Эта книга — роман-размышление. «Святой не тот, кто славен в мире». Уже эта цитата из эпиграфа к книге дает старт неким философско-мистическим размышлениям на тему нашего современного бытиЯ. Буква Я здесь выделена не случайно. Автор на протяжении всего романа исследует человеческие поступки, побуждения и причины. Раскрывает внутренний мир своих героев, причем не статично в одном каком-то событии, но увлекательно развивает во времени. Повествование затрагивает несколько поколений, начиная с позапрошлого века и до наших дней, когда менялись эпохи и морально-нравственные вызовы. Интересно следить, как подстраивались одни и принимали вызов другие, следить с разных ракурсов, порой неожиданных и парадоксальных.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Навье и новь. Книга 1. Звездный рой» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Дела земные
— Так я очутился среди мёртвых.
Устин сидел на чердаке старого дома. Сквозь многочисленные прорехи в шифере и через слуховое окно внутрь проникал дневной свет.
Длинные ряды подпорных балок и наклонных стропил, скрытые полумраком, напоминали буреломы в каком-то заколдованном лесу, некогда живом, а теперь засохшем.
Лучи света лились прозрачными водопадами, образуя небольшие светлоокие озёрца в том месте, где они касались пыльного и захламлённого пола.
От соприкосновения световых потоков с полом вверх устремлялись тысячи искрящихся брызг в виде мельчайших невесомых пылинок. С ними-то и разговаривал Устин.
А с кем ему ещё, бедняге, разговаривать? Его речь теперь напоминала хлопанье на сквозняках обветшалых дверей сарая, висящих к тому же на одной петле.
Речь его скрипела, такала и дыкала.
Лицо при этом конвульсивно искривлялось, рот перекашивался, глаза прищуривались. Он не произносил звуки, он рожал их в муках, и потому прослыл заикой и молчуном.
Но судьба, сотворив с ним такое, не успокоилась, как раздражённый скульптор продолжает тюкать зубилом по заготовке, уже понимая, что шедевру если и быть, то, вероятно, завтра и не с этим материалом, так и природа заново открывала миру Устина.
И прежде щуплый, однако статный, с крепкими мышцами теперь он являл жалкое зрелище: покатые плечи, слегка сутулый позвоночник, напоминающий вопросительный знак, отчего живот рахитично выпирал вперёд, как он не старался его втягивать.
На исхудавшей подвижной шее крутилась любопытная голова. Одно в нём неожиданно удивляло. Над впалыми щёка-ми, в глазах, ясно и без искажений отражался мир, словно то были не глаза вовсе, а зеркало воды, обладающее редким светло-голубым цветом, и свойством светится изнутри.
От глаз к вискам, высохшими руслами, разбегались веером морщины. Лоб напоминал утёс, высокий, но всегда скрытый под хаосом густой растительности волос, образующих непокорную чёлку.
— Не веришь, а вот слушай.
Устин придвинулся к слуховому окну. Почему он выбрал в собеседники пыль? Кремний. Он вычитал, что основу пыли, кроме остатков жизнедеятельности, составляет частички кремния и прочих минералов, стёртые временем до состояния практически невесомого, позволяющего парить при любом сквозняке.
Если люди разговаривают с устройствами, основу которых составляют те же химические элементы, почему и ему не сидеть вот так на чердаке и не беседовать с пылью. И тут важно учесть: гаджеты людей — хитро-замудрённые устройства, — как и любая искусственная вещь, ограничена техническими условностями, а эта пыль границ не имеет.
Объём её памяти — вся видимая и невидимая Вселенная.
Возможно вон та пылинка, что кружит в солнечном водовороте, свидетельница доисторических событий и видела рождение Земли, или звёздный ветер занёс её из далёкой галактики.
Живое, ничем не ограниченное воображение Устина творило собственные миры из крупиц, на которые если и обращал кто-то внимание из смертных, то лишь, наверное, домохозяйки и уборщицы, бесконечно моя полы и обмахивая мебель тряпками, досадливо морщась при этом и чихая.
В пылинках он мог узреть горы, а в горах — прах.
— Ты же знаешь: на днях мне пришлось менять водительские права. Проходить медицинскую комиссию, я тебе так скажу — суета…
Устин вздохнул и утвердительно покачал острым подбородком:
— Да, так вот, комиссия располагается в больничном городке и как раз по соседству с «Мавзолеем» — последнем приюте всех усопших нашего города.
А вокруг, напоминая поросят присосавшихся к мамаше, расплодились похоронные бюро и прочие конторы, всегда сопутствующие усопшим, и обхаживающие родных и близких в нелёгкую минуту последнего прощания.
Думаешь, там работают сердобольные и неравнодушные люди? — снова вздох, но сейчас подбородок настроен скептически. — Вывески — одна другой заманчивее: «Стиксы», «Хароны», «Обелиски»…
— Нет, знаешь ли, — Устин печально улыбнулся, — «Василисков» я там не приметил. И среди всех этих заведующих загробным миром где-то затерялась моя комиссия.
