Остров Православия
(Вместо предисловия)
Островом Православия называли небольшой, едва различимый и на крупномасштабной карте, остров Залита, омываемый водами Псковского озера. Сюда, на эту крохотную часть суши, долгие годы корабли и лодки перевозчиков доставляли паломников со всего православного мира. Маршрут никогда не менялся: большая земля — остров — домик протоиерея Николая Гурьянова… Но именно здесь, в келье, собственно и начинался остров Православия, начинался с него, залитского старца отца Николая. Он и являлся этим благодатным островом; островом, незыблемо стоящим средь бушующего житейского моря; островом и одновременно кораблем, идущим самым удобоспасаемым маршрутом к блаженной вечности. «Привяжи твою обремененную ладью к кораблю твоих отцов, — учил некогда преподобный Варсонофий Великий, — и они управят тебя к Иисусу, имеющему власть даровать тебе смирение, силу, разум, венец и веселие». Блажен, кто это сделал…
Святость зовет, святость привлекает к себе — народ откликается, не утратил еще этот драгоценный Божий дар. «Судите русский народ не по тем мерзостям, которые он так часто делает, — писал знаток русской души Федор Михайлович Достоевский, — а по тем великим и святым вещам, по которым он и в самой мерзости своей постоянно воздыхает… Судите наш народ не по тому, что он есть, а по тому, чем желал бы стать»[1]. Не это ли желание заставляло — и сего дня заставляет! — русского человека хотя бы раз в жизни бросить все, закинуть за спину котомку и отправиться за сотни, а то и тысячи верст, чтобы поклониться Киево-Печерским преподобным, помолиться у мощей Сергия Радонежского, Иова Почаевского. Нила Столобенского? Смиренно испрашивать молитв у какой-нибудь неизвестной миру Матронушки, Любушки, искать благословения и совета в кельях у старцев: о. Симеона, о. Кирилла, о. Николая…

«Драгоценные мои, вы счастливцы, что с Господом», — радостно возглашал батюшка всем приходящим к нему и словно призывал всех взойти на корабль спасения и, не медля, тронуться в путь. «Помоги вам Господи», — укреплял он немощных и малодушных. И молитвы его творили чудеса… Великую тайну открыл однажды преподобный Силуан Афонский: «Мир стоит молитвою, а когда ослабеет молитва, тогда мир погибнет». Если бы мир прислушался и осознал, что жив еще только благодаря великой силе молитв святых подвижников, духоносных старцев, таких, как приснопоминаемый отец Николай; если бы вдруг поверил в это, скольких бы трагедий и бед избежал! Увы, ему не до того. На любовь святых он, в лучшем случае, отвечает молчанием, пользуясь тем, что та не ищет своего, но побуждает сердце богоносца к непрестанной молитве за мир, которая, по слову прп. Силуана, и «приходит только от любви»
Святейший Патриарх Алексий II назвал протоиерея Николая Гурьянова одним из столпов русского старчества, отметив, что отец Николай имел не только огромный жизненный опыт, но и неистощимую любовь к людям; что, несмотря на свой преклонный возраст, отец Николай старался каждому приходящему к нему сказать ободряющее слово, духовно укрепить скорбящих. Весть о кончине быстро разнеслась по всей России, и во многих храмах стали возносить молитвы о упокоении души новопреставленного раба Божия протоиерея Николая.
«Уход такого человека — невосполнимая потеря не только для родных и близких, но и для всех его духовных чад, — сказал Святейший Патриарх. — По-человечески жаль, что в нынешней жизни более не будет возможности обратиться к отцу Николаю за советом, за духовной поддержкой».