Ермак. Выпуск №17/2023

Игорь Владимирович Ваганов

Областной военно-патриотический литературно-художественный альманах «Ермак» является периодическим печатным изданием Вологодского регионального отдела Союза казаков России. Издаётся альманах с 2006 года. Основные тематики – Русская православная церковь, казачий быт и традиции, военная история, военно-патриотическое воспитание молодёжи.

Оглавление

  • Публицистика

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ермак. Выпуск №17/2023 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Редактор Игорь Владимирович Ваганов

Дизайнер обложки Александр Анатольевич Маров

Фотограф Игорь Владимирович Ваганов

Корректор Игорь Владимирович Ваганов

© Александр Анатольевич Маров, дизайн обложки, 2023

© Игорь Владимирович Ваганов, фотографии, 2023

ISBN 978-5-0060-9585-4 (т. 17)

ISBN 978-5-4493-8400-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Публицистика

Игорь Ваганов

Храм Иоанна Предтечи. Керчь.

Город Керчь, согласно археологическим находкам и различным рукописным источникам, существует более 2600 лет. Наряду с различными историческими памятниками здесь есть и церковь Иоанна Предтечи, которая считается самым древним православным храмом России.

История церкви Иоанна Предтечи неразрывно связана с историей Керчи. Предположительное время постройки храма вторая половина VIII-начало IX веков. Это подтверждается найденными в его кладке амфор периода VIII века, а также надписью на одной из колонн, которая поддерживает свод храма: «Здесь покоится раб Божий, сын Георгия. Преставился месяца мумия 3 (дня) часа 10 (в лете) от Адама 6260». Эта дата соответствует 752 году от Рождества Христова. Следующее упоминание о церкви Иоанна Предтечи можно найти в надписи Тмутараканского камня, находящегося в Эрмитаже. «В лето 6576 индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 14000 сажен». Существует научная гипотеза о том, что на камне высечена не столько ширина Керченского пролива, сколько расстояние между храмом Иоанна Предтечи в Керчи и церковью Богоматери на Таманском полуострове, ныне не сохранившейся.

Согласно легенде, первая церковь в этом месте Керчи была сооружена, вероятно, ещё в 1 столетии н.э. по непосредственному благословению самого Андрея Первозванного. От того первого строения сохранилась плита со следом человеческой ноги. По преданию, этот след принадлежит апостолу Андрею. Хотя другая легенда приписывает след Иоанну Предтечи. Но это только легенды.

Существует также научная версия, что храм построен на месте более древнего культового сооружения. Так, некоторые учёные полагают, что капители церкви относятся к раннему типу византийских и коринфских капителей, а их возраст берет начало в конце V — начале VI вв., поэтому есть предположение, что колонны и капители храма изготовлены задолго до строительства церкви и взяты из древней базилики, находившейся, возможно, на том же самом месте. Доказательством тому служат следы гари, найденные в районе храма, относящиеся к IX в., когда хазары были изгнаны с Боспора, — исследователи выдвинули точку зрения, что базилика просто сгорела, а на её месте и был построен храм Иоанна Предтечи. Кроме того, археологические раскопки 80-х годов 20 века установили, что эта базилика появилась в VI веке.

В первой половине VI века Керчь (в то время она называлась Пантикопей) вошла в состав Византийской империи. С этого времени она получила новое название — Боспор. Один из святейших монахов — Епифаний, который был в Боспоре проездом в 815—820 годах, упоминал в своих записях о храме Святых Апостолов внутри города. Он сообщал, что в основании храма установлен ковчег с мощами Апостола Симона Калита. Византийский Боспор был окружён высокой стеной, и храм располагался на территории города.

В VIII Хазарский каганат захватывает город, и он меняет своё название на Чарша. Однако хазары не разрушали храм. Они не тронули ни прихожан, ни священнослужителей, и службы шли вплоть до X века.

В 964 году сын князя Игоря Святослав напал на Хазарию. Хазары сохранили за собой лишь земли по реке Кубани и берегу Керченского пролива. В 986 году, сказано в сочинении Иоанна Мниха, русское войско совершенно свободно прошло через Северный Кавказ, вдоль Терека, до Каспийского и Чёрного моря и захватили хазарские земли. Восемнадцатимильный Керченский пролив не был преградой. Была взята и Чарша.

