Калейдоскоп городов

Игорь Владимирович Бабкин, 2013

Книга посвящена истории развития и становления древнерусских городов. Их облик формировали ядро – кремль с княжеским дворцом и соборами и посад с многочисленными церквами, являвшимися градообразующими центрами, вокруг которых формировалась жилая застройка, на них и приходится основной объем каменного строительства на Руси. Подробные описания наиболее значительных архитектурных объектов и истории их создания позволяют не только оценить масштаб замыслов древних зодчих и искусство их воплощения, но и погрузиться в неповторимую атмосферу древнего русского города. Книга может служить путеводителем.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Калейдоскоп городов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Любимой жене Леночке посвящается

Предисловие

Эта книга сложилась из путевых заметок во время поездок по городам и весям европейской части России и бывших советских республик — Украины, Эстонии, Литвы, Латвии, Грузии. Особое внимание уделено основным и наиболее значимым исторически архитектурным объектам городов, прежде всего столиц, этих стран, поэтому многое могло остаться за рамками настоящего повествования. Приводя историю создания и краткое описание объектов, автор стремился воссоздать облик города, прикоснуться к его истории, неразрывно связанной с историей страны, и ощутить дух старины.

История России, несмотря на всю ее самобытность, неотделима от истории остальной Европы, хотя все здесь возникало с определенным запозданием. Формирование средневековой Европы происходило на руинах Римской империи, крупнейшие европейские города были первоначально римскими колониями, а европейские столицы — центрами римских провинций. В России становление государственности происходило практически с чистого листа, чем, видимо, и можно объяснить это запоздание. Тем не менее, русское средневековье также отмечено флагом феодальной раздробленности, когда многочисленные князья небольших уделов, при формальной власти Великого князя, вначале Киевского, затем Владимирского, а потом Московского, обладали фактической независимостью. Это привело к междуусобным войнам, быстрому ослаблению государства и легкому захвату его монголо-татарскими ордами. Лишь усиление власти московских князей и объединение земель вокруг Москвы положило конец этому процессу.

В описаниях древнерусских городов преобладают памятники церковного зодчества, в силу того, что основной объем каменного строительства в средние века приходился именно на них. Здания гражданской архитектуры строились в основном из дерева, поэтому лишь немногочисленным их представителям удалось дожить до наших дней. Каменные здания возводились князьями и митрополитами, и только потом достаточно богатые купцы смогли себе позволить возведение каменных палат — такие памятники сохранились, например, в Пскове.

Центром любого крупного города являлась крепость — кремль, стены которого первоначально отмечали городскую черту, а затем, с ростом населения, город выходил за эти границы, окружался новыми, более протяженными стенами, за которыми можно было укрыться во время набегов врагов. На территории кремля помещался княжеский двор и собор, сакральный центр города.

В строительстве и декоре древнерусских соборов нетрудно проследить западное влияние — вначале Византии, откуда пришло на Русь христианство, а затем Западной Европы, чей опыт каменного строительства проник и сюда, поэтому старинные церкви имеют черты господствующего на заре Средних веков романского стиля. Позже, когда столицей Руси стала Москва, ее государи приглашали для строительства своих величественных соборов европейских, прежде всего итальянских мастеров, как бы подчеркивая этим постулат, что «Москва — третий Рим». Талантливые архитекторы досконально изучили опыт своих русских предшественников, создав новый тип собора, характерного для московского зодчества, который затем распространился и на другие русские города и господствовал в архитектуре почти всю допетровскую эпоху. Петр Первый, прорубив «окно в Европу», внес также и моду на господствовавший в то время стиль барокко, впоследствии сменившийся классицизмом, пока в конце 19 века не возникла мода на возвращение к истокам, породившая неовизантийский стиль. В наше время вновь произошел возврат к традициям московского зодчества, и основная масса ныне возводимых церквей является представителями именно этого стиля.

За чертой крепостных стен градообразующими объектами русских городов являлись небольшие посадские церкви, к ним прокладывали улицы, они давали им свои названия. Они формировали ту среду, тот облик России, без которого ее невозможно было представить.

Прибалтийские города являются типичными представителями немецких городов с их ратушами, кирхами и высокими готическими вплотную друг к другу стоящими бюргерскими домами, что и не удивительно, т.к. большинство из них было основано немецкими крестоносцами во время колонизации этих земель, и они долгое время находились под властью немцев.

