Эта книга для тех, кто уже осознал, что страдает от негативных убеждений, хочет с ними совладать, но еще не понимает как. Заниженная самооценка, прокрастинация, лень, отсутствие целей, страх перемен – это далеко не все комплексы, знакомые многим. Ценность книги в том, что в ней показан принципиально новый подход к работе с ограничивающими убеждениями, который основывается на распространенном в немецкой культуре понятии Внутреннего Швайнехунда. Немцы считают, что это сущность, которая живет в каждом из нас и является причиной всех наших комплексов и страхов. Швайнехунд блокирует любые попытки к переменам, считая их опасностью. Негативные убеждения – всего лишь его инструменты. Книга учит, как воздействовать не на сами убеждения, которых множество, а непосредственно на их причину, Внутреннего Швайнехунда. Будучи практическим руководством, она предлагает четкий план, выполнение которого сделает вашу жизнь яркой, счастливой, благополучной и свободной от негативных убеждений.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги В плену у Швайнехунда, или Шокирующая правда о негативных убеждениях. Как необычным способом устранять ограничивающие убеждения, легко достигать желаемых целей и классно жить! Практическое руководство предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1. Ваш Внутренний Швайнехунд и его функции
“Песца откармливали долго, в итоге полный был песец.”
— Владимир Поляков
Давайте более подробно разберемся, кто такой этот Внутренний Швайнехунд, откуда он появился, где обитает и что ему нужно.
Краткая историческая справка.
Понятие “швайнехунд” использовали охотники средневековой Германии. В те времена для охоты на диких кабанов использовались так называемые “свинячие собаки” (в русском языке аналог отсутствует), то есть особая порода охотничьих псов, которые были для этого специально обучены и натасканы. Их задача состояла в том, чтобы броситься на кабана и преследовать его до тех пор, пока он не устанет и не приляжет отдохнуть, а затем удерживать его на месте до прибытия охотников.
Где-то с начала XIX века выражение “швайнехунд” стало применяться по отношению к людям, в основном, в студенческой среде, и использовалось как грубое оскорбление. Оно относилось, в первую очередь, к лицам с низкими мотивами, ленивым, безвольным и безответственным.
Со временем это понятие претерпело трансформацию и приобрело другой смысл. Появилось определение “Внутренний Швайнехунд”. Оно перестало носить оскорбительный оттенок и стало относиться больше к обозначению каких-то внутренних качеств и моделей поведения человека.
Этот термин начал использоваться учителями физкультуры и спортивными тренерами по отношению к ученикам, которые не могли преодолеть свою лень и страдали отсутствием дисциплины.
Сегодня он используется не только в спортивной среде, но и в остальных аспектах жизни; в ситуациях, когда необходимо проявить силу воли, решительность, упорство, настойчивость, дисциплину, приложить усилия, чтобы добиться каких-то результатов. То есть выйти из “зоны комфорта”.
Рис. 1. Скульптура Внутреннему Швайнехунду в Бонне
В Германии в настоящее время это понятие широко используют коучи, тренеры личностного роста и психологи. Тема “Внутреннего Швайнехунда” настолько распространена и злободневна в немецком сознании, что в 1993 году в городе Бонн даже была установлена его скульптура.
Когда я начал более подробно изучать тему Швайнехунда, меня удивили некоторые факты. Хотя понятие “Внутренний Швайнехунд” — это чисто немецкое изобретение, литературы по этой теме я обнаружил не так уж и много. То есть она, конечно, есть, однако, с моей точки зрения, её недостаточно и тема “Внутреннего Швайнехунда” в ней проработана не так глубоко, как бы хотелось.
Рецепты преодоления деятельности Внутреннего Швайнехунда даны довольно обобщенно и не системно. Часто встречаются просто перечисления рекомендаций, утверждающих, что при их выполнении вы сможете преодолеть своего “саботажника”.
Например, вот отрывок из статьи одного немецкого автора под названием “Три эффективных совета по преодолению Внутреннего Швайнехунда”:
1. Начинайте свой день с выполнения самого неприятного задания.
2. Делите большое дело на много маленьких.
3. Выделите специальный день для разгребания завалов, прокрастинированных дел.
Как бы рецепты известные, правильные и полезные, однако не объясняется, почему их нужно выполнять и как все это практически встроить в свою жизнь.
Видимо, в данном случае, принимается во внимание немецкий менталитет, которому присущи исполнительность и дисциплинированность. Немцу достаточно услышать от авторитетного источника, что нужно так делать — и он будет так делать. Но, увы, так поступают далеко не все. Я — так точно нет.