После вхождения в состав Тмутараканского княжества город называют Корчевом. Считается, что название происходит от «къркъ» — горло (имеется в виду Керченский пролив). По другой версии название Корчев получилось от слова «корчить», т.е. корчевать. Во время взятия Керчи при уличных боях, в храме возник пожар. По указу князя Мстислава началась реставрация храма, которая длилась более 60 лет. Была восстановлена кладка храма, роспись внутренних стен, а также крестово-купольная система постройки. В процессе реконструкции церковь частично была разобрана, а затем собрана с использованием прежних конструктивных элементов (мраморных колонн с коринфскими капителями, обожжённого кирпича — плинфы и т.д.) и на основе имеющегося крестово-купольного плана.

В конце XI века Керчь захватывают половцы (кипчаки), которые в середине XI века захватили большую часть Крымского полуострова. Половецкие ханы запретили посещение храма, и он приходит в упадок. Храм ветшает и начинает разрушаться. Но владычество половцев было относительно кратковременным. Уже в конце XI века Византия прочно удерживала под своим контролем южную часть Крымского полуострова до Боспора (Керченского пролива), а половцы кочевали в степи.

В середине XIII — начале XIV вв. город находился в составе Золотой Орды. Первое вторжение монгольских армий в Крым произошло в 1223 году, когда отряды Джебе и Субедея совершили рейд по причерноморским степям. Пройдя весь полуостров с севера на юг, монголы направились к крупному и богатому Судаку. Взяв и разграбив город, монгольские отряды покинули полуостров, направившись в Центральную Азию. В 1239 году большое монгольское войско под предводительством хана Батыя вновь вторглось в Крым. Жившие в степных районах кипчаки были разгромлены, города и посёлки в предгорьях и на побережье полуострова сожжены, а часть населения рекрутирована в армию. Далее монгольское войско направилась на запад. Но в 1242 году монгольские отряды вернулись из Западной Европы в причерноморские степи, и Крым превратился в улус Золотой Орды. Естественно, что и Керчь тоже вошла в состав монгольской империи.

Самый жестокий погром крымские города пережили в 1299 году, когда войско Ногая сожгло Кафу, Судак, Керчь. Судьба храма Иоанна Предтечи в это время неизвестна, но последующие события подтверждают, что он уцелел.

В 1330—1360-х годах Керчь постепенно вошла в состав Генуэзской Газарии (колониальных владений Генуэзской республики со столицей в Каффе — нынешняя Феодосия), теперь она называлась Воспоро. С 1332—1333 годов Воспоро являлся центром католической епархии. Город управлялся генуэзским консулом (упоминается в 1455 и 1456 годах), подчинявшимся консулу Каффы. В 1360—1390 годах генуэзцами была возведена крепость с цитаделью, после чего город стал делиться на три градообразующие части: цитадель, крепость, неукреплённые предместья. Цитадель в виде неправильного пятиугольника располагалась на выдающемся в море небольшом мысу. Крепость в виде неправильного многоугольника размещалась на равнинном прибрежном участке под восточным склоном горы Митридат (длина стен около 617 м без стены цитадели), была окружена рвом (длина свыше 400 м; глубина до 5,5—6 м). Укреплённая городская территория имела иррегулярную планировку кварталов.

Во время господства на Чёрном и Азовском морях генуэзцев храм Иоанна Предтечи пользовался большой известностью. Возможно, именно поэтому Керченский пролив называли проливом Святого Иоанна, а сам город именовали портом Святого Иоанна, хотя его официальное название в тот период — Черкио или Воспоро. В этот период времени церковь возрождается уже руками нанятых генуэзцами мастеров. Как полагают историки, роспись стен вели ученики Феофана Грека.

После захвата в 1475 году турецкими войсками южного и юго-восточного побережья Крымского полуострова город был переименован в Керчь. Входил в состав Кефинского санджака (региона) Османской империи. Во время существования Крымского ханства храм был переоборудован в мечеть. Стенные росписи в церкви были соскоблены и покрыты толстым слоем штукатурки.

К моменту присоединения Крыма к России церковь находилась в запущенном состоянии. Фундамент постепенно ушёл под землю из-за нарастающего со временем культурного слоя почвы, так что для входа в храм соорудили лестницу в восемь ступеней. В 1834 году был разобран нартекс с западной стеной и пристроен трехнефный притвор в псевдовизантийском стиле. В 1845 году к церкви пристроили еще двухъярусную колокольню, а позже северный притвор (по проекту архитектора Александра Дигби), освящённый в честь Святителя Николая архиепископа Мир Ликийского. В эти же годы строители, занимающиеся реконструкцией, обнаружили под куполом фрески — изображение двух святых, которые, по мнению историка Игоря Грабаря, могли быть написаны в период правления в Керчи учениками Феофана Грека в период генуэзского правления.

