«Суфийские тексты» – это опубликованный на испанском и английском языках сборник статей, в большинстве своем анонимных. Каждая статья – своего рода послание, которое воздействует на читателя в русле какого-либо из аспектов действующей традиции. Суфии – носители и живые образцы этой традиции. Сами они часто называют себя проводниками некоего эволюционного импульса, предшествующего любой человеческой культуре и религии, но в то же время формирующего основные индивидуальные особенности как культуры, так и религии. Каждая статья напрямую обращается к вашему сердцу, как если бы это было письмо, адресованное именно вам.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Суфийские тексты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
19 декабря 1962 года
Определенные реакции неизбежны в силу того, что происходившее в прошлом сталкивается с тем, что происходит в настоящем. Когда вы оказываетесь лицом к лицу с работой и учением, вы сравниваете этот период с периодом изучения, а это не одно и то же. Вам также свойственно сравнивать то, что вам известно из предыдущей фазы учения, с тем, что вы сейчас воспринимаете как нынешнее учение. Такие сравнения просто абсурдны. Работа — это эволюционная, а не повторяющаяся деятельность. Мы работаем не в какой-то исторической атмосфере, а только в той, в которой сейчас конкретно находимся. Только учитель в ситуации, подобной нынешней, может различить, что является сущностным, а что идолопоклонничеством. Если вы пытаетесь учиться без инструктора, то и вы сами, и сама учеба неизбежно скатитесь в повторение и автоматизм, которые вас окружают. Вы станете еще хуже, чем были, если будете изучать или пытаться практиковать, руководствуясь информацией и форматами, соответствовавшими нуждам прошлого. Даже минутное размышление над идеями эволюции и движения сделает это ясным. Вам необходимо усвоить факты из прошлого.
Терминология и практика, если ими пользоваться не так, как пользуемся мы, — под руководством учителя, и никаким другим способом, — заманивают в ловушку гипнотизма и автоматизма.
Концепцией, движением, упражнением пользуются лишь до тех пор, пока они сохраняют свою функциональность. После этого они становятся бесполезными. Всегда существовала очень серьезная путаница в том, что является теорией, что — действием, а что — временной мерой. При современном ритме такая путаница приведет к застою. Однако в этой ситуации существуют компенсационные моменты, причем некоторые из них неощутимы даже для тех, в ком они проявляются.
До нынешнего времени одна из основных проблем была связана с притоком и оттоком приобретенной энергии, которой позволялось растрачиваться попусту. Другая проблема заключалась в недостаточном понимании технической терминологии и ее применения к изменяющимся ситуациям. И, наконец, третий негативный момент заключался в том, что люди пытались развить в себе какие-то вторичные качества за счет других, более необходимых. В лучшем случае все это приводит к общему снижению сознания.
В данной ситуации инструктор должен ознакомить учащихся с определенными фактами, тем самым выполнив свою функцию. Для этого есть несколько видов воздействий. Поначалу он будет поддерживать минимум отношений с людьми, с которыми должен работать, потому что они не осознают многих аспектов его бытия и могут неверно оценивать его или судить о нем.
Это вызывает путаницу, комплекс непогрешимости, псевдоуверенность и потерю всякой ориентации. Люди должны верить пояснениям и принципам, которые им даются, они также должны понять на этом этапе, что инструктор является связующим звеном с истинной реальностью. Упражнения также создают очевидную и доступную связь с реальностью. Их необходимо тщательно выполнять, ибо они исходят из реальности, и использоваться должны только так, как им обучают, поскольку имеют особую, персональную функцию. Их нельзя применять наугад, а только лишь под постоянным руководством и с постоянной коррекцией. Любой другой подход к этим моментам будет неверным, я имею в виду — неадекватным для группы, для данного места и данного времени.
Мысль о собственном превосходстве не имеет ценности до тех пор, пока это всего лишь предположение. Индивидуум или группа принадлежат к элите только в том случае, когда они этого заслуживают и правильно это осознают. Мы поработали над тем, чтобы приспособить к обществу непрерывный процесс, который должен оказывать вполне определенное воздействие на это общество и должен быть соответствующим образом представлен ему, прижиться в обществе правильным и естественным путем, иначе это превратится в фарс, каким бы благонамеренным ни было подобное начинание.
То, чем мы занимаемся, не является каким-то курьезным импортом. Этому феномену предназначено быть представленным заново и вырасти, подобно растению, на своей «родной» почве. Вся внешняя и «личностная» терминология в описании этого процесса должна рассматриваться именно с такой точки зрения.
Обобщенное утверждение, что любая деятельность, если она ведется в русле нашего образа мыслей, лучше, чем отсутствие какой бы то ни было деятельности, не соответствует истине. Если человек не знает, куда он идет, и все равно продолжает идти, то он в лучшем случае лунатик.
Необходимо понять, что ничто из того, что является в этой работе сущностным (или реальным), не подвержено «изменению», но Путь требует того, чтобы действия и развитие были согласованы с обстоятельствами. Если, например, люди верят, что отсрочка или отмена какой-то деятельности ради того, чтобы сконцентрироваться на другой, представляет собой «изменение» или что-то «отличное» от прежнего, то они просто пленники слов, привязавшие свое внимание к автоматическому действию и ставшие его жертвой.
Симптом отчаяния, возникающий в некоторых мероприятиях ментально-энергетического характера, действует негативно и является одной из причин потери жизненности.