Особой самобытностью отличаются города Грузии, от их церквей так и веет древностью, ведь христианство пришло сюда уже в 1 веке. Строительство соборов связывается с многочисленными красивыми легендами, сам их облик, мощный и суровый, производит впечатление силы и незыблемости, рядом с ними не покидает ощущение вечности.

Книга является продолжением книги «Европейская мозакика», посвященной историко-архитектурному обзору крупнейших городов стран Восточной и Западной Европы.

Россия

Территория европейской части современной России была заселена индо-европейскими племенами, которые попали сюда во время великого переселения народов. Они жили оседло, общинным строем. Южные рубежи их общин занимали колонии, основанные на черноморских берегах греческими колонистами, из которых позже возникли Скифское и Боспорское царства, Тюркский и Хазарский каганат. Образование Русского государства связывают с воцарением варяжской (скандинавской) династии Рюриковичей, когда в 862 г. три брата — Рюрик, Трувор и Синеус пришли на Русь и стали править — Рюрик в Новгороде, Трувор в Изборске и Синеус в Белоозере. Новгород стал первой столицей Руси. Преемник Рюрика, Олег, объединил под своим началом разрозненные племена и, захватив в 882 г. Киев, сделал его столицей своего государства, получившего название Киевская Русь и объединившего множество славянских племен. Русь вела многочисленные войны с южными соседями — хазарами, государство которых было вскоре уничтожено, и с Византией. Русы совершали набеги на колонии Византии, а затем им удалось взять и столицу империи, Константинополь, захватив там многочисленную казну.

В 988 г. киевский князь Владимир принял христианство восточного, византийского, образца, укрепив тем самым связи с Византией. Русская церковь первоначально подчинялась византийскому патриарху, и лишь много позже обрела самостоятельность. Сын Владимира, Ярослав Мудрый, способствовал становлению русской государственности и женил своего сына на византийской принцессе, сын которой, Владимир Мономах, впервые короновался на престол шапкой Мономаха, ставшей главной реликвией русских князей, а затем и царей.

В 12 в. Киев уступает свое главенствующее положение на Руси новому центру — Владимиру, и князья Владимиро-Суздальского княжества становятся наиболее могущественными правителями среди своих собратьев. Кроме того, на северо-западе Руси сложилось особое политическое образование, Новгородская торговая республика, которая лишь формально подчинялась великокняжескому престолу, сохраняя свою независимость, избирая и изгоняя князей по своему усмотрению.

Вступление России в эпоху Средневековья породило характерную для всей Европы феодальную раздробленность. Каждый князь стремился дать наследство всем своим сыновьям, каждый из которых получал свой удел, земли, селения и города, где он становился полновластным хозяином, зачастую лишь номинально подчиняясь киевскому Великому князю. При этом стали частыми междуусобные войны, когда братья вели борьбу за соседние уделы, а князья объединялись, чтобы побороться за великокняжеский престол. Эти войны ослабляли государство, чем не преминули воспользоваться захватчики — хлынувшие с востока монголо-татарские орды. В 1237-40 г.г. войска хана Батыя покорили всю территорию Руси, за исключением Новгорода, хлынули в Западную Европу, но, дойдя до Венгрии, внезапно остановились и повернули обратно. Русские княжества стали данниками нового государства монголо-татар — Золотой Орды, а сами князья получали или теряли власть по усмотрению монгольских ханов.

В это время Новгород вел борьбу со своими северо-западными соседями — рыцарями-крестоносцами Тевтонского ордена и шведами. Республику возглавил князь Александр Невский, сын владимирского князя Ярослава. Ему удалось одержать две знаменательные победы — в 1240 г. он разгромил тевтонских рыцарей в ледовом побоище на Неве, а в 1242 г. — шведов в битве на Чудском озере. Отвратив опасность нападения с севера, он принял участие в борьбе за великокняжеский престол, однако по дороге в Золотую Орду за ярлыком на великое княжение был отравлен и умер.

