в центре. Выдохнули…
Нашли в навигаторе Собор [1], который так хотели посмотреть, подъехали к нему, как потом выяснилось сзади. Спереди мы его посмотрели уже из автомобиля. Тут же на углу было обнаружен МакДональдс и чувство голода в желудках, решили пойти затариться и поесть, когда окажемся в отеле.
Скучающие в ночную смену официанты решили с нами пообщаться, пока собирали заказ, девушка кассир, по-английски спросила — приехали ли мы в отпуск?
На что муж, который утверждает, что не понимает иностранную речь на слух, ответил — Нет!
Я ответила — Да!
И мы всех рассмешили. Получив наш заказ, под всеобщее махание руками, пожелания счастливого пути, мы вышли наружу досматривать Собор.
Но тут же поняли, что дождь припустил не на шутку. Давай переждем в машине… когда мы к ней дошли, поняли, что такое не переждать, дворники справлялись с трудом. Едем дальше. Покрутились вокруг Кельнского Собора, попытавшись запечатлеть его в нашем сознании.
Забив в навигатор координаты отеля в Тройсдорфе (40 км от Кельна) двинулись в его направлении.
Отель был придорожный, под окном проносились по автобану машины, всю ночь снилось как мы будем ехать, по-нашему протяженному и насыщенному маршруту.
ДОРОГА
Маршрут планировался и вправду нелегкий, рассиживаться и отдыхать не было времени, подскочив утром, быстро подкрепившись завтраком в отеле, скидав все вещи в багажник, расстроившись, что пасмурно и моросит дождь, двинулись в сторону Люксембурга.
Плакат, на котором была надпись Nurburgring, и картинка гоночной машинки Супруг тут же сообщил, что это известная гоночная трасса и предложил заехать. Я совершенно не была против, трасса так трасса. Тем более мы планировали попасть в Ле Ман (Le Mans), а вдруг не получится, так хоть эту посмотрим.
Мы свернули на прилегающую дорогу и двинулись по указателям, как оказалось ехать 30 км
— Немало, — подумали мы, но продолжили путь. Вроде время у нас было.
«Нюрбургринг (нем. Nurburgring) [2] Трасса построена рядом с посёлком Нюрбург и
средневековым замком в горах Айфель, приблизительно в 70 километрах к югу от Кёльна и
100 километрах к северо-западу от Майнца.
Проехали один поворот в одну из зон трассы, второй… ехали как-то интуитивно, и интуиция нас не подвела, увидели основное здание, с которого начинается старт, а на стоянке кучу машин. Рядом ребята переодевались в спортивную одежду.
Рассуждая что же это может быть, припарковались и мы.
Денег за парковку никто не взял.
Утеплившись и одевшись по погоде, направились по направлению к главному зданию.
Вокруг всё в тумане, который переходит в дождь, то усиливаясь, то ослабевая. Попадается много молодежи, некоторые в костюмированных нарядах, веселые, снимать стесняемся, пока не понятно, что происходит. Прошлись по ангару, уже опустевшему от толпы, это было понятно по замусоренной помещения, внутри магазины различной автомобильной атрибутики и самих авто.
Оглядевшись, присоединились к стайке девушек, которая открыв одну из дверей, двинулась на служебную лестницу, пройдя за ними оказались на трибунах, с которых, наконец-то открылся вид на то что здесь происходило.
Несколько десятков тысяч парней, не возьмусь утверждать сколько именно, но очень-очень много, взгляд, а тем более объектив не охватывал всю массу людей одновременно. Бьющая ритмом музыка, в ее такт, вещающий ведущий, разжигающий эту толпу.
Толпа в основном состояла из молодых парней, девчонки промелькивали изредка. Разжигаемая ведущим, ожидавшая старта, толпа жила активной жизнью. То она начинала ходить волнами, образуемыми руками участников, возникающими с головы и доходящими до хвоста под рев динамиков.
То после призыва участников прыгать на месте, активно пульсировала. При этом над толпой летали обрывки накидок от дождя, чьи-то куски костюмов.
Ждать до старта пришлось прилично. Но всё-таки он состоялся, и весь живой поток начал просачиваться через ворота с надписью «START». Дожидаться окончания забега поняли, что невозможно и тихонько двинулись в гордом одиночестве к выходу из ангара.
К машине мы уже подошли в хороший ливень, скинув мокрые куртки, сев в авто, довольные от увиденного, двинулись на выезд обратно на трассу, ведущую нас в Люксембург.
Когда мы ехали вперед к трассе, по пути встретилась интересная лавка с мельницами, но проехав мимо, задумали заглянуть на обратном пути, хоть поснимать красоту. Что собственно и сделали. Мельницы были знатные, а рядом с ними возлежали в большом количестве различные статуэтки. В лавке была обнаружена пожилая немецкая леди, с белоснежными волосами, похожая на божий одуванчик. Мы потребовали с нее ангела. Моя свекровь их коллекционирует и не откладывая покупку в долгий ящик, решили, что можно купить его прямо тут.
Наше слово энджел она не поняла, я попыталась изобразить крылья, поняв, что это глупая затея и огляделась по сторонам. Вдоль всей лавки прямо на улице под навесом стояли шкафы, набитые мелкими статуэтками и фигурками. Тут же я обнаружила ангела и тыкая в него пальцем, сказала, что мне нужен «Гросс энджел». Старушка, покумекав, открыла один из шкафов и ткнула на девочку-ангела высотой сантиметров в 65. Мы переглянувшись сразу поняли, что это именно то что нужно и спросили о цене.
На что бабушка, почесав тыковку, театрально, а может всерьез стала сетовать на свою рассеянность. Зайдя в лавку, перебирая похожие изделия, она пыталась найти ценник. Безуспешно. Вернувшись к стеллажу с нашей предполагаемой покупкой, нашла наконец на нем ценник.
19,99 евро нас в полнее устроило. Прихватив до кучи в подарок, вальяжного галчонка, для садовых грядок, напугав хозяйку лавки бумажкой номиналом 100 евро, у нее не оказалось сдачи, а она нам уже покупки все завернула, отыскав в кошельках более мелкие купюры, рассчитавшись, довольные покупками отправились дальше.
Езда доставляла удовольствие, в машине было тепло и сухо, пролетающие за окном виды развлекали.
Несколько раз попадались «зеленые» (с кустами и деревьями) мосты. По знакам их предупреждающим, мы сделали вывод что они для перехода через дорогу оленей или косуль. Не знаю насколько наши догадки верны? Незаметно приблизились к пункту назначения. Вот она и граница.
Едем сразу в отель. Забронирован был DoubleTree by Hilton Luxembourg. Остались очень приятные впечатления. Редко запоминаются отели в которых останавливаемся, но в этом было уютно. Парковка бесплатная и очень большая. Расположен в 10 минутах езды от центра, почти в лесу, жалко, что останавливались всего на одну ночь, можно было бы погулять в окрестностях.
На подъезде к отелю, «розовые» деревья. Встречали несколько раз за поездку. Самая большая концентрация в Люксембурге.
На рецепцшене нас встретили печеньем, которое в отдельных упаковках протянула нам служащая после оформления бумаг.
Заселившись, получив массу удовольствия от печенья. Собрались на осмотр города.
Люксембург (Luxembourg)
Легко добрались до центра, припарковались в одном из закоулков. Подойдя к парковочному автомату, выяснили, что оплачивать парковку нужно только в будни и с 9 до 17 часов. Почему-то немного сомневались, напуганные из других отчетов и тем, что нужно обязательно платить, а то будет штраф или эвакуация на штраф стоянку. Иди потом ищи машину… Дождались, когда припаркуется еще одна машина, и женщина из нее уйдет не заплатив, успокоились и пошли по направлению к центру.
Только что прекратился дождь, на улице высветило вечернее солнце. А мне нравится…
У нас с собой был какой-то путеводитель. Но в нем ничего особо не приглянулось, поэтому шли куда глаза глядят.
И просто испытывали кайф от созерцания утопающего в зелени города. Очень жалко, что у нас не получилось спуститься вниз и побродить по парку, который расположен под акведуком, я думаю, что, если будет хоть малейшая возможность вернуться в Люксембург, мы непременно это сделаем и уделим этому городу больше времени, чем было заложено в эту поездку. За поездку мы утвердились во мнении что в каждом городе, городке есть собор и называется он Нотр Дам (Notre-Dame). Люксембург не стал исключением и заприметив Нотр Дам на горизонте, мы поспешили к нему.
