В книге представлена целостная картина третьей эпохи жизненного пути человека, по материалам, полученным в сотнях часов тренинговой работы и четырех лет научных исследований. Насколько возможно в формате книги, работа представлена с нотой беседы, с вопросами и диалогом. Рукопись будет полезна всем, хотя наиболее актуальна для тех, кто уже оставил за плечами молодость и раннюю взрослость; очень способствует как раскрытию потенциала поздней взрослости и старости, так и подготовке к этому не простому, но глубокому и прекрасному периоду жизни.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Новые горизонты старости: подготовка и реализация потенциала предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Смысл жизни и счастье в позднем возрасте
Так у нас, так в стране, во всём мире…кроме Африки, только там жрать нечего.
Алла Михайловна
Здесь с вами поделятся результатами четырехлетнего, значимого и полезного исследования, на котором, во многом, и базирую свои тренинги. И моя задача перевести «птичий» язык гранита науки на понятный для людей. Готовы?, внимайте, обратную взаимосвязь гедонистической категории жизненных смыслов с результативностью (методика СЖО), как и в результатах корреляционного анализа по выборке в целом, мы объясняем следующим образом… вот так писать сейчас не буду Х), разве что немножко.
Сначала приведу выводы с расшифровкой.
–Люди третьего возраста, имеющие высокую осмысленность жизни более счастливы, а кто тупит, тот счастлив меньше. Почему так? Мы уже в курсе, что этот период жизни дан человеку не случайно и нужно решать его задачи (см. экзистенциальные задачи поздней взрослости), а кто с уроков убегает, тот пряников не получит. Их решение опирается на способность человека осмыслять, понимать и постигать внутреннее содержание бытия и себя самого; осмысленность (со всякими рефлексиями, самодистанцированием, локусом контроля), хоть и штука самоценная, выступает как инструмент! для решения жизненных задач.
–Если хочешь испытывать глубокое счастье, а жизнь переживать как «настоящую» и полную, придётся к этому славному времени быть исполненным — реализовавшим рожденным собой смысл воплощения здесь на земле-матушке. Высокопарно, но думаю месседж ясен. В редких случаях периода поздней взрослости, когда на фоне низкого уровня исполненности и осмысленности, жизнь переживается человеком как счастливая, мы полагаем, что правильно будет говорить о невысоком уровне зрелости такого переживания. Если позволительно говорить более резко, это в нехорошем смысле животный уровень (к животным отношусь хорошо, поэтому уточнил — в нехорошем; к слову некоторые действия животных можно назвать поступками, на которые способен далеко не каждый гуманоид).
–Если в период поздней взрослости ведущими категориями жизненных смыслов выступают гедонистическая и статусная, то удовлетворенность жизнью и ощущение счастья находятся на низком уровне; и указывают на негативную оценку пройденного отрезка жизненного пути, слабую способность ощущать ценности, закрытость в восприятии себя и мира (т.е., когда человек даже в почтенном возрасте всё ещё играет с красным паровозиком, бегает за статусами и примитивными удовольствиями, то он получается лошара и глубокое счастье ему не под силу?). Можно предположить, что такие увлечения есть вариант бегства от переживания своей неосуществленности, невоплощения в жизнь аутентичного смысла, бегство от осознания, что жизнь профукана. А как по-другому человек не знает, не хочет, не умеет, вот и тратит драгоценные ресурсы на ерунду (что, к слову сказать, чем дальше, тем больше энергозатратно и выглядит на любителя).
–Ведущие категории жизненных смыслов экзистенциальные и когнитивные «гарантируют» ощущение счастья и удовлетворенность жизнью (когда человек всерьёз и всем сердцем ставит приоритетом ценность самой жизни, её постижение, понимание и всякие высокие штуки, они дарят ему счастье и радость бытия); они позволяют раскрывать глубинные, экзистенциальные смыслы бытия, создающие ощущение «полноты жизни», её «настоящести», исполненности ведущей к ощущению счастья. Почему так? Одно из важных объяснений — слабая подверженность внешним влияниям, такие смыслы человеку подвластно осуществлять при широченном спектре жизненных обстоятельств, и в достатке, и в бедности, и в болезни, и во здравии. А вот получать признание масс за барной стойкой нужно соблюсти кучу внешних условий.
–Два предыдущих пункта специфичны только для третьего возраста, т.е. в других возрастах их нет! Т.е. ставить приоритетным смыслом бытия гедонизм и статус в более раннем возрасте можно и нужно, на переживание жизни как счастливой это негативно не скажется. Поиграть в карьеру, материальное благополучие, окунуться в земные радости и наслаждения — это здорово, но не на подходе к порогу вечности, потому что он о другом.
–Теперь вы подготовились и уже можете переводить сами. В период поздней взрослости имеются группы людей, базовой спецификой которых является качественное своеобразие наделения жизни смыслом. Люди с продуктивным осмыслением жизни резонансным экзистенциальному содержанию возраста приходят к исполненности и получают переживание счастья, несмотря на неизбежные препятствия и трудности (или даже достигаемое благодаря им; где благодарность является результатом осмысления жизненного пути). Неспособность или нежелание осознания бытийной сущности периода поздней взрослости, фиксация на внешней атрибутике жизненного пути, является непродуктивной формой осмысления жизни, уводящей от исполненности и ощущения зрелого счастья, оставляя, при прочих равных условиях, переживания удовольствия. Из этого следует, что подготовка, если кто-то вдруг соберётся готовиться к славе третьего возраста, должна делать акцент на развитие способности вникать в содержание вещей, событий, себя самого. Это даже самодостаточная компетенция, ибо всё остальное приложится. И всё же, равновесия ради и материи для, делайте финансовые инвестиции, по капельке, и их хватит.