В начале 14 в. московские князья сумели наладить хорошие отношения с Ордой, и великое княжение постепенно сосредоточилось в их руках, таким образом, центр Руси переместился из Владимира в Москву. В 1380 г. московский князь Дмитрий Донской сумел разбить монголо-татарские войска в битве на Куликовом поле, что еще больше возвысило Москву среди других русских городов. Феодальная раздробленность в самой Орде привела к возникновению нескольких независимых ханств и ослаблению давления на Русь, что позволило князьям постепенно перестать платить дань. При князе Иване III в 1480 г. после «стояния на реке Угре», когда монгольские войска так и не решились напасть на русское войско, власть Орды на Руси закончилась.

Иван IV Грозный в 1547 г. впервые принял титул царя. Он вел многочисленные войны на востоке и западе. При нем были покорены и включены в состав России Астраханское и Казанское ханства, оставшиеся от Золотой Орды. Однако борьба с польско-литовским государством, Ливонская война, закончилась в 1583 г. неудачей, и Россия потеряла выходы к Балтике. При Иване складывается поместная система, когда собственники земли становились помещиками, обязанными за свой надел нести военную службу, формируя дворянское войско. Развертывались также казачьи войска, в 1581 г. атаман Ермак начал колонизацию Сибири.

При Иване Грозном на Руси окончательно оформилось крепостное право, уже практически исчезнувшее в остальной Европе. Для борьбы с дворянской оппозицией в 1565-72 г.г. царь вводит опричнину, которая, по сути, ознаменовала государственный террор, приведя к репрессиям и казням множества людей. Царь удаляется в Александровскую слободу, откуда управляет государством посредством специально набранного опричного войска. В этот период разгрому от опричников подверглись многие города, в том числе и Новгород. Однако на исходе этого периода Иван Грозный начал уничтожать и самих опричников.

После смерти Ивана Грозного престол переходит к его болезненному сыну Федору, при котором правителем становится брат его жены, боярин Борис Годунов. После смерти бездетного Федора Годунов избирается царем, и династия Рюриковичей пресекается.

Царь Борис был человеком, получившим отличное образование и хорошо знакомым с западной культурой. Он пытается наладить быт погружающейся в хаос страны. При нем было учреждено звание патриарха как главы русской церкви. Однако в 1601 г. после страшной засухи наступает голод, начинается волнение, а с запада надвигаются войска поляков под руководством Лжедмитрия I, якобы выжившего сына Ивана Грозного. В 1605 г. Борис внезапно умирает, а поляки захватывают Московский Кремль. Начинается Смутное время, когда на престоле успели побывать два Лжедмитрия и боярин Василий Шуйский.

Смутное время закончилось в 1613 г. изгнанием поляков войсками народного ополчения Минина и Пожарского и избранием на престол нового царя из династии Романовых — Михаила. При нем продолжается расширение Российского государства за счет соседних территорий, прежде всего Сибири, в результате которого Россия становится самым большим по территории государством мира.

При сыне Михаила, Алексее Михайловиче, прозванном Тишайшим из-за того, что Россия не вела крупных войн, сюда постепенно проникает западная культура, в Москве создается Немецкая слобода, где жили приглашенные в страну немецкие и голландские торговцы и мастеровые. Знакомство с жителями слободы оказало сильнейшее влияние на младшего сына царя, царевича Петра. Возведенный на престол в малолетстве вместе со своим братом Иваном V, он сумел побороть свою сестру, правительницу Софью, и стать самодержцем. Петр реформировал Россию, перевел ее на западные рельсы, создал армию и флот на регулярной основе. Длительная Северная война 1700-21 г.г. со Швецией, завершившаяся победой России, позволила выйти на Балтику, сокрушить самое мощное на тот момент европейское государство и создать империю. Новой столицей России стал основанный Петром Санкт-Петербург.

Петр не оставил закона о престолонаследии и у него не осталось сыновей, поэтому после его смерти в 1725 г. начинается череда дворцовых переворотов, определяющую роль в которых играет созданная Петром гвардия. После краткого правления жены Петра Екатерины I и его внука Петра II Тайный совет возводит на престол курляндскую герцогиню Анну Иоанновну, племянницу Петра. Правление Анны Иоанновны отмечено крайней жестокостью, деспотизмом и всевластием фаворита императрицы, временщика Бирона. Последние годы царствования императрицы вошли в историю разгромом Крымского ханства войсками фельдмаршала Миниха и шутовской свадьбой пажа и любимой карлицы императрицы в Ледяном доме на Неве.