Внутри многолюдно, был субботний вечер, вероятно начиналась вечерняя служба, Пройдя насквозь и выйдя на улицу, мы увидели столпотворение из людей в инвалидных креслах и пробки на всех примыкающих улицах из десятков подъезжающих машин, которые подвозили всё новых и новых участников службы, все они сидели в инвалидных креслах. Такое отношение, каждый раз наблюдаемое в Европе, заставляет что-то переворачиваться в сердце. У нас в стране среднерядовой инвалид позволяет себе выехать во двор своего дома, после того как ему купили новую коляску, а ЖЭУ после кучи согласований разрешило его родственникам устанавливать съемный пандус на лестницу.
Двинулись по улочкам. Очень многолюдно. Гуляет весь город.
Народ кучкуется по интересам.
Долго рассматривали группу молодых людей и одной девушки, хотелось понять, что делает девушка в компании таких разношерстных мужчин. Один мужчина был одет в комичный костюм розового поросенка, пояс у мужчины состоял из маленьких емкостей, предположительно с алкоголем.
Бродили долго… глядели на людей, заглядывали в магазины, стояли возле собранной на улице сцены, слушали инструментальную музыку, купили орехов в сахаре у торговца с лотка…
Бродя, заприметили, что тучки сгущаются, и дождик начал накрапывать…
…И тут как ливанет…
А у нас нет с собой зонтов, натянули капюшоны ветровок, перебежками стали перемещались в поисках навеса. Везде уже стоят люди, нашли небольшой навесик, но дождь настолько был сильным и косым, что через 10 минут мы были мокрыми до нитки. Дождь притих. Гулять в таком виде было не возможно, решили идти к автомобилю, хоть переодеться и вытереться, когда зашли на мост, нас обкатил потоком воды автобус, мы отпрыгнуть не успели.
Обувь насквозь мокрая. Одно успокаивало, вода чистая нет грязи как дома, а вода высохнет, наверное,…
За несколько метров до машины ливануло вторым потоком… да что же такое? Ах, этот Люксембург! Ах проказник!
Сидя в машине, глядя на работающие дворники, мы улыбались, вспоминая как бежали под дождем и грустили, что дождь не дает нам полюбоваться городом. Решили не сопротивляться прихотям и природы и поехали в отель.
В отеле переодевшись, решили отправиться на поиски еды, голод не тетка, а за время прогулки по городу поесть мы не успели. Молодой человек на рецепции на вопрос о продуктовом магазине, быстро написал на листочке адрес. Приглядевшись к надписям, различив где название улицы, а где название магазина с восторгом увидела знакомое слово AUCHAN (АШАН!).
Мы дома это магазин обходим стороной, а тут он вызвал у нас столько эмоции как что-то родное и знакомое.
В следующие дни мы еще несколько раз повторяли свои походы в AUCHAN.
Добыв в магазине сыр, вино и самые вкусные томаты, которые мне только приходилось есть в жизни, уничтожив все это в номере, не сильно затягивая процесс, мы сладко уснули.
Утренний ранний подъем.
Великолепный бесплатный завтрак (как участнику программы со статусом gold) в стиле Хилтона, который разбудил окончательно и дал сил на начало дороги. Дорога в город, ведь вчера мы не успели купить сувениры из-за дождя.
И вот это неожиданность, полнейшая пустота, только несколько часов назад на этих улицах яблоку было негде упасть. Выезжаем из отеля в сторону Парижа.
Граница с Францией не заставила себя ждать.
Ехали по платным дорогам. Пытались прикинуть сколько стоит проезд, по ощущениям 7 евро за 100 км. Очень однообразные пейзажи.
И вот мелькнуло название на указателях Reims и быстрое решение заедем! К осмотру не готовы информации никакой, побродим в центре, посмотрим, что из себя представляют французские городки? Вполне неплохо.
Припарковали машину, на улице пасмурно и прохладно, муж вышел в футболке, в результате чего простыл и проболел несколько парижских дней, но это было уже потом, а сейчас бродили, куда глаза глядят.
Очень понравилась аллея из деревьев с красными и белыми цветами, которые шли чередуясь.
Мы мало фотографируемся «на фоне», но мужу было лень фотографировать кустики, пришлось пойти на обман и попросить запечатлеть меня, а я уж изловчилась выбрать нужный фон…
Увидели над крышами возвышающийся собор и конечно же это оказался Нотр Дам, [3] как же без него. Единицами снуют российские туристы, больше никого.
И внутри никого, красиво, тихо, душевно.
Пройдя вдоль всего нефа, вглядываясь в витражи и своды, на обратном пути прислушались к группе женщин в белых платочках. Услышали родную речь и традиционные нашей церкви молитвы, шла служба для православных.
Как мне нравятся европейские городки почти не туристические, без ажиотажа вокруг их красоты.
Но нам нужно уезжать, да и муж, куртка которого осталась в машине, был готов вернуться в авто и погреться.
Париж (PARIS)
Через непродолжительный отрезок времени мы подъехали к Парижу, проезжая мимо аэропорта Шарль Де Голь, съехали на обочину и полюбовались на поток садящихся «железных птичек», как всегда зрелище завораживает и впечатляет.
Заехав в город, ведомые навигатором, съехали с кольцевого движения, по которому двигался плотнейший поток, впервые побыли в пробке с начала нашего пути. Немного покрутились и выехали к нашему отелю.
УРА! Машина нам не нужна. Ищем парковку. Уставшие и не соображавшие, не представлявшие как выглядит паркинг, который мы ищем, накрутились достаточно. Но цель достигнута, и мы под землей. Ценник за 24 часа 29 евро, немало! Но выбора нет, оставлять на улице рискованно, а перемещаться на ней в течении дня нет никакого желания, мы заготовили две пары проверенных ног и будем использовать их.
Разобрав вещи вздремнув пару часов, собрались идти к Эйфелевой башне.
Не терпится уже увидеть Париж и умереть! (с)…
Высунули носы на улицу, огляделись и вот она, рукой подать. Ну а раз цель ясна, а бешенной собаке семь верст не крюк, двинулись вперед.
Прибыли мы в столицу Франции в день, когда проходили выборы президента, по всему городу агитационные плакаты.
Забегу немного вперед…
Когда мы, нагулявшись, вернулись в номер, включив телевизор, выяснили что победил Франсуа Олланд. А чествование в настоящий момент происходит на площади Бастилии, где собственно новоиспеченный президент предстал перед поздравляющей толпой, там же или где-то рядом находился Николя Саркози. В общем были расстроены пропущенному зрелищу.
Продолжая смотреть телевизор, мы увидели забег в Нюрбургринге, на котором присутствовали днем раньше. Увидели, что ребята бежали в дождь по размытым грунтовым дорогам, пробираясь через грязь и прибегая к финишу в «глиняных горшочках» и по уши в грязи. Этот репортаж был для нас компенсацией, за пропущенных президентов, ибо стало понятно, что мы увидели за забег.
Вернемся на улицы Парижа. Пока еще неглубокий вечер.
Сразу по пути попадается станция метро с ажурной аркой над входом [4]
Пройдя достаточно, намного больше чем мы ожидали, мы наконец-то увидели красавицу Эйфелеву башню полностью.
Да тут рукой подать, только бы перекусить…
Ну пойдем тогда «дворами», так будет проще кафе или ресторан найти.
Вот не в первый раз в Европе, а каждый раз верим, что сразу найдем где поесть.
То закрыто, то не кормят, то не нравится, то дорого. Проходя квартал за кварталом поиски не давали результата, и уже готовые на фастфуд, мы нашли кафе, в котором располагалась местная публика, заканчивающая ужинать, было уже за 20 часов.
Очень душевно были приняты официантом. Он нам выбрал лучший столик возле стеклянной витрины, чтобы мы могли в тишине наблюдать за тихой воскресной жизнью Парижа, города влюблявшего в себя миллионы во все века.
Меню на французском, вижу знакомые слова Тар Тар, представляю себе аппетитное мясо в соусе, навеяно рекламой на наших ТВ каналах.
Муж выбирает говядину, он оказывается более благоразумен. Спустя несколько минут, уже разбудив хороший аппетит, я получаю свое блюдо. Ну вы то знаете, что я увидела на тарелке. И как назло порция оказалась гигантская.