Признаюсь, искал долго, пока не подошёл к неприметной двери, внушительно обитой жестью, на ней листок формата Л-4 и стандартным шрифтом сказано о том, что искомая комиссия располагается именно тут.
Не без усилия толкаю дверь, преодолевая пружинную несговорчивость, и сразу погружаюсь в сумрачную настороженность коридора.
Причем сразу на распутье. Длинный рукав, невзрачный с затёртым линолеумом и обшарпанными стенами, исчезал налево и в темноту.
Зато прямо — благодать, поблёскивает в неоновом свете ламинат, красуются свежей краской гладкие поверхности, и вход — врата, широкие и настежь распахнутые…
Вот ты бы куда пошла, пыль, будь на моём месте?
То-то же.
Я и шагнул.
Глаза ещё не привыкли после улицы, щурюсь и вижу — красота, кругом лепнина, вензеля, торжественный бархат!
Вот, думаю, сервис дошёл, как встречают живого человека! Вдоль стен немые тени в ряд. Меня озарило: очередь! Вот с очередями у нас прямо-таки беда, сколько не пытались, как ни решали этот вопрос, людей так и тянет дышать соседу в затылок.
Ну ничего, мы люди привыкшие, подхожу к первому от двери и спрашиваю:
— Кто крайним будет? (Человек я не суеверный, но люди вокруг…)
Не успел я договорить, как тут же осёкся — гроб!
То, что я принял за очередь на медкомиссию, был длинный ряд гробов, прислонённых к стене, а лепнина, и малиновый бархат — всё, так сказать, для настроения…
Нет, зачем же, ну конечно не мёртвых. Хотя…
Тут-то я и прозрел, когда глаза привыкли к полумраку. Как я шарахнулся оттуда. Думаешь смешно? Мол, пускай мёртвые позабавятся в последний раз, пока их душеньки ещё бродят по земле.
Я выскочил оттуда и опрометью бросился во тьму длинного коридора и чуть не налетел с размаху на дверь, так велик был страх столкнуться впотьмах с призраками.
На всякий случай предварительно постучался, мне не ответили, но из-за двери кто-то приглушённо бубнил.
Имея уже горький опыт, вхожу и, стараясь привыкнуть к дневному свету, беспрепятственно приникающего через окна, молчу. Светлое пятно помолчав, бесстрастно осведомилось хриплым тенором:
— Вы на комиссию?
Свет чересчур ярок, в хриплом голосе было мало жизни, какая-то сухая механистичность и я, щурясь, уточняю:
— Комиссия для живых? — и тут же поправляюсь, — ну, то есть, на водительские права?
Возникла неловкая пауза, за время которой я снова обрёл способность видеть.
За корявыми столами сидели люди в медицинских халатах и все дружно рассматривали меня, так смотрят на идиотов или на то, что малопонятно разуму, и вызывает, по крайней мере, недоумение к чему-то потустороннему.
Я извинился и был принят.
Мне продлили право на вождение.
Молчаливо продолжала кружиться пыль.
— История неординарная. Из ряда вон выходящая. Но не для меня. Чем больше я вглядываюсь в наш мир, тем навязчивее одна мысль.
— Глупость, конечно, — Устин отмахнулся ладонью и тут же сделал ею жест, приглашающий поразмыслить вместе, — но кто знает. Кто знает…. Уж очень все вокруг стараются укрепить меня в том открытии.
— Спросишь, в каком, а вот слушай. — Устин доверительно склонился ниже к светлому столбу света, в котором вихрились пылинки, подпёр голову ладонями, сложенными вместе…
И загадочным голосом продолжил:
— Мне кажется, после известных тебе событий я очутился не совсем там, только не смейся сразу, и не отвергай, да давно очутился… в потустороннем мире, среди мёртвых. Как это произошло? Сам не понимаю. Вот взять хотя бы наше новое кладбище.
Когда-то на его месте был сливовый сад, и паслись пасторальные коровы, дорога была обыкновенной — разбитой.
Теперь дорога хоть в три ряда езжай, бетон ровный — загляденье, а вдоль памятники да ограды.
И тут, всё как при жизни: все соблюдают субординацию и общепринятые правила: ближе к солнцу, наверху чёрные и белые мраморы, скорбные эпитафии, благородный анфас, всё чин чином, внизу теснее и скромнее, а в овраге вообще могилы уже общие — привезли, свалили, прямо в мочагу (мокрое место).
Устин помолчал, в голове роились вопросы, он решил озвучить самый надоедливый.
— Ничтожных ли сваливают и достойные ли облачаются в благородный мрамор? Хотя в мире мёртвых, наверное, всё вывернуто и перевёрнуто. Там свои законы. Одного не пойму и не приемлю: ну если ты мёртвый и тобою движут мёртвые законы, зачем живых дёргать, их жизнь превращать в ад? Месть, думаешь ты.
Не хочется мне в людях разочаровываться. Ох как не хочется…
Вытянутая ладонь пересекла тонкий луч света.
— Как с этим быть?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Навье и новь. Книга 1. Звездный рой» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других