Меня такие советы совершенно не устроили. Я это все знал и без них, но ничего при этом не делал. Я не нашел четкой системы и пошаговой инструкции, каким образом выстраивать взаимоотношения со своим Внутренним Швайнехундом, как не “соскочить” в процессе, как закрепить достигнутый результат и еще очень много других “как”.
Что я вынес из проработанной мной по этой теме литературы, так это полное принятие концепции “Внутреннего Швайнехунда”. Я свято уверовал, что он существует, находится в каждом из нас и очень сильно влияет на наши мысли, решения, действия. Я пришел к выводу, что систему дрессировки Внутреннего Швайнехунда мне нужно создать для себя самому.
И я начал разбираться.
Меня как медика по образованию и в значительной мере материалиста, в первую очередь интересовало, какие анатомо-физиологические структуры нашего организма отвечают за присутствие Внутреннего Швайнехунда в нашей жизни. Где-то же он внутри нас обитает!
Ответы на свои вопросы я получил в книге американского нейрофизиолога Пола МакЛина “Тройственный мозг в эволюции: роль в палеоцеребральных функциях”. В ней он еще в 1960 году описал “модель тройственного ума”.
Он выделил в мозге человека три центра психической активности, каждый из которых по-своему реагирует на происходящие события. МакЛин выявил, каким образом каждая из наших нервных систем несет в себе схему потенциальных возможностей, способностей и навыков, развитых в каждый из эволюционных периодов.
Внешний центр — неокортекс, или кора головного мозга, отвечает за мышление и произвольные движения человека.
Ко второму центру относится лимбическая система, или мозг млекопитающих, который отвечает за эмоции, получение удовольствия и вегетативную нервную систему.
Третий центр психики, “рептильный ум”, находится в глубине мозга. Он состоит из ствола мозга, среднего мозга, базального ядра и других структур. Рептильный мозг отвечает за базовые функции, необходимые для выживания: инстинкты, стремление к удовлетворению основных потребностей (еда, размножение, самосохранение, защита и т. д.).
Три центра психики имеют разные цели. “Мозг человека” занимается вопросами смыслов, целей и объяснений ситуации, “мозг млекопитающего” — эмоциональным отношением, азартом, гневом или любовью и т. д., а “рептильный мозг” — вопросами безопасности, выживания и продолжения рода.
Данная теория нашла свое применение в психологии и практиках личного развития.
Вот основные функции, которые контролирует “рептильный мозг”:
— инстинкт выживания;
— инстинкт продолжения рода;
— защита своей территории;
— агрессия;
— желание всем обладать и все контролировать;
— следование шаблонам;
— имитация, обман;
— борьба за власть, стремление к иерархическим структурам;
— ритуальное поведение.
Практически все эти функции присущи Внутреннему Швайнехунду.
Исходя из этого, я пришел к заключению, что он в основном обитает в “рептильном мозге” и немного в лимбической системе, в той части, которая отвечает за получение удовольствия.
Таким образом, Внутренний Швайнехунд контролирует два самых главных, базовых побуждения — стремление избежать боли и желание получить удовольствие.
То есть, выражаясь компьютерным языком, он вшит непосредственно в материнскую плату, в BIOS.
Пребывая в фундаменте, в самой основе основ нашей ЦНС (центральной нервной системы), он влияет на все, что происходит в надстройке. Ибо все наши чувства, эмоции, мысли, побуждения, действия — всего лишь производные от вышеупомянутых двух базовых побуждений. А они, в свою очередь, находятся в цепких мохнатых лапах этого хитрющего и коварнейшего существа — Внутреннего Швайнехунда.
Представили расклад? Проняло? Меня — проняло! Теперь понятно, кто является нашим “серым кардиналом” и, кто, на самом деле, управляет нашими мыслями и действиями?
Именно негативные убеждения — это его самые любимые инструменты и рычаги воздействия, так как они наиболее эффективны для управления нами. Есть и другие, и о них я более подробно расскажу во второй главе.
Большая часть ограничивающих убеждений возникла и закрепилась у нас только потому, что в этом был заинтересован наш Швайнехунд.
Многие специалисты связывают появление комплексов с какой-либо негативной ситуацией, возникшей в жизни человека, особенно, в детстве. Это правда. Но не вся. Такие ситуации — лишь повод для их возникновения.