12 (24) мая 1855 года англо-французский флот из 57 кораблей, 11 плавбатарей и нескольких десятков мелких судов вошёл в Керченский пролив. На его борту находилось 16-тысячное войско. Противник занял Керчь. Английские войска разрушили и разграбили город. Были вывезены античные находки. Были сожжены казённые и частные дома. По результатам Парижского мирного договора Россия лишалась флота на Чёрном море. Для обороны Керченского пролива под руководством Тотлебена с 1856 года и вплоть до 1872 года была сооружена мощная Керченская крепость

За годы существования храм основательно ушёл под землю — вокруг него наросли пласты земли; кроме того, при сооружении крепости храм окружили валы. В 1892 году северная пристройка была переделана в придел, освящённый 13 (25) ноября 1893 года во имя Николая Чудотворца и святой Великомученицы Екатерины. 8 января 1896 года в Императорскую археологическую комиссию поступил запрос на разрешение перестройки части храма, и разрешение было выдано, но лишь на работы по переустройству новой части, пристроенной к храму в XIX веке, а древнюю часть комиссия не разрешала перестраивать. В 1896 году придел был расширен за счёт полукруглых выступов и тамбура по проекту А. И. Карапетова.

Храм Иоанна Предтечи

В начале XX века, вплоть до 30 — х годов церковь Иоанна Предтечи была местом паломничества православных христиан Керчи и её окрестностей. Алтарь храма был украшен резным позолоченным иконостасом XVIII века. В центральной аспиде находился престол во имя покровителя церкви Иоанна Предтечи, в правом — престол во имя святой Екатерины, а в западном располагался жертвенник.

В 30-х годах XX века храм был закрыт. Официальная причина — отсутствие прихода. В 1938 году из республиканского бюджета было выделено 26 тысяч рублей Керченскому историко-краеведческому музею, часть этих средств была использована для работ в церкви Иоанна Предтечи. В храме починили кровлю и водостоки, оштукатурили стены, на алтарных столбах раскрыли фрески. Здание храма было передано музею.

Во время Великой Отечественной войны в ходе боев за Керчь здание храма пострадало: был разрушен купол, частично повреждены стены. В это время были утеряны бесценные священные реликвии: греческое рукописное Евангелие XI века, рукописный «Апостол» XII века, иконы Богоматери и Иоанна Предтечи, икона Варвары Великомученицы (1703 года), три старинных медных подсвечника и паникадило.

После войны церковь стояла заброшенной, с выбитыми окнами и трещинами на стенах.

Лишь в конце 1950-х годов о церкви вновь заговорили как о памятнике византийской архитектуры. В послевоенные годы уроженец Керчи, архиепикоп Лука Симферопольский (Войно-Яйценецкий) был обеспокоен состоянием храма и неоднократно обращался к Я. И. Жданову, уполномоченному по делам Русской православной церкви по Крымской области при Совете министров СССР, с просьбой передать храм верующим.

В 1963 году храму Иоанна Предтечи был присвоен статус памятника архитектуры республиканского значения.

В период с 1974 по 1978 годы храм реставрировали. Чтобы поддержать и окончательно не разрушить остатки купола, строители установили металлический поддерживающий каркас. Для восстановления кладки использовались идентичные оригиналу камни и кирпичи. Художники восстановили часть росписей храма и древней штукатурки. Вокруг южного и восточного фасадов понизили поверхность земли до первоначального уровня. Установили православный крест, хотя на это реставраторам разрешение не давали. По окончании реставрации в церкви открыли лапидарную коллекцию керченского исторического музея.

С 1990 года храм снова стал действующим, а в 1991 году был возвращен Православной Церкви. С возрождением самостоятельной Феодосийской епархии, не позднее августа 2013 года, храм Иоанна Предтечи стал её кафедральным собором. Сюда, в эти стены, как и тысячу лет назад, приходят молиться православные христиане.

После вхождения Крыма в состав России в 2014 году распоряжением правительства Российской Федерации №2073-р от 17 октября 2015 года храм был включён в число объектов культурного наследия России федерального значения.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Публицистика

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ермак. Выпуск №17/2023 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я