Идрис Шах познакомил Запад с удивительным собранием традиционных и современных историй. Их мудрость достигает глубин, недоступных интеллектуальному знанию. Истории эти пользуются широким признанием благодаря своему изяществу и развлекательности, но они также представляют собой искусно разработанные упражнения. Поведение героев в этих рассказах изображает психологические процессы, превращая историю в рабочий чертёж человеческого ума, и направляет читателя к его собственному видению истины, причём делает это способом, недоступным обычной литературе. Роберт Орнстайн.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Искатель истины предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
3
Суфийские истории
Богатый и бедный
Великий законодатель Моисей направлялся к Господу, чтобы получить руководство для своей будущей работы.
Он повстречал по пути нищего, который спросил его:
— Куда идешь, Моисей?
— Я иду на встречу с Богом, — ответил пророк.
— Когда увидишь Его, не скажешь ли, что я беден и не знаю, как улучшить свое положение?
Моисей обещал спросить.
Вскоре он увидел очень богатого человека, который спросил:
— Куда направляешься, Моисей?
— Повидаться с Богом.
— Когда увидишь Его, спроси, что мне делать? У меня и так очень много денег, а Господь все равно продолжает осыпать меня богатствами.
Моисей взялся передать и этот вопрос.
Встретившись с Господом, он сказал:
— Боже! Я пришел к Тебе спросить, как мне продолжить свою работу. И еще мне нужен совет для двух людей, которых я повстречал в пути.
И он рассказал Богу о богатом и бедном.
Ответил ему Господь:
— О, Моисей! Ты спрашиваешь, как тебе продолжить свое дело, но случай с этими двумя людьми, богатым и бедным, показывает, что ты не сделал того, что требовала известная тебе справедливость — отдать бедному избыток богача. Могу ли я поручать тебе большее, если ты не делаешь и того, что должен делать?
Манипулируемый
Широта ума, которую так часто представляют в качестве добродетели, в некотором смысле является высшей формой эгоизма, иначе говоря, она позволяет человеку достигать высот, недоступных всем скупым и недалеким людям. Страх потери и жажда приобретения — эмоциональные стимулы: они служат инструментами для временного возбуждения (столь желанного людям) и одновременно препятствуют продвижению на пути глубокого понимания.
Большинство людей ходят на таком «коротком поводке» у других людей, у собственных идей, у своего окружения, что и не подозревают о существовании какого-либо диапазона переживаний за пределами этого поверхностного уровня.
Персидский поэт Ливаи иллюстрирует это пересказом старинной истории, которая столь же забавна, сколь и поучительна:
Некий купец, возвращаясь из длительного путешествия, присел на обочине дороги перекусить. Он наслаждался едой, предаваясь приятным размышлениям о том, сколько он заработал, и предвкушая радостный момент возвращения домой.
И вот во время трапезы он увидел человека, идущего в обратном направлении, то есть со стороны города. Он поздоровался с ним и спросил, как обстоят дела в их родном городе.
— Все прекрасно, — отвечал тот.
— Ты знаешь, где я живу? Как там моя жена и сын?
— Твой сын чувствует себя прекрасно, а его мать хороша, как всегда.
— А мой верблюд?
— Сыт и здоров.
— А мой пес, он все так же сторожит дом?
— Как всегда верен тебе и ждет твоего возвращения.
Теперь, когда последняя тень беспокойства рассеялась, путешественник вернулся к еде с удвоенным аппетитом. Он даже не предложил другому путнику разделить с ним трапезу, и тот решил проучить его.
Мимо них пробежала газель, и путник тяжело вздохнул.
— В чем дело? — спросил купец.
— Просто я подумал, что если бы твой пес не сдох, он легко догнал бы эту газель.
— Что? Мой пес мертв? Как это случилось?
— Он объелся мясом твоего верблюда.
— Мой любимый верблюд, он тоже мертв?! С ним-то что стряслось?
— Его зарезали, чтобы накормить гостей на похоронах твоей жены.
— Моя жена! Отчего она умерла?!
— Она умерла с горя, не пережив смерти сына.
— Боже мой, сынок! Что с ним произошло?
— Он погиб под обломками твоего дома.
При этих словах купец вскочил, разорвал свои одежды и с криками умчался в пустыню.