Ситуация эта в некоторых аспектах столь нежелательна, что многие предпочитают «комфортные» суррогаты и считают само собой разумеющимся, что утешение придет к ним в результате правильного понимания работы. Кроме того, с плохо уравновешенной деятельностью так долго мирились, независимо от ее мотивов, что возникла необходимость подготовить людей, не имеющих традиционного опыта участия в этой работе, чтобы с их помощью компенсировать ущерб, понесенный группой. Поэтому я и искал таких людей. Ведь для того чтобы правильно наладить работу, которая мне предстоит, определенные условия должны быть созданы, определенные таланты и потенциал должны быть раскрыты в людях, определенные виды деятельности должны осуществляться и определенные люди должны быть найдены и должны присутствовать. Все это и составляет часть той деятельности, которой я в настоящее время занят. Имея все это в виду, совершенно невозможно принять распространенное заблуждение о том, что внутри этой (неравноценной) общины, какой она сегодня является, могут быть найдены все элементы, необходимые для правильного продолжения работы. Великое делание находится в процессе своего развития, но большая часть происходящего не воспринимается теми, кто ожидает возрождения Феникса из пепла.
То, что развивается сейчас, являет собой более широкий феномен, чем выхолощенные в той или иной степени знакомые вам схемы.
Я уже заявлял, что обнаружил три симптома напряженности, которая возникает в результате неправильной расстановки акцентов в деятельности.
1. Эгоцентризм и концентрация на себе как результат неправильного отношения к (своему) эго и эго других людей.
2. Интеллектуальный подход, неправильно применяемый в отношении предметов, которые не поддаются анализу такого рода. Этот подход закамуфлирован как антиинтеллектуализм.
3. Негативный подход, основанный на механическом принятии работы, а это обусловлено отсутствием восприятия того, что, когда и где является существенным.
Все эти симптомы связаны в конечном итоге с недостатком реального учения и контакта.
Касаясь того, что возможно передать относительно событий ближайшего будущего, насколько это вообще можно передать в словах, должны быть приняты во внимание следующие моменты:
1) работа — это живая, динамическая и активная сила, которая при правильном руководстве прогрессирует с такой скоростью, с какой только возможно для данной группы, для отдельных индивидуумов и нужд самой работы;
2) некоторые индивидуумы должны будут взять на себя бoльшую ответственность, нежели другие, но только тогда, когда они получат подготовку, соответствующую предназначенной им функции. Это означает особую подготовку для тех, кто сегодня обладает способностями;
3) те, кто пытается бежать, не научившись ходить, развиваются так же неправильно, как те, кто вообще не пытается что-либо делать. Этим людям помогут обрести определенную степень понимания, чтобы им не надо было пробираться на ощупь в темноте;
4) те, кто упорствует в статичном мышлении и хранит свою верность конкретным фактам, должны осознать, что на самом деле они мыслят, действуют или работают отнюдь не в духе этой работы. Если бы они были правильно гармонизованы, они смогли бы учить, проецируя то, чему они учат, всесторонне, без воображаемых фактов (к которым они привязались), но в соответствии с требованиями процесса обучения и со своими собственными потребностями.
Те, кто нуждается в слепой привязанности к терминологии, созданной отнюдь не для того, чтобы привязывать к себе, но для других целей, и те, чье мышление сосредоточено на времени, те, кто ничего не знает, кроме того, что они принадлежат группе, — все эти люди, хотя они сами того и не подозревают, находятся на той стадии, когда они с таким же успехом могли бы принадлежать обычной религиозной или психологической организации.
Привязанность к повторениям заменяет привязанность к тому, что обладает движением. Догмы, доктрины или действия того или иного рода создают рабочую атмосферу, в которой выражается знание живого учителя, его потребность в других элементах и взаимодействие с ними.
Загрязненную воду пьют только те, кому недоступна чистая вода, или те, чей вкус извращен настолько, что они предпочитают нечистую воду. Вода не становится чистой в результате их пристрастий.
Я здесь не для того, чтобы вас в чем-то уверять. Это должно быть для вас совершенно ясно. Я здесь для того, чтобы указать на некоторые вещи, чтобы жить здесь и реализовать свое предназначение. Я могу приблизиться к вам лишь в той степени, в какой вы приближаетесь ко мне, а вы приближаетесь ко мне ровно в той мере, в которой это для вас возможно. Для этого я даю вам столько возможностей, сколько могу.
Ничто из того, что я здесь говорю или делаю, не связано с каким бы то ни было рабочим планом или деятельностью, адекватными для каких-либо иных нужд, помимо тех, что я здесь представляю.
Мы приветствуем также и тех, кто интересуется диковинками исторического и географического характера, — пусть они продолжают свои занятия, но связь этих вещей с нашей работой весьма случайна. Мы вообще не придаем этому значения. Информация такого рода в прошлом служила только лишь носителем чего-то, но теперь ею стали интересоваться ради ее самой. Нет ничего предосудительного в том, чтобы интересоваться средством (а не целью), но при этом человек должен осознавать, что это всего лишь средство, иначе его интерес может дойти до смешного. Снова и снова я подчеркивал проблему путаницы в вопросе, что является сущностным, а что имеет лишь второстепенную или эмоциональную привлекательность. Вы должны научиться различать эти вещи, а этому может научить только правильная практика.
Когда слепой прозревает и видит что-то впервые, его видение в высшей степени неэффективно; когда глупец встречается с чем-то, все, что он видит, — это его глупая ассоциация идей.
Правильная практика осуществляется, когда человек специализируется в определенных вещах, которые несут в себе развивающее качество, а не тогда, когда он собирает цветы, растущие на обочине дороги. Практика на этой стадии будет самым тесным образом связана с индивидуальными и коллективными упражнениями; позвольте этим упражнениям принести вам свою многостороннюю (комплексную) пользу. Отнеситесь со вниманием к пунктам, на которых здесь был сделан особый акцент, потому что для вашей ситуации они очень существенны.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Суфийские тексты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других