Анна Иоанновна оставила престол своему новорожденному внучатому племяннику Иоанну Антоновичу, однако младшая дочь Петра I Елизавета при содействии гвардии свергла малолетнего конкурента и сама взошла на престол. Царствование Елизаветы было отмечено более мягким правлением, отменой смертной казни. Был учрежден первый в России Московский университет и Академия художеств, под руководством архитектора Расстрелли возводятся великолепные образцы барокко — Зимний дворец в Петербурге и Екатерининский дворец в Царском Селе. Императрица любила веселье, она устраивала многочисленные праздники и балы, при этом внешняя политика была отмечена крупными войнами, в ходе самой значительной из них, Семилетней войны 1756-62 г.г., русские войска заняли Пруссию.

Елизавета передала трон своему племяннику, вступившему на престол под именем Петра III герцогу Голштинскому. Петр был поклонником прусского короля Фридриха Великого, вернул ему все завоевания русской армии в ходе Семилетней войны, чем вызвал недовольство дворянства, и был свергнут при участии гвардии своей женой, немецкой принцессой Софией Августой Ангальт-Цербстской, взошедшей на престол под именем Екатерины II.

Екатерина всегда помнила, кому обязана своим правлением, и дворянство при ней получало многочисленные преференции. Главным направлением внешней политики при Екатерине была борьба с Турцией, и к концу ее царствования в результате нескольких русско-турецких войн с блистательными победами русского флота на Черном море, были отвоеваны у турок обширные территории на юге России вдоль черноморского побережья. К России были присоединены Польша, Белоруссия, Литва, Правобережная Украина.

Недолгое царствование сына Екатерины Павла отмечено принятием закона о престолонаследии, запрещавшего женщинам занимать российский престол, запретом обучения за границей, введением жесточайшей дисциплины в армии и отменой части льгот дворянства. При Павле Россия вела войны с наполеоновской Францией, войсками командовал фельдмаршал Суворов. После захвата Мальты Наполеоном, Мальтийский орден оказался в изгнании. Павел пригласил его в Россию и был посвящен в командоры ордена. В 1801 г. в результате дворянского заговора Павел был убит в укрепленном Михайловском замке в Петербурге, который по иронии судьбы был построен специально, чтобы защитить императора от заговоров. Престол перешел к сыну Павла и любимому внуку Екатерины Александру.

Основой внутренней и внешней политики Александра I стало противостояние с талантливым соперником Наполеоном. Вначале они были союзниками, а затем стали непримиримыми врагами. После изгнания Наполеона из России в 1813 г. русская армия вела активные военные действия в Европе, способствуя падению французского императора. Александр участвовал в Венском конгрессе, переделывал вместе с Австрией и Пруссией политическую карту Европы, создавал новые королевства, при этом мало уделяя внимания внутренней политике России. В 1818 г. в состав Российской империи вошла Финляндия, бывшая до этого шведской провинцией. В 1825 г., во время путешествия на юг России, император внезапно умер в Таганроге при невыясненных обстоятельствах, о нем была сложена поговорка: «Всю жизнь провел в дороге, и умер в Таганроге».

После смерти Александра, не оставившего наследников мужского пола, престол должен был перейти к его брату Константину, губернатору Польши, ставшей частью Российской империи, но тот еще раньше отказался от престола в пользу своего младшего брата Николая, однако это отречение держалось в тайне. Этим воспользовалась группа дворян, представителей знатнейших русских фамилий, мечтавшая провести в России демократические реформы и отменить анахроничное крепостное право. 25 декабря 1825 г. они вышли на Сенатскую площадь, но были разбиты регулярными войсками. Большинство из них было лишено дворянского звания и сослано в Сибирь, а предводители были казнены. Это восстание лучших представителей русского общества наложило отпечаток на дальнейшее царствование Николая I, которое отличалось крайним консерватизмом.

