В сборник писателя и поэта-мистика Игоря Соколова вошли стихи – медитации на мысли известного американского писателя Исаака Башевиса Зингера и известного психолога-психотерапевта и основоположника гештальт-терапии Фредерика Соломона Перлза. Этих двух людей объединяет и судьба, и творчество. Оба покинули Европу во время 2 Мировой войны. Оба имели громадное значение и в литературе, и в философии, и психологии своим осмыслением судьбы всего человечества, и цели и смысла его существования.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Медитации на мысли Исаака Башевиса Зингера, Фредерика Соломона Перлза предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Медитация на мысли Исаака Башевиса Зингера
Медитация 1
«Мне, сыну народа, на который обрушились самые страшные бедствия из тех, что смогло изобрести человеческое безумие, нельзя не думать о бедствиях человечества, о грядущей его судьбе. Много раз, снова и снова я отступал перед жизнью: никогда нельзя знать заранее, какая дорога правильная. Но затем вновь появлялась надежда. Вновь казалось, что не все еще потеряно, что еще не поздно для всех нас найти истинный путь. Меня воспитали с верой в свободную волю. Я пришел к неверию, к сомнению, к отрицанию Божественного откровения, но никогда не соглашусь я с теми, кто считает, будто Вселенная — результат слепой эволюции, сочетание случайных физических и химических процессов. У меня достаточно жизненного опыта, чтобы видеть: много неверного, много штампов и схем в человеческом сознании. Сотворение кумиров тоже свойственно человеку. Но быть может, рано или поздно люди осознают и примут те взгляды, которых я придерживаюсь теперь. Путь для человека — употребить все силы, все свои знания на то, чтобы служить Богу — Тому, Который говорит с нами через дела Его, не через слова, и язык Которого есть Космос.»
Как много неверных штампов и схем в нашем
знанье —
Я чую — весь Космос — речь Бога —
со мной — и с тобой —
Сулит вновь — надежду с бессмертием —
на обладанье —
Истиной вечной — связанной с нашей судьбой!
Медитация 2
«Нет сомнений, что наш мир — это воображаемый мир, — говорит Гимпл. — Но чтобы попасть в воображаемый мир, надо пройти через мир реальный».
(Герой рассказа «Гимпл-дурень» — деревенский юродивый, чудак, который верит всему, что ему говорят, и которого без труда обманывают соседи.)
Воображаемый — повсюду — нами — мир —
И не нами — всех — ведет — через реальный —
К месту — где — звучанье тайных лир —
Обращается лишь в пшик первоначальный!
Медитация 3
« — Рохл, пока мы еще маленькие, не стоит нам рассказывать никому наших секретов. Люди нам не поверят. Они решат, что мы все выдумали. Но когда мы вырастем, мы все расскажем. В Библии написано: «Г-сподь смотрит не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Г-сподь смотрит в сердце».
— Это кто сказал?
— Пророк Самуил.»
Дети таят от взрослых вечные секреты —
Ибо те смотрят на лицо — Бог — в сердце — им —
И тайны с неба — в тьме — приносят ветры —
Рисуя с ангелами — в душах — светлый нимб!
Медитация 4
«…каждый атом — это целый мир, с мириадами крошечных человечков, зверей и птиц. И там тоже есть евреи и неевреи. Люди строят дома, замки, башни, мосты, не подозревая, как они малы. Говорят они на разных языках. В капле воды может поместиться несколько таких миров.»
Мы — говорим — на разных языках —
Помещаясь в одной капле всей Вселенной —
И Бог — в ней — видит — в нас — наверняка —
Вечной жизни — внеземную — драгоценность!
Медитация 5
«Разразилась Вторая мировая война, и все мрачные пророчества Освальда Шпенглера сбылись, стали нашей реальностью. Невероятный технический прогресс никак не может компенсировать того, что произошло с отдельной человеческой личностью: чувство одиночества, подавленности и страха перед новой войной, перед революциями, террором — это живет в каждом из нас. Наше поколение утратило не только веру в Б-жий промысел. Мы утратили веру в человека, в разумное устройство общества, в доброе отношение близких людей. В этом состоянии отчаяния и безысходности, потеряв доверие к общественным институтам, к общественным лидерам многие обращают взор к мастерам слова — к писателям. Они надеются на чудо: надеются, что человек с талантом и воображением, с обостренной впечатлительностью способен спасти общество. Может, и в самом деле в писателе есть искра Божья?»
Из писателя — в мир — Божия искра —
Летит — вмиг освещая дух Вселенной —
Я только — чую — это вечная игра —
Бога — с нами — на отдельно взятой сцене!
Медитация 6
«Если у меня еще оставались крохи веры в свободу воли, то в это утро я почувствовал, что у человека столько же свободы, сколько у механизма в моих наручных часах или у мухи, сидящей на краю моего блюдечка.»