Хочу также предложить абзац, который был озвучен на разных классных площадках, даже, хоть и заочно, в США. Говоря о содержании результатов исследования в их практическом применении, отметим, что продуктивное осмысление жизни — это, в итоге, рождение понимания, что жизнь, какой бы она ни была, не имеет ошибки. Т.е. такой ретроперспективный взгляд, прорабатывающий болезненные переживания, чувства вины и осуждения, который распаковывает смыслы, приводящие к такому пониманию. Экзистенциальные и, в особенности, когнитивные смыслы, показавшие взаимосвязь со счастьем, способствуют такому осмыслению. Гедонистические и статусные, напротив, фиксируют человека на внешней атрибутике. Например, если в позднем возрасте человек считает очень значимым социальные рейтинги, а сам их достичь не смог, или потерял, то он как бы зависает в стороне от экзистенциальных задач, не дотягиваясь до них; не понимая (не прикасаясь) к красоте и глубине этого возрастного этапа. Вот, это красивый и глубокий этап, смекаете?
P.S. Далее следует что-то вроде бонусного контента, но не рекомендую его пропускать. Это также стремление автора передать важные месседжы науки так, чтобы они были понятны (съедобны) людям далёким от неё. Не хотелось бы, чтобы результаты моего научного исследования остались вкусными только в её не самых широких кругах.
Смысл жизни — концентрированная описательная характеристика наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого. Т.е. это попытка самого человека или группы людей выйти к чему-то конечному вообще (допустим познать бога) либо к чему-то супер важному, но всё-таки промежуточному (допустим сейчас для меня смысл жизни семья, но я уже подозреваю, что потом приоритетом будет нечто иное и жизнь будет подчинена новому смыслу).
С этим самым смыслом жизни у человека складываются некие отношения. Есть разные варианты, но полагаю, что самыми применимыми, являются отношения сознания и смысла жизни, предложенные Д.А. Леонтьевым:
= Неосознанная удовлетворенность — приносящая чувство удовлетворения, гладко протекающая, не побуждающая к размышлениям о смысле, жизнь. Можно назвать это «овощным» быти-ем (кушает человек бытие), и есть мнение, что богу человек не мил, поскольку он ему испытаний не посылает.
= Неосознанная неудовлетворенность — человек находится в состоянии ноогенного невроза, пустоте, но без понимания истинных причин, не осознает их. В мультике про домовёнка Кузю (классный мультик), бабушка Яга обозначает это состояние «это наш Кузенька с жиру бесится» (посмотрите, если не видели или позабыли). И вот как-то не так мне, почему, непонятно, может водки выпить или по бабам пройтись… Но либо не помогает, либо временно. Человек чем-то пятым чует, что есть вещи выше, а сознание не доросло.
= Осознанная неудовлетворенность — человек осознанно и целенаправленно ищет смысл, испытывая чувство его отсутствия. И вот тут, не советовал бы прислушиваться к советам типа «купи козу — стало только хуже — продай козу — ой, как хорошо стало». «Стучащему да откроется» — вот это стоящая тема.
= Осознанная удовлетворенность — человек осознал и сформулировал для себя смысл жизни, причем его представления находятся в «созвучии» с реальным направлением его жизни и вызывает положительные эмоции. Дай Бог каждому, как говориться. И не устану благодарить, за такой подарок.
= Вытеснение смысла жизни — случай, когда объективная направленность жизни субъекта несёт мелочный, недостойный или даже аморальный смысл, осознание которого представляет угрозу самоотношения личности. Для сохранения самоуважения человек бессознательно отрекается от реального смысла своей жизни, прячется за утверждением её бессмысленности. Т.е. внутри я знаю, что чмо, что мог жить светлей и осмысленней, но ссу себе признаться и поэтому ору с пеной «нет его, враки всё это!».
Внимание! супер важный месседж. Роль смысла в ощущении счастья:
— Реализация смысла является главным основанием для переживания счастья. Не надо пытаться поймать счастье за зад! Счастье — прекрасный подарок, но побочный продукт реализации смысла, исполненности. Это не радуги с бабочками на блюдечке с каёмочкой, во всяком случае я не встречал, может быть и пот с лица, и лишения, и бессонные ночи, но жить кайф, это главная ценность, я ощущаю её во всех проявлениях (и неприятных в том числе) и я себя в ней реализую (может быть некому не заметно, без фотографий на первых страницах макулатуры, может в тихой молитве или благодарной улыбке).
— Смысл определяет направленность поиска, а также качественные характеристики счастья (интенсивность и зрелость) самого состояния счастья.Т.е я иду туда, куда указывает выбранный (распакованный)мной смысл, он наполняет соответствующим содержанием мой путь, он причина, а не следствие. Насколько он бессвязен и убог, настолько обрывочно и чмошно бытие особи. — Ну вот, что для тебя самое приятно? — Ну (мечтательно), ну нагнуть кого-нибудь жёзенько на бабосы. — Ну вот, ну вот и что я могу поделать. (из м/ф «Масяня»). Снова, это не обзывательство, это технические термины.
— Смысл выступает фундаментальной опорой в совладании с дефицитом счастья и серьёзными невзгодами.Вот это тот свет, который живой и тёплый, он согреет и придаст сил и ни одно быдло у вас не сможет его забрать и даже притронуться не сможет. К внешним продуктам да, и навредить телу, чтобы сломить дух… но там хозяин только ты.
Такой вот не хилый P.S. получился. Всем бабочек.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Новые горизонты старости: подготовка и реализация потенциала предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других