При Николае Россия ведет войны с Персией и Турцией, с горцами на Северном Кавказе. Предпринимаются безуспешные попытки борьбы с взяточничеством и казнокрадством, впервые вводятся регулярные ревизии чиновников. В литературе вводится жесткая цензура, исключающая всякое свободомыслие, на передний план выходит III отделение полиции. Вместе с тем технический прогресс приходит и в Россию, строятся железные дороги (первая соединила в 1837 г. Петербург и Царское Село) и новые заводы. Но Россия в техническом плане все еще существенно отстает от ведущих европейских стран, особенно это проявилось во время Крымской войны, которую Россия вела против Турции и примкнувших к ней Англии и Франции. В самом начале войны парусный Черноморский флот не мог оказать сопротивление превосходящим его по численности английским и французским пароходам. Сильная коррупция в армии отрицательно сказалась на ее комплектовании и вооружении. В 1854 г. англо-французские войска высадились в Крыму и осадили Севастополь. В начале 1855 г. к ним присоединилась Австрия. Не выдержав поражения в войне, 2 марта Николай скончался.

Новый император, Александр II, закончил войну. России удалось вернуть себе часть захваченных союзниками территорий, но Черноморский флот был потерян. Вступление Александра на престол связывалось с проведением реформ, т.к. отставание России от остальной Европы стало очевидно. Самой главной реформой, проведенной Александром, была отмена крепостного права в 1861 г., вызвавшая за счет переселения крестьян в города в дальнейшем развитие промышленности и рост городов. Проведение реформ проходило на фоне ослабления влияния государства на общественно-политическую жизнь, что парадоксальным образом привело к подъему различных террористических течений, ставящих своей целью уничтожение царской власти. Александр пережил ряд покушений, пока в 1881 г. очередная бомба террориста не убила его.

Недолгое царствование Александра III прошло под знаком убийства его отца. Политика вновь стала консервативной, свободомыслие подавлялось, велась борьба с террористами. Однако мощный импульс реформ, начатых Александром II, продолжал оказывать положительное влияние на экономическую жизнь страны, ставя ее в один ряд с экономически развитыми странами Европы.

Начало царствования последнего русского императора Николая II отмечено продолжающимся ростом экономического благосостояния страны и оживлением политической жизни. Первая русская революция 1905 г., вызванная поражением России в русско-японской войне, привела к формированию парламента — Государственной Думы, и ограничению самодержавия. Однако слабость Николая, его неспособность адаптироваться к реалиям современности, а также вступление страны в Первую мировую войну с армией, где процветали коррупция и казнокрадство, привело к росту антигосударственных настроений, которые подхлестывали и радикальные политические течения большевиков и эсеров. Армия и флот, основные столпы империи, были деморализованы, и императорская власть пала.

Москва. Первые упоминания о городе, стоящем на берегах Москвы-реки, в Леонтьевской летописи относятся к 1147 г., когда Владимиро-Суздальский князь Юрий Долгорукий, позже ставший Великим князем в Киеве, давал здесь пир своему союзнику князю северскому Святославу Ольговичу. Это был один из 300 русских городов того времени. В 1246 г., после раздела Владимиро-Суздальского княжества, Москва досталась князю Михаилу Храброму, затем переходила из рук в руки, пока 1271 г. в ней не укрепился князь Даниил, сын Александра Невского. Москва украсилась куполами первых храмов, Успенского и Архангельского соборов, и стала столицей Руси. В 1320 г. митрополит Петр перенес в Москву свой престол, и город стал средоточием как светской, так и духовной власти Руси. В 1353 г. Москва пострадала от эпидемии"черной смерти". В 1367 г. Дмитрий Донской начал строить белокаменный Кремль, до этого городские стены были деревянными, а в 1380 г. русские войска под его руководством нанесли сокрушительный удар монголо-татарским ордам. В 1386 г. Москва разорена монгольским ханом Тохтамышем. В XV в. город много страдал от междоусобиц, татарских набегов и пожаров. При царе Иване III появились первые жилые каменные постройки (Грановитая палата и палаты бояр), до этого из камня возводились только церкви. В 1479 г. освящен Успенский собор, в 1534 г. обнесена каменной стеной часть города, прилежащая с востока к Кремлю (Китай-город). В 1571 г. город сожжен крымским ханом Девлет-Гиреем. При царе Федоре Ивановиче обнесен каменной стеной и рвом так называемый Белый город, в 1588-92 г.г. укреплены отдаленные части Москвы — Земляной город. В 1606-12 г.г. происходят бедствия Смутного времени; затем Москва много терпела от пожаров (1618, 1700, 1712, 1737 г.г.), эпидемий (моровая язва 1654 г., чума 1771 г.) и внутренних бунтов (1648 г., 1682-92 г. — стрелецкие, 1771 г. — чумный). В 1783 г. стены Белого и Земляного города были срыты, и на месте их устроены Бульварное и Садовое кольцо. В 1812 г. Москва сгорела, когда ее заняли французы. После этого город беспрерывно продолжает отстраиваться и развиваться. Каждый век добавлял что-то свое в ряд белокаменных шедевров столицы княжества Московского, затем государства Российского, так что к 19 в. Москва славилась как город сорока сороков — такое множество церквей было в нем.

