Вся история философии от античности до XX века, все ключевые учения и концепции, главные философские понятия и проблемы — тезисно, четко, незанудно в одной книге. Доступная форма изложения дополняется схемами, таблицами, комментариями и определениями, без лишних рассуждений, сложных пояснений, бесконечных цитат. Конспективное изложение философских концепций и поясняющие материалы — это оптимальный формат для тех, кто хочет быстро и качественно разобраться, что такое философия, какова ее история и почему она — «мать всех наук». В книге затронуты сферы бытия и познания, ценностей и морали, науки и религии, культуры и искусства, общества и государства, истории и языка, свободы и счастья.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Философия. От античности до современности. Ключевые понятия, проблемы и концепции в тезисах, схемах и таблицах» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава II. Древневосточная философия
VII в. до н. э. — VII в. н. э. Древняя Индия, Древний Китай
Тема 2.1. Западная и восточная культура
Перед изучением основных идей древневосточной философии целесообразно сравнить западную и восточную культуру в целом (табл. 11).
Таблица 11. Сравнительная характеристика западной и восточной культуры
Тема 2.2. Особенности древневосточной философии
Особенности древневосточной философии
1. Решение проблем человеческого бытия возможно только в гармонии с собой и миром.
2. Достижение истины возможно не только при помощи разума, но и посредством чувств, интуиции, эмоций и образов.
3. Понимание разума не только как индивидуальной способности, но и как космической силы.
4. Понимание смысла жизни человека в самосовершенствовании и в совершенствовании мира через самосовершенствование.
5. Тесная связь философии с религией и этикой.
Тема 2.3. Источники, понятия и школы древнеиндийской философии
Главным культурно-историческим памятником древнеиндийской философии являются Веды — собрание древнеиндийских текстов, возникших до XV в. до н. э. Древнеиндийская философия суть различные толкования ведических текстов. Сами Веды состоят из четырёх основных частей, к которым относятся Самхита (древнейшие Веды, состоящие из текстов гимнов (Ригведа), напевов (Самаведа), жертвоприношений (Яджурведа) и заклинаний (Атхарваведа)), а также Брахманы (ритуальные комментарии к Самхитам), Араньяки (правила поведения лесных отшельников и Упанишады (философская часть Вед).
Основные понятия древнеиндийской философии
Космос — мировой порядок, противопоставляющийся хаосу.
Брахман — объективное первоначало космоса как высшая духовная реальность.
Атман — субъективное первоначало космоса как душа, то есть сознание человека.
Карма — влияние совершённых деяний на будущую жизнь.
Сансара — цепь перевоплощений сообразно с кармой.
Мокша — освобождение от сансары.
Майя — иллюзия реальности, воспринимаемая как истинная реальность.
Согласно древневосточной философии Брахман и Атман непостижимы и тождественны: «Всё есть Брахман, и Брахман есть Атман». При этом выделяются четыре основных состояния Атмана: бодрствование (низший вид познания, направленного на внешние повседневные дела), сон со сновидениями (более высокий вид познания, направленного внутрь человека), сон без сновидений (познание, не различающееся на внутреннее и внешнее) и турия (освобождение от материи и слияние с истиной).
В древнеиндийской философии различаются два типа школ: ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные (отвергающие авторитет Вед). К ортодоксальным школам, совокупность религиозно-философских идей которых составляет ядро индуизма, относятся санкхья, вайшешика, миманса, йога, ньяя и веданта. Тремя важнейшими неортодоксальными школами являются чарвака-локаята, джайнизм и буддизм.
Тема 2.4. Чарвака-локаята
Чарвака-локаята
Основатель: Брихаспати
(VI в. до. н. э.)
Мир состоит из комбинаций четырёх материальных первоэлементов и воспринимается органами чувств. Бога нельзя воспринять чувствами, поэтому его не существует. Сознание — лишь продукт материи. После смерти человек распадается на изначальные первоэлементы, поэтому нет смысла соблюдать предписания Вед ради посмертного воздаяния. Моральные нормы — выдумки авторов Вед, обогащающихся на людской доверчивости. Цель жизни — получение максимальных наслаждений и избегание случайных страданий. Нравственные поступки — те, что ведут к удовольствиям, а аморальные — те, что ведут к страданиям.
Гедонизм — стремление к наслаждениям как к высшему смыслу жизни.
Эвдемонизм — стремление к счастью как к высшему смыслу жизни.
Тема 2.5. Джайнизм
Джайнизм
Основатель: Вардхамана (Махавира, Джина)
(VI в. до н. э.)