Вера — в свободу воли — умирает быстро —
И ты — живёшь уже — как — механизм в часах —
Не умолкая — ищешь Бога — в небе мглистом —
Иль с человеком — мухой — проверяешь страх!
Медитация 7
«… нельзя помочь всему человечеству и тот, кто слишком много заботился о человечестве, рано или поздно становится жестоким.»
Помочь нельзя — всем — сразу — на планете —
Даже в отдельно взятой — маленькой стране —
У каждого из нас — сознанье светит —
Но друг с другом в вечной схватке —
точно — в тьме!
Медитация 8
«Души не исчезают. Душа возвращается и проникает в тело, которое само открывается ей навстречу, потому что оно почувствовало к душе симпатию. Такого понятия, как случайность, не существует. Силы, правящие человеком и его судьбой, всегда в союзе с теми, кого ему суждено встретить на своем пути.»
С возвращением душа — проникла в тело —
Оно — с любовью — ей —
раскрылось — вдруг — само —
В божьей власти — нет случайности — из дела —
Вытекает — тайна судеб — их число!
Медитация 9
«Мне иногда кажется, что тем людям, у которых чего-то нет, просто не хватает храбрости протянуть руку и достать это.»
Я всё могу — но страх мешает это сделать —
Всего лишь руку к свету жизни протянуть —
Душою вырвавшись из призрачного тела —
Ощутить — в себе — божественную суть!
Медитация 10
«Раз всё от Бога. Геена ничем не отличается от рая.»
Геена — рай — здесь всё одно и то же —
От Бога — наслаждение — и мука —
Я — постоянно — чую — своей кожей —
Живую встречу за могильною разлукой!
Медитация 11
«Всё вершится на небесах… Что бы человек ни делал, ему приходится преодолевать препятствия, и в этом тоже можно распознать волю Провидения. Если всё пойдет гладко, человек скажет: „Моя сила и сила моих рук совершили это“. Когда грешники достигают успеха, то думают, что достигли этого собственными силами, но не всегда путь зла приводит к успеху.»
Путь зла среди заоблачных вершин —
Приводит — не всегда — к успеху —
И успех людей — наш Вечный Господин —
Превращает — в исчезающее эхо!
Медитация 12
«… что было бы, если бы небо всегда было затянуто облаками, и только раз в сто лет на одну секунду кто-нибудь случайно, мельком мог увидеть звезду. Он стал бы рассказывать всем об этом событии, но никто бы ему не верил. Должно быть, его обвинили бы во лжи или сказали, что он страдает галлюцинациями. Среди какого множества облаков скрыта правда?»
В какой тьме облаков сокрыта правда —
И почему — не верим — говорящим нам —
Оглядев — всё человечество — как стадо —
Господь с тревогой — отдаётся — вечным снам!
Медитация 13
«Базис этики — это право человека играть в игру, которую он сам себе выбрал. Я не буду портить ваши игрушки, а вы — мои. Я не оскорбляю чужого божка, и моего не троньте.»
Моя игра — мой выбор веры — выбор Бога —
Не оскорбив чужого — берегу своё —
И чую — ощущаю — как их много —
Жизнью играющих — сквозь время — с бытиём!
Медитация 14
«Иногда кажется, что люди только и делают, что ищут, за кого бы им отдать жизнь.»
Все люди ищут — за кого бы жизнь отдать —
За царя — страну — друзей — иль за любовь —
Забывая — что дала им жизни — мать —
Чтоб их обнять с теплом и с лаской вновь!
Медитация 15
«Никто не может причинить человеку столько горя, сколько он сам.»
Сколько горя — причиняю себе сам —
Своим умом — безумием — и страстью —
Точно — не у Бога — я — во власти —
Если молюсь — с тоскою — небесам!
Медитация 16
«У каждого человека есть внутри кто-то, кто досаждает ему.»
У каждого из нас — есть — дух внутри —
Несчастный — злой —
и досаждающий Вселенной —
Еще с рождения — сорвавшись —
в Вечность — в крик —
Он — неопознанный никем — живет в мгновениях!
Медитация 17
«Когда тело устает быть здоровым, оно заболевает. Когда устает жить, умирает. Когда оно уже достаточно было мертвым, перевоплощается в лягушку или ветряную мельницу.»
Со смертью — мы — становимся другими —
Лягушкой — мельницей — милейшим существом —
Любой безделицей — имеющей — здесь — имя —
Навеки — связанной — с Вселенною — родством!
Медитация 18
«Кто сказал, что в природе и человеческом обществе всё можно выразить словами и для всякого действия должны быть мотивы? Уже давно я осознал, что литература только описывает события и характеры, а уж потом подыскивает оправдания для них. Все мотивации в беллетристике или очевидны, или неверны.»