Сердце города — Кремль, окруженный стеной из красного кирпича с 20 башнями, построенной в 1485-1516 г.г. русскими и итальянскими мастерами. Он имеет в плане форму неправильного пятиугольника, одна из сторон которого возвышается над берегом Москвы-реки. Кремль, построенный по всем правилам европейского фортификационного искусства по образцу миланской крепости герцогов Сфорца, был окружен рвом и земляными валами, остатки которых можно проследить у стен в Александровском саду. Большая часть башен имеет в плане прямоугольную форму, стены завершаются раздвоенными зубцами бойниц в виде ласточкиных хвостов. В 17 в. некоторые башни были увенчаны декоративными шатровыми шпилями — восьмигранными ярусами с открытыми галереями наверху, завершающимися высокими зелеными шатровыми крышами. Остальные башни крыты пирамидальными крышами, завершающимися четырехугольными надстройками с арками, несущими невысокие шатры. На Спасской башне установлены часы.

Кремль являлся вместилищем самых замечательных и древних московских дворцов, принадлежащих московским князьям, а затем царям, и соборов, три крупнейших белокаменных собора и колокольня «Иван Великий» построены на Соборной площади.

Древнейший белокаменный собор Кремля, Успенский, был сооружен в 1475-79 г.г. под руководством итальянского архитектора Аристотеля Фьорованти в традициях владимиро-суздальской архитектуры как главный собор Московского государства. Здесь венчали на царство московских царей, вводили в сан патриархов. Это четырехугольное сооружение с пятью куполами на мощных цилиндрических барабанах с высокими узкими световыми окнами, символизирующих Христа и четырех апостолов. Пилястры делят северную и южную стены на 4, а западную и восточную на 3 прясла, завершающихся полукруглыми закомарами. В алтарной части к собору пристроена полукруглая в плане апсида, поверхность которой декорирована полуколоннами. Полукруглая перспективная арка входа, уходящая уступами вглубь мощной стены, составлена из нескольких архивольтов, поддерживаемых круглыми колоннами портала. По периметру собор окружает глухая аркада, в центре каждого прясла прорезанная прямоугольным окошком. Внутри объем собора разделен 4-мя прямоугольными столпами. Стены и внутренняя поверхность куполов расписаны фресками. В соборе установлен пятиярусный позолоченный иконостас, устроены места для царя, царицы и патриарха. Их троны стоят у двух противоположных столпов и увенчаны резными балдахинами.

Благовещенский собор был построен в 1484-86 г.г. московскими и псковскими мастерами и являлся домовой церковью московских князей и царей. Стены пятикупольного собора завершаются тремя килевидными закомарами, с востока к четверику церкви пристроены 3 алтарных апсиды, а с севера и юга — двухэтажные приделы с крытыми двухъярусными галереями полукруглых арок, над которыми возвышаются по 2 купола. Карниз крыши и верх цилиндрических барабанов декорированы резным орнаментом. Интерьер церкви, центром которого является пятиярусный иконостас, окружен обходной галереей и украшен фресками.

Архангельский собор был построен в 1505-08 г.г. и с начала 16 в. и до середины 18 в. служил царской усыпальницей. Стены двухъярусного пятикупольного собора членены на несколько частей пилястрами с лепными капителями и завершаются полукруглыми закомарами в виде раковин. Ярусы разделены лепным карнизом, в алтарной части — полукруглая апсида. Два центральных столпа в интерьере расписаны ликами царей и священников, захороненных здесь. Стены собора расписаны фресками, вдоль стен проходит ряд царских захоронений.