Космос вечен, поэтому Бога не существует. Человек сочетает духовное и материальное начала, которые объединяются кармой как тонкой материей. Избавиться от влияния кармы и сансары, то есть освободить душу от материи и достичь счастья можно путём аскезы, а также за счёт следования «тройной жемчужине» джайнизма.
Аскетизм — добровольное самоограничение с целью духовного самосовершенствования.
Два вида душ:
▶ несовершенные — души, связанные с материей и испытывающие страдания;
▶ совершенные — души, свободные от материи и испытывающие блаженство.
Два вида познания:
▶ опосредованное — познание при помощи чувств и разума, доступное несовершенным душам;
▶ непосредственное — познание без помощи чувств и разума, доступное совершенным душам.
«Тройная жемчужина» джайнизма:
▶ истинная вера;
▶ истинные знания;
▶ правильное поведение.
Правильное поведение состоит из пяти обетов:
✓ ненасилие — не причинять вреда всему живому;
✓ правдивость — говорить только ту правду, которая не причинит вреда;
✓ неворовство — не обучать воровству, не хранить ворованное, не подделывать вещи;
✓ целомудрие — отказываться от сексуальных влечений и непристойного поведения;
✓ нестяжательство — отказываться от привязанностей к материальным вещам.
Ахимса — непричинение вреда всему живому.
Тиртханкара — человек, достигший освобождения путём аскезы и ставший образцом морали.
Тема 2.6. Буддизм
Буддизм
Основатель: Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (Будда)
(VI в. до н. э.)
Четыре встречи, перевернувшие жизнь Будды
1. Будда увидел больного и узнал о болезнях и связанных с ними страданиях.
2. Будда увидел старика и узнал о старости и связанных с ней страданиях.
3. Будда увидел похороны и узнал о смерти и связанных с ней страданиях.
4. Будда увидел аскета-отшельника и узнал о людях, путём аскетизма избавляющихся от власти кармы.
Колесо сансары заставляет человека постоянно рождаться в мире страданий. Однако материальный мир — иллюзия, покрывало Майя, и любые рассуждения о нём лишь сковывают человека страданиями. Освободиться от власти кармы и сансары можно путём ухода в нирвану как истинную реальность.
Нирвана — состояние абсолютной невозмутимости, вызванное освобождением от страданий.
Для достижения нирваны необходимо постичь четыре благородные истины Будды.
Четыре благородные истины Будды:
▶ жизнь есть страдание;
▶ причина страданий — желания;
▶ чтобы избавиться от страданий, нужно избавиться от желаний;
▶ чтобы избавиться от желаний, нужно следовать восьмеричному пути спасения Будды.
Восьмеричный путь спасения Будды
1. Правильные взгляды — познание четырёх благородных истин.
2. Правильная решимость — отказ от привязанностей к миру, дурных намерений и вражды.
3. Правильная речь — отказ от лжи, клеветы, жестоких слов и фривольных разговоров.
4. Правильное поведение — отказ от уничтожения живого, воровства и полового влечения.
5. Правильный образ жизни — приобретение средств к жизни честным путём.
6. Правильное усилие — замена вредных идей полезными.
7. Правильное внимание — понимание иллюзорности и преходящности вещей, избавляющее от привязанности к вещам и от печали из-за их утраты.
8. Правильное сосредоточение — медитация.
Медитация — техника сосредоточенного созерцания.
Бодхисаттва — существо, готовое уйти в нирвану, но из-за сострадания задерживающееся в сансаре, чтобы вести других живых существ к спасению.
КОММЕНТАРИЙ. Важно отметить, что буддизм — не столько религия, сколько философия, поскольку в религии всегда есть Бог, а Будда выступает образцом нравственной жизни. Будда отрёкся от крайностей аскетизма (характерного для джайнизма) и гедонизма (свойственного чарваке-локаяте) и сформулировал так называемый срединный путь (восьмеричный путь спасения), ведущий к нирване (рис. 4).
Рис. 4. Этические установки неортодоксальных школ
Тема 2.7. Источники, понятия и школы древнекитайской философии
Главным культурно-историческим памятником древнекитайской философии является Книга Перемен — собрание древнекитайских текстов, возникших около VII в. до н. э. Древнекитайская философия суть различные толкования Книги Перемен.
Основные понятия древнекитайской философии:
Ян — мужское активное светлое небесное начало.
Инь — женское пассивное тёмное земное начало.
Если изначально в древнекитайской философии существовало около ста школ, то позднее выделились шесть основных школ — школа Инь-Ян, школа имён, легизм, моизм, конфуцианство и даосизм, последние две из которых являются наиболее важными.