Для тех, кто не в курсе — на тарелке возлежало грамм 300 сырого фарша, заправленного каперсами, различными травками, ну в общем как это у них французов принято.
Слегка отойдя от неожиданного заказа, я начала поедать это блюдо. Голод не тетка… но скажу я вам, что багет лежащий в корзинке, исчезал гораздо заметней чем этот злосчастный Тар Тар.
Я продолжала есть… мне казалось, что с каждой отправленной в рот порцией мой голод пропорционально усиливался. Но вкус у блюда не был противным, это было больше психологическим моментом, непривычки есть сырое мясо, хотя, будучи совсем маленькой, когда стряпали пельмени дома, любила подворовывать маленькие кусочки фарша.
Ну как говорится — хоть не поели, так посмеялись, а минута смеха заменяет стакан сметаны. Отужинав, выйдя из кафе, двинулись на четкий ориентир.
На улице уже начали включать фонари, смеркалось…
Вот она! Она божественна! чудесное творение человеческого разума и рук, которое уже второе столетие привлекает туристов со всей планеты…
Эйфелева башня (фр. la tour Eiffel) —
металлическая башня в центре города Парижа, самая узнаваемая его архитектурная достопримечательность; также всемирно известна как символ Франции. Этот (впоследствии) символ Парижа был построен в 1889 году и первоначально задумывался как временное сооружение — башня служила входной аркой парижской Всемирной выставки 1889 года. От планировавшегося сноса (через 20 лет после выставки) башню спасли радиоантенны, установленные на самом верху, пришла эпоха внедрения радио.
Названа в честь своего конструктора Гюстава Эйфеля; сам Эйфель называл её просто — 300-метровой башней (tour de 300 metres).
В 2006 году на башне побывало 6 719 200 человек, а за всю её историю, до 31 декабря 2007, — 236 445 812 человек.
Таким образом, башня является самой посещаемой и самой фотографируемой достопримечательностью мира.
Сколько пафоса — скажете вы…
Да возможно, но я не могла оторвать взгляд, ни в тот день ни в три следующих, когда мы пренепременно ехали к ней, видели ее с различных смотровых площадок, на которых только оказывались, ища глазами приятный силуэт.
Я разглядывала ее от макушки до основания, пытаясь понять, что так тянет и завораживает.
Не придавая этому архитектурному сооружению излишнего внимания, в течение всей своей жизни восклицая и вслух и про себя:
Ах, Эйфелева башня, Париж? Ерунда всё это и просто раскрученный бренд, грязно там и ужасно, мне рассказывали…
Из этого обманчивого мнения мы долго не ехали во Францию… Оказавшись внутри этого города и рядом с его сердцем, делая безуспешные попытки найти моменты, которые утвердят моё предвзятое мнение, я постепенно влюблялась в него…
Примерно с такими мыслями, продолжали бродить вокруг башни, не торопясь покинуть это место стечения всех туристов, пытаясь запихнуть в объектив всю башню. Признаться, честно, не очень хорошо справляясь с этим.
Дойдя до Сены и провожая взглядом кораблики, услышали возглас толпы, моментально развернувшись, увидели, как на башне включили иллюминацию, вновь вооружились объективом и продолжили попытки запечатлеть красоту.
Решив, что пора и честь знать, отправились на поиски метро, искать долго не пришлось достаточно было двигаться по направлению движения толпы.
«Кто возьмет билетов пачку, тот получит водокачку…» ©
Разобравшись с билетами в метро, вспомнив «матчасть» с форумов, купили 10 билетов за 12 евро…
Получив там же в кассе, большую карту веток метро, которая прослужила нам верой и правдой и была затерта до дыр, нырнули внутрь, предварительно получив крест на карте, который обозначал место выхода на поверхность возле отеля.
Напуганные чьими-то рассказами об ужасности парижского метрополитена, к удивлению не нашли ничего устрашающего, очень миленько, почти чисто, простенько, не глубоко и доступно в навигации, в общем как повсеместно в Европе.
По пути согласовав карту метрополитена с картой города, выяснили что выходить лучше на 2 остановки дальше и проделав этот путь, поднявшись на поверхность, к великому удовольствию обнаружили, что спуск в метро, он же подъем из него, находится в 20 метрах от входа в двери отеля.
Поднявшись в номер и выйдя на балкон, оказалось, что…
…из нашего окна Башня Эйфеля видна…
Залит лучами розового света,
Целующими черепицу крыш,
Любовь художников, писателей, поэтов,
Любовь с прекрасным именем Париж…
Твои огни в вечернем полумраке,
И башня в виде гордой буквы «А»…
Ты для души божественная пища —
Вода и пламя, воздух и земля…
Ты — Муза тех, кто вдохновенье ищет,
Ты — найденная музыка моя… ©
Лувр и прочее…
Превосходно выспавшись, подорвавшись рано утром, ведь планов громадьё, выйдя на улицу тут же присели в одном из кафе на завтрак. Круасаны, апельсиновый сок, омлет…
…парижане, спешащие по делам и присаживающиеся за соседние столики позавтракать.
Вот одни из тех моментов, которые тянут в Европу вновь и вновь. Время в таких местах останавливается. Сидишь за маленьким столиком, смотришь на бесконечный простор вокруг, который состоит из сотен деталей… Не буду продолжать, многие здесь знают, о чем идет речь, а остальным, рассказами не передать, эти ощущения нужно схватить на месте.
Закончив с завтраком, накидав вовремя его примерный маршрут.
В этот раз мы ехали, ничего толком не успев запланировать. Договорившись ехать к Нотр Даму, [5] спустились в метро. И вновь, теперь днем, нас в нем всё устроило, и даже нашлись места, которые захотелось запечатлеть.
Перекусив сэндвичами, посидев у фонтана возле центра Помпиду [6] и поднявшись на его кровлю, для осмотра окрестностей, по специально сконструированному эскалатору, который закреплен снаружи здания, мы двинулись к Собору.
После увиденного ясного и светлого Собора в Реймсе, впечатления от парижского Нотр Дама были уже не те.
Сделав круг вдоль нефа, мы вышли на улицу.
С большим удовольствием прогулялись вокруг.
Лувр, как много всего написано и сказано, запечатлено и передано, у каждого своего впечатления об этом месте. А может я не буду рассказывать, а использую плагиат? И наконец впереди, к востоку, виднелись через арку монолитные очертания дворца времен Ренессанса, где располагался, наверное, самый знаменитый музей мира — Лувр.
«В который уже раз Лэнгдон испытал чувство изумления, смешанного с восторгом. Глаз не хватало, чтоб обозреть разом все это грандиозное сооружение. Огромная площадь, а за ней — фасад Лувра, он вздымался, точно цитадель, на фоне парижского неба. Построенное в форме колоссального лошадиного копыта здание Лувра считалось самым длинным в Европе, по его длине могли бы разместиться целых три Эйфелевы башни. Даже миллиона квадратных футов площади между крыльями этого уникального сооружения было недостаточно, чтобы как-то преуменьшить величие фасада. Как-то раз Лэнгдон решил обойти Лувр по периметру и, к своему изумлению, узнал, что проделал трехмильное путешествие.» ©
Согласно приблизительной оценке, на внимательный осмотр 65 300 экспонатов музея среднему посетителю понадобилось бы пять недель. Но большинство туристов предпочитали беглый осмотр. Лэнгдон шутливо называл это пробежкой по Лувру: туристы бодрым шагом проходили по залам музея, стремясь увидеть три самых знаменитых экспоната: Мону Лизу, Венеру Милосскую, и Нику — крылатую богиню победы.
Новый вход в парижский Лувр стал почти столь же знаменитым, как и сам музей.
«Его украшала модернистская стеклянная пирамида, созданная американским архитектором китайского происхождения И. М. Пеем, вызывавшая негодование у традиционалистов. Они полагали, что это сооружение разрушает стиль и достоинство Ренессанса. Гете называл архитектуру застывшей музыкой, и критики Пея прозвали пирамиду скрипом ногтя по классной доске. Продвинутые же поклонники считали прозрачную, высотой в семьдесят один фут пирамиду поразительны сплавом древней традиции и современных технологий, символическим связующим звеном между прошлым и настоящим. И были убеждены, что украшенный таким образом Лувр займет достойное место в третьем тысячелетии. Известно ли капитану, подумал он, что пирамида, построенная под патронажем Франсуа Миттерана, состоит из 666 стеклянных панелей, что вызывало много споров и кривотолков, особенно у противников бывшего президента, поскольку 666 считалось числом сатаны? И Лэнгдон решил не затрагивать эту тему. Они спустились еще глубже и оказались в подземном вестибюле. В царившем там полумраке трудно было оценить истинные его размеры. Построенное на глубине пятидесяти семи футов под землей, это новое помещение Лувра занимало площадь в 70 000 квадратных футов и напоминало бесконечный грот. Отделка была из мрамора теплых охряных тонов, в тон желтовато-золотистому цвету наземного фасада здания, и днем здесь было светло и людно.» ©
Вышедшие из Лувра изрядно уставшими, не договорившись, где будем кушать, просто поехали дальше, гулять по вечернему Парижу.