Кто сказал — что жизнь всю —
выразишь словами —
Есть ощущенья — чьи глубины не найдешь —
Они во тьме — в соединенье — с небесами —
Вместо — правды о себе — разносят ложь!
Медитация 19
«… не всё, что человек делает, имеет смысл.»
В отсутствье смысла мы порой живём —
И не ведаем — Господь — что здесь творим —
Не от того ли — что вся жизнь есть сон —
Ты — загоняешь нас — в безоблачный экстрим!
Медитация 20
«…сколько я ни видал умерших, одно и то же выражение было на лицах: „Ага, так вот что это такое! Если бы я только знал! Как жаль, что нельзя рассказать другим!“ Даже мертвая птица или мышь выражают то же, хотя и не совсем так, как человек.»
Мертвые всё знают — их же лица —
Таят в себе — таинственную суть —
Оттуда уж никто не возвратится —
И не расскажет про бессмертие и путь!
Медитация 21
«Есть неведомые силы; да, они существуют. Но все они — часть тайны, которая есть природа. Что такое природа — никто не знает, подозреваю, что и сама она этого не знает.»
Никто не знает тайны — и природа —
Вместе с Богом — образуя в тьме её —
Чую — вряд ли знают в чём — её свобода —
Если всё всегда растет из ничего!
Медитация 22
«Интересно, зачем приговоренные к электрическому стулу заботятся о последней трапезе? Зачем заказывают бифштекс? Сладкое? Зачем заботится о еде человек, который через час умрет? Видно, жизнь и смерть никак не связаны. Ты, может, решил завтра умереть, но сегодня тебе хочется вкусно поесть и лечь в теплую постель.»
Жизнь и смерть никак не связаны друг с другом —
И в этом есть свой странный парадокс —
Ибо мы так скреплены — земным досугом —
Что для нас порой не существует рок-с!
Медитация 23
« — Плохо то, что мирные люди пассивны, а сила у других, у злодеев. Если порядочные люди раз и навсегда решат взять власть в свои руки, может быть, наступит мир?
— Никогда они не решат так и никогда не станут у власти. Власть и пассивность несовместимы!»
Власть и пассивность — на земле —
несовместимы —
И тот — кто с Богом — мыслью —
плывает — вдали —
Не запятнает — в суете — святое имя —
Ему данное — рожденьем — из любви!
Медитация 24
« — Плохо то, что мирные люди пассивны, а сила у других, у злодеев. Если порядочные люди раз и навсегда решат взять власть в свои руки, может быть, наступит мир?
— Никогда они не решат так и никогда не станут у власти. Власть и пассивность несовместимы!»
Несправедливость — корень силы любой власти —
Всё человечество — пассивно — перед ней —
Ибо делимо — всюду — ею же — на части —
Ради выгоды — царящей — в тьме идей!
Медитация 25
«Человеку надо дать возможность быть самим собой, чтобы он смог понять, чего же он в действительности хочет. Настоящий тиран вовсе не тот, кто доставляет другим физические мучения, а тот, кто порабощает душу.»
Быть собой — как это просто —
Понять — что хочешь —
окрыленным быть — борьбой
Неужели — никогда — не встать — на остров —
Где — Бессмертье — предначертано — судьбой!
Медитация 26
«Пациент приходит к психоаналитику, чтобы его вылечили, другими словами, чтобы стать как все. Он хочет избавиться от своих комплексов, и психоаналитик должен помочь ему в этом. Но кто сказал, что быть здоровым лучше?»
Кто сказал — что быть здоровым лучше —
Сама жизнь — и есть уже — болезнь —
Навряд ли нас — Господь — чему научит —
Наука с тайной — это — явно — его месть!
Медитация 27
«Я смотрю на Всевышнего как на больного Бога, так ошарашенного этими Его галактиками и множеством законов, которые Он же и установил, что Он не знает уже, чего хотел, когда всё это затеял.»
Незнанье Бога раскрывает хаос —
Переплетение желаний и всех чувств —
Рождает лишь безмолвие и жалость —
И ощущение — что я любить учусь!
Медитация 28
«Для меня удовольствие — это не только жизнь, но и вся Вселенная. Спиноза утверждает, что у Бога есть два атрибута: мысль и бытие. Я же говорю, что Бог — это удовольствие. Если удовольствие — атрибут, то оно должно состоять из бесконечного числа моделей. Если же у Бога есть атрибут зла, то горе нам. Быть может, Он не так уж всемогущ и нуждается в нашем содействии.»
Господь — не так уж всемогущ —
И похоже — что нуждается в содействии —
То есть его — направленный в нас — луч —
Наделяет нас таинственными средствами!
Медитация 29
«Мой дибук1 открыл мне, что все мы — частицы Всевышнего, и так как люди — величайшие эгоисты среди всех Божьих созданий (Спиноза утверждает, что любовь человека к себе — то же самое, что любовь Бога к человеку), то следовать своим желаниям — наш долг. И если Он ошибается в этом, то Он ошибается и во всем остальном.»