Если бы купец разделил свою трапезу с земляком, возможно, ему не пришлось бы пройти через такие ужасные переживания, выслушивая все эти вымышленные истории. с другой стороны, как отмечали некоторые, если бы он не был жаден, он не имел бы возможности увидеть свою реакцию на «новости» из родного дома. И все-таки, не будь он жаден, разве нуждался бы он в такого рода шоковой терапии, хоть она и дала ему возможность пронаблюдать себя?
Дервиш и его желание
Когда человеческие существа наделялись присущими им качествами, ангел приблизился к одному из тех, кому предназначалось стать дервишем, и спросил:
— Чего ты хочешь?
— Ничего, — ответил будущий дервиш, продолжая сидеть в созерцании Истины.
И вот ангел по очереди стал обходить всех будущих людей, спрашивая, чего хочет каждый из них.
Будущий царь сказал:
— Важного положения и пышности.
Будущий крестьянин сказал:
— Работы!
Воин сказал:
— Славы!
И так далее.
Тут раздался голос, который, обращаясь к будущему дервишу, сказал:
— Ты не попросил ничего для себя, и еще не поздно изменить решение. Однако за то, что ты хотел Истины, тебе будет позволено на мгновение увидеть, как люди воспользуются тем, чего они пожелали…
Будущий дервиш взглянул в возникшее перед ним зеркало и увидел в нем королей, преисполненных важности и церемонности, работающих без устали крестьян, непрерывно сражающихся воинов…
И воскликнул будущий дервиш:
— А что же ждет Людей Учения?
Изображение в зеркале изменилось, и он увидел священников, ученых и специалистов всех мастей. Их интересовали мнения, убеждения и образованность. в результате они, конечно же, часто уклонялись от Истины и уводили от нее других.
Будущий дервиш воскликнул:
— Но почему же нельзя искать Знание без мнений, Истину — без одержимости, факты — без личной заинтересованности?
— Существующим типам людей уже поздно дать то, что ты перечислил, — сказал ангел, — поэтому они будут принимать факты за знание, мнение — за просветление, а возложение на себя обязательств — за набожность и добродетель.
— Но как же, — продолжал будущий дервиш, — людям узнать, что Истина — это не мнение, что факты — не знания, а убеждения — не достоинство?
— Когда мнение принимается за факт, этот «факт» не очень-то вписывается в действительность. Когда факты принимаются за знания, человек, который пытается усвоить их, становится внутренне неустойчивым. Точно так же, когда одержимость путают с долгом, возникает ощущение некоторой опустошенности.
— И что же тогда? — спросил будущий дервиш.
— Тогда люди, пытающиеся подменить одно другим, становятся тщеславными, раздражительными и воспринимаются окружающими как мелочные, а те, кто наблюдает их со стороны, начинают искать настоящих знаний.
— Ну, а может ли что-либо помешать людям увидеть недостатки знатоков? — спросил будущий дервиш.
— Только в том случае, — сказал ангел, — когда в самом наблюдающем слишком много собственного тщеславия, эмоций и мелочности.
Делай так, как хотят твои друзья
Некий суфий посетил однажды правителя Самарканда, который заявил:
— Не вижу никакого смысла и никакой реальности в голословном суфийском утверждении «Истина лежит за пределами внешности». Для меня же истина, несомненно, в том, что люди, становясь друзьями, поступают так, как хотят их друзья.
— Не будете ли вы столь милостивы, ваша светлость, чтобы назвать имена трех ваших друзей? — спросил суфий.
— Охотно. Мои друзья: судья Афифи, охотник Кабил и Салим — глава всех купцов.
— Я берусь доказать, что люди не поступают согласно желаниям своих друзей, — сказал суфий, — и на это мне понадобится три недели.
— У тебя есть ровно три недели, но ты лишишься головы, если не докажешь правдивость своих слов! — отвечал хан.
Спустя три недели суфий пригласил хана в комнату, где сидели судья Афифи, охотник Кабил и купец Салим.
— Вот реальная ситуация, и она противоположна вашим представлениям, — сказал хану мудрец, — Афифи поклялся убить Салима, а Салим готов уничтожить Афифи. Кого из них вы поддержите — обоих? Как же поступить в данном случае, чтобы угодить своим друзьям?
— А Кабил? — спросил хан.
— Кабил хочет убить вас. Будучи хорошим другом, вы, несомненно, поможете и ему?
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Искатель истины предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других