Вдоволь гуляем по Парижу, вдыхаем запахи наступающей весны, поднимаемся на Монмартр (Montmartre) — название 130-метрового холма на севере Парижа и древнеримского поселения. В 1860 район стал частью города, дав название 18-му муниципальному округу. Холм Монмартр — высочайшая точка Парижа. На вершине холма находится базилика Сакре-Кёр, одна из самых популярных достопримечательностей французской столицы. Взойти на Монмартр можно по знаменитым лестницам или с помощью фуникулёра. На пути нашей прогулки знаменитое кабаре Мулен Руж и памятник человеку, проходящему сквозь стену, работы Жана Маре, пробуем французский луковый суп. Осматриваем кладбище Пер-Лашез [7] Посещаем территорию Дома инвалидов [8] в нем расположена могила Наполеона [9]
Современный Париж
Едем осматривать современную часть Парижа, квартал Дефанс [10]. Добираемся на ветке метро полностью управляемой компьютером. В вагоне нет привычной кабины машиниста, состав просматривается насквозь в обе стороны. И страшно, и любопытно одновременно.
Очень хочется посмотреть на здание известное под названием Большая арка Дефанс. Здание, выполненное в виде квадратной арки, впечатляет своими размерами и архитектурной формой, особенное в вечернее время, окрасившись в подсветку фасада и освещением на этажах.
Выходим из метро почти у подножия арки, неспешно прогуливаемся по парку вдоль зданий из стекла и бетона. Нам обоим нравиться современная архитектура.
Мон-сен-Мишель (Mont Saint-Michel)
Наш путь дальше лежит к подножию крепости-монастырю Мон-сен-Мишель, первая точка в Нормандии. До свидания Париж, мы еще обязательно увидимся. По пути решаем посмотреть Версаль, хотя сильных впечатлений не ждем, побывав до этого в Петергофе под Санкт-Петербургом.
Доехав до Версаля и с трудом найдя место для парковки отправляемся во дворец. Ожидаемо очень много туристов, не имея ни времени, ни желания стоять в очередях на осмотр, решаем вернуться как-нибудь в другой раз, отправляемся дальше.
Маршрут у нас не совсем обычный, мы едем не кратчайшей дорогой, а хотим захватить для осмотра город Ле-Ман и одноименную гоночную трассу, знаменитую проходящей на ней гонки 24 часа Ле-Мана. «Крюк» выходит всего пятнадцать километров, и мы не сильно расстраиваемся.
Трасса «circuit des 24 Heures du Mans» [11] встречает почти безмятежностью, в календаре гонок перерыв и трасса отдыхает от наплыва зрителей и гонщиков с их командами. Но нам немного везет, на трассе проходят то ли квалификационные, то ли тренировочные заезды мотоциклистов. Пробираемся на трибуны, доступ свободный. Немного наблюдаем, как под гул двигателей проносятся мимо двухколесные машины. Делаю несколько кадров. Зрелище притягательное, это потом, через 3 года будет первая в истории современной России гонка Формулы-1 в Сочи, а пока наслаждаемся.
Выдвигаемся дальше, на пути лежит простой французский городок, Commune de Saint-Ouën-des-Toits. Тихий, спокойный, классический пример старой архитектуры, с неизменным католическим собором в центре. Уже встречаем первые признаки проходящих неподалеку военных действий Второй мировой войны. В центре города установлен памятник героям войны.
Продолжаем свой путь. И вот, сквозь проблески травы на заливных лугах появляется он. Монастырь крепость Мон-Сен-Мишель. [12] Делаем остановку, чтобы сфотографировать, уж больно вид хороший. Проехав дальше трава становиться ниже и крепость предстает во всей своей красе. К самой крепости ведет единственная дорога, справа и слева от которой размещены кафе, рестораны и отели, проезд для частных машин закрыт, только шаттлы и служебные автомобили. Но пешком не далеко и заселившись в отель быстренько, пока не стемнело выходим на разведку.
Несколько лет назад проход к крепости сопровождался некоторыми трудностями вызванными приливами и отливами, дорогу затапливало полностью и если не успевал вернуться из крепости, приходилось ждать отлива. В средние века это была жизненная необходимость и естественная защита от врагов. Сейчас провели реконструкцию и дорогу подняли выше уровня прилива, может это и правильно с коммерческой точки зрения, но лишено всякой романтики.
Доходим до крепости минут за 20, успевая по дороге сфотографировать его со всех сторон в вечерних сумерках. Ремонтные работы еще не закончены полностью, виднеется дорожная техника и у самой крепости еще маленький перешеек все-таки подвержен затоплению. Позже, со стен крепости мы наблюдали явление прилива, любопытно. Сам монастырь уже ожидаемо закрыт, прогуливаемся по улочкам нижнего города, обычный средневековый городок, если не знаешь, то и не скажешь, что сейчас на острове. Возвращаемся в отель, завтра тяжелый день.
С утра пораньше выдвигаемся на экскурсию в монастырь. Небо немного пасмурное, но это еще больше усиливает впечатление величия места, которое мы планируем посетить. Туристов не много, видимо по причине мрачной погоды и раннего времени. Осматриваем крепость, готическое каменное сооружение, выдержавшее нашествие времени и вражеские атаки. Мы впервые в таком месте, нам все любопытно и интересно. Хочешь почувствовать себя героем средневекового романа. Со стен крепости открывается отличный вид на долину, можно взглядом проследить линию прилива, уходящую глубоко в сушу по вновь возведенным каналам. Выйдя из крепости на противоположной от входа стороне попадаем в небольшой ухоженный сад, место умиротворенное и уединенное, здесь монахи предавались своим мыслям, обращенным к богу без лишних свидетелей.
Этрета (Etretat)
В тот же день отправляемся на пляж, точнее в место знаковое, переломное для хода Второй мировой воны в Европе. Мы едем на пляж Омаха Бич, [13] место высадки союзных войск в Нормандии в 1944 году. Немцы оказали яростное сопротивление, союзники понесли тяжелые потери, но операция завершилась успехом, нацисты были потеснены в глубь континента.
На самом пляже размещены исторические архитектурные и монументальные формы, призванные не забывать уроки страшной войны.
Также рядом с пляжем размещено мемориальное кладбище воинов погибших в операции высадки. Это огромное поле с зеленой, ровно подстриженной травой и ровными рядами белых крестов с именами погибших солдат и офицеров. Кладбище поистине интернациональное. Если вчитываться в имена можно найти любой национальности.
Побродив среди крестов отправляемся в сторону города Этрета (Etretat), [14] известного своими живописными известняковыми скалами. В городе некоторое время жил и творил Клод Моне.
По дороге делаем пару остановок для перекуса и отдыха, время позднее, прибываем в Этрету поздно вечером. Жить мы будем в частном доме по системе Bed and breakfast, B&B (Кровать и завтрак). Наша хозяйка, женщина в годах, типичная, воспетая кинематографом, пожилая француженка. Огромный двухэтажный дом с мансардой и пристройками. К дому примыкает фруктовый сад. Обстановка явно домашняя, повсюду следы обычной размеренной жизни, семейные фотографии.
Ужинаем в ресторане неподалеку, впервые пробуем виноградных улиток и яблочный сидр. Вообще Нормандия родина таких напитков как Кальвадос и сидр.
Утром направляемся на прогулку по городу. Изучаем не спешную городскую жизнь прибрежного города в самом начале сезона. Жизнь еще наполнила шумом и весельем эти улицы, небо еще пасмурно, а ветер холоден и не дружелюбен и облака вот-вот норовят пролиться дождем. Но может быть именно в этом есть свое очарование? И Клод Моне именно в это время приезжал в Этрету творить свои чудесные картины? Чтобы показать истинную силу и красоту природы Нормандии. Галечный пляж, пасмурное весеннее море, белые известняковые скалы, с зелеными макушками травяного газона, редкие чайки, кружащие над головой.