Бог любит нас — и мы — себя — в том Боге —
Мы ощущаем — в мирозданье — колдовство —
От нас — спрятанном — в единственном пороке —
Ибо — любить себя — не видеть ничего!
Медитация 30
«Я лежу ночью, маленький человечек, полураздавленное насекомое, и говорю со смертью, с живыми, с Богом, если Он есть, и с Сатаной, который уж определенно существует. Я спрашиваю у них: „Зачем нужно, чтобы всё это существовало?“ — и жду ответа на вопрос.»
С живыми — с Богом — и со смертью — говорю —
И с Сатаною — ночью — грустно вопрошая —
Зачем закат горел — зачем встречал зарю —
И весь мир — заполнен — чудными вещами?
Ночами с Богом говорю и с Сатаною —
Никак не в силах осознать весь этот мир —
Со всех сторон — я окружен стеною —
Незримою — чтоб вечно был здесь «цирк»!
Медитация 31
«Куда ушли все эти годы? Кто будет помнить их после того, как уйдем и мы? Писатели будут писать, но они всё перевернут вверх ногами. Должно же быть место, где всё останется, до мельчайших подробностей. <…> Во Вселенной существует такое, что не может быть забыто. Если всё можно забыть, Вселенную не стоило и создавать.»
Что-то должно быть
в тьме таинственной Вселенной —
Что заключает в Вечность — и хранит — года —
До светлой радости —
с любовью — неизменной —
Из чего — вновь — свет — берёт себе звезда!
Медитация 32
«Я религиозен. Только на свой собственный лад. Я верю в бессмертие души. Если скала может существовать биллионы лет, то почему же душа человеческая, или как там это назвать, должна исчезнуть? Я с теми, кто умер. Живу с ними. Когда я закрываю глаза, они здесь, со мной. Если солнечный луч может блуждать и светить миллионы лет, почему же это не может дух?»
Солнечный луч блуждает с вечным духом —
И душа моя — я верю — не умрёт —
Господь уже назвался верным другом —
Во тьме бессмертия живёт святой народ!
Медитация 33
«Если Бог есть мудрость, то как может существовать глупость? А если Бог есть жизнь, то как может существовать смерть?»
Есть вопросы — на которых нет ответа —
Бог — мудрость — жизнь —
иль глупость — смерть —
Всё отражается — выходит тьма из света —
Вечность — разум одевает — в круговерть!
Медитация 34
«Я верю в Бога. Только я не верю, что он являл себя и приказал раввинам соблюдать все те мелкие законы, которые добавились на протяжении поколений.»
Верю в Бога — но без тех законов —
Что прикрываясь им — ввел человек —
И — как птица — лишь — в небесной кроне —
Ищу в мир иной — таинственный побег!
Медитация 35
«Если Богу нужны Гитлер и Сталин, студеные ветры и бешеные собаки, пусть Его. А мне нужны вы, Морис, и вы, Цуцик, и если правда жизнь так горька, пусть ложь даст мне немного тепла и радости.»
Пусть ложь немного даст хоть радости с теплом —
Если правда этой жизни столь горька —
Я чую — в тьме Вселенной — светлый дом —
И счастлив тем лишь — что во мне живёт мечта!
Медитация 36
«В один прекрасный день люди поймут, что не существует идеи, которую можно назвать истинной — всё есть игра: национализм, интернационализм, религия, атеизм, спиритуализм, материализм, даже самоубийство.»
Всё есть игра — набор идей — моментов —
Здесь — даны — для связки всех живых —
У Бога в тайне — много инструментов —
Чтобы создать — любой — ярчайший миг!
Медитация 37
«Нет, не существует, не бывает ошибок. Если что и происходит на
белом свете, то это по воле высших сил. Где-то там, наверху то,
что кажется нам ошибкой, — и не ошибка вовсе. Наоборот.»
Наша ошибка — это цель Творца —
Через неё — осуществляя свою волю —
Он может править миром без конца —
Как человек — уже привыкший к алкоголю!
Медитация 38
«Говорят, если кого преследуют несчастья, надо этому человеку поразмыслить о своих поступках.»
Если тебя преследуют несчастья —
Тогда подумай — кто — ты — и зачем —
И в чьей находишься — ты — власти —
И кто во тьме — с какою целью — шепчет — съем?
Медитация 39
«Если вы несчастливы, поступайте как счастливый человек. Счастье придет. Если вы в отчаянии, разуверились во всем, поступайте так, будто нет у вас сомнений. Вера придет. Придет потом…»
Без веры — поступай — как будто с верой —
И она к тебе — извне — тотчас — придёт —
Точно — Бог — тебя неправильно измерит —
И за безумство — крылья даст — и даст полёт!