Тема 2.8. Конфуцианство
Конфуцианство
Основатель: Кун Фу-цзы (Конфуций)
(VI в. до. н. э.)
«Лунь Юй» («Беседы и суждения»)
Мир постоянно изменяется благодаря единству и борьбе двух противоположных начал — Ян и Инь, которые присутствуют в каждой вещи (рис. 5). Небо есть высшая сила, управляющая земной жизнью. Человек есть связующее звено между небом и землёй. Мировая гармония зависит от морального поведения человека, поэтому человек должен нравственно самосовершенствоваться и соблюдать традиции и ритуалы. Государство основано не на законах, а на добродетели.
Рис. 5. Диаграмма Ян-Инь
Пять типов людей
1. Люди привычки — люди, живущие повседневной животной жизнью.
2. Люди грамотные — люди, живущие в соответствии с традициями.
3. Люди здравого смысла — добродетельные философы, умеющие говорить и молчать.
4. Люди прямодушные — истинно добродетельные люди.
5. Люди совершенномудрые — люди совершенной морали, способные управлять государством.
Благородный муж — образец мудрости и морали в конфуцианстве.
Пять качеств благородного мужа:
✓ гуманность — построение отношений между людьми на основе любви и искренности;
✓ этикет — воплощение гуманности в ритуалах;
✓ сыновняя почтительность — уважение к страшим;
✓ справедливость — исполнение долга, даже если он противоречит личным интересам;
✓ знание воли Неба — действие сообразно с велениями судьбы.
Важнейшие концепции конфуцианства
«Путь золотой середины»: нахождение компромисса между крайностями и соблюдение меры.
«Золотое правило конфуцианства»: не делай другим того, чего не пожелаешь себе.
«Исправление имён»: соответствие понятий вещей их сущности для сохранения миропорядка: господин должен быть господином, подданный — подданным, отец — отцом, а сын — сыном.
Тема 2.9. Даосизм
Даосизм.
Основатель: Лао Цзы
(VI в. до. н. э.)
«Дао-Дэ-цзин» («Книга о Дао и Дэ»)
Дао бесконечно и никем не создано, безымянно и бесформенно, никому не ведомо и недоступно для чувств. Дао поддерживает единство мира за счёт постоянных переходов в противоположности по принципу «то Инь — то Ян». Дао постоянно и изменчиво, деятельно и бездейственно, бесконечно и мельчайше, всё и ничто. Познать Дао можно только путём слияния с ним, то есть путём обретения трёх его свойств — свободы от желаний, недеянию и ненасильственности.
Дао — объективное первоначало и всеобщий закон космоса.
Дэ — субъективное проявление Дао как моральной силы человека.
У-вэй — недеятельное следование Дао.
Совершенномудрый человек — образец мудрости и морали в даосизме.
Четыре уровня бытия (рис. 6):
▶ человек — следует законам Земли;
▶ земля — следует законам Неба;
▶ небо — следует законам Дао.
▶ Дао — следует самому себе.
Рис. 6. Четыре уровня бытия
Контрольные вопросы к Главе II
1. Сравнительная характеристика западной и восточной культуры.
2. Особенности древневосточной философии.
3. Веды как источник древнеиндийской философии. Основные понятия древнеиндийской философии. Состояния Атмана. Основные школы древнеиндийской философии.
4. Неортодоксальные школы древнеиндийской философии: чарвака-локаята. Учение о бытии. Понятия «гедонизм», «эвдемонизм».
5. Неортодоксальные школы древнеиндийской философии: джайнизм. Понятие «аскетизм». Учение о бытии и познании. «Тройная жемчужина» джайнизма. Пять обетов правильного поведения.
6. Неортодоксальные школы древнеиндийской философии: буддизм. Учение о бытии. Понятие «нирвана». Четыре благородные истины Будды. Восьмеричный путь спасения. Учение о срединном пути.
7. Сравнительная характеристика этических установок древнеиндийских неортодоксальных школ.
8. Книга Перемен как источник древнекитайской философии. Основные понятия древнекитайской философии. Основные школы древнекитайской философии.
9. Школы древнекитайской философии: конфуцианство. Пять типов людей. Пять качеств благородного мужа.
10. Школы древнекитайской философии: конфуцианство. «Путь золотой середины». «Золотое правило конфуцианства». «Исправление имён».
11. Школы китайской философии: даосизм. Учение о бытии. Понятия «Дао», «Дэ», «У-вэй». Уровни бытия.
12. Сравнительная характеристика «совершенного» человека в философских системах джайнизма, буддизма, конфуцианства и даосизма.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Философия. От античности до современности. Ключевые понятия, проблемы и концепции в тезисах, схемах и таблицах» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других