Подъем на скалу оборудован удобной лестницей, быстро оказываемся на самом верху. Наверху тропинка для неспешных прогулок и созерцания окрестностей, прогуливаемся вдоль кромки скал, внизу бушует море, чайки заняты своими делами. На дорожках есть скамейки, сидим несколько минут, впитываем энергию моря, уходить совершенно не хочется. Но ветер дает о себе знать, сидеть долго становится холодно, решаем отправиться в город согреться в кафе чашкой горячего чая.
Брюссель (Brussel)
Отправляемся в путь. Весь день проводим в дороге. Наша следующая точка на карте это Брюссель (Brussel). Делаем остановку в маленьком французском городке, название к сожалению не запомнилось, обедаем за небольшие деньги, на десерт получаем сырную тарелку, причем сыр выложен целиком, сколько нужно, столько и отрезай специальным ножичком. Красота. Сытые и довольные отправляемся дальше. Вдоль побережья на нашем пути лежит город Брюгге (Brugge), известный нам по голливудскому фильму с Колином Фарреллом в главной роли. Позиционируется как один из самых живописных городов Европы. Решаем заехать, но времени катастрофически мало, успеваем только бегло осмотреть центр и послушать концерт, который дает старинная колокольная башня Белфорт (Belfort). [15]
В Брюссель въезжаем уже затемно, быстро селимся в гостиницу и идем пробовать знаменитое бельгийское пиво, но это уже другая история.
Утром, проснувшись и как следует позавтракав отправляемся первым делом на поиски знаменитого жителя Брюсселя, статуи «Писающий мальчик» (Manneken Pis). Мальчик найден, вокруг него ожидаемо толпа туристов, его самого практически не видно. Удовлетворенные, отправляемся гулять по городу, в плане еще Атомиум, огромный атом железа, построенный к Всемирной выставке 1958 года. Неожиданно попадаем на проходящее в городе мероприятие — гей парад. Смотрим немного, публика разношерстна и занимательна, интересно.
Путь наш лежит обратно в Германию, проезжаем через Нидерланды, через приграничный городок Venlo. Почему-то в тот раз Голландия не произвела на нас серьезного впечатления, может быть мы были сильно уставшими? Но зацепит нас Голландия гораздо позже, уже в 2018 году, а пока, немного прогулявшись и размяв ноги отправляемся дальше.
Гуляем по вечернему Дюссельдорфу и отправляемся в аэропорт максимально поздно, у нас нет забронированного отеля на эту ночь. Мы еще отчаянные и можем себе позволить ночевать на парковке в аэропорту в автомобиле. Из здания аэропорта на ночь всех выгоняют. Рано утром сдаем машину и улетаем домой. До встречи Германия и Европа, мы вернемся еще не раз.
[1] Кёльнский собор (Kölner Dom) — римско-католический готический собор в городе Кёльне. Занимает третье место в списке самых высоких церквей мира и внесён в список объектов Всемирного культурного наследия. Строительство главного храма Кёльнской архиепископии велось в два приёма — в 1248—1437 гг. и в 1842—1880 годах. По окончании строительства 157-метровый собор на четыре года стал самым высоким зданием мира.
[2] Гоночная трасса в Германии, рядом с посёлком Нюрбург (федеральная земля Рейн — ланд-Пфальц). Строительство закончено весной 1927 года, первые соревнования Всеобщего немецкого автомобильного клуба состоялись 18 мая 1927 года. В настоящее время на трассе проводятся гонки DTM, GP2 и других кольцевых серий автоспорта. Также на автодроме проводятся соревнования по другим видам спорта и ежегодный рок-фестиваль Rock Am Ring.
[3] Notre-Dame de Reims — готический собор во французском городе Реймсе. Был построен в основном (кроме западного фасада) в 1211—1311 гг. Собор Нотр-Дам (посвящённый Деве Марии) в Реймсе является крупнейшим храмом французской готики «ланцетовидного стиля» после более ранних соборов в Париже (Нотр-Дам), Амьене и Шартре. Высота башен Реймсского собора 80 метров.
[4] Парижский метрополитен открыт 19 июля 1900 года к Всемирной выставке; билет на первой ветке «Венсенский замок — Порт-Майо» стоил 15 сантимов старыми франками для второго класса и 25 сантимов для первого. Большинство линий в центре построено к 1920 году. Особенностями являются короткие перегоны между станциями, большая плотность сети метрополитена в центре города и оформление первых станций в стиле модерн (ар нуво) дизайнером Эктором Гимаром.
[5] Католический храм в центре Парижа, один из символов французской столицы. Кафедральный собор архиепархии Парижа. Расположен в восточной части острова Сите, в четвёртом городском округе, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на фундаменте галло-римского храма Юпитера. Готический собор возводился по инициативе парижского епископа Мориса де Сюлли в период 1163—1345 годов.
[6] Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, в просторечии Центр Жоржа Помпиду (Centre Georges-Pompidou), Центр Помпиду или Бобур — культурный центр в квартале Бобур 4-го округа Парижа между кварталами Ле-Аль и Маре. Деятельность центра посвящена изучению и поддержке современного искусства и искусства XX века в различных его проявлениях (изобразительныe искусства, танец, музыка и пр.)
[7] Пер-Лашез (Pre Lachaise, буквально «отец Лашез») — кладбище в Париже. Расположено на востоке города, в 20-м муниципальном округе. Официальное название — Восточное кладбище (Cimetière de l’Est). Это самое большое кладбище французской столицы и один из крупнейших музеев надгробной скульптуры под открытым небом площадью около 48 гектаров.
[8] Дворец Инвалидов (Hotel des Invalides) в Париже — архитектурный памятник, строительство которого было начато по приказу Людовика XIV от 24 февраля 1670 года как дом призрения заслуженных армейских ветеранов («инвалидов войны»). Это был один из первых инвалидных домов в Европе. Сегодня он по-прежнему принимает инвалидов, а также в нём располагаются несколько музеев и некрополь военных.
[9] Саркофаг из шокшинского малинового кварцита, ошибочно называемого красным порфиром или мрамором, с останками императора Наполеона располагается в крипте собора. Его охраняют две бронзовые фигуры, держащие скипетр, императорскую корону и державу. Гробницу окружают 12 статуй работы Жана Жака Прадье, посвящённых победам Наполеона.
[10] Дефанс, или Ла-Дефанс (фр. La Defense) — современный деловой и жилой квартал в ближнем пригороде Парижа, западнее XVI округа, в департаменте О-де-Сен. Считается самым большим деловым центром Европы. Eго также называют «парижским Манхэттеном». В нём проживают 20 000 человек, и каждый день на работу приезжают 150 000 служащих из 1500 фирм и организаций, разместившихся в Дефанс.
[11] Старейшая из ныне существующих автомобильных гонок на выносливость, проходящая ежегодно с 1923 г. недалеко от города Ле-Ман во Франции. Гонку также часто называют «Гран-при выносливости и экономичности». Команды вынуждены искать баланс между скоростью и надёжностью автомобилей, которые должны продержаться в течение 24 часов без механических повреждений, а также рационально использовать расходные материалы, такие как топливо, шины и тормозные колодки. Заодно проверяется и выносливость пилотов, которым зачастую приходится проводить за рулём до четырёх часов подряд, пока их не сменит партнёр по команде на очередном пит-стопе. Ожидая своей очереди, пилоты успевают перекусить и немного отдохнуть.
[12] Мон-Сен-Мишель (Mont Saint-Michel — гора святого Михаила) — небольшой скалистый остров, превращённый в остров-крепость, на северо-западном побережье Франции. Остров является единственным обитаемым из трех гранитных образований бухты Сен-Мишель (Монт Сен-Мишель, Томблен и Монт Доль).
[13] Кодовое название одного из пяти секторов вторжения сил союзников на побережье оккупированной нацистами территории Франции в ходе операции «Оверлорд» во время Второй мировой войны. Высадка произошла 6 июня 1944 года, её осуществили силы 5-го корпуса 1-й американской армии.
[14] Этрета (Etretat) — город и коммуна во французском департаменте Приморская Сена с населением 1640 человек. Название «Этрета» имеет скандинавские корни. Город расположен на побережье Ла-Манша и широко известен благодаря живописным прибрежным скалам, образующим многочисленные природные арки. Побережье Этрета расположено на так называемом Известняковом берегу (Па-де-Ко). Этрета является достаточно крупным туристическим центром Франции.