Медитация 40
«Люди часто повторяют, что человечество всегда питалось животными, как будто это может оправдать продолжение такой практики. Следуя этой логике, мы не должны пытаться мешать людям убивать друг друга, поскольку это тоже происходило с начала времён.»
Испокон веков — зверьём питались —
Испокон веков — друг друга убивали —
Так росла из крови — с кровью — ярость —
И храмы из земли росли с печалью!
Медитация 41
«… не всё, что человек делает, имеет смысл.»
Бывает ловишь миг — когда весь мир безумен —
Точно — без смысла вся Вселенная плывёт —
Точно — у Бога — мы — в Его единой сумме —
Сложены — все — в вечный переход!
Р.S. Под переходом следует понимать и переход в другой мир, и превращение, и перевоплощение, и метаморфозу, вот с! То есть логический, метафизический, но закономерный переход из одного в другое, вот с!
Медитация 42
«За свою жизнь я усвоил одно: ни к чему нельзя привязываться. Если у тебя есть корова, ты раб своей коровы. Если у тебя есть лошадь, ты раб своей лошади. Если у тебя жена, ты ее раб, раб ее матери и ее пригульных детей. У помещиков много рабов, но сами они тоже в рабстве. Возьми, к примеру, помещика Пилицкого. Все годы он боялся, как бы его не ограбили. Но никого столько не грабили, сколько его. Когда он женился на своей Терезе, он ревновал ее. Достаточно было ей взглянуть на какого-нибудь помещика, как Пилицкий вызывал того на дуэль. Но вскоре выяснилось, что она последняя потаскуха по эту сторону Вислы. Она вывалялась во всех мусорных ямах и даже с жеребцом совокуплялась. О кучере и говорить нечего. Она довела помещика до того, что тот сам стал поставлять ей любовников. Вот это и есть раб.»
Раб жены — раб места своего —
Человечку никогда не быть счастливым —
Но с годами — потерявшись в тьме тревог —
Он надеется на Бога — и на диво!
Медитация 43
«Могила — это просто постель, — промелькнула мысль, — это самая-самая мягкая постель… Знай это человек заранее, он бы не так страшился смерти».
Могила — постель для меня —
Разум Смерть отвергает —
Себя вижу в таинстве сна —
Откуда — близко — до рая!
Медитация 44
«Могила — это просто постель, — промелькнула мысль, — это самая-самая мягкая постель… Знай это человек заранее, он бы не так страшился смерти».
Постель — и вечный сон — есть вход — туда —
Где призраки шепчась — мечтаньем светят —
Их свет лучами — к нам — несёт — звезда —
Улыбки их — с рожденья — дарят дети!
Р.S. На некоторые мысли Исаака Башевиса Зингера я пишу не одну медитацию, как и на эту мысль, ибо почуяв недосказанность в себе, всегда пытаюсь договорить основную мысль до конца, вот с!
Медитация 45
«Я думал, так себя ведут только москали и казаки.
Помещица улыбнулась.
— А чем шведы лучше? Они что ангелы? В сущности, все мужчины одинаковы. Скажу вам правду, Яков, я их не виню. Для мужчины женщина — это создание, которое должно его обслуживать и удовлетворять. Мужчина словно ребенок. Он хочет груди, и ему безразлично, чья это грудь — прислуги или принцессы…»
Мужчина — для жены — всегда — ребенок —
Как и для любой — другой жены —
Удовлетворять его — и ублажать с пеленок —
По природе чудной — женщины должны!
Медитация 46
«Невозможно предавать и ожидать, что тебя не предадут.»
Мы предаем других — в других — себя —
Земная ложь — бежит всегда — по кругу —
Мне вспоминается правдивый детский сад —
Только взрослея — обретаешь эту муку!
Медитация 47
«Есть такое выражение — юмор висельника, — оно очень точно подходит для определения юмора современного человека.»
Юмор висельника — вот твой грустный юмор —
Ты утратил веру — сам в себя —
И здесь — о чём бы вдруг — ты не подумал —
Выходит всё — что уже было — до тебя!
Р.S. Думаю современный человек, ну, то есть я и вы, ну, пусть и не все, но многие, ощущают недоверие к миру, и к себе, имеющее глобальное значение, ибо во всем человек увидел некую программу, и во Вселенной, и в космосе, и в нём самом заложено нечто определяющее и его жизнь, и развитие и образование на земле закономерности всех происходящих процессов, но человек не хочет и не желает жить по программе того, кого не знает и не видел в глаза, и он восстает против невидимого Создателя, как может, одной из тем этой борьбы становятся самые разноплановые вещи, от войн, и революций до полной пассивности и отказа от жизни, увеличение числа людей, отказывающизся работать и падение рождаемости во многих развитых странах. Все эти процессы глобального масштаба происходят на уровне глубочайшего подсознания, имеющего в себе исключительное отрицание себя и своей жизни, и своего Творца — Создателя, который не смог создать мир удовлетворяющий нас! Правда, пока, это только мое предположение, основанное исключительно на своей жизни, вот с! И пессимизм, и недоверие к Творцу было в человеке всегда, но в наше время оно достигло весьма безумных масштабов, человек словно выходит из своего трехмерного состояния, начиная проникать в тайны Вселенной, точно, предполагая, что завоёвывая Вселенную, он подходит к разгадке своего существования, но и здесь, как я чувствую, веры у человека значительно поубавилось, как у птички, что летала, но уже поранила крыло, вот — с!