На Соборной площади возведен комплекс из пристроенных друг к другу колокольни «Иван Великий», звонницы и Филаретовой звонницы. Колокольня, построенная в 1505-08 г.г. и надстроенная при Борисе Годунове, сделавшем ее самым высоким зданием в Москве того времени, представляет собой трехъярусное столпообразное сооружение из уменьшающихся кверху восьмигранников, увенчанных большим куполом. Соседняя звонница, построенная в 1532-43 г.г., была восстановлена после наполеоновского нашествия. Нижний ее ярус, опоясанный фризом — широкий белокаменный четверик с углами, обрамленными рустованными пилястрами, служит основанием более узкой двухъярусной надстройки с большой полукруглой аркой посередине, увенчанной куполом на мощном цилиндрическом барабане. К звоннице пристроена Филаретова звонница — квадратная башня с шатровым завершением, нижние ярусы которой декорированы аналогично соседней звоннице, а верхний прорезает большая арка звона, увенчанная шатром.

В комплекс Патриарших палат входит церковь Двенадцати Апостолов, построенная из розового кирпича и увенчанная пятью куполами на высоких барабанах. Белокаменная трехкупольная церковь Ризоположения с высоким крыльцом, построенная в 1484-86 г.г., являлась домовой церковью московских патриархов. Небольшой, но высокий интерьер, окруженный обходной галереей, украшен пятиярусным иконостасом и фресками. Между ними возвышаются купола Теремных церквей и Теремной дворец, ныне входящий в комплекс Большого Кремлевского дворца.

Трехэтажный Теремной дворец был построен в 1635 г. для царя Михаила Федоровича. Выполненный в бело-розовой цветовой гамме, он богато украшен резным каменным декором колонн и фронтонов окон, крылец, опоясывающих этажи галерей-гульбищ и междуэтажных карнизов и венчается живописным этажом-теремом, покрытым золоченой кровлей. В интерьере низкие сводчатые потолки и стены небольших залов богато покрыты росписями. Группа домовых храмов, объединенных под именем Теремных церквей, расположена к востоку от Теремного дворца и объединяет церкви Екатерины, Евдокии и Спаса Нерукотворного с приделами Иоанна Предтечи и Распятским. Все три церкви объединены под единой крышей, над которой высятся 11 небольших куполов на высоких барабанах, и украшены многоцветными изразцовыми фризами.

Большой Кремлевский дворец был построен в 1839-49 г.г. архитектором К.А. Тоном на месте частично разобранных великокняжеских палат. Трехэтажное желтое здание с четырехгранным куполом посередине опоясывает прямоугольный внутренний двор. Стены первого этажа прорезаны полукруглыми окнами, утопленными в арки, фланкированные белыми пилястрами. Второй и третий этажи повторяют друг друга — их прорезает ряд сдвоенных окон, оконные проемы которых украшены гирькой и увенчаны треугольными сандриками с маскароном наверху. Этажи разделены фризами с лепными барельефами. Углы дворца обрамлены пилястрами, а венчает его аттик с белыми пилястрами. Интерьеры дворца насчитывают более семисот помещений, среди которых пять парадных залов.

Квадратная в плане Грановитая палата построена на высоком подклете, с парадным Красным крыльцом под балдахином и широкой лестницей, ведущей из Святых сеней в трапезную. Одностолпная, со сводчатым потолком, она до 17 в. оставалась самым большим залом на Руси. Грановитая палата была заложена в 1487 г. как парадная трапезная дворца Ивана III и строилась из кирпича под руководством итальянских мастеров вплоть до 1491 г. Название дворца происходит от декора его восточного фасада, выходящего на Соборную площадь, алмазного руста, характерного для итальянских зданий раннего Ренессанса. Окна в глубоких прямоугольных нишах были декорированы барочными пилястрами в 17 в. Стены в интерьере первоначально были расписаны Симоном Ушаковым, современные росписи выполнены в 19 в.