[15] Белфорт (Belfort) — средневековая колокольня (беффруа) на Рыночной площади (Маркт) в Брюгге. Будучи одним из самых известных символов города, звонница ранее размещала сокровищницу и муниципальные архивы, а также служила в качестве наблюдательного пункта для выявления пожаров и других опасностей.
Копенгаген, Стокгольм, Хельсинки январь 2011
Начну со вступления, без которого этого поездка для меня не существует. Множество переживаний и эмоций до того как всё случилось.
Предисловие
Летом в июле, читая форум самостоятельных путешественников и заряжаясь общим настроением поиска билетов на новый 2011 год я осознала, что если не куплю что-то сейчас, то всё интересное кончится. Я не знала куда хотела, но понимала, что Азия — это слишком серьезно для первого раза и для недельного трипа. Начался поиск билетов. Франция, в которую хотелось, отметалась, четкое убеждение что Париж я должна впервые увидеть обязательно летом. Хотелось в Португалию, но есть идея совместить это с отдыхом на море и опять же летом. Ну и на этом фоне были подмечены билеты в Хельсинки у Аэрофлота. Аэрофлот выбирался на тот момент, как перевозчик, который перед НГ совершит во чтобы то ни стало перелет в срок и с комфортом. Плюс сохранение миль на ближайших 2 года. Как оказалось, выбор Аэрофлота это была большая ошибка, которая омрачила начало поездки, сделав последние дни перед ней нервозными. Мои друзья сидели несколько дней в Шереметьево и столице. Были измучены и улетели только 30.12. На этом фоне и я спала очень неспокойно, так как сбой на полдня в моем плотном маршруте и всё летит к чертям.
Но летом всё было более радужно, билеты куплены, а планирование маршрута отложено до осени. На руках не было загранпаспорта, с которым я должна была поехать. Был паспорт с истекающим сроком действия. В нашей стране, а может только в нашем городе получить новый загранпаспорт — это аттракцион. И даже если ты это делаешь ни в первый раз и всё знаешь всё равно тебе придется потратить несколько рабочих дней и постоять в очередях. Был взят отгул, и я поехала в паспортный, потому что узнать что-либо по телефону просто не возможно, трубку никто не берет. Приехав, увидела огромную очередь и выяснилось, что в этот день паспорта выдают и ни в коем случае не принимают. А чтобы сдать нужно прийти через день, потому что завтра день не приемный. Через день берется отгул и бегом туда же. Прибегаю, никого. Оказывается, чтобы сдать паспорт нужно взять талончик, который выдается строго по понедельникам в 9 утра. В следующий понедельник был отправлен муж, которому удалось урвать талон на время через 2 недели. Документы сдала, время поджимало. Срок истек, но о готовности паспорта ни на одном из доступных ресурсов (интернет, автоинформатор) ничего не было. Поехала лично и конечно же было всё готово и уже пару недель лежало и ждало, когда я приду. Самое забавное, что 4 января мне пришло письмо от УФМС, где было написано, что мой паспорт готов и я могу его забрать. Интересно, кто в эти выходные для всей страны дни заводил информацию в базу.
В один из осенних дней звонит подруга и сообщает, что купила билеты в Европу и маршрут ее начинается в Хельсинки. И как не трудно догадаться в те же дни, что и у нас, НГ ночь вместе. Поверить было сложно, но видимо судьба. Дальше планируем поездки сообща.
Перед вылетом выяснилось, что стартовать в Москву на одном рейсе с нами еще будут трое друзей и это уже расценивалось новогодним подарком от Деда Мороза за то, что я хорошо вела себя в прошедшем году.
Изначально мы планировали доплыть на пароме в Швецию и вернутся обратно в Хельсинки. А потом мелькнула мысль, а может сумеем зацепить Копенгаген? Спросила на форуме, реально ли? Никто не сказал, что мы сошли с ума. А наоборот, стали давать советы как добраться.
Итак, маршрут после, наверное, месяца постепенного собирания «пазла» приобрел следующий вид:
31 декабря вылет из Екатеринбурга через столицу в Хельсинки. Отмечание веселого НГ в финской столице.
Дневной самолет в Копенгаген
Две ночи в датской столице.
Поезд до Стокгольма
Две ночи в Стокгольме
Ночной паром из Стокгольма в Хельсинки
Полный день и ночь в Хельсинки для шопинга (забегая вперед, несостоявшегося) и отдых перед дорогой домой.
Билеты в Копенгаген были приобретены у авиакомпании Blue совместный рейс с SAS. Каждую неделю в мою почту падало письмо с благодарностью, что я приобрела у них билет и предложением «проапгрейдить» параметры полета, на добавление питания и прочих услуг.
Билеты на паром купила на сайте «Викинглайн» пользуясь переводчиком шведского языка. Приобрела круиз Стокгольм-Хельсин — ки-Стокгольм, так как он проходил по акции.
На шведском варианте сайта была рождественская распродажа билетов, которая отсутствовала на английской версии. Мне подсказали о ней, и я увидела, что на Копенгаген скидка 50%, не замедлила приобрести билеты на скоростной поезд, которые мне обошлись в 299 крон на человека.
Отели были забронированы и оплачены сразу после получения визы, на сайте iglobe. До этого делала просто бронь на Booking.com и ее предъявляла в консульстве. Люблю, когда проживание оплачено, никаких сюрпризов потом. Плюс сайт начисляет пресловутые мили на бонусные карты, а в декабре с наличием билета Аэрофлота было двойное начисление.
Ну вот и всё готово, чемодан собран, нервы на пределе, в путь.
Новый год по муми-трольски
Нам повезло 31.12 уже поставленный на уши Аэрофлот и все его рейсы летали минута в минуту и в середине дня мы вышли в аэропорту Хельсинки.
Отель был в центре города возле вокзала. От обоих терминалов и 1, и 2 в город идет автобус №615, у него есть разные буквы после цифр Т, V, но начало и конец один и тот же. Аэропорт/жд вокзал. Стоимость проезда 4 евро на человека. Едет около 30 минут или чуть больше, зависит от маршрута.
Разместились в отеле. Встретились с моей подругой. Отметили 2 раза НЕ Сначала по времени Екатеринбурга. Потом послушали поздравление нашего президента на английском языке и пошли встречать третий раз Новый Год на Сенатскую площадь. Народ уже стоял перед сценой, на которой кто-то пел. Перед самим наступлением Нового Года два раза включали мелодичную музыку, и на экране бежала строка со словами текста песни, скорее всего гимна и люди пели. Все вместе, с полной отдачей. Люди пришли с детьми, в колясках и на руках. Почти у каждого в руках стеклянный бокал под шампанское и бутылки с шампанским, в основном маленькие, редко держали большие бутылки.
Стрелки сошлись на 12.00. Бутылки откупорили, выпили. Фейерверк возле Кафедрального собора. Не продолжительный. И все пошли домой. Развернулись на 180 градусов и пошли, с колясками с детьми. Мы тоже двинулись, не оставаться же одним. Небольшое столпотворение, пробка из людей. 1 минута и она двинулась и рассосалась. Все радостные и спокойные. Для нас немного не привычно, но интересно. Немного свернув во дворы наталкиваешься на бары с громкой музыкой и сборищами негров в ярких одеждах, веселых и шумных. Вот люди дико рады наступившему Новому Году. Но у нас мурашки по телу, жутковато. Поспешили к своему отелю. По пути увидели бар, приглянулся, зашли. Тихо. Немноголюдно. Справились с языковыми барьерами, смогли приобрести по бокалу пива того до которого я смогла дотянуться на доске с перечнем, подвешенной на стене, потому что меня не понимали.
Пиво было отвратным на вкус, мы хохотали. Точнее назвать это пивом было странно. Ничего общего с тем вкусом к которому мы привыкли. Но честно выпили всё и уж очень веселые с 0,3 л этого напитка побрели домой. Новый год был встречен, впереди нас ждал Копенгаген.
В гостях у Андерсона (VISITING ANDERSON)
В Копенгаген летели из Хельсинки. Пустынный аэропорт, но полный самолет.