Медитация 48
«Базис этики — это право человека играть в игру, которую он сам себе выбрал.»
Играю в жизнь — я выбрал себе место —
Создав безумные условия игры —
И что я вижу — мой Творец не честно —
Ведет меня узором собственной тропы!
Р.S. Вообще хотелось написать — тающей тропы — и это звучало бы лирично, но я и лирик, и метафизик, и метафизика для меня выше лирики, и я не раз замечал, как люди в угоду любви, в угоду лирики жертвовали своим метафизическим знанием, чувством, поэтому написал и как чувствовал, и как видел, сделав ссылку, вот с!
Медитация 49
«О привидениях
Просто в какой-то момент я на собственном опыте убедился, что наши мысли и чувства могут материлизоваться и превращаться в почти осязаемые сущности.
Эйнштейн утверждает, что масса — вид энергии. Я бы сказал, что масса — вид сжатого переживания. Неврозы материализуются и принимают вполне конкретные материальные очертания.»
Масса — энергия — вид наших сжатых чувств —
Переживаний — мыслей — заполняют воздух —
В туманных очертаньях — божья грусть —
Разгорелась так — что я был создан!
Медитация 50
«Наши дибуки — предыдущие поколения.. Они притаились внутри нас и хранят молчание.»
Наши мертвые хранят молчанье в нас —
Их призраки живут лишь вечной тьмою —
Но чую — что наступит чудный час —
И все призраки взлетят из нас войною!
Медитация 51
«Люди в определённом возрасте приходят к естественному концу — все слова сказаны, все дела сделаны, и ничего не остаётся, кроме смерти.»
Всё вроде сделано — а хочется ещё —
Любить — рожать — и снова в чудо верить —
Вот и молишься — отвергнув бытиё —
Где тебя ждут одни безумные потери!
Медитация 52
«Если бы кто-нибудь когда-нибудь сказал Якову, что он будет рассуждать с крестьянкой о таких вещах, как свободный выбор, цель жизни и почему плохо праведнику, он бы это принял за несуразную выдумку. Но вот как обернулась жизнь… Ванда спрашивала, а Яков по своему разумению отвечал. Он лежал с ней в овине под одним покрывалом, грешник, нарушающий уложение Талмуда, и он на чуждом польском языке пытался передать ей то, о чем сам узнал из богословских книг. Он говорил: Бог испокон веков. Он вечно был всемогущ, но до поры до времени не проявлял этого. И действительно, как можно быть отцом, когда еще нет детей? Как можно быть милостивым, когда еще не над кем смилостивиться? Как мог Бог быть избавителей, помощником, заступником, когда не было никого, кого можно было бы исцелить, кому можно было бы помочь, за кого можно было бы заступиться? Богу было по силам создать наш мир и множество других миров, но могло ли быть место для Его творений, когда Он сам заполнял все так, что вне Его не оставалось пространства? Чтобы: смог осуществиться мир, вездесущий Бог должен был ужаться, затенить свой лик, не то все сотворенное им было бы ослеплено и сожжено. Чтобы стало возможным существование мира, Бог должен был создать некую пустоту, некий мрак. А это то же, что зло и грех.»
Бог создал мрак — когда творил себе детей —
Долго тая в себе — таинственные силы —
Миры вдруг светом распахнул — внутри идей —
Вздымая образ лет грядущих — из могилы!
Медитация 53
«В чем цель существования? В свободном выборе. Человек должен сам выбирать между добром и злом. Для этого он сюда пожаловал из-под престола Божьего. Отец сначала носит на руках своего ребенка, но стремится, чтобы ребенок сам научился ходить. Бог — это наш отец. Мы его дети. Он нас любит, Он благословляет нас своею милостью, но Он допускает, чтобы мы оступались и падали, дабы мы привыкли ходить на своих ногах. Он следит за нами недремлющим оком и, когда нам грозит опасность упасть в пропасть или полается в сети, берет нас в Свои святые объятия…»
Свободный выбор меж добром и злом —
Определяет смысл и цель сществованья —
Создав нас — Бог — построил чудный дом —
Существующий — без входа — в мирозданье!
Медитация 54
«Бог есть — это совершенно точно, но, поскольку в течение последних четырех тысячелетий он предпочитает молчать и не удостаивает ни единым словом даже рабби Стефана Вайса, я считаю, что мы ему ничем не обязаны.»