Двухэтажная Оружейная палата построена архитектором Тоном специально для хранения императорских художественных коллекций. Стилистика ее фасадов выдержана в духе соседнего Большого Кремлевского дворца, необычным является только высокий цокольный этаж переменной высоты, т.к. здание стоит на склоне холма. Нижний ярус прорезает ряд полукруглых окон, разделенных белыми рустованными пилястрами. Второй ярус членен белыми полуколоннами, между которыми расположены два яруса окон, прямоугольных снизу и полукруглых, с гирькой посередине, сверху. В интерьере первого этажа расположены 5 залов с крестовыми четырехчастными сводами. Здесь представлена одежда, рыцарские доспехи, кареты, конная сбруя. Все это богато отделано золотом, серебром, драгоценными камнями. Здесь же представлена шапка Мономаха, императорские короны, скипетры, державы, серебряная императорская корона Петра I в виде двух полушарий с дугой посередине. Перед парадной лестницей — сени, потолок которых поддерживают 2 массивных пилона. Стены залов второго этажа украшают круглые белые медальоны, потолочные карнизы обведены цветной каймой. Один из круглых залов украшен вдоль карниза медальонами с портретами русских князей и царей. Здесь кроме доспехов, оружия, церковных окладов, тронов, сервизов, ваз, блюд, братин, кубков из раковин, страусиных яиц и кокосовых орехов, представлены Золотая гора — курительница для благовоний в виде замка, через трубы которого выходил дым, блюдо для фруктов в виде фонтана, вода которого омывала их, изделия фирмы Фа-берже — крохотный заводной золотой поезд, малюсенький цветок с открывающимися лепестками, шкатулка в виде Кремля с куполом Успенского собора, внутри которого видна роспись настоящего собора, кораблики и статуи, запрятанные под стеклянные купола.

У западной стены Кремля расположен Потешный дворец, построенный в 1661 г. для тестя царя Алексея Михайловича, боярина Милославского, после смерти которого дворец переходит в казну, соединяется переходом с царскими хоромами и здесь начинают устраиваться «потехи» — театральные представления для царской семьи. При Петре I дворец был сильно перестроен для нужд коменданта и практически потерял свой первоначальный облик.

На территории Кремля построены также сооружения в стиле классицизма, крупнейшими среди которых являются бывший Арсенал и Сенат. Это желтые двух-трехэтажные здания, построенные на высоких цокольных отделанных рустом основаниях, фасады которых, прорезанные прямоугольными окнами, ритмично членены пилястрами, простирающимися на высоту двух этажей.

Одна из визитных карточек Москвы, Покровский собор — храм Василия Блаженного, был построен в 1555-61 г.г. на Красной площади зодчими Бармой и Постником в честь взятия Казани Иваном Грозным. В центре собора из красного кирпича возвышается восьмерик, завершающийся восьмигранным шатром с маленьким позолоченным куполом. Карниз восьмерика составлен из нескольких ярусов полукруглых закомар. Центральный восьмерик окружают 4 башни поменьше, ориентированные по сторонам света, два их яруса разной ширины разделяет пояс полукруглых закомар. Башни венчаются большими разноцветными куполами, выполненными из листового железа. Грани восьмериков украшены прямоугольными и треугольными филенками. Между этими башнями расположены еще 4 башни поменьше, в основании которых проходят три ряда закомар, завершающиеся луковичными разноцветными куполами. Собор построен на высоком подклете, окруженном аркадой, и окружен обходной галереей, соединяющей высокие крыльца под шатровыми крышами, с арками с гирькой посередине. Внутри башен из подклети наверх ведут узкие винтовые лестницы, с крыльца по наружной лестнице можно попасть в башню, минуя подклет. Интерьер сосредоточен вокруг церкви Покрова, расположенной в центральной башне. По периметру этой церкви идет узкий сводчатый проход, соединяющий остальные 8 башен, внутри каждой из которых находится своя церковь. В одной из них находится в подклете рака с мощами Василия Блаженного, московского юродивого, давшая второе название собору. Каждую башню по периметру окружает еще один внутренний проход. Кирпичные стены местами оштукатурены и покрыты фресками с растительным орнаментом.

Центральным сооружением западной стороны Красной площади является Исторический музей — трехэтажное здание из красного кирпича под четырехскатной крышей, построенное в неорусском стиле. Фасад, завершенный треугольным фронтоном, фланкирован двумя квадратными пилонами, увенчанными восьмигранными башнями с шатровыми крышами, с несколькими рядами кокошников в основании. Первый ярус фасада выступает из плоскости стены, он фланкирован небольшими квадратными башенками с полукруглыми окнами и шатрами над кокошниками, с двух сторон окруженными башнями поменьше. Портал с килевидным фронтоном обрамлен колоннами, поддерживающими арку с гирькой. Окна декорированы филенчатыми пилястрами, фасад украшен несколькими рядами кирпичей, выложенных поребриком.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Калейдоскоп городов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я