Как жутко мы садились, внизу маленькие домики и ощущение что крылом накренившегося подруливающего самолета сейчас подцепишь их и вырвешь с корнем и не понимаешь, как они живут в этих домах, когда ежечасно над ними выполняют кульбиты самолеты. А внизу всё еще вода, море, садимся, но куда, землю не видно, нет, вот она, и в тот же момент шасси касается жесткой поверхности. Уффф! Сели
То, что на Booking.com я забронировала квартиру, окончательно осознала за неделю до вылета. Когда мне прислали письмо с просьбой сообщить время прибытия для того чтобы отдать ключи. Деньги они тоже списали именно в этот момент, за неделю и я решила ничего не менять, а оставить всё как есть. Интересно жить в квартире. Отписала ответ с временем прибытия. За день до вылета мне приходит снова тоже письмо — «Пожалуйста сообщите, когда вы прибудете, для того чтобы отдать вам ключи». Они что издеваются??? Снова отписала, подтверждение о доставке и прочтения нет, да и черт с ним, мне главное вообще в Копенгагене оказаться, на месте разберемся, аппартаменты были расположен рядом с вокзалом. Вышли в аэропорту на улицу и испытали кайф. На улице солнце и +5. Можно не кутаться и не одевать шапку, это после наших — 20 в Екатеринбурге.
Сколько стоит проезд из аэропорта, я не знаю. Мы были в прострации какой-то, радость, что всё-таки прибыли на место. Дали 100 крон и нам водитель насыпал мелочи. Не глядя мужем, она была сунута в карман. Автобус под номером 5А. Водитель подтвердил, что в центр мы попадем.
Нашли дом, в котором должны поселится. Предварительно мы написали в туристический центр Копенгагена о своем намерении посетить их город и нам любезно, по почте, была выслана карта города. Сразу была поставлена точка расположения отеля, что очень облегчило поиск.
Перед подъездом лужа крови. Да, хорошо люди вчера погуляли. Стеклянная дверь в подъезд. 8 звоночков, фамилии, напротив. Нужной, указанной в письме нет. Как хорошо, что есть с собой письмо, там указан мобильный. Звоним. Радостный мужской голос. Его обладатель через мгновение выскакивает в подъезд и открывает нам дверь. Поднимаемся на второй этаж. Двухкомнатная квартира с небольшой кухней и столовой. Для нас открыта одна комната. Во второй за 2 ночи нашего пребывания никого не появилось. Хозяин рассказал, что сделать с ключами перед отъездом. Попытался нам рассказать, что нужно посмотреть в городе, предоставил карту. Показал где что включается и как выключается и оставил нас.
Немного выдохнули и отправились на осмотр города.
Первое что из знакомого по путеводителям мы встретили был Тиволи
Тиволи (дат. Kjøbenhavns Sommer-Tivoli) — знаменитый парк развлечений. Расположен в центре Копенгагена. Один из старейших парков Дании, стоящий на втором месте после Дирехавсбаккена.
Тиволи был основан датским офицером Георгом Карстенсеном Двери парка открылись 15 августа 1843 года.
Сейчас парк является одним из наиболее посещаемых в Скандинавии и третьим в Европе, уступая парижскому Диснейленду и немецкому Европа-парку.
и он был закрыт. Таблички на входе приглашали посетить его, начиная с 14 апреля 2011 года. Это было небольшим разочарованием.
В городе уже смеркалось. Неожиданно. Потом мы поняли, что световой день в это время года кончается чуть позже 15 часов, что наложило отпечаток на наши планы, прогулки неосознанно сокращались и с наступлением темноты мы сворачивали экскурсии и шли ужинать или домой. На улице большое количество туристов, много русских, сувенирные лавки набиты нашими соотечественниками. В одной из таких лавок приобрели путеводитель на русском языке, очень толковый. Огромное спасибо группе составителей из Дании. В путеводителе 4 пеших маршрута. За первый день были пройдены три и еще один оставлен на день отъезда.
2 января
Встали рано утром, как мне нравится быть в Европе. Из-за разницы во времени в 4 часа с нашим родным городом, мы прекрасно встаем в 6—7 утра и чудно засыпаем в 21 час.
Путеводитель, карта, фотоаппарат. В путь!
Первый маршрут проходящий в путеводителе прямо по нашей улице «Тиволи и квартал Вестербро».
В маршруте много музеев, но так как у нас один день и хочется еще увидеть русалку, про них только читается и не допускается мысли что-то посещать. Исключительно внешний осмотр города.
Идем к планетарию Тихо Браге.
Он построен в 1989 году в виде вертикального конуса, разделенного по диагонали. Планетарий был выстроен для популяризации знаний по астрономии. Проходим мимо и оказываемся на берегу озера Санкт Йоргенс. Оно покрыто льдом. По дорожкам, идущим вдоль бегут люди, у них утренняя пробежка. Мимо снуют отцы с колясками. Я никогда не видела столько пап с малышами, может быть их действительно много в Копенгагене, а может просто это было суббота и мамы готовя завтрак, отправили их гулять. Мам с колясками в то утро я не видела ни одной.
Напротив, дом, длинный жилой. И мы с мужем остановились и стояли так несколько минут, показывая пальцами, на новые окна, которые привлекали внимания, как дети, причем невоспитанные дети. В окнах дома практически нет штор, либо они убраны в сторону.
Разные украшения на стеклах.
Красивые светильники. На небольших балконах стоят деревянные столики и стулья, кадки с цветами. С одного из балконов на нас смотрят гномы, целых три здоровых гнома стоят рядком. Стоматологический кабинет на первом этаже, кресло, нет ни жалюзи, ни штор. Это обычный жилой дом. Вспомнила мой балкон, там лежат лыжи и стоит велик, он застеклен и до середины, как щитом, закрыт бетонной стеной.
На краю озера стоит Озерный павильон, деревянное здание 1894 года, в постройке которого его автор использовал элементы русской архитектуры. Первоначально здание предназначалось для Ассоциации конькобежцев Копенгагена, а нынче здесь работает ресторан. Вот и конец первого маршрута. Следующий под названием «К северу от старого города: от Эрстедспаркен до Русалочки».
По окончанию его мы должны увидеть русалочку и замок Розенборг.
К началу маршрута проходим по улочкам. Везде велосипеды. Сказать, что они стоят у меня язык, не поворачивается, они по большей части брошены до весны. Хотя по улицам снует молодежь на велосипедах, это не носит массового характера. Велосипеды ничем не зафиксированы, не пристегнуты, завалены снегом, их корзинки завалены мусором. Прохожие не стесняясь валят всё туда, видимо они подозревают что кто-то накидает мусор и в их велосипед, поэтому стараются не остаться в долгу, а может просто из соображений что на тротуар бросать мусор нельзя.
Заходим в небольшой магазин пекарню, покупаем булку зернового хлеба и две булочки с корицей. Отдаем бешенные деньги по нашим меркам, около 400 рублей. Первое потрясение о ценах на еду в Копенгагене. Хотя нам рассказывали, и мы читали, но пока сами не заплатили не прочувствовали. Маршрут начинается с парка Эрстедспаркен. Парк назван в честь двух знаменитых братьев датчан Ганса Христиана Эрстеда — физика и философа, и юриста Андерса Сандое Эрстеда, который был премьер министром. Подходим ко дворцу и садам Розенборга. «Замок Розы», а именно так переводится его название, был выстроен как летняя резиденция короля Кристиана IV в начале 17 века. Рядом с замком находятся казармы Королевской гвардии, снуют солдаты и стоит БМП.
Парк вокруг дворца совершенно пустынен, как, впрочем, и весь утренний город. Хоть маршрут и лежит через королевский дворец Амалиенборг и мраморную церковь, проскакиваем мимо, потом мы остановимся рядом с ними на больший срок, но пока мы об этом не знаем и бежим к русалке.
Доходим до парка Черчиля. На карте Копенгагена меня привлекал парковый, как мне казалось, массив в виде 5ти конечной звезды. Окруженный по контуру каналами. При ближайшем рассмотрении и помощи путеводителя оказалось, что никакой это не парк, а фортификационное укрепление в форме пятиугольника, крепость Кастеллет. Построен он в середине 17 века для защиты входа в порт Копенгагена. В 1892 году равелины Цитадели были разрушены, и вся зона превратилась во вполне мирный парк с зелеными лугами на которых летом пасутся овцы, а утки и лебеди плавают в водах бывшего рва круглый год.
Идем к русалке. А вот и люди. Масса туристических автобусов. Опять же исключительно наши соотечественники.