Чем мы — Господь — обязаны тебе —
Если ты молчишь уже тысячилетия —
Неужто — нами так заворожен в борьбе —
Что не находишь в мыслях даже междометия!
Медитация 55
«Так уж устроен человек. За минуту до смерти он полон желания
жить.»
И за мгновение до смерти — хочу жить —
Точно — во тьме — своё бессмертье ощущая —
Держусь — я — мысленно — за призрачную нить —
Что с Богом — в мою душу — шепчет раем!
Медитация 56
«Разве царь Соломон не взял дочь фараона? Правда, те приняли еврейскую веру, так ведь Ванда тоже может принять еврейскую веру. А то, что сказано: „Того, кто вступает в половое сношение с гоей, можно уничтожить“, так это лишь в тех случаях, когда это делается открыто, при свидетелях и после предупреждения… Злой дух, дух-искуситель так и сыпал на Якова ученостью, а добродетельный ангел говорил простые слова: долго ли продолжается человеческая жизнь? Долго ли ты молод? Стоит ли ради минуты удовольствия потерять тот мир, который вечен?»
Минута удовольствья стоит Вечности —
И наша жизнь — безумно коротка —
Совокупление всех смертных светит нежностью —
И смерть в ней — протекает как река!
Медитация 57
« — Ко мне приставал родной брат, я тогда была еще девочкой одиннадцати лет.
— Антек?
— Да. Он вернулся пьяный из трактира и полез ко мне. Матка спала. От моего крика она пробудилась. Она схватила лохань с помоями в плеснула на него.
— У евреев этого не бывает, — сказал после паузы Яков.
— Почему не бывает? Они убили нашего Бога.
— Как это могут люди убить Бога?
— А я знаю? Так сказал ксендз.»
Как евреи могли убить Бога? —
Люди — здесь — убивают себя —
И грехом — и безумным пороком —
Только Бога убить — не судьба!
Медитация 58
«Во вселенной существует такое, что не может быть забыто. Если все можно забыть, вселенную не стоило и создавать.»
Память всей Вселенной — вот намёк —
На то — что — всё — что может — повторится —
И что основой сотворенья правит Бог —
В бессмертье — человек — летящий птицей!
Медитация 59
«Никто не может причинить человеку столько горя, сколько он сам.»
Я в тьме ночной об ангелах грущу —
И если мы себе — приносим горе — сами —
То отчего — дано — небесному лучу —
Шептать — о жизни — слитой с чудесами?
Медитация 60
«Иногда, когда он не боролся с Богом, он молился ему.»
Борюсь с Тобой — молюсь Тебе — что делаю —
О — Господи — на этом свете — я —
И едва ли чую — свою душу — целою —
В безумной ткани — внеземного бытия!
Медитация 61
«Поколения, которые придут после нас, […], будут считать, что мы шли на смерть, сожалея о жизни…»
Мы сожалеем все о жизни — вот в чём дело —
Идя на смерть — мы сожалеем обо всём —
Душа стремится жадно сбросить тело —
Чтобы войти к Творцу — в его волшебный дом!
Медитация 62
«Да, жизнь полна сюрпризов. Только если закрыть глаза и не желать ничего видеть, ничего и не будет происходить.»
Закрой глаза — и отключи — весь мир —
Почувствуй вдруг —
здесь ничего не происходит —
И сам Господь — очаровавший — нас — факир —
Вмиг тает — грустным отражением в природе!
Медитация 63
«Есть вещи, в которые невозможно поверить, если не увидишь собственными глазами.»
Есть вещи — что даруют взглядом веру —
Это такие внеземные чудеса —
Что — Бог — похоже — не имеет меры —
Заглядывая — жадно — нам — в глаза!
Медитация 64
«Возникал спор на одну и ту же тему: достаточно ли хорошо люди знают историю, чтобы предсказать ее ход. Аса-Гешл полагал, что ход истории предсказать невозможно, поскольку многие факты и обстоятельства остаются в тени. Сама по себе мысль о царстве свободы противоречит причинно-следственной связи. Справедливость не может иметь место в системе, где всякое тело приводится в движение лишь другим телом. Идея равенства вступает в пртиворечие с о всеми биологическими факторами.»
Прекрасно ли мы знаем ход истории —
Царство свободы — сказка иль мечта —
И справедливость — это что за категория —
Когда сбиваясь в кучу — множатся тела?
Медитация 65
«Религия подобна армейскому уставу — она требует дисциплины. Голая вера, вероятнее всего, приводит к греху… Эта синагога напоминала казарму, где муштровали солдат Господа…»
Солдаты Господа бегут стадами в Вечность —
Их храмы — их казармы — на ветрах —
Напоминают лишь — про ожиданье встречи —
С тем — кто — нам привидится во снах!
