Эгономика

Игорь Владимирович Мирный, 2020

В книге речь идёт об информационной составляющей процесса развития Эго, личности человека. Рассмотрены вопросы, касающиеся механизмов формирования и изменения структуры Эго. Отдельные части книги объясняют принципы и закономерности устойчивого позитивного развития личности.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Эгономика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Что значит личность?

Личность (с греч. «persona», с нем. «personlichkeit») — маска, роль артиста, внешнее проявление человека, производимое на других людей. Личность — это ядро, сердцевина внутреннего мира человека, неповторимая глубинная природа человеческого существа. Личность — понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, которые проявляются в общении, в обществе, в социальном взаимодействии.

О личности можно говорить, личность можно изучать только при наличии социальной активности индивида, его включённости в социальные контакты.

Более ёмкое и точно отражающее личность определение можно сформулировать так: личность — это нейро-психо-биологическая структура, интегрирующая всю совокупность поведения человека. Нельзя отрицать, что в понятии личности должны учитываться как социально-исторические влияния, так и биологические свойства индивида. То, как будет человек воспринимать жизнь, реагировать на события и явления жизни, зависит и от врождённых, наследственных, биологических факторов и от социально обусловленных, приобретённых качеств.

Структура личности.

Личность представляет собой продукт социализации, иными словами, психическое человека социализируется и как результат возникает структура личности. Одной только структурой личности психическое, разумеется, не ограничивается. Инстинктивные действия, психическая реактивность человека, базальные структуры адаптации, способность к формированию тех или иных навыков и т.д. существовали бы и без социализации. Личность человека является неким интегрирующим элементом, регулирующим поведение в социуме, обеспечивающим своеобразную приспособленность к социуму, уникальную и характерную только для данного человека.

В концепции личности можно описать структуру которая включает: мировоззрение, мировосприятие, субъективация себя, практика себя, ролевые отношения, нейро-биологический уровень, направленность личности.

Мировоззрение.

Личность по сути является сложным поведением, структурированным в соответствии с требованиями социальной среды. Это поведение подкрепляется внутри самого себя, обеспечивается различными структурами и прежде всего мировоззренческим базисом. Особенностью поведения человека является необходимость обоснования (объяснения) своего поведения. Объяснение собственного поведения формирует когнитивный базис этого поведения (мировоззрение). Здесь важную роль играют различные традиции, религии, культуры и концептуальные модели принятые и развитые в обществе. Полного совпадения между поведением и его объяснением со стороны человека некогда не достигается. Данное несоответствие является движущей силой, модифицирующей поведение, с одной стороны, и предметом тематики объяснения (обоснования), с другой.

Мировосприятие.

Кроме мировоззренческого конструкта, конституирующего жизнь человека, также заслуживает внимания и феномен мировосприятия, под которым понимается специфика личностной апперцепции. Апперцепция — это свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного лица, от общего содержания, направленности и других личностных особенностей его психической деятельности. Особенности мировосприятия того или иного человека определяют спектр воспринимаемой им информации. Человек не может и не имеет нужды воспринимать (рефлексировать) все жизненные процессы, все нюансы своего существования, каждую составляющую своего поведения. В поле зрения явления попадают весьма избирательно, только часть из них выделяется на общем фоне происходящего. То, какие фигуры выделяются из общего фона, зависит не от свободного выбора человека, а от специфики его внутренней организации. Всё это определяется нюансами имевшей место в процессе формирования личности и латентно продолжающейся всю жизнь социализации.

Субъективация себя.

“Субъективация себя” — это процесс самоидентификации, то есть отождествления себя с той или иной концепцией, ролью, системой ценностей, с другой стороны — она представляет собой отрицание каких-то форм поведения, которые кажутся человеку не отвечающими его природе, поведенческой ориентации, системе убеждений.

Практика себя.

“Практика себя” — это использование тех или иных так или иначе принятых в обществе форм поведения. Этот механизм закрепляет у человека используемые им формы поведения посредством подкрепления действием положительного подкрепления.

Техники себя” которые проблематизируются (“субъективация себя”) и разрабатываются (“практики себя”) человеком, не являются его собственным эксклюзивным изобретением, хотя и носят определённые индивидуальные черты. Материал для этих “техник себя” человек получает из своей культурной среды.

Именно это позволяет отнести все указанные феномены к феноменам социализации, которые в принципе наиболее существенны для периода детства и юности, но в целом продолжаются, хотя и в менее явных формах, и в последующие периоды жизни.

Ролевые отношения.

Человек может вступать в межличностные отношения, сознательно выполняя ту или иную функцию, ощущая себя тем или иным лицом, а также сущностно. Три указанные позиции исчерпывают весь спектр межличностных отношений: я-неотождествлённые, я-отождествлённые и индивидуальные (сущностные).

Наиболее типичные для человека отношения — я-отождествлённые. Их специфика заключается в самоощущении человека, в его неосознаваемой самоидентификации. Мы просто ощущаем себя мужчиной (или женщиной), сыном (или дочерью), отцом (или матерью), начальником (или подчинённым) и т.д. Эрик Эриксон, один из ведущих теоретиков понятия “идентичность” говорит о человеке в такой ролевой позиции как о человеке, “отождествляющем себя с тем, чем он занимается в данный момент и в данном месте”.

В случае, когда полного отождествления с какой-то социальной ролью не произошло, речь идёт о я-неотождествлённой роли. При этом человек может испытывать определённый дискомфорт, продиктованный борьбой внутренних реакций. Я — неотождествлённые роли — это такое самоощущение человека, при котором его реакции не являются спонтанными, в том смысле что человек продумывает и принимает сознательные решения реагировать таким образом или нет.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Эгономика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я