Девушки в тоненьких бежевых капроновых колготках при температуре воздуха на улице 0 градусов, коленки красные, спешат в автобус. Сама грешна, сама могу так выйти, наверное. К русалке не подступится, на всех кадрах головы, все льнут к ней на сколько возможно. Чей — то ребенок уже идет по льду за чайкой, ловят… ребенка.
Стоим не долго, шумно тут, двигаемся дальше, хоть и маршрут оборвался, но что-то тянет взглянуть на море, и всё это не зря.
Вдоль дороги стоят пришвартованные до теплых времен яхты.
Видим мост, поднимаемся по нему, он пешеходный под ним аутлеты.
Вниз можно спустится по лестницам или на лифтах. Их несколько на мосту. Справа море, а слева в проеме между жилых домов видим какую-то экспозицию из скульптур-закорючек, совсем непонятно с моста что там. Ищем ближайший спуск вниз. Скользко, падаю, не сильно. В городе все дороги посыпаны и перемещаешься легко, здесь на мосту лед. Выходим на дорогу и там лед. Я поскальзываюсь и падаю, падаю совсем, сначала на колено, потом на плечо. Смех, слезы. Не могу встать, скользко, муж с трудом мне помогает. Уже аккуратно перемещаемся в сторону скульптур и начинаем хохотать. Видим антирусалку. А что мне нравится! Каждый имеет право на выражение.
И как я уже где-то писала ранее, люблю всё нестандартное. Правда это на грани фола, но всё же. Ясно что туристов сюда не возят.
Наулыбавшись вволю пошли обратно.
Прошли под мостом к берегу моря и вдоль, обратно к русалке.
Не дает всё-таки слава Lille Havrue (Русалочка) никому покоя и опять наталкиваемся на водоплавающую женщину, да какую!
Всё! Маршрут кончился, и мы пошли в центр Копенгагена, чтобы пообедать дома и немного отдохнуть перед вечерней прогулкой. Долго споря как пойдем по набережной или по кварталам. Пошли по кварталам. И через короткий промежуток времени оказались на площади перед замком Амалиенборг. Замок Амалиенборг это официальная резиденция Датского королевского дома после пожара 1794 года в замке Кристиансборг. Дворцовый ансамбль состоит из 4х одинаковых дворцов, образующих широкую площадь, в центре которой стоит конный памятник королю Фредерику V.
Напротив, Амалиенборга возвышается собор Фредерика более известный как Мраморная Церковь. Церковь уникальна для Дании, так как это единственный храм круглый в плане.
На площади происходит смена караула. Каждый день ровно в полдень как гласит путеводитель, но вот мы подошли уже около часа дня и всё только начиналось.
Если вам посчастливиться прийти к этому времени или вы сделаете это специально, обязательно дождитесь конца действа. Мне было лениво стоять, казалось, что уже всё посмотрели, солдаты по одному менялись на постах, я хотела есть, дома то уже ужинать готовятся, а мы еще не обедали. Но муж был не умолим, и мы ждали, там более немногочисленная кучка иностранных туристов не расходилась, весело болтая с полицейскими ограничивающими доступ на одну из площадей, все что-то ждут и нам нужно.
Я фотографировалась с одним из солдат, хотела подойти поближе, но он тут же начинал на меня смотреть, я совсем не была уверена, что можно. В итоге стояла от него в метре и смеялась, а он поворачивал на меня голову. Они достаточно расслаблено стоят на своих постах.
Ну вот настало время икс, и они забегали. Что-то забыли, в расстегнутых мундирах и без своих медвежьих папах. Четверо убежало, вернулись. Затихли. Еще 5 минут и толпа гвардейцев вывалилась на площадь к уже стоявшим. Конечно, они шли строем, но не так строго, как ходят в нашей армии. Сама столкнулась с обучением на военной кафедре и помню, как нужно стараться идти в ногу и держать равнение.
У половины музыкальные инструменты в руках, барабаны, духовые. Командующий махнул, и они бодро, под веселую музыку, пошли вокруг площади. Народ приплясывал на своих местах. Я тоже пританцовывала, музыка звучала задорно. Гвардейцы обошли площадь по кругу или точнее квадрату и вышли в главные ворота, в сопровождении полиции, направились к замку Розенборг, напомню, там у них казармы. Так же играя на инструментах. Все за ними. Весело, празднично, душевно.
Ну всё теперь точно домой. По пути цепляем маршрут «Старый город». Начинаем с района Нюхавн или Новой гавани. Сейчас здесь не так красиво, как описывает путеводитель гавань в теплое время года.
Дворами выходим к зданию Биржи. Здание украшено оригинальной башней, образованной переплетением четырех хвостов дракона. Подходим к замку Кристиансборг. Попадаем к нему во двор и видим конную гвардию, возвращающуюся с прогулки или парада. Несколько десятков всадников. Половина всадников женщины, очень непривычно.
Подавляющее число блондинки крепкого телосложения. Не сразу отличимы от мужчин, вглядываешься в лица, улыбаются. За этой процессией идут два солдатика, возможно штрафбат и убирают кучи навоза, оставленного лошадьми.
Вышли на финишную прямую. Фонтан Аист, ратушная площадь, трубачи, играющие на лирах, памятник Андерсену, фонтан Дракон. На площади можно долго простоять, задрав голову к верху и рассматривая здания.
На одном углу стоит здание Ричшусет, на угловой башне которого термометр, особенно он в глаза бросается в темное время суток, потому как подсвечен неоном. Но на него обязательно нужно посмотреть и днем, потому что вверху оригинальный барометр с фигурой девушки, которая в ненастную погоду появляется с зонтиком в руках, а в хорошую на велосипеде. В наши дни обе фигурки были снаружи, уж и не знаю, специально так или действительно можно было ехать на велосипеде, прихватив с собой зонтик.
Дом, передышка, вечером гуляли, просто бродили по пустынному центру. Вечер воскресения все местные жители видимо готовятся к трудовой неделе.
3 января
Основные елки были разобраны и выброшены сразу после католического рождества, не дожидаясь наступления Нового года. Но немножко на улице всё же их осталось. Они такие красивые у них. Пышные лесные красавицы с минимумом украшений, точнее только с гирляндой. Такие встречались по всему городу. Маршрут последнего дня в Копенгагене лежал к Христиании, в нашем путеводителе он был 4м и последним нами не пройденным.
Шли вдоль канала Кристиансхавн.
Дошли до Христиании.
Христиания (Свободный город Христиания, Вольный город Христиания) — частично самоуправляемое, неофициальное «государство внутри государства», расположившееся в районе Кристиансхаун Копенгагена, столицы Дании.
Жители Христиании провозглашают своей целью «создать самоуправляемое общество, в котором каждый индивид ответственен за благополучие всей общины. Общество должно быть экономически самодостаточным, и быть непреклонным в убеждении, что физиологическое и физическое разрушение может быть предотвращено».
Знали, что в ней нельзя снимать и фотоаппарат заранее был глубоко спрятан в рюкзак, на всякий случай. Посмотрели. Побыли недолго, ушли.
Мы не пользовались метро ни разу как приехали, всё прекрасно обходится пешком, а тут увидели вывеску. Решили спустится, посмотреть. Нам попалась коротенькая станция со стеклянными дверьми, открывающимися тогда, когда двери поезда сравняются с ними.
Пошли обратно в центр города. Жизнь бурлила. В офисах кипела работа. Большие окна.
Вот жилой современный дом. Первый этаж и опять огромные окна без штор. Просторные комнаты. Люди, простите, я опять пялилась к вам в окна. Я не могла совладать со своим любопытством. Вас там не было. Вы на работе, возле других окон, а я возле вашего.
Вечером у нас был поезд в Стокгольм. На вокзал мы пришли очень заранее. Бродили, ели, сидели, снова бродили. За час объявили платформу нашего поезда. Оказалась самая дальняя, расчетное время в пути на указателях 15 минут. Дошли. Пришел поезд из Копенгагена. Но двери не открывались. Пустили нас в поезд только за 7 минут до отправления и номера вагонов выставили в противоречие указанной разметке на платформе. У нас был последний вагон, который оказался первым, и мы побежали. Изверги, честное слово. Спустя 5 часов и утомительной дороги в полном поезде, который качается на рельсах похлеще парома, сдуваемые кондиционером, мы прибыли в заснеженный Стокгольм.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путевые заметки. Путешественник видит то, что видит; турист – то, что он хочет увидеть предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других