История, которую я собираюсь рассказать, случилась тысячу триста лет назад. Кому-то она, может, покажется сказочной, но это не сказка. Или не совсем сказка. Она написана на основе легенды, сохранившейся в старинном манускрипте XVII века. А легенды, как известно, тем и отличаются от сказок, что за ними всегда кроются реальные события. Более того — эти события отчасти сохранились как в народной памяти, так и под толщей земли, поднятой наружу бережной лопатой археолога. Конечно, не обошлось и без домысла, ведь сведения, содержащиеся в легенде фрагментарны и разрозненны, вот и пришлось приложить фантазию, чтобы их между собой связать. И в этом помог богатый фольклорный материал, сохранившийся на русском севере, по большей части — в Карелии. Впрочем, если и отнестись к этой истории с научным недоверием, беды не будет — пусть для скептиков это будет просто сказкой. Итак… Давным давно поселился в реке Волхов ящер…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Князь-ящер» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2. Хийси
Вдалеке от сёл и пашен, где царят свои порядки,
лес стоит, дремуч и страшен, и хранит свои загадки.
Люди сказывают байки о местах недобрых, гиблых,
и об их лесной хозяйке, и иных нечистых силах.
Мол, в те дебри и болота забрести — избавьте боги!
Дивно было, если кто-то уносил оттуда ноги!
Там изба стоит кривая, как из сказок из старинных,
на пустивших корни сваях, как на лапах на куриных.
Там, в оградах капищ древних — меж мирами порубежье,
там, на кольях и деревьях черепа висят медвежьи.
Там, в запёкшейся кровище идол высится свирепый,
перед ним горит кострище, а в костре сгорают требы.
Там старуха из стакана льёт на землю кровь коровью,
и обходит истукана, и кропит коровьей кровью.
И бормочет заклинанья, и по кругу чертит руны,
и пускается в камланья, теребя на гуслях струны.
И протяжно завывает: «О, явись, Хозяин Леса!»
И из бездны вызывает духа Хийси, злого беса.*
И тогда сгустилась темень над кумирней той позорной,
из земли поднялся демон — волосатый, страшный, чёрный.
И взирает он сурово — не снести такого взгляда!
И такое молвит слово: «Что звала? Проси, что надо!»
Низко ведьма поклонилась и завыла, причитая:
«Ах, хозяин! Уж свалилась на меня беда большая!
Окажи старухе милость — разведи меня с судьбою —
ныне Калма мне явилась и звала меня с собою.**
Говорила — срок твой вышел, время жизни исчерпалось,
твой конец уже приближен — лишь три дня тебе осталось!
И ещё мне говорила — ты творила зло и горе,
сколько душ ты уморила насылая злые хвори!
Ты, в бреду своём надменном помышляла лишь о худе —
ты посевы жгла словенам и травила скот у чуди.
И за грех, тобой творимый, за содеянное зло-то,
мать-земля тебя не примет — ты пойдёшь со мной в болото!
А потом исчезла вовсе, но, мольбы все отклоняя,
так сказала мне — готовься — мол, приду через три дня я!
О, развей мою кручину! Буду век тебе кудесить!
Ты отсрочь мою кончину, дай мне лет, хотя бы, десять!»
Отвечает Хийси внятно, и такие держит речи:
«Что ж, беда твоя понятна, Калме без толку перечить!
Есть, однако, утешенье, и друг другу мы поможем —
заключим мы соглашенье — я в тебе нуждаюсь тоже!
Я печаль имею так же, и твоей она не мене —
род меня терзает вражий — те ильменские словене!
Выкорчёвывают дебри, и разор мне чинят страшный,
где бродили прежде звери — ныне — пастбища и пашни!
Оттого и зол, как зверь я — не хватало, чтобы кто-то
корчевал мои деревья, осушал мои болота!
От тебя нужна мне малость — чтобы сгинули словене,
чтобы духу не осталось от проклятых поселений!
Если ты очистишь земли от словенского народа —
тридцать лет за то приемли, и поверх — ещё три года!»
Тут старуха заревела и на землю пала, плача:
«Для меня такое дело — непосильная задача!
Я могу вредить им чаще, но сгубить их — нету мочи!
Что мне делать, если ящер стережёт их дни и ночи!
Ах, какое огорченье! Не сломать мне их защиты!
Дай полегче порученье — со старухи не взыщи ты!»
Отвечает бес косматый на тот вой такою речью:
«Знаю я, слаба весьма ты, но пойду тебе навстречу!
Дам я лодку костяную, что людской обшита кожей;
чтобы плыть в страну иную в лодку вёсла я положил.
Опускай скорей за борт их, и в той лодке, мною данной,
отправляйся в царство мёртвых — в край Туонелы туманной!***
Там, у чёрного утёса, лодку ты оставь на склоне,
чёрный гроб найди из тёса, — то — чертог царя Туони.****
Становись на гроб и трижды в крышку чёрную потыкай;
проскользни в него как мышь ты и предстань перед владыкой.
Попроси об одолженье — невеликом, самом малом —
чтоб в словенские селенья дочерей своих послал он.
Знаю — ящер их боится, и ручаюсь, если только
договор ваш состоится — жить ты, ведьма, будешь долго!
Поторгуйся с ним получше — чтоб, кого сведут в могилу,
он бы взял себе их души, ты — их молодость и силу!
Вот тогда словен покосим — будет враг навеки выжжен!
Ну, ступай!» И топнул оземь — тут и дух из ведьмы вышел.
Вмиг душа её взлетела и на лодке оказалась,
а бесчувственное тело у костра лежать осталось.
Видит ведьма гладь речную, только нет в реке теченья,
и она, гребя вручную, поплыла в страну мученья.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Князь-ящер» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других