Медитация 66
«Человек — это буквально кладбище, где похоронены живые трупы.»
Сколько во мне — схоронено — людей —
Живое кладбище — во мне — Господь —
Но именно — от Смерти — я — сильней —
И ощущаю — одеяньем — свою плоть!
Медитация 67
«Хочешь сорваться — делай наоборот. Тогда самый злейший грех оборачивается добрым делом. Главное действовать, а не обдумывать да размышлять.»
Порой действо — раскрывает лучше мысли —
Твою безумную — направленность — туда —
Где перевоплощаются — все жизни —
Вдруг — переписывая — заново — года!
Медитация 68
«Каков будет следующий шаг? У меня часто появлялось такое чувство, что (несмотря на все, что говорится или делается) будущее будет яростно повторением прошлого.»
Что бы ни было — всё снова повторится —
И этот мир — и этот яркий свет —
И человек вмиг окрыленной птицей —
Крылами вновь обнимет излученье лет!
Медитация 69
«Души не исчезают. Душа возвращается и проникает в тело, которое само открывается ей навстречу, потому что оно почувствовало к душе симпатию. Такого понятия, как случайность, не существует. Силы, правящие человеком и его судьбой, всегда в союзе с теми, кого ему суждено встретить на своем пути.»
Душа не исчезает — снова в тело —
Возвращается таинственным путём —
Бог намечает смертным видеть цели —
И находить — всегда — знакомый дом!
Медитация 70
«Если вы сами не принимаете себя всерьёз, то никто этого не будет делать.»
Неужто только с Богом я серьёзен —
Как не серьёзна наша маленькая жизнь —
Почему смеются люди — и при грозах —
Они — смехом — прогоняют о ней мысль!
Медитация 71
«День кончился. Наступил вечер. Солнце клонилось к западу. В вышине парил орел — медленно, величаво, словно небесный парусник. И хотя небо оставалось чистым, над лесными склонами клубились клочья молочно-белых туманов. Они ползли и курчавились, пытаясь изобразить лицо. Они напоминали Якову первичную материю. Стоя возле хлева, Яков обозревал необъятное пространство. Горы были необитаемы, как в дни сотворения мира. Лес поднимался ступенями: сначала лиственные деревья, за ними — сосны и ели. Еще дальше возвышались скалы. На их вершинах белел снег, серые полотнища которого, сползали вниз к лесным просекам, готовые закутать в саван весь мир.»
В клочьях туманов белых — плыло искажение —
В нем ощущалось — необычное лицо —
Точно — бессмертным чувством постижения —
Я опять лепился — в тайной тьме — Творцом!
Медитация 72
«Создатель правит вселенной. Текут реки, волнуются моря, каждая звезда в небе движется по намеченному для нее пути. Вот поспеют хлеба на полях и начнется жатва. Но кто заставил колос налиться? Каким образом зернышко превратилось в колос? Каким образом другое зернышко становится деревом с листьями, ветвями, плодами? Постижимо ли, как из капельки семени зарождается в материнском чреве человек? Это же все — чудеса, сплошные чудеса! Конечно, возникают вопросы, но кто такой человек, чтобы он осмелился постичь Божий промысел?…»
Кто я такой — чтобы постичь суть Бога —
И его промысел — на этой же земле —
Я — творение его — живу немного —
И с чудесами — лишь барахтаюсь во мгле!
Медитация 73
«Половые органы, для которых умники придумали столько омерзительных названий, выражают душу мужчины. Они по природе своей нравственны, духовны, они предназначены для любви, преданности и продолжения рода. Каббала называет их знаками священного завета. Они символизируют договор Бога с человеком, Божьим образом и подобием.»
Пол выражает душу человека —
Скрепляя с Богом вечный договор —
И все же чую — что я — нравственный калека —
Веду и с Богом — и с собой — безумный спор!
Медитация 74
«Я по-прежнему ошеломлен жестокостью и несправедливостью жизни, как и много лет назад, когда шестилетним ребенком слушал, как мать читает рассказы о войне из Книги Иисуса Навина и истории о разрушении Иерусалима, от которых кровь стыла в жилах. Я и сейчас говорю себе, что нет и быть не может оправдания для той боли, что испытывают и голодный волк, и терзаемая овца. Пока мы живем в нашем теле, уязвимые для столь многих страданий, мы не можем найти спасения от всех бедствий существования. Для меня вера в Бога и протест против несправедливостей жизни не содержат в себе никакого противоречия. Во всех религиях присутствует этот протест. Те, кто посвятил свои жизни служению Богу, часто осмеливаются подвергать сомнению Его справедливость и восставать против Его кажущегося невмешательства в борьбу добра и зла в каждом человеке. Поэтому я уверен, что между бунтом и молитвой нет глубоких, непреодолимых различий.»
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Медитации на мысли Исаака Башевиса Зингера, Фредерика Соломона Перлза предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других