Но вот зафиксировать эти ограничивающие убеждения, усилить их, закрепить и сохранить — это уже работа Внутреннего Швайнехунда. Он с ней справляется как нельзя лучше. Именно он является главной причиной того, что у нас этих убеждений так много и сами по себе они не “рассасываются”. Швайнехунд не дает.
Если же научиться воспитывать своего Внутреннего Швайнехунда, дрессировать его, то ограничивающих убеждений будет становиться меньше. И меньше появляться новых. Здесь — прямая зависимость. И совсем не важно, какие они у вас и сколько их. Вы же будете воздействовать на первопричину.
Самое главное в этой методике — это полностью и безоговорочно принять концепцию Внутреннего Швайнехунда и того базового постулата, что это он, а не вы повинен во всех ограничивающих убеждениях, которых вы нахватали за свою жизнь.
Нужно примерить эту идею на себя, сродниться с ней и понять, что ваша главная задача — дрессировать Внутреннего Швайнехунда, а не заниматься самоедством по поводу своих комплексов.
Такой настрой сильно облегчит вам процесс его воспитания. И не забывайте, что Швайнехунд — это всего лишь помесь ленивой свиньи и суетливой злобной собаки. А собаки и свиньи очень хорошо поддаются дрессировке.
РЕЗЮМЕ
Внутренний Швайнехунд в основном обитает в “рептильном мозге” и немного в лимбической системе, в той части, которая отвечает за получение удовольствия. Таким образом, он контролирует два самых главных, базовых побуждения — стремление избежать боли и желание получить удовольствие.
Пребывая в фундаменте, в самой основе основ нашей ЦНС, он влияет на все, что происходит в “надстройке”. Ибо все наши чувства, эмоции, мысли, побуждения, действия — всего лишь производные от вышеупомянутых двух базовых желаний.
Вы абсолютно не виноваты во всех ваших ограничивающих убеждениях (лени, прокрастинации, безволии, недисциплинированности и т.д.). Ответственность за это полностью лежит на вашем Внутреннем Швайнехунде. Он, и только он виноват во всех ваших бедах и несчастьях.
Но вы и только вы несете полную ответственность за то, как вы с ним взаимодействуете — воспитываете и дрессируете или позволяете ему “сесть на голову” и управлять вами.
Ценность моей системы — в динамичном взаимодействии с Внутренним Швайнехундом как с первопричиной всех ваших ограничивающих убеждений, то есть в постоянном его воспитании и дрессировке.
ПРАКТИКУМ
Задание 1
Заведите рабочую тетрадь. Это может быть любая тетрадь или блокнот по вашему выбору. В тетради вы будете выполнять задания после прочтения каждой главы.
Кроме того, в ней вы можете записывать основные идеи каждой главы, а также собственные мысли, которые у вас неминуемо будут возникать по ходу чтения.
Задание 2
Вспомните и запишите в рабочую тетрадь несколько случаев из своей жизни, когда вы принимали решение что-то сделать, причем были полны энтузиазма и уверенности, что сделаете это (например, начать бегать с понедельника, учить иностранный язык, бросить курить, перестать есть на ночь и т.д.), но так и не сделали либо начали, но очень быстро бросили это занятие.
Вас это расстраивало, вы ругали себя, обзывали безвольной тряпкой, мучились чувством вины, но это лишь приводило к тому, что вы все больше теряли уверенность в себе и еще больше занижали свою самооценку.
Задание 3
Запишите в тетради своими словами два главных постулата концепции Внутреннего Швайнехунда:
1. Вы абсолютно не виноваты во всех ваших ограничивающих убеждениях (лени, прокрастинации, безволии, недисциплинированности и т.д.). Ответственность за это полностью лежит на вашем Внутреннем Швайнехунде. Он и только он виноват во всех ваших бедах и несчастьях.
2. Однако вы, лишь вы и никто иной, несете полную ответственность за то, как вы с ним взаимодействуете — воспитываете и дрессируете или позволяете ему управлять вами.
Перечитайте несколько раз то, что записали. Вникните в суть. Примерьте на себя. Прислушайтесь к себе. И если вам это резонирует, примите эти постулаты и впустите их в свою жизнь.
Задание 4
Запишите в рабочую тетрадь инсайты, которые возникли у вас при чтении вступления и первой главы, а также при выполнении Практикума.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги В плену у Швайнехунда, или Шокирующая правда о негативных убеждениях. Как необычным способом устранять ограничивающие убеждения, легко достигать желаемых целей и классно жить! Практическое руководство предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других